Психологическая готовность детей к школе
- Тип работы: Курсовая работа
- Цена: Бесплатно
Введение
Проблема готовности ребенка к школе возникла несколько десятилетий назад в связи с изменением (снижением) сроков начала систематического обучения. Возникла эта проблема не только в нашей стране, но практически во всех странах Европы. Тогда и начали определять, в каком возрасте лучше начинать обучение, когда и при каком состоянии ребенка этот процесс не будет приводить к нарушениям в его развитии, отрицательно сказываться на его здоровье. Одновременно необходимо было решить проблему, как лучше учить.
Ученые, педагоги, школьные гигиенисты, психологи, физиологи, медики подключились к исследованиям, которые в нашей стране начались задолго до введения в школу обучения с шести лет. Предварительно нужно было определить не только возможные трудности, которые возникают в связи с более ранним обучением, но и найти более оптимальные сроки (возраст), когда ребенку можно идти в школу, более рациональные и оптимальные формы и методы обучения.
Предлагалось и предлагается сейчас немало способов определения готовности ребенка к обучению. Одни ученые и специалисты считали достаточным критерием достижением определенной степени морфологического развития (например, смена молочных зубов), другие связывали готовность непременно с умственным развитием, третьи считали необходимым условием определенный уровень психического, и прежде всего личностного, развития.
В педагогической литературе довольно подробно рассматриваются психологические особенности детей, поступающих в школу, но о физическом, функциональном развитии и особенно о состоянии здоровья говорится либо вскользь, скороговоркой, либо вообще ничего. Между тем, функциональное развитие и состояние здоровья являются факторами, во многом определяющими успешность обучения в школе. Но нужно не только знать состояние на данный момент – важно понимать, как шло развитие, каков исходный уровень, с которым пришел ребенок, и как он должен развиваться.
Объект исследования – дошкольники старшей возрастной группы.
Предмет исследования – процесс диагностики готовности ребенка к обучению в школе.
Цель курсовой работы – раскрыть особенности организации изучению готовности ребенка к обучению в школе.
Цель исследования конкретизируется через решение следующих задач:
- выявить уровень интереса к данной проблеме в психологической науке;
- определить основные характеристики психологической готовности детей к обучению в школе;
- подобрать методики и с их помощью выявить уровень готовности к школе детей экспериментального класса.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы: наблюдение за детьми, психолого-педагогические задания для определения готовности детей к школьному обучению; анализ психолого-педагогической литературы; изучение опыта учителей Фариновской школы Полоцкого района.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что ее теоретические положения и методики могут быть использованы не только для определения готовности детей к школе, но и для организации соответствующей первостепенной коррекционной деятельности учителей начальной школы.
Глава I Теоретические основы изучения психологической готовности детей к школе
1.1. Вопросы готовности детей к школе в трудах отечественных психологов
В работах отечественных психологов подчеркивается, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование. У истоков такого подхода стоит Л.И.Божович, которая подчеркивала, что готовность складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности и познавательных процессов, способности к произвольной регуляции поведения, а также определенной социальной позиции ребенка.[2,с.26] Эту точку зрения разделял и А.В.Запорожец, который отмечал, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности волевой регуляции действий и т. д.» [1,с.64].
Большое значение имеет теоретическое положение Л.А.Венгера, связанное с применением фундаментального положения отечественной психологии о том, что все психологическое свойства человека формируются в его деятельности.
В его работах подчеркивается, что у ребенка дошкольного возраста не может быть «школьных» качеств в их чистом виде, поскольку они, как и любые психические процессы, складываются в ходе той деятельности, для которой они необходимы, и, следовательно, не могут быть сформированы без нарушений специфических условий жизни и деятельности, характерных для школьного возраста. Исходя из этого Л.А.Венгер считает, что психологическая готовность к школе состоит не в том, что у ребенка оказываются сформированными сами «школьные» качества, а в том, что он овладевает предпосылками к последующему их усвоению [11,с.18].
