Человек как личность (реферат)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 |
I. Индивид, личность, индивидуальность | 4 |
II Концепции личности: философские, психологические | 7 |
III Формирование личности. Нравственные основы |
11 |
Заключение | 15 |
Список литературы | 16 |
Введение
На протяжении многих столетий духовного развития человечества проблема человека, а вместе с нею проблема человеческой индивидуальности была одной из самых важных. Философские знания – это прежде всего знания о человеке.
Понятно, что философское учение о человеке выступает относительно самостоятельной частью философии. Философия становится философией в определенном смысле слова тогда, когда человек обращает внимание на «самого себя», на формы своей личной жизнедеятельности, свой личный духовный мир, его наполненность жизнью, страданиями и невзгодами, радостью и счастьем.
Философия, верная своему предназначению, рассматривает человека в мире и мир в человеке. Она говорит о его реальном, фактическом положении в этом реальном, практическом мире, о его жизненном предназначении. При этом стремится понять не только, что он есть, но и кем он должен быть, ибо проблема сущности и бытия человека является одной из главных вечных философских проблем (1).
Понятно, что философское учение о человеке выступает относительно самостоятельной частью философии. Философия становится философией в определенном смысле слова тогда, когда человек обращает внимание на «самого себя», на формы своей личной жизнедеятельности, свой личный духовный мир, его наполненность жизнью, страданиями и невзгодами, радостью и счастьем.
Философия, верная своему предназначению, рассматривает человека в мире и мир в человеке. Она говорит о его реальном, фактическом положении в этом реальном, практическом мире, о его жизненном предназначении. При этом стремится понять не только, что он есть, но и кем он должен быть, ибо проблема сущности и бытия человека является одной из главных вечных философских проблем (1).
I. Индивид, личность, индивидуальность
Понятие «личность» многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т.д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте.
Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек» (2,с.86).
Исходя из различных определений, данных философией, психологией, и другими науками, человека можно определить как биосоциальное существо, обладающее речью, сознанием, мышлением, являющееся частью природы и общества, а также способное создавать материальные и духовные ценности.
Человеческие способности и свойства, такие как речь, сознание, мышление, являются результатом культурного развития, а не врожденными качествами, передающимися по наследству. Человек – это высшее существо, отличающееся от животных способностью к труду, результатом которого являются создаваемые блага, используемые в целях удовлетворения потребностей.
Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора. Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «индивид» – как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида(2).
Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек» (2,с.86).
Исходя из различных определений, данных философией, психологией, и другими науками, человека можно определить как биосоциальное существо, обладающее речью, сознанием, мышлением, являющееся частью природы и общества, а также способное создавать материальные и духовные ценности.
Человеческие способности и свойства, такие как речь, сознание, мышление, являются результатом культурного развития, а не врожденными качествами, передающимися по наследству. Человек – это высшее существо, отличающееся от животных способностью к труду, результатом которого являются создаваемые блага, используемые в целях удовлетворения потребностей.
Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора. Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «индивид» – как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида(2).
Заключение
Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действия и процессов(4).Человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Все, что сложилось и отстоялось в личности, возможно благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними. Человек включает в деятельность и общение существенно важные ориентиры для своего поведения, все сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами, требованиями.
Познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку.
Ядром личности выступают ценностно-мировоззренческие установки, которые складываются в процессе воспитания и жизненного опыта индивида. Вместе с тем свойственная человеку как разумному существу свобода воли позволяет ему осуществить сознательный выбор среди различных альтернатив и возможностей. Благодаря этому человек способен подняться над соответствующими условиями, детерминирующими направленность его личности и изменить характер своих действий.
Список литературы
- Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 376с.
- Общая психология: Курс лекций для первой ступени психологического образования/ Сост. Е.И. Рогов.– М.: ВЛАДОС, 1995. – 448с.
- Петровский А.В. Введение в психологию. М.: Издательский центр «Академия», 1995. – 496с.
- Петровский А.В. Личность в психологии: парадигма субъектности. г.Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1996. –512с.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учебн. заведений. 2-е изд., стереотип. –М.: Издательский центр «Академия»., Высшая школа, 2001. –512с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1996г. – 736с.
- Философия Учебн. Пособие для студентов вузов / В.Ф.Берков. П.А. Водопьянов, Е.З. Волчек и др. Под общ. ред. Ю.А. Харина, 3-е изд., доп. и испр. – М.: ТетраСистемс, 2000.– 416с.
- Философия: Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. – М..: Издательство «АСТ»; Философское общество «Слово», 2000. – 672с.
- Философия: Учебн. пособие /М.И. Мартынов, Л.Г. Кравченко, Р.И. Блихарж и др. Под ред. О.С. Тернового. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Университетское, 1998. – 408с.
Цена работы - 500 рублей Заказать работу