Специфика социальных проблем женщин. Технология работы с женщинами
- Тип работы: Контрольная работа
- Цена: Бесплатно
Введение
Во второй половине ХХ века сама жизнь заставила активизировать поиски новых подходов к совершенствованию устройства человеческого общества. В значительной степени возросла роль сознательного регулирования социальных процессов, благодаря не только повышению уровня организованности социума, но и благодаря развитию таких наук, как социальная философия, социология, социальная психология и т. д. Человечество оказалось перед дилеммой – либо спастись от самоистребления, усовершенствовав всю систему общественных отношений, научившись жить в мире с самим собой и с природой, его породившей, либо деградировать и исчезнуть как разумное сообщество.
В такой обстановке не мог остаться в стороне женский вопрос – о месте женщины в современном обществе, о перспективах ее широкого вовлечения в основные стратегии общественного развития. Многие ведущие футурологи современного мира говорят о возможности и необходимости повышения роли женщин во всех сферах общественной жизни для самосохранения человечества.
Кроме того, во времена общественных катаклизмов женщине гораздо труднее, чем мужчине, утвердить себя в деятельности вне дома, обеспечить в неблагоприятных экономических и социальных условиях выживание не только себя, но и детей, нормальную жизнь семьи, все тяготы, в существовании которой, нередко ложатся на ее плечи, в первую очередь.
Необходимо не на словах, а на деле выделить женщину и семью в качестве самостоятельного объекта социального воздействия с целью, во-первых, помочь ей интегрироваться в рыночные отношения и, во-вторых, защитить тех, кто не сумел реализовать себя в новых условиях и находится на грани физического и морального выживания.
Для обеспечения эффективности такой социальной работы требуются не только финансовые вложения, но и научное подкрепление теоретической базы. Основной целью теоретических исследований в этой области должно стать выделение актуальных проблем женщин и разработка оптимальных путей их решения.
Поэтому и необходима учебно-исследовательская дисциплина «феминология». В узком смысле этого слова «феминология» – наука о положении и социальных ролях женщины.
Специфика социальных проблем женщин
Феминология представляет собой науку, изучающую положение женщин в обществе. Основными ее задачами являются познание взаимоотношений полов в различных сферах общественной жизни, а также анализ причин существующих между ними противоречий. Будучи самостоятельной наукой, имеющей специфический предмет исследования, феминология пытается теоретически обосновать не только неправомерность существования дискриминации женщин, но и историческую обреченность чисто мужской деятельности. Она показывает, что прогресс в обществе в значительной степени зависит от положения в нем женщин, а также от взаимодействия представителей обоих полов.
О важности феминологических проблем свидетельствует то, что Организация Объединенных Наций причислила их к разряду глобальных. Исследования этих проблем, осуществляемые как в рамках учебных заведений, так и вне их, должны способствовать изменению стереотипов, которые касаются взаимоотношений между полами. Пока человечество не освободится от этих стереотипов, оно не сможет создать справедливое общество, в котором мужчины и женщины будут выступать в качестве равноправных партнеров. Изучение курса феминологии приобретает в современных условиях особое значение, поскольку женщины, составляющие значительную часть общества, часто испытывают на себе последствия некомпетентных решений, которые принимаются мужчинами.
Как и теория социальной работы, феминология является результатом междисциплинарных исследований. Наибольший вклад в ее становление внесли представители философии, социологии, психологии, политологии и экономики, для которых женские проблемы стали предметом научного интереса, а также журналисты, подходившие к ним с позиций публицистики. Благодаря их усилиям феминология превратилась в область знания, дающую целостное представление о сущности женских проблем. Очевидно, что без такого представления невозможно достичь практического равенства полов, которое является условием эффективного развития общества.
Поскольку женские проблемы отличаются большим разнообразием, феминология состоит из относительно самостоятельных разделов, которые образуют ее структуру.
Наиболее общим из этих разделов является социальная феминология, изучающая статус женщины в обществе. Роль женщины в деятельности государственных структур, а также различных общественных организаций находится в центре внимания политической феминологии.
