Развитие социологии в Беларуси

Тип работы: Контрольная работа
Цена: Бесплатно
(Время чтения: 9 - 17 минуты)

User Rating: 0 / 5

Введение

В XX столетии окончательно оформилась и самоутвердилась социологическая наука. Кризис существующей философии, концепций цивилизационного прогресса, расшатанность всех обычных норм и жизненных устоев выявили полный тупик наличных общественных учений. «Все старые – или, вернее, недавние прежние — устои и формы бытия гибнут, жизнь беспощадно отметает их, изобличая если не их ложность, то их относительность; и отныне нельзя уже построить своей жизни на отношении к ним» писал тогда выдающийся русский философ С.Л. Франк.

Разрушение прежних ценностей, стесненность судеб многих поколений, переоценка истории, хаос, трагический поиск выхода, который позволил бы нейтрализовать выплеснувшиеся потоки всеразрушающего нигилизма, - все это востребовало новую науку об общественном прогрессе.

В конце XIX столетия шли жаркие споры о предмете, границах, методах, теоретической и практической ценности новой науки, не успевшей отмежеваться как следует, с одной стороны, от биологии, а с другой - от психологии, и продолжавшей нескончаемые дискуссии с философами.

Усложнение социальных проблем, потребность в реальном прогнозировании научно-технического прогресса, изучении общественного мнения со все большей настоятельностью требовали восстановления и развития социологической науки на качественно новой методологической и теоретической основе.

В данной контрольной работе рассмотрены пути и этапы становления социологической науки в Беларуси.

Становление белорусской социологической науки

С утверждением белорусской нации, белорусской государственности, белорусских культуры, искусства и науки складывались и основы белорусской социально-политической мысли. Ее истоки восходят к деятельности религиозных и общественных деятелей. Нельзя не учитывать геополитического положения Беларуси: она постоянно находилась в зоне влияния соседей (Киевская Русь, Великое Княжество Литовское, Речь Посполитая, Россия), испытывая на себе их политическое, экономическое и культурное воздействие.

Традиционно считается, что на формирование социальной, а затем и социологической мысли в Беларуси в XIX в. большое влияние оказали представители русской социологической мысли в процессе противоборства славянофильства и русофильства (Н.Я.Данилевский, М.Н.Катков, К.Н.Леонтьев, К.П.Победоносцев) с западничеством (П.Я.Чаадаев, В.Г.Белинский, А.И.Герцен), а также французские просветители - Монтескье, Вольтер, Дидро, английские экономисты — Смит, Рикардо и немецкий романтик Шеллинг.

Известно, что социологическая мысль в России развивалась как часть европейской науки. Выдающиеся представители русской социологии (М.М.Ковалевский, Л.И.Мечников, Н.К.Михайловский и др.) оказали существенное влияние на становление самостоятельной науки об обществе в Беларуси. При этом активно использовались наработки западных социологов — О.Конта, Г.Спенсера, М.Вебера и др.

К началу XX столетия Европа покрылась сетью социологических обществ, в которых, может быть, нигилисты и играли решающую роль. В Сорбонне была открыта кафедра социологии, ее возглавил хорошо известный автор книги «О разделении общественного труда» (Париж, 1893 г.) Эмиль Дюркгейм. Международный социологический институт собирался каждые три года, социологическое общество в Париже заседало ежемесячно. Преподавание социологии было введено в ведущих вузах США и Европы, изданы первые учебники по социологии, появились периодические научные социологические публикации. Россия не торопилась за новациями, тем более, что их влияние на общественную жизнь в те годы совершенно не просматривалось. М.М. Ковалевский констатировал: «У нас (в царской России) существует всего-навсего одна кафедра на всю империю в 160 миллионов жителей, и то в частном университете, в Психоневрологическом институте, получившем свой устав непосредственно от монарха, минуя Министерство народного просвещения

Однако российская социология XIX - начала XX в. по своим методологическим установкам и теоретическим достижениям не уступала зарубежной. Преобладающей ориентацией был субъективизм. П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский. Н.И. Кареев считали себя эмпириками и позитивистами, что не мешало им активно развивать этические проблемы социологии.

