Психология

Поможем написать

Мотивация военнослужащих на ведение боевых действий

  • Тип работы: Курсовая работа
  • Цена: Бесплатно

Введение

Важнейшим условием обеспечения суверенитета, территориальной целостности и защиты национальных интересов России является поддержание боеспособности и боеготовности ее Вооруженных сил на уровне, гарантирующем военную безопасность государства. В современных условиях эта ответственная задача решается путем коренных перемен в экономической, социально-политической, духовно-нравственной и собственно военной сферах жизни российского общества. И чем сложнее эти условия, тем выше роль морально-психологической составляющей боевой мощи Вооруженных сил Российской Федерации.

Анализ драматических военно-политических событий в Персидском заливе (1991), Югославии (1999), Ираке (2003-2011), Афганистане (2001 – н. в.), Ливии (2011), южно-осетинско-грузинского конфликта (2008), Сирийской Арабской Республике (2011 – н. в.), продолжающейся гражданской войны в Украине еще раз позволяют констатировать чрезвычайную роль морально-психологического фактора. В таких условиях вполне закономерны активные действия Главнокомандующего Вооруженными силами Российской Федерации, министра обороны, российского оборонного ведомства по усилению морально-психологического обеспечения деятельности войск (далее МПО).

«Наш солдат, – отмечает Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами Российской Федерации В. В. Путин, – добывает победы не только оружием, но и духом, и волей своей. Они тверже металла, они помогают выходить из любых испытаний, сохраняя совесть и честь, сохраняя гордость за наше прошлое и настоящее, за национальное достоинство державы. Так было, так есть и так будет»[1].

Новые вооруженные конфликты и локальные войны предъявляют очень высокие требования к морально-психологическим и боевым качествам воинов. В них широко применяются новые способы ведения боевых действий, новейшие средства вооруженной борьбы, различные виды оружия и боевой техники. Все чаще боевые действия приходится вести в условиях городов против небольших, но высокомобильных групп противника, использующих приемы партизанской войны и проведение террористических актов.

В таких условиях готовность личного состава действовать решительно, умело и инициативно приобретает особое значение. Поэтому исключительно важно формировать у воинов высокую боевую активность, наступательный дух, стремление во что бы то ни стало выполнить приказ командира и разгромить врага. Ведение боевых действий, длительное нахождение в зоне боев, человеческие потери, необходимость переносить большие нагрузки требуют от личного состава высокой психологической подготовленности, физической выносливости и натренированности. Приобрести эти качества можно лишь в результате напряженного ратного труда в мирное время при эффективном использовании возможностей психологической, боевой и физической подготовки.

I. Мотивация в системе морально-психологического обеспечение Вооруженных сил

1.1. Общие теории мотивации

Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.

Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначение системы факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. При этом любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором – внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором – о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации[2].

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае – как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение, в другом случае – как совокупность мотивов, в третьем – как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности, как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности, как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. По мнению Коновальчука, все определения мотивации можно отнести к двум направлениям.

Он, в частности, пишет. «Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Например, согласно схеме В. Д. Шадрикова, мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними – знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т. д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм.

Однако и в том и в другом случае мотивация у авторов выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Более того, во втором случае мотивация выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов».[3].

На необходимость стадиального (поэтапного) рассмотрения мотивационного процесса, хотя и с разных позиций, указывали многие исследователи. Близки к этому и представления психологов, например, с точки зрения которых, образование цели может носить характер развернутого во времени процесса.

Стадиальную модель принятия морального решения разработал С. Шварц. Ценность его модели состоит в тщательном рассмотрении оценки: ситуации, приводящей к возникновению желания помочь другому человеку, своих возможностей, последствий для себя и для нуждающегося в помощи. Если стимул не превратился в мотив, значит, он или «не понят» или «не принят». Таким образом, возможный вариант возникновения мотива можно представить следующим образом: возникновение потребности – ее осознание – «встреча» потребности со стимулом – трансформирование (обычно посредством стимула) потребности в мотив и его осознание.

В процессе возникновения мотива происходит оценка различных сторон стимула (например, поощрения): значимость для данного субъекта и для общества, справедливость и т. д.

Так, ощущение голода, жажды вызывает в сознании образ предмета, который мог бы удовлетворить потребность; под влиянием этого образа возникает импульс к действию (побуждение), которое соотносится человеком с внешними условиями (ситуацией), а также с морально-психологическими установками личности. Этот процесс соотнесения, осуществляемый с помощью мышления (анализ условий, средств и путей решения задачи, учет последствий), и приводит к постановке цели и определению плана действий.

А. А. Файзуллаев [4]выделяет в мотивационном процессе четыре этапа. Первый этап – возникновение и осознание побуждения. Полное осознание побуждения включает в себя осознание предметного содержания побуждения (какой предмет нужен), действия, результата и способов осуществления этого действия. В качестве осознанного побуждения, отмечает автор, могут выступать потребности, влечения, склонности и вообще любое явление психической деятельности (образ, мысль, эмоция). При этом побудительный аспект психического явления может и не осознаваться человеком, быть, как пишет автор, в потенциальном (скорее скрытом) состоянии. Однако побуждение – это еще не мотив, и первым шагом к его формированию является осознание побуждения. А. А. Файзуллаев считает, что для того, чтобы говорить о мотиве, и осознания побуждения недостаточно, хотя поведение может быть обусловлено и одним осознанным побуждением. Такое ситуативное поведение часто приводит к сожалению о содеянном, поскольку человек постфактум обнаруживает, что мотивационные источники поступка были не совсем адекватны принятым человеком ценностям и установкам.