Экономическая феминология акцентирует внимание на том, каково участие женщины в хозяйственной деятельности, составляющей основу общественной жизни. Что касается семейной феминологии, то она исследует роль женщины в семье. Наконец, еще один раздел феминологии составляет исследование проблем, связанных с участием женщины в социальной работе, где она может выступать как в роли субъекта, так и в роли объекта.
Хотя феминология как наука существует несколько десятилетий, в странах Запада женские проблемы стали предметом серьезного анализа еще в начале XX в. Поэтому неудивительно, что в изучении женских проблем западная наука добилась к настоящему времени значительных успехов.
В развитии феминологических исследований, получивших распространение во всем мире, можно выделить следующие тенденции. Во-первых, в настоящее время наблюдается стремительный рост интереса к женским проблемам со стороны философов, социологов, психологов, политологов, экономистов и других специалистов. Во-вторых, исследование этих проблем приняло международный характер. В-третьих, за последнее время значительно увеличилось количество монографий и статей, а также защищенных диссертаций по женской проблематике. В-четвертых, в области феминологии создана система обмена информацией, участниками которой являются не только отдельные исследователи, но и международные организации.
Женские проблемы, получающие теоретическое осмысление в феминологии, привлекают также внимание политиков, которые пытаются найти практические пути их решения. Активное участие в поиске этих путей принимает Организация Объединенных Наций, осуществляющая поддержку международных форумов, которые проводятся с 1981 г. для обсуждения женских проблем. Достаточно упомянуть о IV Всемирной конференции по положению женщин, состоявшейся в 1995 г. в Пекине (Китай). Важную роль в привлечении внимания к женским проблемам со стороны политиков и ученых играет феминистское движение, в котором участвуют как женщины, так и мужчины, отстаивающие принцип равенства полов.
Дискриминационный подход к женщинам как к социальной общности, подчиненной господствующей мужской социальной общности, анализируется в работах зарубежных ученых феминистской ориентации: Рэндалл Коллинз, Матина Хорнер, Каган, Мосс, Барбара Велтер, Маккоби, Джаклин, М. Мид.
Социальная дискриминация женщин проявляется в сфере труда и занятости; распределения власти и собственности; культуры и образования; политической и духовной жизни общества. Она является одной из форм насилия над личностью.
Истоки социальной дискриминации женщин следует искать в глубокой древности. Уже тогда ученые и политики прикрывали неравноправное положение женщины в обществе, ее угнетение и эксплуатацию спорами о том, является ли женщина человеком и имеет ли она душу. Взгляд на женщину как на неполноценное существо нашел свое отражение в теологических и философских трудах древнего мира. Чувство примитивно-грубого мужского превосходства над женщиной Сократ выразил следующими словами: «Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина».
Со времен Сократа прошло почти два с половиной тысячелетия. Но и в наши дни многие государственные и общественные деятели, ученые и в их числе социологи выступают против самого понятия «социальная дискриминация женщины». Его подменяют призывами к борьбе за их равноправие с мужчинами. Но это не одно и то же. Необходимой прелюдией к равноправию полов является преодолевание всех форм ущемления прав и интересов женщин, особенно в сфере труда. Сам термин «социальная дискриминация женщин и девочек» сейчас общепризнан.
Возникает вопрос: каковы пределы равенства полов, может ли оно быть полным? Суть идеи равноправия мужчин и женщин, их равных возможностей, состоит в том, что по своему интеллектуальному и физическому потенциалу женщина ни в чем не уступает мужчине. Для нее не существует принципиально закрытых, недоступных сфер умственного и физического труда. Ни один закон не должен запрещать женщине заниматься тем или иным делом, осваивать ту или иную профессию. Ее святое право – полная свобода личного выбора видов и форм деятельности для ее самореализации. Такая постановка вопроса, разумеется, не означает, что физиологические особенности женщин не могут ограничивать (иногда – временно) их профессиональные обязанности. Отсюда следует вывод, что равенство полов, не являясь абсолютным, может быть достаточно полным и всесторонним.
При всем плюрализме взглядов на проблему дискриминации женщин нельзя забывать факт исторической значимости: именно Октябрьская революция в России 1917 г. дала толчок к решению ключевого вопроса о равенстве женщины и мужчины во всех сферах жизни, в том числе гражданских и юридических правах, в труде и образовании, в семье.