По его мнению, основными показателями школьной готовности являются:
- физиологический (физическое созревание организма, его устойчивость к нагрузкам, новому режиму);
- психологический (определенный уровень развития мышления, внимания, памяти, речи и т. д.);
- педагогический (знания, умения, навыки – все чему научили ребенка);
- эмоциональная готовность (наличие у ребенка желания познавать новое, эмоциональная устойчивость, отсутствие импульсивности);
- наличие волевой регуляции поведения (умения адаптироваться в коллективе сверстников, строить новые взаимоотношения со взрослыми).
Я.Л.Коломенский, Е.А.Панько делают попытку определить основные закономерности психического развития шестилеток. В книге «Учителю о психологии детей шестилетнего возраста» показаны особенности игры, учебной, конструктивной, изобразительной деятельности шестилеток, раскрыты особенности их мышления, воображения, памяти, восприятия, речи, внимания, а также положение ребенка в «детском обществе» и его отношение со взрослыми. Содержится много конкретных советов учителю, воспитателю, родителям [6].
Вторая книга Р.С.Немова «Психология образования» представлена следующими разделами: возрастные особенности детей, формирование личности ребенка, психологические основы и возрастные особенности обучения и воспитания, основы диагностики [10].
Родители должны стимулировать познавательный процесс, столь свойственный детям 5-6 летнего возраста. Однако не всегда родители знают, как помочь своему ребенку лучше подготовиться к школьному обучению. Разрешить, в некоторой степени, эти проблемы поможет серия работ «Ребенок готовится к школе». Предлагаются наиболее популярные методики, направленные на подготовку детей к школе. При их выборе составители опирались на исследования А.В.Басова, Н.К.Винокуровой, Г.Е.Мазо, Е.А.Мухортовой, Л.В.Тихомировой и других.
М.М.Безруких дает практические рекомендации по коррекции трудностей адаптации к школе. Автором разработаны основные физиологические и психологические характеристики детей посещающих школу[1].
В работах Е.Е.Кравцовой при характеристике психологической готовности детей к школе основной удар делается на роль общения в развитии ребенка[7]. Выделяются три сферы – отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.
1.2. Основные характеристики психологической готовности детей к обучению школе
1.2.1 «Готовность детей к школе» как понятие
Учебная деятельность, которая становится главной для ребенка при поступлении в школу, требует развития у дошкольника многих качеств. Среди них можно назвать такие, как речь, мышление, память, внимание, сформированность положительного отношения к учебе, достаточный запас знаний и др. При этом для обозначения уровня подготовленности специалисты чаще всего используют понятие «готовность к обучению в школе».
Готовность к обучению – это развитие качеств дошкольника, которое обеспечивает успешное выполнение требований будущей учебной деятельности[4,с.25].
Готовность к обучению включает различные виды готовности. Прежде всего выделяют функциональную готовность или «школьную зрелость». Она предполагает достаточный для решения задач обучения уровень созревания у ребенка мозговых структур и нервно-психических функций. Если у ребенка низкая функциональная готовность, то в ходе обучения он может испытывать трудности, связанные прежде всего с психическими перегрузками. При этом у него возможет достаточно высокий уровень развития внимания, интеллекта, речи и т. д., но отсутствие функциональных условий делают обучение рискованным из-за большой уязвимости психики. Функциональная готовность включает развитие мелких и крупных движений, развитие органов чувств, запас знаний.
Другой важной составляющей готовности к обучению является произвольная готовность – способность ребенка выполнять указания старшего, достигать поставленной цели и т. д. Произвольная готовность включает развитие произвольного внимания, произвольной памяти, умение действовать по правилу. Достаточное развитие этой готовности является необходимым для нормальной организации обучения, т. к. оно требует от школьника умения соблюдать правила и выполнять предъявляемые школой требования.
Мотивационная готовность обеспечивает положительное отношение ребенка к обучению в школе. Другими словами, при наличии этой готовности дошкольник испытывает большое желание учиться. Благодаря развитию мотивационной готовности, у ребенка как бы формируется положительная внутренняя позиция к учебе, которая играет важную роль в успехе будущего обучения.