Второй этап – это «принятие мотива». Под этим несколько нелогичным названием этапа (если до сих пор речь не могла идти о мотиве, то, что же можно принять? А если он уже был, на втором этапе речь должна идти о принятии решения – «делать – не делать») автор понимает внутреннее принятие побуждения, т. е. идентификацию его с мотивационно-смысловыми образованиями личности. Нелогичность названного этапа состоит в том, что если осознанное побуждение не принято, то оно еще не мотив, а если мотив, тогда это уже принятое побуждение. Говоря другими словами, на втором этапе человек, сообразуясь со своими нравственными принципами, ценностями и прочим, решает, насколько значима возникшая потребность, влечение, стоит ли их удовлетворять. Неслучайно А. А. Файзуллаев говорит о свойствах принятости или осмысленности данного мотивационного образования. Мотив как единица рассматриваемой фазы процесса мотивации приобретает не только побудительность, осознанность, направленность, но и смыслообразующую функцию. В принципе нельзя отказать автору в логичном выстраивании событий в процессе мотивации. Но автор обходит стороной вопрос о том, каким же является поведение, основанное только на осознанном побуждении (а не на «принятом мотиве»), – мотивированным или немотивированным.

Третий этап – это реализация мотива, в течение которого в зависимости от конкретных условий и способов реализации может измениться психологическое содержание мотива. При этом мотив, как считает автор, приобретает новые функции (удовлетворения, насыщения потребности, интереса), что приводит к переходу к следующему этапу мотивации закреплению мотива, в результате чего он становится чертой характера.

Последний этап – актуализация потенциального побуждения, под которой имеется в виду осознаваемое или неосознаваемое проявление соответствующей черты характера в условиях внутренней или внешней необходимости, привычки или желания[5].

Как указывает А. Н. Леонтьев[6], мотивирование – это процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным, акциям посредством пробуждения в нем определенных мотивов. Эффективность управления во многом обусловливается тем, насколько успешно осуществляется самомотивирование. В зависимости от того, какие при этом преследуются цели, какие задачи оно решает, выделяют основные типы мотивирования. Так, посредством внешних воздействий на человека привидятся в действие конкретные мотивы, побуждающие человека к определенным действиям, приводящим к необходимому результату. При этом важно точно знать то, какие мотивы способны побуждать человека к желательным действиям, а также каким образом вызывать эти мотивы. Данный тип мотивирования похож на торговую сделку: «Я даю тебе то, что тебе надо, а ты предоставляешь мне то, в чем я нуждаюсь». Если у двух сторон не оказывается точек соприкосновения, процесс мотивирования не имеет места.

Иной тип мотивирования ориентируется на формирование конкретной мотивационной структуры человека. Здесь основное внимание обращается на развитие и усиление необходимых мотивов действий человека, или ограничить действия мотивов, которые мешают эффективному управлению человеком. Данный тип мотивирования имеет характер воспитательного и образовательного и может быть не связан с конкретными действиями, которые предполагается получить от человека как итог его деятельности. Подобное мотивирование связано с большими усилиями, требует многих знаний и способностей для его реализации. Его результаты, как правило, намного выше результатов первого типа мотивирования. Предприятия, использующие его в своей практике, намного успешнее управляют своими сотрудниками. Разные типы мотивирования нельзя противопоставлять друг другу, поскольку обычно на практике стремятся сочетать достоинства этих типов мотивирования. Стимулы являются инструментами, вызывающими действие определенных мотивов. В качестве стимулов выступают какие-то предметы, действия других людей, носители обязательств и возможностей, все то, что может быть предложено человеку в качестве компенсации за его действия, или того, что он хотел бы приобрести в результате определенных действий. Человек реагирует на многие стимулы несознательно. В ряде случаев его реакция может и не поддаваться сознательному контролю. [7]

Понятие мотивации как совокупности сил, побуждающих человека осуществлять профессиональную деятельность с затратой определенных усилий, на конкретном уровне усердия и добросовестности, с необходимой степенью настойчивости для достижения определенных целей становится очевидным. Интересен вопрос соотношения «внутренней мотивации» и «внешней мотивации».

Деятельность человека находится под влиянием мотивов, возникающих при замкнутом взаимодействии человека и задачи, но бывает, что и мотивов, возникающих при открытом взаимодействии человека и задачи (внешняя среда задействует мотивы, побуждающие человека к решению задачи). В первом случае мотивацию именуют «внутренней», ибо мотивы порождает непосредственно человек, сталкивающийся с задачей. Примером такой мотивации может быть стремление к конкретному достижению, к завершению работы, к познанию и т. д. В ином случае мотивы деятельности, связанные с решением задачи, вызываются воздействием извне. Такую мотивацию можно назвать «внешней». Здесь в этом качестве выступают процессы мотивирования (оплата за работу, распоряжения, правила поведения и т. п.). В жизни нет четких разграничении «внутренней» и «внешней» мотиваций. Некоторые мотивы в одних ситуациях порождены «внутренней» мотивацией, а в других – «внешней». Иногда мотив одновременно порожден разными системами мотивации. Отсюда, управление должно опираться на «внешний» тип мотивации, но принимая во внимание и возникновение «внутренней» мотивации. Мотивация оказывает большое воздействие на выполнение человеком своей работы, своих производственных обязанностей.