Но дискриминация «слабого пола» сохранялась и при советском режиме. Партийно-квотная система женского «назначенства» практически освящала ее если не силой закона, то всемогуществом административного приказа. Для женщин была закрыта служба в вооруженных силах и других силовых структурах (за исключением ряда технических или вспомогательных специальностей). Им законодательно был закрыт доступ к «тяжелым» и «вредным» производствам, что полностью исключало свободу личного выбора.
Что касается постсоветской России и стран СНГ, то несмотря на все разговоры и заклинания о ее демократизации, проблема социальной дискриминации женщин приобрела особую, исключительную злободневность в связи с распадом социалистического общественного строя, сменой всего социально-экономического уклада и фактической ликвидации социальных гарантий для семьи, детей, женщин.
Традиционное отношение к изучению социальной дискриминации женщин заключалось в том, что ее рассматривали как проблему исключительно юридическую. Однако известно, что права, закрепленные юридическими нормами, нередко отличаются от реального их осуществления. Поэтому мировое сообщество в лице правительств 190 государств, принимавших участие в IV Всемирной конференции по положению женщин в Пекине, признавая, что неравенство между мужчинами и женщинами по-прежнему существует, а основные препятствия сохраняются», подтвердило свою «приверженность к обеспечению полного осуществления прав человека, женщин и девочек в качестве неотъемлемой, составной и неделимой части всеобщих прав человека и основных свобод.
Во-вторых, традиционным для исследований социальной дискриминации женщин является психологический подход на уровне. Он ограничивается изучением межличностных отношений в микрогруппе, психологии подавления достоинств и свободы женщины, исходя из разных сексуальных ролей двух полов.
И правовой, и философско-психологический подходы дают возможность изучить лишь отдельные аспекты дискриминации женщин как социального явления, как единого целого. Именно социологический подход позволяет познать это явление во всей его полноте и сложности различных социальных связей и взаимозависимостей.
Технология работы с женщинами
Можно кратко сформулировать, что в социальной работе с женщинами выделяются три группы задач: по спасению их, по поддержанию функционирования и по развитию. В конкретных индивидуальных и социальных условиях на передний план выходит та или иная группа.
Так, в случае реальной опасности для жизни и здоровья женщин и детей могут использоваться приюты-стационары, кризисные центры, убежища с комплексом своих социальных услуг. Острые экономические затруднения дают право женщине обращаться за адресной социальной или экстренной помощью.
Поддержание социального функционирования может обеспечиваться социально-психологической реабилитацией и поддержкой женщин в трудной жизненной ситуации, мероприятиями по переподготовке или переобучению их более нужным профессиям, консультациями или иной правовой помощью для защиты их прав.
Задачи социального развития могут обеспечиваться деятельностью по поддержанию групп самопомощи и взаимопомощи, ассоциаций защиты социальных и иных прав различных страт женского населения, содействием самозанятости и самообеспеченности женщин.
Легко заметить, что все эти задачи, как правило, выполняются социальными работниками совместно с сотрудниками различных сфер социального комплекса — правоохранительными органами, службами занятости, медицинскими и образовательными учреждениями и т.п.
Оказание экстренной социальной помощи заключается в разовом, единичном содействии индивиду или семье, оказавшимся в состоянии затруднения, путем выдачи денег, продуктов или вещей. Подобная помощь может быть оказана отнюдь не только маргинальным слоям, но и, например, гражданам, попавшим в чужой город и обворованным там.
Адресная социальная помощь оказывается малообеспеченным слоям населения и состоит также в выдаче денег, продуктов и вещей, но может предоставляться неоднократно, даже регулярно. Получателями этих видов помощи могут быть различные категории населения, в первую очередь представители социально неблагополучных семей.
Социальное убежище, социальный приют, социальная гостиница — учреждения социальной помощи стационарного типа. В этих учреждениях предоставляется возможность временного пребывания для лиц, попавших в тяжелую жизненную ситуацию, в первую очередь для детей и женщин. Клиенты таких учреждений могут укрыться в них от семейной жестокости, а сотрудники оказывают им социально-психологическую помощь, юридические услуги, помогают в случае необходимости в защите собственных прав, в трудоустройстве.