Популярность в обществе гуманистических идеалов при озабоченности исторической перспективой страны содействовала внедрению марксистских идей. В начале XX в. субъективизм в социологии идет на спад.

Параллельно с теоретической социологией в дореволюционной России развивались социальные и статистические обследования, проводившиеся земствами. Земская статистика изучала имущественное положение и хозяйственную деятельность крестьян и фабрично-заводских рабочих, социальную структуру населения, жилищные условия, образование, санитарную культуру. К началу XX в. систематические обследования велись в семнадцати губерниях Российской империи. В некоторых регионах проводились сплошные переписи крестьянских хозяйств.

Таким образом, к революции 1917 г. в Российской империи начали складываться первые социологические учреждения. Перспективная социальная программа разрабатывалась в Психоневрологическом институте в Петербурге. Основой программы стала идея В.М. Бехтерева о научном управлении поведением на основе рефлексологии (термин, эквивалентный «бихевиоризму»). В институте существовала кафедра социологии во главе с М.М.Ковалевским и Е.В. де Роберти, которые опубликовали несколько сборников статей «Новые идеи в социологии».

После революции 1917 г. наряду с марксистским учением еще какое-то время активно развивалась социологическая мысль русских либералов. Вышли книги К.М. Тахтарева, В.М. Хвостова, В.М.Бехтерева, П.А.Сорокина, С.Л.Франка. «Русское социологическое общество имени М.М.Ковалевского», созданное в 1916 г. собиралось эпизодически, но работал «Социологический институт», где читали лекции самые известные социологи.

С начала 20-х годов стала создаваться система идеологических и научно-теоретических институтов новой власти. С этого времени о немарксистской социологии в советской стране говорить не приходится. Созданная при Наркомате просвещения «комиссия Ротштейна» на протяжении 20-х годов активно вытесняла «буржуазную профессуру» из высших учебных заведений. Часть интеллектуалов была выслана за границу, иные репрессированы или запуганы и адаптировались к новой власти.

В 20-е годы начался процесс институциализации социологии. Была введена научная степень по социологии, созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах. Возобновило свою деятельность «Российское социологическое общество имени М.М.Ковалевского», председателем которого стал Н.И.Кареев. В 1919 г. был учрежден Социобиблиографический институт, директор которого (К.М. Тахтарев) поставил вопрос о переименовании его в Российский социологический институт. В 1920 г. в Петроградском университете был образован первый в стране факультет общественных наук с социологическим отделением, во главе которого стоял П.А.Сорокин. В эти же годы издавалась обширная социологическая литература, выявляющая соотношение русской социологической мысли и марксистской социологии, шло формирование марксистской социологии. Под влиянием Н.И.Бухарина наметилась тенденция к отождествлению социологии и исторического материализма. Значительная часть новых философов объявила социологию составной частью философии — диалектического материализма. Сложилось и так называемое «антисоциологическое» направление, отрицавшее не только право социологии на самостоятельное существование, но и сам термин «социология».

Наряду с развитием теории серьезные шаги были сделаны в проведении конкретных социологических исследований. Это, в первую очередь, исследования С.Г.Струмилина, связанные с изучением внерабочего времени, влияния культуры и образования на производительность общественного труда; В.И.Тодорского - по проблемам социальных изменений; Е.О.Кабо – по изучению домашнего быта рабочего класса; А.И.Колодной — по проблемам молодежи и др.

В 20-30-х гг. были проведены переписи населения (1920 и 1926 гг.), которые дали интересную социальную статистику по проблемам классовой структуры страны, образования, культуры, науки и т.д. Журнал «Статистика труда» и другие издания по экономической и социальной статистике печатали большой фактический материал об изменениях в социальной структуре общества, о социальной структуре рабочего класса и крестьянства. Велись научные социально-экономические и социально-этнографические исследования. Все это придавало высокий авторитет социологической науке.