1.2. Особенности мотивационной сферы военнослужащих

Важное место в духовно-смысловой сфере воинской деятельности занимают ценности, ценностные ориентации. В решении кардинальных задач строительства современной российской армии все больше повышается роль ценностной ориентации и относящихся к ней духовных ценностей военнослужащих. Духовные ценности военнослужащих можно представить как осознанные, социально значимые для духовного развития явления и процессы или их свойства и стороны, функционирующие в системе исторически определённых общественногражданских и военно-профессиональных отношений и связанные с проявлением духовной культуры воинов, пониманием себя как личности и защитника Отечества.

Военнослужащий российской армии как личность располагает характерной для него системой духовных ценностей, во многом отличающейся от содержания духовного мира других социальных групп. Все их условно можно разделить на четыре подсистемы:

  • духовные ценности общечеловеческого характера;
  • духовные ценности, выражающие общие интересы и стремления граждан нашего общества (Российской Федерации);
  • духовные ценности, обусловленные службой в Вооруженных Силах РФ;
  • духовные ценности индивидуально-личностного характера.

Поскольку жизнедеятельность военнослужащего характеризуется своеобразием отношений военной организации, спецификой целей и выполняемых задач, а также собственным духовным миром, особыми представлениями и отношением к товарищам и командирам, оружию и боевой технике, выполнению военной присяги, уставов и приказов, то и содержание духовных ценностей военнослужащих по-своему специфично.

Поскольку духовные ценности военнослужащих функционируют, формируются и реализуются, прежде всего, в сфере воинской деятельности, рассмотрим их содержание по данному основанию. Духовные ценности военнослужащих условно можно разделить на две группы:

а) военно-профессиональные;

б) общего характера.

К первой группе относятся патриотизм, воинский долг, воинская честь, воинская дисциплина и дисциплинированность, героизм, мастерское владение военной техникой и оружием, боевые традиции и другие.

Ко второй – гражданственность, гуманизм, общественный долг, самоотверженность, трудолюбие, интеллект, свобода совести, забота о воспитании детей, художественно-эстетические ценности и другие[8].

Особым мотивом в деятельности военнослужащих является патриотизм. Не будучи патриотом, стать надежным защитником Родины невозможно. Истинный патриот – это любовь к Родине в действии патриотизм-мотив, преобразующий и возвеличивающий отечество не на словах, а на деле. [9]

Рассматривая содержание таких духовных ценностей воинов как воинская честь и достоинство военнослужащего, необходимо подчеркнуть, что они тесно связаны по своему содержанию и являются нравственными явлениями. В них раскрываются отношение воина к самому себе и отношение к нему со стороны общества, других лиц. Но вместе с тем, эти понятия не тождественны. Понятие воинской чести теснее, чем понятие достоинства связано с особым общественным положением человека вооруженного защитника Отечества, с социальным престижем воинской деятельности. Понятие же достоинства – более широкое, исходящее из идеи самоуважения, равенства людей в моральном отношении. Чувство достоинства несовместимо с самоунижением, с оскорблениями со стороны других людей. [10]

Чувства чести и собственного достоинства как духовные ценности выступают формой, с одной стороны, проявления нравственного самосознания и самоконтроля личности, их духовной культуры, а с другой одним из каналов воздействия общества и государства на нравственный облик и поведение человека в обществе. В современном понимании воинская честь включает следующие основные компоненты. Это, прежде всего, осознание воином содержания своего воинского долга, необходимости его выполнения, сознательного и ответственного отношения к своему долгу и обязанностям. Это признание и оценка обществом, воинским коллективом действительных заслуг воина, что находит выражение в одобрении, поощрениях, авторитете, моральной регуляции. И, наконец, это наличие у воинов постоянной готовности и волевого настроя в любых условиях и в любое время до конца выполнять воинский долг, сохранить и не запятнать свою честь. Это-верность слову, высокое чувство гражданственности внутренняя приверженность конструктивным традициям Вооруженных Сил как бывшего СССР, так и Российской Армии. Основой воинской чести воина служит нравственная убежденность личности. Кодекс воинской чести, в особенности офицеров, всегда быть строгим и бескомпромиссным. Нравственные качества в нем стоят в одном ряду с боевой доблестью, безнравственность же тождественна трусости. Кодекс воинской чести рождается на нравственном достоинстве, доблести, благородстве, чистой совести. Соблюдать эти высшие ценности, к сожалению, далеко не просто. Это требует от воина честности, развитой общей и нравственной культуры, добросовестности, исполнительности, усердия в ратном труде. Принимая военную присягу, воин клянется защищать Отечество с достоинством и честью. Воинские уставы Вооруженных Сил РФ также обязывают воина соблюдать нравственные нормы, с достоинством и честью вести себя в любых условиях, способствовать защите чести и достоинства граждан, дорожить честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей части и воинского звания

II. Мотивация военнослужащих на ведение боевых действий

2.1. Мотивация военнослужащих при ведении боевых действий

Современный этап развития Вооруженных Сил России характеризуется значительным усилением внимания к проблеме надежного и эффективного функционирования человека в условиях воинской деятельности. Необходимость укрепления морально-психологического состояния и психологической устойчивости военнослужащих, повышения их готовности и способности к выполнению задач в любых условиях обстановки обусловили проводимую сегодня реформу системы воспитания и обучения личного состава.