Особая функция таких гостиниц — помощь несовершеннолетним беременным, для которых их состояние нередко оборачивается необходимостью бегства из дома и школы. Социальные учреждения проводят не только медицинскую и социально-психологическую реабилитацию подобных клиентов, но оказывают помощь в последующем жизнеустройстве, включая содействие в получении жилья, продолжении образования, трудоустройстве, устройстве при необходимости в семью новорожденного ребенка, если несовершеннолетняя мать отказывается от него.
Защита от домашней жестокости в условиях нестационарного учреждения должна сочетать, как правило, деятельность правоохранительных органов и учреждений социального обслуживания. Первые пресекают насилие, вторые оказывают реабилитационную, юридическую и иные виды помощи его жертвам. Она заключается в морально-психологической реабилитации, информационно-консультативной помощи о правах жертвы и социальных ресурсах для их защиты.
Эффективной технологией является создание терапевтических групп из лиц, претерпевших семейное насилие, члены которых наилучшим образом могут поддержать друг друга, достигнуть более высоких результатов под руководством специалиста по социальной работе в коррекции своей личности, в защите своих социальных интересов.
Более высокий уровень работы — переход терапевтических групп в статус групп самопомощи, т.е. объединений клиентов, имеющих более длительное существование, более обширный круг проблем, сильнее воздействующих на личность своих членов. Содействие социального работника в создании таких групп означает, что из разряда объектов воздействия его клиенты переводятся в ранг субъектов, они равноправно участвуют в решении собственных проблем.
Иногда это решение может быть осуществлено только на уровне коррекции личностного восприятия, когда не меняются травмирующие обстоятельства, но изменяется их восприятие клиентом. Так, группа «жены алкоголиков» лишь косвенно может повлиять на пагубное пристрастие своих мужей, но клиентки ставят своей целью учиться быть счастливыми и в условиях пьянства мужа.
Оказание женщинам содействия в планировании семьи заключается в многосторонней деятельности ряда учреждений, прежде всего медико-социальной реабилитации, которые оказывают консультативную и информационную помощь, рассказывая о существующих методах контрацепции и рекомендуя наиболее подходящие. Кроме того, проводится идеология планирования семьи, пропагандируются разумные подходы в этой области, преимущества свободы выбора стратегии и технологии предохранения.
Подросткам оказывается диагностическая помощь, проводится сексуальное воспитание, дается информация о различных сторонах отношений между мужчиной и женщиной, о возможности обратиться за различными видами содействия в существующие медицинские, социальные или иные учреждения.
Социально-трудовая реабилитация женщин в условиях безработицы или угрозы безработицы заключается в оказании социально-психологической поддержки женщине, фрустрированной своим ущербным положением на рынке труда. Кроме того, ей оказывается информационная и порой организационная помощь в поисках нового места работы. Для лучшей адаптации к изменившимся условиям разворачивается деятельность по переподготовке и переобучению женщин дефицитным или более нужным профессиям, хотя в условиях всеобщего кризиса экономики все труднее оказывается изыскивать эти профессии. Разумеется, в такой деятельности необходима самая тесная координация усилий учреждений социального обслуживания и служб занятости.
Содействие в самопомощи и самозанятости женщин выражается в создании в ряде центров социального обслуживания цехов, мастерских, участков трудотерапии, в рамках которых женщины и девочки-подростки имеют возможность обучиться трудовым операциям; продукция этих цехов поступает в продажу, а средства используются на улучшение жизни клиентов. Наконец, нередко они становятся самостоятельными производствами, которые помимо первоначальных задач предоставляют рабочие места для социально ущемленных категорий населения.
Подобным же образом ведется социальная работа с женщинами в странах Запада. Феминистская социальная работа, как ее там называют, ставит целью активизацию ресурсов клиента, чтобы человек самостоятельно мог отвечать за собственную жизнь; вносит ценности эгалитаризма в отношения между работниками социальных служб и их клиентами, выступая альтернативой патерналистским отношениям между клиентом и специалистом, а также психоаналитической социальной работе, нацелена на активное изменение отношений, процессов и институтов социального, в том числе гендерного неравенства. Большинство современных моделей социальной работы испытало влияние теории и практики феминизма. Эмансипация сегодня становится неотъемлемым признаком социальной работы во всем мире, когда речь идет о сопротивлении бедности, насилию против женщин и детей, жестокому обращению с детьми; о семейных конфликтах, изоляции пожилых людей, преступности, ВИЧ, СПИДе и проституции.