В ходе обучения в школе у ребенка очень интенсивно начинают развиваться мышление, память, воображение, внимание и другие познавательные процессы. Однако при поступлении в школу у дошкольника уже должны быть в определенной степени развиты эти образования. Иначе говоря, у него должен быть достаточный уровень развития интеллектуальной готовности.
При поступлении в школу ребенок должен также иметь навыки общения со сверстниками, со старшими, уметь правильно воспринимать и понимать ситуации отношений и соответственно строить свое взаимодействие с окружающими. Если дошкольник достаточно развит в этом отношении, говорят о его социально-психологической готовности к обучению в школе.
Таким образом, готовность к обучению в школе предусматривает развитие у ребенка многих качеств и свойств.
1.2.2. Интеллектуальная готовность
Ошибочно думать, что словарный запас, специальные умения и навыки – это определяющее мерило интеллектуальной готовности ребенка к школе.
Существующие программы, и усвоение потребуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, потребуют достаточно развитых познавательных процессов.
Исследования обнаружили, например, что к старшему дошкольному возрасту дети овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов, пользуясь усвоенной системой общественно выработанных эталонов)[12,с.10].
Оказалось, что доступно понимание общих закономерностей, лежащих в основе научного знания. Так, например, в 6-7 лет ребенок способен усвоить не только отдельные факты о природе, но и знания о взаимодействии орга¬низма со средой, зависимость между формой предмета и его функцией, стремлением и поведением. Однако достаточно высокого уровня познава¬тельной деятельности дошкольники достигают, только если обучение в этот период направлено на активное развитие мыслительных процессов, является развивающим, ориентированным, как писал Л.С.Выготский, на «на зону ближайшего развития».
Шестилетний ребенок может многое. Но не следует и переоценивать его умственные возможности. Логическая форма мышления хотя и доступна, но еще не типична, не характерна для него. Тип его мышления специфичен.
Опираясь на высшие схематизированные формы образного мышления, ребенок получает возможность вычленить наиболее существенные свойства, отношения между предметами окружающей действительности. С помощью наглядно-схематического мышления дошкольники без особого труда не только понимают схематические положения, но и успешно пользуются ими (например, планом помещения для нахождения спрятанного предмета –«секрета», схемой типа географической карты для выбора верной дороги, графическими моделями при конструктивной деятельности). Однако, даже приобретая черты обобщенности, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их «заместителями».
Познавательная потребность ярко выражена у большинства детей в 6-7 летнем возрасте. У многих она связана с бескорыстным интересом ко всему окружающему; у многих, но не у всех. Есть, наверное, в каждом классе дети, чья интеллектуальная пассивность приводит их в число отстающих, слабоуспевающих учеников. Причины такого рода пассивности часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, он быстро выполняет его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру [12,с.43].
Такие дети требуют особого внимания: развития у них любознательности, познавательного отношения к окружающему миру, кругозора, поисков особых форм и методов работы с ними (интересные и содержательные занятия, беседы, наблюдения).
В понятие «интеллектуальная готовность» входит как запас знаний и представлений ребенка об окружающем, так и сформированность его мыслительных навыков.
К 6-7 годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города или деревни, где он проживает, название нашей страны, ее столицу. При правильном воспитании дети знают не только имена, но и отчества своих родителей, кем они работают, и понимают, что их бабушка – чья-то мама: отца или матери. Они ориентируются во временах года, их последовательности и основных признаках. Знают месяцы, дни недели, текущий год. Знают основные виды деревьев, цветов, дифференцируют домашних и диких животных, т. е. они ориентируются во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении. Наблюдая природу, события окружающей их жизни, дети учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы.
Важное место в подготовке ребенка к школе занимают рисование, лепка, аппликация, конструирование. В этих занятиях развиваются детские представления о мире, о том «как устроены» предметы, животные, люди [12,с.16].
Для нас с вами очевидно, что руки у человека начинаются от плеч, что между туловищем и головой есть шея. А посмотрите на рисунок человека, сделанный ребенком 4-5 лет. Руки растут от середины туловища, сверху прямо к нему прикреплена голова. Пройдет немало времени, прежде чем сопоставление своих рисунков с фигурами реальных людей приведет ребенка к пониманию того, как в действительности соотносятся между собой части человеческого тела.