Современный бой – основная форма тактических действий, организованное вооруженное столкновение соединений, частей и подразделений воюющих сторон, представляющее собой согласованные по цели, месту и времени удары, огонь и маневр в целях уничтожения (разгрома) противника и выполнения других тактических задач в определенном районе в течение короткого времени.

Бой является единственным средством для достижения победы. Современный бой по своему характеру является общевойсковым. Он ведется объединенными усилиями всех участвующих в нем войск, с применением танков, боевых машин пехоты, артиллерии, средств противовоздушной обороны, авиации, космических и наземных средств связи и обнаружения, другой боевой техники и вооружения.

Общевойсковой бой может вестись с применением ядерного оружия и других средств поражения или с применением только обычного оружия.

Вышеперечисленные факторы позволяют сделать вывод, что боевые действия для военнослужащего – это специфический этап его боевой деятельности, который отличается особенностью боевой задачи, условиями ее выполнения, противостоящим противником, обстановкой в позиционном районе и т. д. В силу этого в конкретных условиях боевых действий нельзя решить все проблемы морально-психологического обеспечения в полном объеме, а необходимо решать только те задачи, которые связаны с конкретной боевой обстановкой.

Экстремальный характер боя обусловлен опасностью для здоровья и жизни военнослужащих, фактором внезапности, высокой динамикой и интенсивностью событий, дефицитом времени и ресурсов, нарушением режима сна, действиями войск в ночное время, в плохую погоду, при недостатке информации и т. д.

В таких условиях на личный состав подразделений действует система неблагоприятных факторов, которые препятствуют достижению поставленных целей. Они часто вызывают у военнослужащих чувства тревоги и беспокойства, неуверенности и боязни, а порой отчаяния и обреченности. Кроме того, личный состав нередко испытывает состояние психической напряженности, усталости, различных страхов. [11]

Оценка морально-психологического состояния войск (сил) противоборствующих сторон, прогнозирование его изменений и учёт при подготовке и в ходе боевых действий представляет собой сочетание теоретической и практической познавательной деятельности должностных лиц и органов управления войск и сил флота, направленной на выработку и реализацию конкретных решений. Для её успешного осуществления, необходимо опираться на научную методологию и принципы, владеть научными методами исследований. [12]

Моральная готовность военнослужащего к боевым действиям проявляется в его стремлении волевым порядком воздействовать на такие составляющие своей психики, как страх, инстинкт самосохранения, эгоцентризм, устоявшиеся стереотипы поведения ради выполнения значимой цели. Кроме того, военнослужащий, готовый к выполнению боевой задачи, должен обладать силой воли, самосознанием и ответственностью.

В функционировании психики военнослужащих в боевой обстановке проявляется ряд закономерностей. Выявить их - значит научиться предвидеть те физические, моральные и психологические испытания, которые необходимо преодолеть военнослужащим в бою, реализовать «человеческий фактор» и, следовательно, найти ключ к достижению победы над противником.

Для того чтобы определить весь комплекс влияний, оказываемых современным боем на психику воинов, необходимо построить психологическую модель боя, которая представляет собой мысленный образ (аналог), своеобразную карту психических процессов и явлений, имеющих место в реальном бою, которая имеет следующую структуру[13].

  • объект конфликта;
  • противоборствующие стороны со сформировавшимся у них ресурсом конфликтных действий (образами конфликтной ситуации, установками, целя­ми, мотивами, навыками эффективных действий в конкретных конфликтах, психофизиологическими возможностями);
  • групповые психологические феномены, влияющие на боевые действия (мнения, настроения, традиции, сплоченность, психологический климат и т.д.);
  • конфликтные действия (стратегии, уровни, формы, виды, способы, приемы);
  • средства ведения конфликтных действий (обычное оружие, оружие массового поражения, оружие несмертельного действия и др.);
  • условия конфликта (социальные, эколого-эргономические, боевые).

Важнейшей характеристикой противоборствующих сторон являете мотивация боевых действий военнослужащих и её виды:

  • широкие социальные мотивы (любовь к Родине, ненависть к врагу, чувство воинского долга и т.д.);
  • коллективно-групповые мотивы (товарищество, взаимовыручка, страх быть подвергнутым групповому презрению);
  • индивидуально-личностные мотивы (стремление отличиться, получить награду, испытать свои возможности, заработать денег и др.).

Опыт ведения боевых действий показывает, что наиболее легко вырабатываются и устойчиво функционируют мотивы боевого товарищества. Однако при приобретении боевыми действиями затяжного характера, в преимущественном положении оказывается та сторона, которой удается сохранить действие широких социальных мотивов.

Важная часть моральной готовности и психологической способности военнослужащих к боевым действиям – морально-психологическая сфера, основой которой является морально-психологическая подготовка в частях и подразделениях[14].

Представленная психологическая модель боевых действий позволяет выделить две группы факторов, влияющих на боевую деятельность войск: внешние и внутренние факторы [3].