Перечисленные выше особенности развития социологической мысли в России были во многом характерны и для Беларуси, которая до революции 1917 г. была составной частью унитарного государства — Российской империи. В послереволюционный период в развитии социологической науки в Беларуси четко просматриваются три этапа. Первый этап охватывает период с начала 20-х до середины 30-х годов.

Первый этап развития белорусской социологии

Действительно значимым для социологии в Беларуси оказалось открытые Белорусского Государственного Университета (1921 год) и образование кафедры социологии и первобытной культуры, которой руководил С.З. Каценбоген. В преподавании социально-политических и социологических дисциплин активно участвовали профессора В.И. Пичета (первый ректор университета), С.З. Каценбоген, В.И. Ивановский, С.М. Василевский и др. Для студентов факультета общественных наук читались курсы лекций по социологическим проблемам экономики и труда, государства и права, семьи и брака, истории и теории культуры и т.д. Уже в 1923 году был опубликован первый отечественный курс лекций по социологии (Труды БГУ, Мн., 1923, № 4-5).

Масштабы научно-исследовательской работы в области социальной проблематики значительно расширились после открытия в 1922 году Института, Беларуси, которую возглавил В.М. Игнатовский.

В этот период были организованы систематические исследования в области социально-экономических и социально-культурных проблем развития белорусской нации (Е.М. Карский, С.М. Некрашевич), динамики социальной структуры белорусского общества (В.М. Игнатовский, М.В. Довнар-Запольский), социологии семьи и религии (С.Я. Вольфсон, Б.Э. Быховский), образования и воспитания (С.М. Василевский, А.А, Гаваровский, С.М, Ривес). Работы этих авторов получили широкую известность в республике и за ее пределами. Правда, теоретико-методологическая база белорусских исследователей не отличалась оригинальностью, социологические идеи зачастую либо переплетались с работами исторического, этнографического или демографического характера, либо тяготели к работам общего, социально-философского плана. Белорусская социология не выходила еще на уровень конкретно-прикладных исследований, к которым с самого начала Советская власть относилась с известной долей подозрения. Кроме того, не была создана методическая база подобных исследований. Социология в этот период развивалась в русле академических традиций. Важную роль в развитии социально-экономических исследований сыграла система статистической информации. В Беларуси формирование органов государственной статистики завершилось в 1922 году. Многие статистические обследования по предмету и характеру представляли собой тип прикладных социологических исследований. Статистика и конкретная социология взаимно дополняли друг друга. Появляется все больше социологических работ, построенных на статистических данных или полученных специальными эмпирическими методами.

В 1927 году в Минске вышла в свет коллективная монография (Рабочая молодежь в Беларуси. Численность, состав, быт, условия труда и физическое состояние”, подготовленная коллективом преподавателей кафедры социальной гигиены БГУ во главе с Б.Я. Смулевичем. Она вполне соответствовала стандартам прикладного социологического исследования. В этом же году под руководством С.М, Василевского было проведено выборочное исследование ценностных ориентаций и уровней культурного развития отдельных групп молодежи Беларуси. В его книге “Введение в теорию и технику психологических, педагогических и психико-технических исследований” впервые в отечественной науке был дан систематический анализ основных методов конкретного социологического исследования. Под руководством П.Я. Панкевича осуществлено исследование образа жизни, состояния нравственного сознания и быта белорусского студенчества. Интерес представляют работа С.Я. Вольфсона “Социология брака и семьи”, вышедшая в Минске в 1929 году, и ряд других публикаций. Таким образом, в Беларуси в 20-е годы отчетливо прослеживается тенденция к научному осмыслению социально-политических процессов, происходивших в период Советской власти.