Тот же путь – от грубой и искаженной схемы к правильному воспроизведению реальности – проходит и изображение животного, дерева, дома, автомобиля. В результате развиваются и сами представления ребенка об изображаемых объектах. Развивается и умение мысленно представлять себе разные предметы, «поворачивать» их в уме.
Рисуя, строя, создавая пластилиновых чудищ, ребенок переживает радость творчества, отражает свои впечатления, выражает свое эмоциональное состояние. Рисование и конструирование – первая продуктивная деятельность ребенка.
Конструирование из кубиков требует решения настоящих инженерных задач. Как сделать, чтобы дом не падал? Какой высоты должен быть мост, чтобы под ним свободно проплывала игрушечная лодка? Ребенок отвечает на эти вопросы по ходу строительства, переделывая и совершенствуя неудачные сооружения. Со временем он научится решать конструктивные задачи в уме, до начала строительства. А это значит, что у него развивается конструктивное мышление. Очень велико значение конструирования и для развития планирования своих действий; организации работы. Ребенок приучается к тому, что сначала надо создать замысел постройки, затем найти нужные строительные детали, спланировать последовательность возведения разных зданий сооружения. То, что было сказано о рисовании, конструировании, относится и к другим детским занятиям: аппликации, изготовлению самоделок из бумаги и природных материалов, сочинению сказок и т.п.
1.2.3. Социально-личностная готовность
Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» – положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Готовность этого типа, личностная готовность, выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.
У дошкольников появляются мотивы, выражающиеся в стремлении занять новую для них позицию школьника. Эти мотивы могут быть личными («Хочу учиться, чтобы накупить много книг»), а также общественно значимыми, среди которых имеются узкие мотивы, обращенные к своей семье («Вылечу бабушку», «Помогу маме»), и мотивы более широкого плана («Выучусь и стану врачом, чтобы все люди были здоровыми»).
Внешние аксессуары школьной жизни, желание сменить обстановку действительно кажутся заманчивыми старшему дошкольнику. Важно, чтобы школа привлекала ребенка и своей главной действительностью – учением («Хочу учиться, чтобы быть, как папа», «Научусь читать», «В школе буду задачи решать»). Это стремление связано с новыми моментами в развитии старшего дошкольника. Ему уже недостаточно лишь в игре приобщаться к жизни взрослых. А вот быть школьником – совсем другое дело. Это уже осознаваемая ребенком ступенька вверх, к взрослости, да и учеба в школе воспринимается ими как ответственное дело. Не проходит мимо внимания шестилетнего ребенка и уважительное отношение взрослых к учебе как к серьезной деятельности.
Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадают с личностной готовностью ребенка к школе. Такие первоклассники ведут себя в школе, как говорится, по-детски, учатся неровно. Их успехи налицо, если занятия вызывают непосредственный интерес. Но если его нет и дети должны выполнять учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой первоклассник делает его небрежно; наспех, ему трудно достичь нужного результата.
Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. Причина, подобного отношения к школе, как правило, результат ошибок воспитания детей. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что очень опасно, особенно по отношению к робким, не уверенным в себе детям. («Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»). Намного разумнее сразу сформировать верное представление о школе, положительное отношение к ней, к учителю, книге.
Умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться при необходимости, чувство товарищества -качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новым условиям.
Личностную готовность к школе определяет также развитие самосознания, которое проявляется в самооценке: как ребенок оценивает себя, свои качества, возможности, свои успехи и неудачи. Важно знать и учитывать, что правильная оценка и самооценка у шести семилетнего ребенка невозможны без авторитетной корректировки взрослого. Во-первых, эмоции часто заслоняют объективность оценки, а, во-вторых, авторитет взрослого еще так велик, что нередко собственную оценку заслоняет оценка взрослого. Например, первоклассники почти всегда оценивают своих одноклассников так, как оценивает их учитель [8,с.64].
В то же время дети этого возраста достаточно хорошо могут оценивать и предвидеть предполагаемую реакцию взрослого, и поэтому поведение одного и того же ребенка с разными взрослыми различно (они знают, когда и с кем что можно).