Внешние факторы делятся на социальные, боевые и эколого-эргономические. Социальные факторы оказывают решающее воздействие на воинов в боевой обстановке, так как выступают основой для формирования широких социальных мотивов их поведения и прочных боевых установок. Опыт показывает, что характер боевых действий военнослужащих (активный пассивный, самоотверженный или самосохраняющий и др.) во многом зависят от отношения к войне народа, степени её значимости. Это, в свою очередь определяется пониманием и внутренним принятием целей войны, представленностью социальных, экономических, национальных, религиозных интересов в структуре вызвавших ее причин.

Другим социальным фактором является сплоченность воинского подразделения. Она выступает своеобразным основанием для поддержания высокой психологической устойчивости и активности отдельных военнослужащих.

Боевые факторы - широкий спектр переменных, определяющих те или иные реакции, состояние, поведение военнослужащих в бою. Данные военнопсихологических исследований позволили выявить особую действенность таких боевых факторов, как вид и интенсивность боевых действий, особенности применяемого оружия, объем и соотношение потерь сторон и др.

Существенным фактором поведения воина в бою является интенсивность боевых действий. Установлено, что высокоинтенсивные боевые действия способствуют быстрому нарастанию переутомления военнослужащих и общему росту психотравматизации примерно в 1,2 раза по сравнению с низкоинтенсивными действиями[15].

Эколого-эргономические факторы отражают специфику влияния обстоятельств и режима боевой деятельности (продолжительность, режим, частота столкновений с противником, степень изолированности от главных сил и т.д.) на психологическое состояние противоборствующих сторон. Они обусловливают степень активности психики военнослужащего в процессе выполнения боевых задач.

К внутренним относятся психофизиологические и психологические факторы.

Среди психофизиологических факторов, определяющих характер поведения военнослужащих важное значение имеют свойства нервной системы.

К психологическим факторам поведения воина в бою относятся направленность личности, особенности характера, воли, эмоций, способностей.

Социальные, боевые, психофизиологические и психологические факторы поведения воинов в бою действуют в разное время с разной силой, в различных комбинациях. Опасная для жизни обстановка будет по-разному восприниматься воинами, в зависимости от понимания ими цели войны, отношения к противнику, сослуживцам, командирам, наличия боевого опыта.

Морально-психологическая подготовка в частях и подразделениях объединяет две составляющие:

1. Моральная подготовка – это формирование убежденности, преданности Родине, верности воинскому долгу и других качеств личности военнослужащего, выражающих его духовный и нравственный облик. Наилучших результатов здесь можно достичь, используя весь арсенал научных методов и форм воспитания и обучения. Конечный результат моральной подготовки – достижение устойчивых моральных качеств и нравственная ориентация на добросовестное выполнение военнослужащими своих обязанностей.

2. Психологическая подготовка – целенаправленное формирование у военнослужащих особенностей психических процессов и черт личности, которые нужны им как военным профессионалам. Это воспитание у военнослужащих психологической устойчивости, то есть таких психологических качеств, которые усиливают его способность выполнять учебно-боевые (боевые) задачи, действовать в экстремальных ситуациях[16].

Процесс подготовки направлен на достижение определенных уровней готовности. Моральная и психологическая подготовка предполагает более тесную взаимосвязь и взаимодействие, нежели просто их механическое совмещение. Чем меньше разрыв между уровнями моральной готовности и психологической способности при их общих высоких показателях, тем стабильнее необходимое морально-психологическое состояние личного состава частей и подразделений.

Поэтому основными задачами морально-психологической подготовки являются: формирование моральной способности к профессиональной деятельности посредством развития таких морально-нравственных качеств военнослужащих, как убежденность в своей правоте, преданность Родине, воинскому долгу, присяге, патриотизм, любовь к военной профессии, специальности и др.; формирование психологической готовности к профессиональной деятельности путем развития психических процессов, свойств, состояний; обеспечение морально-психологической мотивации и настроенности военнослужащих на успешную военно-профессиональную деятельность.

Только при формировании достаточной убежденности военнослужащие способны успешно подготовиться к выполнению функциональных обязанностей согласно своему профессиональному предназначению. Под убежденностью в психологии принято понимать особое качество личности, определяющее общую направленность всей ее деятельности и ценностных ориентаций и выступающее регулятором ее сознания и поведения.

В ходе психологической подготовки военнослужащих подробно информируют об особенностях и условиях предстоящей боевой деятельности, о трудностях выполнения боевой задачи, о путях их преодоления. Во время занятий и учений моделируются внешняя картина боевых действий и психологическая модель боевой деятельности воина со всеми условиями боевой обстановки, которые, отражаясь в сознании, способны вызвать психические реакции, подобные возникающим в реальном бою.

Насыщенность занятий и учений элементами опасности и риска, неожиданности и новизны первоначально вызывает у личного состава психическую напряженность, но разъяснение значимости преодоления трудностей и выполнения поставленной задачи, как правило, формирует устойчивую мотивацию к достижению успеха в учебном бою. Такая мотивация в свою очередь способствует выработке навыков преодоления психической напряженности и других негативных состояний[17].

2.2. Мотивация военнослужащих, участвующих в боевых действиях в Сирии

В настоящее время Россия ведет первую в постсоветской истории официальную войну за рубежами бывшего СССР.

Начало российской воздушной операции по поддержке правительства Башара Асада у многих вызвало вопросы относительно целей и смысла действий Москвы, при этом высказывались самые разные версии. Вместе с тем, эти цели представляются вполне прагматичными и реализуемыми[18].