Практика феминистской социальной работы основана на принципах переосмысления власти, равноценности процесса и конечного результата, экосистемного подхода, переопределения, убежденности в том, что личное есть политическое.
Переосмысление власти - принцип, который бросает вызов традиционным иерархиям и подвергает критике властные отношения между профессионалом-экспертом и зависимым от него клиентом, между менеджером агентства и его подчиненными, между политиками, администрацией и населением. Власть подразумевает контроль и господство над подчиненными для превращения их в пассивных и зависимых, поэтому те, кто обладает властью, сами определяют и диктуют цели, утаивают или искажают информацию и создают правила для контроля над поведением. С феминистской точки зрения, такая патриархатная концепция власти, узурпируемой небольшой группой, должна быть изменена и наделена смыслами партнерства, созависимости, делегирования полномочий, широкого распределения влияния, силы, эффективности и ответственности. Власть в социальной работе должна рассматриваться, скорее, как фактор, необходимый для создания определенных условий деятельности других, нежели как господство. Получение права на власть или притязание на нее является политическим актом, так как власть позволяет людям осуществлять контроль над собственной жизнью и дает возможность самим принимать решения.
Равноценность процесса и конечного результата означает, что нельзя достигать цели с помощью принудительных, несправедливых, жестоких или патерналистских методов. Поэтому именно то, как достигается цель, само по себе становится целью. Например, чтобы помочь матери-одиночке в поиске работы, вряд ли достаточно лишь обеспечить ей социальное пособие, необходимо предоставить возможности профессиональной подготовки и доступ к приемлемым услугам дошкольных учреждений. Между тем, существующие программы поиска работы или переподготовки не учитывают особые условия, необходимые для самой большой социальной группы бедных в современной России - женщин, воспитывающих своих детей без поддержки со стороны мужчин или других родственников.
Экосистемный, или холистский подход требует учитывать целостность и устойчивость изменений для индивидов, семей и сообществ, отрицая разобщенность и изолированность людей и общества. Изменение вряд ли можно осуществить лишь на микроуровне, так как в феминистской социальной работе для решения проблемы одного человека, семьи или группы приходится задействовать формальные и неформальные социальные сети, различные организации и разных специалистов, часто необходимо инициирование коллективного действия и привлечение внимания средств массовой информации к проблеме. Например, случай домашнего насилия в отношении женщин порой кризисные центры, которые в принципе воплощают идеи феминистской социальной работы, занимаются лишь психологической и юридической помощью конкретным пострадавшим женщинам, хотя во многих других случаях подобные организации воплощают стратегию действий по предотвращению насилия, представляя себе данную проблему не индивидуальной, а политической. Такая стратегия подразумевает создание групп самопомощи, инициирование движений против насилия, образовательные программы для детей и молодежи, просветительскую работу с журналистами и другими профессионалами.
Принцип переопределения означает, что представители общественного движения за гражданские права, члены женских организаций имеют право голоса и самостоятельного определения своих проблем. В этом случае используются новые термины, чтобы называть людей и их проблемы, изменяются значения привычных терминов путем изменения конфигурации языка, лексических инноваций, производятся переименования мест и предметов, пересмотр старых понятий и создание новых. Тем самым осуществляется вызов власти, господствующим стереотипам и доминирующей культурной группе, присвоившей право на контроль над уникальным опытом угнетенных людей и его дискредитацию. Обладание правом на переименование собственного опыта становится акцией свободного волеизъявления. Феминистская социальная работа применяет этот принцип в процессе активизации коллективного потенциала социальных групп для решения политически важных задач. «Личное есть политическое» в связи с феминистской социальной работой соотносит индивидуальное поведение, ценности и убеждения личности с социальной политикой. Социальные движения, которые рождаются из совместных действий людей, влияют на поведение личности. Указанные принципы используются как в практике социальной работы, так и в образовательных программах, а также в исследовании качества социальных услуг.