В 30-е годы ситуация резко меняется. Власть все больше и больше приобретает черты тоталитарного режима с запретами, подозрениями и искоренениями. Истинное положение дел в общественной жизни, оказавшееся весьма далеким от коммунистических идеалов, начинает подвергаться идеологической лакировке. Научное познание реалий социалистической действительности становится нежелательным, поэтому исследования социальных явлений либо свертываются, либо попадают под контроль идеологической цензуры. Социологические исследования как в Советском Союзе в целом, так и в Беларуси стали резко сокращаться. Обрушившиеся в этот период на белорусскую интеллигенцию репрессии уничтожили ее наиболее квалифицированное ядро. Эту трагическую участь разделило и большинство белорусских обществоведов. В 1929 году смещается с поста ректор В.И. Пичета, много сделавший для возрождения белорусской науки и культуры, утверждения белорусского языка в качестве государственного (преподавание в университете велось в основном на белорусском языке). В сентябре 1930 года он был арестован и в составе 115 научных сотрудников обвинен в связях с белой эмиграцией по так называемому “делу историка С.Ф. Платонова” и сослан в Вятку (освобожден в апреле 1936 года). Трагически оборвалась и жизнь В.М. Игнатовского – первого президента Академии наук Беларуси. В конце 30-х годов социология как самостоятельная наука перестала существовать. Накопленные в предшествующие годы материалы стали достоянием архивов и специальных фондов библиотек.

Возрождение белорусской социологической науки

Разрушительный вал Великой Отечественной войны, дважды прокатившийся по Беларуси, довершил процесс искоренения национальной культуры, в том числе и ее научных достижений, особенно в сфере общественных наук. Обществоведение становится притягательным для разного рода карьеристов. Лишь после смерти И. Сталина и последовавшей “оттепели” 50-60 годов начинается возрождение социологии как в целом в Союзе, так и в Беларуси. Вновь оживляется интерес к социологической проблематике, хотя каноны исторического материализма долго еще определяли идеологическую и методологическую парадигму обществознания.

Повышение интереса к социальной проблематике и особенно к конкретно-социологическим исследованиям было характерно для специалистов всех стран социализма. На фоне изменения отношения к социологии в Советском Союзе оживляется интерес к социологии и в Беларуси. Интерес к ней начинают проявлять не только ученые, но и партийное руководство республики. Осенью 1965 года вышло постановление ЦК КПБ “Об организации конкретно-социологических исследований в республике”, в значительной мере стимулировавшее разработку ряда важных социологических проблем и решение организационных вопросов, направленных на развитие социологических служб и подразделений. В 1968 году в составе академического института философии и права был создан сектор конкретных социологических исследований, который возглавил профессор Т.П. Давидюк. В 1978 году в этом же институте проблемы социологических исследований, преобразованный в 1989 году в Центр социологических исследований. Активно стали формироваться хоздоговорные группы, деятельность которых позволила расширить диапазон социологических исследований. Все это подготовило почву для открытия в 1990 году в рамках национальной академии Института социологии. С момента создания институт возглавлял профессор, академик НАН РБ Е.М. Бабосов, под руководством которого проведено большое количество конкретных социологических исследований, издан ряд фундаментальных работ. В частности, следует указать трехтомный коллективный труд об основных тенденциях изменения социальной структуры белорусского общества. Большой интерес представляют социологический анализ труда и экономики, осуществленный в монографиях профессора Г.Н. Соколовой и анализ социально-демократической сферы в работах С.А. Шавеля и А.А. Ракова.

Параллельно с академическими структурами социология стала активно внедряться в сеть высших учебных заведений. С конца 60-х годов в вузах республики на базе общественных кафедр начинают создаваться группы и лаборатории социологического профиля, который на хоздоговорных началах изучали проблемы промышленной социологии, трудового коллектива, социального планирования и управления. В конце 60-х – начале 70-х годов такие группы были созданы в Институте народного хозяйства, в Белорусском Политехническом институте, Институте культуры и ряде других столичных и областных вузов.

Большую известность в этот период получили работы профессора В.Н. Семенькова “Совершенствование социализма и общественное воспитание” (1966); “Производственный коллектив: труд, среда, воспитание” (1975); “Комплексный характер воспитания” (1979).