В первую очередь, ключевым фактором происходящего является нежелание США и их союзников «побеждать» Исламское государство (ИГ, террористическая организация, запрещенная в России) по-настоящему: подобная победа с наибольшей вероятностью сыграет на руку Башару Асаду, который избавится от самого сильного своего врага.

Да, с одной стороны, еще с августа 2014 г. США наносят воздушные удары по ИГ. Но с другой – фактически обеспечивают рост боевой мощи террористов. Во-первых, США и их союзники (в том числе Турция) поддерживают отряды антиасадовской оппозиции в Сирии, формально «не связанные» с ИГ или даже воюющие против ИГ. При этом, сознательно или нет, упускается из виду тот факт, что борьба с оппозицией, поддерживаемой из-за рубежа, отвлекает ресурсы Вооруженных Сил Сирии, вынужденных в результате отступать под натиском главного врага. А значительная часть поставленного «умеренной оппозиции» военного снаряжения, равно как и подготовленных для нее кадров, непрерывно поступает в распоряжение ИГ.

Во-вторых, то же самое происходит с поддержкой Вооруженных Сил Ирака, деморализованная армия которого демонстрирует крайне низкую боеспособность, оставляя террористам огромное количество военного снаряжения. Так, только в Мосуле иракские войска потеряли больше 2 тыс. автомобилей HMMWV, много боевой техники, включая артиллерию и танки M1A1M Abrams, было захвачено террористами в ходе боев в Рамади и т.д. В Сирии боевики ИГ также систематически захватывают снаряжение регулярной армии[19].

Основная проблема в обоих случаях – острый дефицит мотивированного и обученного личного состава, особенно заметный на фоне практически неограниченного пополнения рядов ИГ боевиками из всех районов исламского мира – от Западной Африки до Малайзии и от Аравии до постсоветской Средней Азии и Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая.

Постоянный приток свежей «пехоты» в сочетании со специфическим подходом к подготовке и идеологической обработке кадров позволяет ИГ не обращать внимание на потери и активно использовать смертников, периодически «накапливая» их для крупных операций, когда число самоподрывов может измеряться сотнями. При этом в ход идут как классические «живые бомбы» – обмотанные взрывчаткой «зомби», так и более мощные «снаряды» – нагруженные взрывчаткой грузовики и даже бронетехника. В последнем варианте «камикадзе» используются в боях с регулярной армией, уничтожая самоподрывом укрепления и блок-посты.

Фактически на сегодняшний день можно констатировать, что действующий «западный» вариант противостояния ИГ с одновременным продолжением антиасадовской кампании в Сирии проваливается, а перспектива окончательной победы радикалов в регионе становится вполне реальной. Исламское государство представляет собой прямую и явную угрозу для России как само по себе, так и в контексте обостряющихся отношений с Западом: позволить себе «прозевать» возникновение большой войны в Средней Азии в условиях фактического возвращения к холодной войне с НАТО, Москва не может. Мало того, что эта война сильно свяжет руки и потребует огромных расходов, слишком велик шанс, что исламисты получат, прямо или опосредованно, военную помощь со стороны Запада.

По иронии судьбы единственное достаточно мощное и стабильное государство региона, ведущее борьбу с ИГ, – Исламская Республика Иран, поддерживающая как действующее правительство в Ираке, так и режим Асадов.

В начале июня 2015 г. СМИ сообщили о планах Тегерана ввести в Сирию вооруженный контингент численностью до 15 тыс. человек из состава Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Подобный шаг выглядит для Тегерана вполне логичным – воевать с ИГ необходимо в любом случае, и лучше делать это на территории Сирии и Ирака, чем ждать боевиков на своих границах.

Все упомянутое выше о мотивах действий Тегерана применимо и к Москве. Исламское государство представляет собой прямую и явную угрозу для России как само по себе, так и в контексте обостряющихся отношений с Западом: позволить себе «прозевать» возникновение большой войны в Средней Азии в условиях фактического возвращения к холодной войне с НАТО, Москва не может. Мало того, что эта война сильно свяжет руки и потребует огромных расходов, слишком велик шанс, что исламисты получат, прямо или опосредованно, военную помощь со стороны Запада.

Нельзя сказать, чтобы эта ситуация не была понятна: Россия поддерживает и иракское правительство, и Башара Асада отнюдь не из альтруистических побуждений, хотя и психологические моменты недооценивать не стоит. Поддержка Дамаска и Багдада в их борьбе против ИГ имеет вполне внятную цель: чем больше боевиков и командиров ИГ будут уничтожены там, тем меньше их придется уничтожать в Средней Азии и, возможно, в других исламских регионах бывшего СССР и в самой РФ. В результате снижается сама вероятность большой войны вблизи российских границ и уменьшается ее возможный масштаб.

Таким образом, позиция Москвы в сирийском конфликте продиктована вполне конкретными государственными интересами, которые во многом совпадают с интересами действующего правительства Сирии. Москва поддерживает Асада потому, что именно действующее правительство Сирии сегодня мешает ИГ установить контроль над обширной территорией от иранской границы до побережья Средиземного моря.