Феминистская социальная работа основана на представлении, что идеология, социальная структура и поведение взаимосвязаны, например, проблемы клиента могут быть следствием твердых убеждений о традиционных гендерных ролях. Тем самым феминистская интервенция (социальная работа) в подобную ситуацию ставит следующие цели:
а) достижение у клиента понимания воздействия, которое оказывают на поведение ценности мужского шовинизма и патриархатные структуры,
б) развитие самоуправляемой, самореализующейся личности,
в) создание или усиление структур, сообществ, практик, основанных на принципах эгалитаризма.
В некоторых случаях требуется, чтобы индивидуальную или групповую работу терапевтического характера проводили социальные работники женского пола, хотя среди феминистски настроенных социальных работников встречаются и мужчины.
Наиболее распространенные компоненты феминистской социальной работы включают интеграцию теории и практики, фасилитацию выражения точки зрения женщин их собственным голосом, внимательное слушание женщин, работу в партнерстве с женщинами, рассмотрение частных вопросов как социальных, поиск коллективных решений социальных проблем, признание взаимозависимости, существующей между представителями местных, национальных и международных сообществ, понимание характера отношений между неоплачиваемой домашней работой женщин и рынком труда, учет связи между ответственностью женщин за других и необходимостью удовлетворять собственные потребности, способность оценивать и ценить опыт, навыки и знания женщин, уважение достоинства каждой женщины, соблюдение принципов и методов, которые гарантируют благополучие детей, мужчин и женщин.
Заключение
В обстановке, когда сама жизнь заставила активизировать поиски новых подходов к совершенствованию устройства человеческого общества, не мог остаться в стороне женский вопрос – о месте женщины в современном обществе, о перспективах ее широкого вовлечения в основные стратегии общественного развития.
Выделение актуальных проблем женщин и разработка оптимальных путей их решения стали предметом такой учебно-исследовательской дисциплины, как феминология. Поскольку женские проблемы отличаются большим разнообразием, феминология состоит из относительно самостоятельных разделов, которые образуют ее структуру.
Будучи самостоятельной наукой, имеющей специфический предмет исследования, феминология пытается теоретически обосновать не только неправомерность существования дискриминации женщин, но и историческую обреченность чисто мужской деятельности. Она показывает, что прогресс в обществе в значительной степени зависит от положения в нем женщин, а также от взаимодействия представителей обоих полов. Она говорит о том, что социальная дискриминация женщин проявляется в сфере труда и занятости; распределения власти и собственности; культуры и образования; политической и духовной жизни общества. Она является одной из форм насилия над личностью.
Большинство современных моделей социальной работы испытало влияние теории и практики феминизма.
Эмансипация сегодня становится неотъемлемым признаком социальной работы во всем мире, когда речь идет о сопротивлении бедности, насилию против женщин и детей, жестокому обращению с детьми; о семейных конфликтах, изоляции пожилых людей, преступности, ВИЧ, СПИДе и проституции.
Практика феминистской социальной работы основана на принципах переосмысления власти, равноценности процесса и конечного результата, экосистемного подхода, переопределения, убежденности в том, что личное есть политическое.
В общем, можно констатировать, что в социальной работе с женщинами выделяются три группы задач: по спасению их, по поддержанию функционирования и по развитию.
Вместе с тем, социальные проблемы женщин тесно переплетены с социальными проблемами других социально-демографических категорий населения, всего общества в целом. Отдельно от них они не могут быть решены.
Список использованной литературы
- Берг ван Ден, Купер Л. Б. Феминизм и социальная работа // Энциклопедия социальной работы в 3-х тт. Т. 3. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. С. 369-375.
- Н.А. Надеина. Особенности социальной работы как особого вида профессиональной деятельности /Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки», №1 (13), 2005. – Северо-Кавказский государственный технический университет (СевКавГТУ), 2005.
- Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. – М.: Инфра-М, 1997. – 368 с.
- Социальная работа / Под общей редакци¬ей проф. В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов н/Д: «Феникс», 1999. — 576 с.
- Справочное пособие по социальной работе / Л. С. Алексеева, П. В. Бобкова и др.; Под ред. А. М. Панова, Е. И. Холостовой. – М.: Юрист, 1997. – 168 с.