В 1968 году в Белорусском госуниверситете была создана проблемная социологическая научно-исследовательская лаборатория. Первым ее руководителем был профессор И.Н. Лущицкий, затем доцент С.И. Деришев и профессора Ю.Г. Юркевич, Г.П. Давидюк, С.Д. Ларптенок. Начав со штата в четыре человека, лаборатория выросла в крупное научное подразделение, сыгравшее важную роль в возрождении социологической мысли Беларуси. Вначале лаборатория действовала в рамках кафедры истории философии, а затем – в 1971 году, когда в Белгосуниверситете была создана кафедра философии гуманитарных факультетов, которую возглавил профессор Г.П. Давидюк, она вошла в состав этой кафедры. Эти два подразделения – кафедра и лаборатория – и стали базой, на основе которой возрождалась социология как вузовская дисциплина.

Лаборатория проводила конкретно-социологические исследования на многих предприятиях Беларуси (изучались проблемы эффективности воспитательной работы, студенческой молодежи, молодой семьи, трудовых коллективов, социального планирования, совершенствования методов управления). Руководители промышленных предприятий стали прислушиваться к голосу социологов, не без волнения ожидая результатов социологических исследований, когда очевидными становились недоработки управления. Так конкретная социология все шире входила в жизнь белорусского общества.

Белорусская социология на современном этапе

Третий этап развития социологии в Беларуси начался в середине 80-х годов. В июне 1988 г. было принято постановление ЦК КПСС «О повышении роли марксистской социологии в решении узловых проблем советского общества». Главный смысл постановления заключался в том, что в номенклатуре научных специальностей «социология» была отделена от «философии», открывались отделения социологии в ведущих университетах страны.

Все это позволило Академии наук БССР в 1989 г. открыть Республиканский центр социологических исследований, который объединил социологические отделы Института философии и права, отделы науковедения, демографии и проблем народонаселения Института экономики АН БССР. На его базе 1 февраля 1990 г. был создан Институт социологии АН БССР. Важным шагом в становлении белорусской школы социологов явилось учреждение в 1976 году Белорусского отделения советской социологической ассоциации, преобразованного в 1991 году в самостоятельную Белорусскую социологическую ассоциацию, возглавляемую Е. М. Бабосовым.

Достижения белорусских социологов позволили им выйти на всесоюзную и мировую арену. Они активно участвовали в работе крупных социологических форумов международного значения. Все говорило о том, что в Беларуси сложилась школа социологии со своими традициями и достижениями. Не хватало лишь одного звена – подготовки специалистов-социологов с высшим образованием. Ощущалась необходимость открытия этой специальности в одном из вузов республики.

В 1989 году в Белгосуниверситете был открыт философско-экономический факультет, в состав которого вошли отделения философии, политической экономии и социологии. В 1994 году был осуществлен первый выпуск социологов. Открытие отделения социологии потребовало и создания кафедры социологии, которая открылась в 1989 году. Первым заведующим этой кафедры стал профессор А.Н. Елсуков. Первоначально кафедра социологии состояла из заведующего, трех доцентов, одного докторанта и трех учебно-вспомогательных работников. В настоящее время на кафедре работает 7 докторов наук, профессоров, 9 кандидатов наук и два преподавателя. С кафедрой постоянно сотрудничают, участвуют в учебном процессе ведущие социологи республики, среди них академик НАН РБ Е.М. Бабосов, член-корреспондент НАН РБ А.Н. Данилов, доктор социологических наук Г.Н. Соколова и др.

В республике появились первые кандидаты и доктора социологических наук, подготовленные в традициях местной школы. Первыми докторами социологических наук стали Н.Н. Белякович, А.П. Вардомацкий, А.Н. Данилов, И.В. Котляров, И.И, Куропятник, К.Н. Кунцевич, С.В. Лапита, И.В. Левко, О.Т. Манаев, Г.А. Несветайлов, Д.Г. Ротман, А.В. Рубанов, В.И. Русецкая, Л.Г. Титаренко, С.А. Шавель и др. Первым кандидатом наук, имеющими базовое социологическое образование, стала Е.А. Коростелева.

Параллельно с этими процессами продолжала действовать в Белгосуниверситете научно-исследовательская лаборатория, которая за последние годы, претерпев ряд организационных перестроек, утвердилась в виде Центра социологических и социально-политических исследований, возглавил который профессор Д.Г. Ротман. Центр ведет оперативную исследовательскую работу, выполняя государственные и частные заказы.