1.2.4. Волевая готовность
Серьезного внимания требует формирование и волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него понадобиться умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. Чтобы делать не только приятное, но и необходимое, нужно волевое усилие. Способность управлять своим поведением, своей умственной деятельностью – вниманием, мышлением, памятью.
К концу дошкольного возраста происходит формирование основных структурных элементов волевого действия — ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить, реализовать его, проявить определенное усилие в процесс преодоления препятствий, оценить результат своего волевого действия. Правда, выделяемые цели еще не всегда достаточно устойчивы и осознаны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения.
Значительно изменяется к шести годам степень произвольности движений ребенка. В 6-7 лет движения становятся объектом сознательной волевой деятельности. «Возрастающее умение анализировать собственные движения к внимание к точности рисунка к обучению в условиях школы, о возможности сознательно приобретать двигательные умения уже трудового порядка, сложные формы умений и навыков типа письма, рисования, игры на инструментах, танца», – считает психолог Я.З.Неверович [7,с.26]. Произвольность в поведении шестилетнего ребенка проявляется и в преднамеренном заучивании стихотворения, в способности побороть непосредственное желание, отказаться привлекательного занятия, игры, ради поручения взрослого, общественного поручения, оказания помощи маме. Она и в умении побороть боязнь (войти в темную комнату, в кабинет зубного врача), преодолеть боль, не заплакать при ушибе. Необходимо в этом возрасте развить способность действовать по моральным мотивам, отказываться от того, что непосредственно привлекает.
Сложнее дело обстоит с познавательной деятельностью. Требуется время, прежде чем требования к ребенку превратятся в собственную программу ребенка. Зачатки этой способности уже формируются в старшем дошкольном возрасте. Но это только зачатки; в 6-7 лет они еще не достигают полного развития. Взрослым следует соблюдать постепенность в предъявлении требовательности, интересы, потребности детей этого возраста.
Следует иметь в виду, что отличительной чертой волевой регуляции поведения является единство мотивационной и операционной сторон, т. е. характерного для ребенка отношения к трудностям и типичных для него способов их преодоления. Поэтому, как показывают специальные психологические исследования, первостепенное значение в формирование воли имеет воспитание мотивов достижения цели. Формирование у детей стремления не пасовать перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями поможет ребенку самостоятельно или при незначительной помощи преодолеть трудности, которые возникают у него в первом классе.
Развитие дисциплинированности, организованности и других качеств, помогающих ребенку овладеть, управлять своим поведением в большей мере зависит от степени его восприимчивости к требованиям, от характера взаимоотношений ребенка и взрослого.
Выводы по главе
В последние годы в педагогической науке резко возрос интерес к проблеме готовности ребенка к школе, что объясняется определить предельный возраст готовности ребят к смене деятельности. Хотя эта готовность включает различные виды готовности, определяющим является ее три вида: интеллектуальная, социально-личностная и волевая. При этом психологи отмечают разнообразный спектр их проявлений от способности ставить цели и сознательно их достигать.
Глава II Изучение психологической готовности детей к обучению в школе
Для изучения психологической готовности детей к школьному обучению была использована специальная программа, разработанная Н.Я.Кушнир [9]. Эта программа позволяет выявить следующие позиции:
1. Запас знаний.
2. Мотивация готовности к поступлению в школу
3. Уровни произвольного запоминания
4. Уровень развития образных представлений
5. Уровень развития мышления и речи
6. Уровень развития моторики руки
Исследование проводилось на базе Фариновской СШ Полоцкого района в ноябре 2003 года, принимало участие 19 детей шестилетнего возраста: 11 мальчиков и 8 девочек (Прил. 1)
В работе также использован опыт работы учительницы начальных классов Сенько Е.Н.
Уровень осведомленности детей определялся с помощью комплекса заданий: процесса счета, просчета специального поля, определения множества, знания цифр в пределах 10, знания печатных букв, изменения существительных по числам, рассказа по картинкам (Прил.2).
Для выявления мотивов поступления детей в школу был разработан специальный опросник «Хочу ли я в школу?» (Прил.3).