Возможная победа «умеренной оппозиции» над Асадом никак не остановит ИГ – при таком сценарии в Сирия наверняка повторится ситуация в Афганистан 1990-х годов, когда моджахеды, объединившиеся после свержения светского правительства Наджибуллы в так называемый Северный альянс, вскоре были сметены движением «Талибан», превосходившим группировки моджахедов в организованности и управляемости. «Умеренная» сирийская оппозиция сегодня – это плохая копия афганского Северного альянса, конгломерат банд, воюющих не только с Бащаром Асадом, но и друг с другом.

Победа ИГ в Сирии сразу высвободила бы значительный кадровый потенциал для террористической активности в других регионах, в том числе на территории бывшего СССР. Кроме того, ИГ приобрело бы экономическую самодостаточность, получив в свое распоряжение нефтяные месторождения и пути транзита нефти к побережью. Как показывает практика, в том числе совсем недавняя – в Ливии, большому бизнесу в целом безразлична личность продавца, поставляющего необходимые ресурсы. Поэтому нет сомнений в том, что ИГ сумеет монетизировать свой доступ к нефти и нефтепроводам. В результате террористическая угроза для России и ее союзников из бывшего СССР усилилась бы многократно. Для Москвы это категорически неприемлемо.

15 марта 2016 года Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами Российской Федерации В. В. Путин принял решения вывести российские ВКС из Сирии.

Операция принуждения к миру – причем как военных группировок «оппозиции», так и внешних участников сирийской драмы, готовых и дальше воевать чужими руками на сирийской земле – прошла в целом успешно (конфликт с Турцией, будем надеяться, временный). «Халифат» изрядно потрепан и как минимум будет зажат в тиски. Авторитет России на Большом Ближнем Востоке заметно вырос.

И главное – инициатива в сирийской игре однозначно перешла к России, она стала ключевым игроком. Не просто в определении будущего Сирии, а в разруливании множества завязанных на сирийский конфликт вопросов. Сирия – это лишь элемент, пусть последнее время и очень важный, в большой игре. В игре практически без правил – потому что как раз в ходе нее будут устанавливаться новые правила миропорядка.  

Начав военную операцию, Россия вернула себе статус второй глобальной державы. Она сделала это Крымом, но именно Сирия закрепила серьезность не просто амбиций Москвы, но и ее возможностей, показала, что даже в условиях жесткого давления уходящего мирового гегемона «русский бунтарь» не просто выстоял, но и наступает, продолжая следовать своим стратегическим курсом.

Закончив – или приостановив – военную операцию, Россия зафиксировала это положение «второй глобальной силы в мире». Это гораздо больше, чем придуманная на Западе мотивация сирийской кампании – дескать, Россия хотела выйти из «изоляции», заставить США считаться с ней. Путин зафиксировал статус, чтобы было легче идти дальше – и в Сирии, и везде. Чтобы действовать разными методами в разных обстоятельствах, в разных регионах и на разных фронтах.

Заключение

Таким образом слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначение системы факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека.

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае – как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение, в другом случае – как совокупность мотивов, в третьем – как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность.

Военнослужащий российской армии как личность располагает характерной для него системой духовных ценностей, во многом отличающейся от содержания духовного мира других социальных групп.

Поскольку жизнедеятельность военнослужащего характеризуется своеобразием отношений военной организации, спецификой целей и выполняемых задач, а также собственным духовным миром, особыми представлениями и отношением к товарищам и командирам, оружию и боевой технике, выполнению военной присяги, уставов и приказов, то и содержание духовных ценностей военнослужащих по-своему специфично.

Современный этап развития Вооруженных Сил России характеризуется значительным усилением внимания к проблеме надежного и эффективного функционирования человека в условиях воинской деятельности. Необходимость укрепления морально-психологического состояния и психологической устойчивости военнослужащих, повышения их готовности и способности к выполнению задач в любых условиях обстановки обусловили проводимую сегодня реформу системы воспитания и обучения личного состава.

Моральная готовность военнослужащего к боевым действиям проявляется в его стремлении волевым порядком воздействовать на такие составляющие своей психики, как страх, инстинкт самосохранения, эгоцентризм, устоявшиеся стереотипы поведения ради выполнения значимой цели. Кроме того, военнослужащий, готовый к выполнению боевой задачи, должен обладать силой воли, самосознанием и ответственностью.

Важная часть моральной готовности и психологической способности военнослужащих к боевым действиям – морально-психологическая сфера, основой которой является морально-психологическая подготовка в частях и подразделениях.

В настоящее время Россия ведет первую в постсоветской истории официальную войну за рубежами бывшего СССР.

Начало российской воздушной операции по поддержке правительства Башара Асада у многих вызвало вопросы относительно целей и смысла действий Москвы, при этом высказывались самые разные версии. Вместе с тем, эти цели представляются вполне прагматичными и реализуемыми.

Список использованной литературы

Баутин А.Ю. Психологическая работа с военнослужащими – участниками боевых действий. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rae.ru/forum2012/290/2047 (дата обращения: 28.10.2017).

Военная педагогика: Учебник для вузов. Под Ред. О. Ю. Ефремова. – СПб.: Питер, 2008. – 640 с.: ил.

Военная психология: методология, теория, практика: учебно-метод. пособие / П. А. Корчемный [и др.]. – М.: Воениздат, 2010. – 340 с.

Гончаров С. В. Управление морально-психологическим обеспечением боевых действий вопросы теории и практики. // Военная мысль – № 2/2004, стр. 49-54.