О развитии белорусской социологии говорит и тот факт, что в 90-е годы был создан ряд независимых (негосударственных) социологических институтов и центров изучения общественного мнения: Белорусская социологическая служба “Общественное мнение”, возглавляемая Д.Г. Ротманом; Независимый Институт социально-экономических и политических исследований, возглавляемый профессором О.Т. Манаевым; Частно-исследовательское предприятие “НОВАК”, возглавляемое профессором А.П. Вардомацким; Национальный центр стратегических инициатив “Восток-Запад”, возглавляемый в настоящее время профессором Л.Ф. Заикой.

Успехи белорусских социологов определяются тем, что они активно участвуют в реализации международных проектов с учеными США, Англии, Франции, Германии, Израиля, Польши. Международное сотрудничество проявляется в совместных публикациях, научных конференциях и совещаниях, в обмене студентами, аспирантами и преподавателями.

В 1996 г. создан Институт социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь. Развивается международное сотрудничество в области социологической науки.

Заключение

Таким образом, мы видим, что белорусская социологическая наука прошла достаточно длинный путь развития, который начался с того, что социологическая мысль в Беларуси формировалось под влиянием представителей русской социологической мысли. К 1917 году социология в России только стала приобретать институциональные формы.

В первые годы советской власти социология получила поддержку со стороны государства, что способствовало развитию системы социологического образования и активизации социологических исследований в разных теоретических и прикладных направлениях.

В дальнейшем история советской социологии становится зеркальным отражением изменений внутриполитической ситуации в СССР. К середине 30-х годов социологические исследования идут на спад, социология попадает в категорию наук, полностью исключенных из официальной научной среды. Только в начале 60-х годов, в период «оттепели», социологию реабилитируют. Временный спад в развитии социологии наблюдался в первой половине 80-х годов, в период «застоя». И только со второй половины 80-х годов, т.е. с началом «перестройки», социология получила новый импульс развития.

Становление и развитие социологической науки в Беларуси в общих чертах воспроизводят историю советской социологии.

Анализируя опыт активной исследовательской работы белорусских социологов в первые послереволюционные годы, а затем в период «оттепели», следует сказать о тематике социологических исследований: это проблемы социальной структуры общества, коллективизации деревни, вопросы культуры и быта, религиозности населения, проблемы социологии труда, социалистического соревнования, идейно-воспитательной работы среди разных категорий населения, проблемы молодежи, в т.ч. и студенческой.

Развитие социологии в Беларуси с середины 60-х годов так же как и советской социологии в целом, носило, в основном, прикладную ориентацию. Долгое время место теоретической социологии занимал исторический материализм как социология марксизма-ленинизма. В начале 80-х годов за белорусской социологией был признан официальный статус не только на прикладном, эмпирическом, но и на фундаментальном, теоретическом уровне. С этого же времени социология в Беларуси приобретает более определенные институциональные формы.

В настоящее время в республике создана многоступенчатая система подготовки высококвалифицированных социологических кадров (социологическое отделение факультета философии и социальных наук БГУ, аспирантура и докторантура по социологическим специальностям). В Национальной академии наук Республики Беларусь функционирует Институт социологии, сотрудники которого проводят научно-исследовательскую работу по разным социологическим направлениям.

Таким образом, белорусская социологическая школа активно заявляет о себе фундаментальными и прикладными исследованиями, участием в международных конференциях, разветвленной сетью социологических служб, подготовкой молодых специалистов высокого класса и вносит существенный вклад в развитие социологии – одной из важнейших наук современного общества.

Список использованной литературы

  1. Лапина СВ., Титаренко Л.Г. Социологическая теория: история и современность. Мн., 1994.
  2. Социология: Учебное пособие и практикум. 2-е издание, дополненное и исправленное / Под общ. ред. проф. С. В. Лапиной. - Мн.: Современное слово, 2002.
  3. Тощенко Ж.Т. Беларусь: время надежд // Социол. исслед. 1998. № 9. С. 3.
  4. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. М., 1997.