Для оценки произвольной готовности применена методика, которая среди психологов известна как «Графический диктант» (Д.Б.Элькоина) (Прил.4). С помощью заданий, которые заключались в том, что дети должны были с помощью раздельных картинок собрать определенные фигуры, а затем нарисовать самих себя, удалось определить уровень сформированности образных представлений. Уровень развития мышления определялся по качеству выполнения двух операций классификации и обобщения. Для этого были подобраны задания типа «Назови предметы одним словом» (см. Прил. 5) и «Какой предмет здесь лежит?».
При выявлении уровня развития функциональной готовности обычно используется тест Керна-Йирасека, в котором содержится три вида заданий. Первое задание требует от ребенка рисования фигуры мужчины. Второе задание представляет собой срисовывание письменных букв, а третье — срисовывание группы точек. По результатам выполнения этих заданий можно судить прежде всего о развитии тонких движений руки, согласованности зрения и движения руки (Прил.6).
Результаты исследования помещены в таблицу. Они не только отражают уровень готовности детей к обучению в школе, но и позволяют учителю определить направленность коррекционно-развивающих занятий.
Результат исследования позволяет установить, что уровень готовности шестилеток Фариновской СШ в основном средний и высокий (68%). За дошкольный период у них сформирован запас знаний, необходимый для обучения. У них высокий уровень желания учиться. Дети имеют достаточно развитую моторику, чтобы заниматься данной деятельностью. Основное внимание учительница начальных классов должна будет обратить на формирование мыслительных операций и развитие представлений, уровень которых низкий.
Выводы по главе
Для изучения психологической готовности шестилеток к обучению в школе необходимо использовать комплексную диагностическую программу. Выявление трех уровней готовности (низкого, среднего, высокого) указывает на необходимость организации дифференцированного подхода в обучении первоклассников. Что позволит успешно преодолеть их отставание и создать благоприятные условия для дальнейшего обучения.
Заключение
Необходимость снижения сроков школьного обучения делает важным вопрос определения психологической готовности ребенка к данной деятельности. При всем многообразии подходов к определению компонентов готовности основными показателями являются: необходимый уровень интеллектуального развития, уровень социальной взрослости и способность к волевым действиям.
Такой подход нашел свое воплощение в теоретических исследованиях Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и др. психологов. В последнее время созданы оригинальные методики, которые позволяют не только диагностировать наличие у ребенка соответствующих качеств и способностей, но и успешно готовить их к школе (А.В. Басов, Н.К. Винокурова, Г.Е. Мазо и др.)
Н.Я. Кушнир разработала комплексную программу, которая позволяет выявить у первоклассников сформированность таких компонентов, как запас знаний, мотивационная готовность, произвольность запоминания, образность представлений, мышление и речь и моторика рук.
Предлагаемые методики могут быть успешно применены каждым учителем начальных классов. Исследования показали, что у большинства дошкольников наиболее слабо сформированы отдельные мыслительные операции и образные представления. Поэтому в деятельности учителей начальных классов работа по этим направлениями должна быть актуализована.
В качестве рекомендаций необходимо подчеркнуть, что данная диагностическая процедура должна быть обязательной при организации работы с первоклассниками.
Библиографический список использованной литературы
- Безруких М.М., Ефремова С.П. Ребенок – идет в школу. – М., 1998, 240с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968, 148с.
- Готовность к школе. Руководство практического психолога./ Под ред. И.В. Дубровиной.– М., 1998, 120с.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе: диагностико-развивающая программа//Психологическая наука и образование. – 1998, №2, с. 25-32.
- Диагноз – первоклассник// Учительская газета. 1999, № 15, с.10.
- Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М., 1988, – 190 с.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к бучению в школе. – М., 1991, – 152 с.
- Кушнир Н.Я., Максимук Н.Н. Введение в школьную жизнь.–Мн., 1998,132с.
- Кушнир Н.Я. Программа психолого-педагогического обследования при поступлении детей в 1 классе// Пачатковая школа. 1992, №3, №5.
- Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – М., 1995, 496 с.
- Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста/ Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. – М., 1988, 136 с.
- Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе. -Мн., 2002, 240 с.