Дерешко Б. Ю. Морально-психологическое обеспечение противоборства в гибридных войнах: правовые аспекты // Вестник военного права. – №1/2016. СС. 55-61.

Жданов С. Моральная готовность и психологическая способность военнослужащих к боевым действиям // Ориентир. – 2006. – № 4.

Иванов Б. Основные пути формирования моральной готовности и психологической способности военнослужащего к боевым действиям. // «Ориентир». 2011. №8

Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах: Дис. д-ра. психол. наук. М.: ВУ, 2000.

Киселев В., Письменский Г., Попов В.. Некоторые формы и способы ведения боевых действий в Сирии. // Армейский сборник. – 2016 – №2

Кожевников Д. Основные пути формирования моральной готовности и психологической способности военнослужащего к боевым действиям // Ориентир. – 2008. – № 9.

Колосов А. Основы психологической готовности. // «Ориентир». – 2012. – № 7.

Колосова. Основные пути формирования моральной готовности и психологической способности военнослужащего к боевой деятельности // Ориентир. – 2010. – №9.

Коновальчук В. Е. Особенности мотивационной сферы военнослужащих [Электронный ресурс]. Воронеж, 2005.39 с. URL: http://www. rae. ru/forum2012/pdf/2084. pdf (дата обращения: 28.10.2017).

Крамник И.А. Операция в Сирии. // Национальная оборона – 2017 -№ 8

Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции – М.: Наука, 1971. – 396 с.

Основы военной педагогики и психологии. Конспект лекций. – И. Ю. Лепешинский, В. В. Глебов, В. Б. Листков, В. Ф. Терехов. – Омск: ОмГТУ, 2011. – 180 с.

Петрий, П. В. Духовные ценности военнослужащих Российской армии:... Воен. ун-т. – М., 1998. – 63 с. 334

Психология и педагогика. Военная психология: Учебник для вузов / Под Ред. А. Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2005. – 464

Путин В. В. Выступление на параде, посвященном 55-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, 9 мая 2000 г. // Красная звезда. 2000.10 мая.

Система морально-психологического обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации //Учебное пособие. – М.: Воениздат, 2005.

Черкасов А. В. Методология оценки морально-психологического состояния войск (сил) при принятии командиром решения на боевые действия и организацию их морально-психологического обеспечения // Армия и общество. 2009. №2. С. 68-72

Шафиева Э. И. К. Влияние морально-психологической подготовки военнослужащих на их боевую деятельность // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. №3 (14). С. 278-280

Ссылки

 

[1] Путин В.В. Выступление на параде, посвященном 55-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, 9 мая 2000 г. // Красная звезда. 2000. 10 мая.

[2] Психология и педагогика. Военная психология: Учебник для вузов / Под Ред. А. Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2005.

[3] Коновальчук В.Е. Особенности мотивационной сферы военнослужащих [Электронный ресурс]. Воронеж, 2005. 39 с. URL: http://www.rae.ru/forum2012/pdf/2084.pdf (дата обращения: 28.10.2017).

[4] Файзуллаев А.А. Управление мотивацией. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 96 с.

[5] Файзуллаев А.А. Управление мотивацией. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 96 с.

[6] Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции – М.: Наука, 1971. – 396 с.

[7] Коновальчук В.Е. Особенности мотивационной сферы военнослужащих [Электронный ресурс]. Воронеж, 2005. 39 с. URL: http://www.rae.ru/forum2012/pdf/2084.pdf (дата обращения: 28.10.2017).

[8] Петрий, П. В. Духовные ценности военнослужащих Российской армии: ... Воен. ун-т. – М., 1998. – 63 с. 334

[9] Лушников В.П. Воинские традиции России - важнейший источник формирования патриотических] ценностей у военнослужащих // Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал Российской Армии. - Материалы научно|-теоретической конференции. -М.: Военный ун-т, 1998. - С.64-72.

[10] Лутовинов В.И. Патриотизм и его формирование в обществе и ВС // Военная мысль. – 1999. - № 4. - С.40.

[11] Иванов Б. Основные пути формирования моральной готовности и психологической способности военнослужащего к боевым действиям. // «Ориентир». 2011. №8

[12] 19.      Черкасов А. В. Методология оценки морально-психологического состояния войск (сил) при принятии командиром решения на боевые действия и организацию их мо-рально-психологического обеспечения // Армия и общество. 2009. №2. С. 70

[13] Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах: Дис. д-ра. психол. наук. М.: ВУ, 2000. - 69с.

[14] 1.        Баутин А.Ю. Психологическая работа с военнослужащими – участниками боевых действий. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rae.ru/forum2012/290/2047 (дата обращения: 28.10.2017).

[15] Баутин А.Ю. Психологическая работа с военнослужащими – участниками боевых действий. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rae.ru/forum2012/290/2047 (дата обращения: 28.10.2017).

[16] Иванов Б. Основные пути формирования моральной готовности и психологической способности военнослужащего к боевым действиям. // «Ориентир». 2011. №8

[17] Иванов Б. Основные пути формирования моральной готовности и психологической способности военнослужащего к боевым действиям. // «Ориентир». 2011. №8

[18] Крамник И.А. Операция в Сирии. // Национальная оборона – 2017 -№ 8

[19] Крамник И.А. Операция в Сирии. // Национальная оборона – 2017 -№ 8

Еще статьи

Поможем с курсовой, контрольной, дипломной
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь