Контрольная по экономической географии
- Тип работы: Контрольная работа
- Цена: Бесплатно
Предмет экономической географии
Экономическая география – наука о размещении производства и территориальном разделении труда, изначально была задумана как пособие для коммерсантов, как «коммерческая география» (этот термин впервые был предложен М. В, Ломоносовым в начале 60-х гг. XVIII в.), так как круг вопросов, входящих в компетенцию этой отрасли научных знаний, крайне необходим будущему экономисту в его повседневной практической деятельности. К этому следует добавить, что экономическая география – единственная из экономических дисциплин «пространственная наука», и что безадресной экономики нет (как нет промышленных и сельскохозяйственных предприятий, источников сырья, топлива и энергии, потребителей произведенной продукции и т. п. без указания конкретного их местоположения).
Вопросы размещения – объект внимания экономической науки с начала XIX в. Их постановка тогда имела весьма упрощенный, а принципы решения – рекомендательный характер.
Позже немецкие экономисты, сначала И. Тюнен применительно к сельскому хозяйству, а затем А. Вебер применительно к промышленности, впервые попытались создать теорию размещения производства – обоснования размещения отдельного предприятия.
Таким образом, экономическая география – науку о взаимосвязанном размещении и распределении природных условий и ресурсов, населения и хозяйства в геопространстве (на поверхности Земли и в акватории Мирового океана), о влиянии природы на жизнь общества и влиянии хозяйственной деятельности на природу [3 с. 7].
Более узкое прикладное определение экономической географии может быть сформулировано следующим образом: Экономическая география – это наука, изучающая поведение экономических субъектов в конкретном географическом пространстве. Данное определение позволяет провести границу между экономической географией и региональной экономикой, которая изучает поведение экономических субъектов в конкретном экономическом пространстве, а также между экономической географией и пространственной экономикой, которая изучает экономические процессы в абстрактном экономическом пространстве.
Поскольку хозяйственная деятельность распространяется не на весь объем геопространства, а сосредоточена в достаточно узкой (по сравнению с размерами Земли) полосе земной поверхности, объектом изучения экономической географии является антропосфера (экосфера) как часть геопространства, где развивается хозяйственная деятельность. Объем антропосферы составляет произведение площади поверхности Земли (510 млн. км2) на высоту 20 км (от глубоководных впадин Мирового океана – 11 км ниже уровня океана, до высочайших горных вершин – 9 км выше уровня океана), т. е. 10,2 млрд. км2.
Предмет изучения определяется господствующей в данный момент времени исследовательской парадигмой. В советский период он определялся как «изучение экономических районов и закономерностей размещения общественного производства», «изучение территориальных социально-экономических систем», «изучение территориальной организации жизни общества», а в настоящее время может быть определен как изучение трансформации антропосферы и поиск решения геоэкономических проблем на основе системного и информационного подходов. При этом под геоэкономическими проблемами понимаются негативные социальные, политические, экономические, экологические, технологические или системные изменения, вызванные взаимодействием общества и природы. Достаточно широкая формулировка объекта и предмета изучения приводит к колоссальному разнообразию исследовательских проектов в рамках экономической географии, которые требуют некоторой организующей основы, задаваемой элементарным объектом изучения и внутренней структурой науки [3 с. 8].
Концепция Тюнена
Вопросы размещения – объект внимания экономической науки с начала XIX в. Их постановка тогда имела весьма упрощенный, а принципы решения – рекомендательный характер.
Позже немецкие экономисты, сначала И. Тюнен применительно к сельскому хозяйству, а затем А. Вебер применительно к промышленности, впервые попытались создать теорию размещения производства – обоснования размещения отдельного предприятия.
Становление теории размещения (локализации) принято связывать с выходом в 1826 г. книги немецкого экономиста И. Тюнена «Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономии». Главным содержанием этого фундаментального труда было выявление закономерностей размещения сельскохозяйственного производства [1 с. 75].
Исследование И. Тюнена отличали высокий уровень абстракции, точные формулировки поставленных задач. Он предполагал наличие экономически изолированного от остального мира государства, в пределах которого имеется центральный город, являющийся единственным рынком сбыта сельскохозяйственной продукции и источником обеспечения промышленными товарами. Здесь цена каждого продукта в любой точке пространства отличается от его цены в городе на величину транспортных затрат, которые принимаются прямо пропорциональными весу груза и дальности перевозки.
И. Тюнен ставит вопрос: какие формы примет при установленных предпосылках сельское хозяйство, и какое влияние на его размещение будет оказывать расстояние от города? Он находит ответ на поставленный вопрос методом сопоставления транспортных затрат на перевозку продукции от места производства до рынка, в результате чего выявляются зоны, наиболее благоприятные (с точки зрения минимизации транспортных затрат) для размещения в их пределах тех или иных видов сельскохозяйственного производства.
И. Тюнен доказывает, что в рамках сделанных допущений оптимальная схема размещения сельскохозяйственного производства – это система концентрических кругов (поясов) разного диаметра вокруг центрального города, разделяющих зоны размещения различных видов сельскохозяйственной деятельности. Чем выше урожайность (продуктивность), тем ближе к городу должно размещаться производство. В то же время чем дороже тот или иной продукт на единицу веса, тем дальше от города целесообразно его размещение. В результате интенсивность ведения хозяйства снижается по мере удаления от города.
И. Тюнен выделяет шесть поясов (колец) размещения сельскохозяйственной деятельности, основываясь на условиях ведения хозяйства в своем имении в Мекленбурге. Ясно, что при других условиях конкретный состав поясов будет другим, но принцип их чередования сохранится.
Нахождение расстояния, отделяющего зоны размещения тех или иных видов сельскохозяйственной деятельности от центра сбыта, осуществляется по простым формулам. Пусть имеются «не сельскохозяйственные культуры, доходность которых на единицу продукции составляют т1 и т2 а объемы их производит» – v1 и v2. Транспортный тариф (на 1т) равен t. Тогда r – расстояние от центра, разграничивающее посевы двух культур, находится из уравнения безразличия (равенства разностей между доходом и транспортными затратами):
Одновременно И. Тюнен обосновал основные положения теории земельной ренты по местоположению. Определенный продукт продается по одной и той же цене независимо от места своего производства. Земельная рента равна величине экономии на транспортных издержках в хозяйствах, расположенных относительно ближе к центру. Она максимальна в первом кольце и падает по мере удаления земельного участка от центра. В наиболее удаленном кольце, где еще ведется сельское хозяйство, величина ренты равна нулю. Минимум транспортных затрат на доставку сельскохозяйственной продукции соответствует максимуму земельной ренты.
Работа И. Тюнена была первым и весьма показательным примером использования абстрактных математических моделей в теории пространственной экономики. Ее важное методическое значение признано в новой экономической науке [1 с. 76].
Лесные и водные ресурсы России
Лесные ресурсы – это запасы древесины, а также пушнины, дичи, грибов, ягод, лекарственных растений и других охотничье-промысловых богатств в лесах. К ресурсам относятся также полезные свойства леса – водоохранные, климаторегулируюшие, противоэрозионные, оздоровительные и пр. Лесами занято 4100 млн. га, или около 30% суши земного шара. Мировые запасы древесины составляют 350 млрд. м3, в том числе в России – около 80 млрд. м3. До второй половины XVIII в. наибольшая часть русского народа жила в лесной полосе. Лес давал материал для строительства, топливо, помогал освещать избу, добывать обувь, питание, мед, был местом охоты на пушного зверя. Он служил надежным убежищем от внешних врагов, заменял горы и крепости. Государство, первый опыт создания которого на границе со степью не удался из-за соседства кочевников, могло укрепиться только под прикрытием лесов.
Леса занимают почти половину территории нашей страны. В общем запасе древесины хвойные породы составляют 75% (в том числе лиственница – 31%, сосна – 18, ель – 14%).
Ель, пихта и кедр образуют темнохвойные леса. Ель живет 250-300 лет, вырастая до 30-40, а иногда и до 60 м. Она не может расти на болотах, поэтому в западносибирской тайге еловых лесов меньше, чем на Русской равнине. Не выносит ель и сухого резко континентального климата: тайга Якутии почти лишена еловых лесов. Пихта (3% общего запаса древесины) достигает 30 м в высоту и доживает до 500-600 лет. Она занимает значительно меньшую, чем ель, площадь, не образуя крупных сплошных массивов. Кедр (9% общего запаса древесины) неприхотлив, выносит морозы, растет на болотах, мерзлоте, песках. Кедр живет 600 лет и более, вырастая до 40 м. Дерево дает отличную древесину и ценные орехи [4 с. 241].
Лиственница и сосна образуют светлохвойные леса. Лиственница распространена на всей таежной территории и занимает наибольшую площадь в России. Она неприхотлива, произрастает в суровых условиях севера Сибири и Дальнего Востока.
Сосновый лес часто называют бором или краснолесьем. Сосна живет до 500 лет, достигая высоты 50 м. Это одно из самых неприхотливых деревьев, обладающее ценной древесиной. Используются также смола и хвоя сосны.
Южная часть лесной зоны – смешанные и широколиственные леса. В их составе и мелколиственные леса (осина, береза, ольха). Береза (около 10% общего запаса древесины) в России растет практически везде. Березняк – замечательное место для отдыха с целебным воздухом. Живут березы до 100-150, иногда до 300 лет, достигая высоты 35-40 м. В березовых лесах обилие грибов.
Осина (3,2% общего запаса древесины) местами заходит за Северный полярный крут. Дерево быстро размножается и растет.
Ольха серая также широко распространена в России. Она устойчива к морозам, но в жарком климате растет плохо. Дерево недолговечно (50-60 лет). Черная ольха преобладает в западной части страны.
Широколиственные леса образуют дуб, липа, клен, ясень, бук. Дуб встречается в европейской части страны и на Дальнем Востоке, живет до 500 лет, достигая высоты 50 м. Из-за прочной древесины дерево активно вырубалось.
Липа холодостойка, живет до 600 лет, является отличным медоносом (до 800 кг меда с 1 га леса) и прекрасным декоративным деревом.
Площадь доступных для эксплуатации спелых и перестойных лесов 156,2 млн. га, 44,5% покрытой лесом площади страны. Наибольшее значение в экономической жизни заготовка древесины имеет в Красноярском крае, Республике Коми, Архангельской, Костромской, Пермской, Томской, Иркутской, Амурской областях и Хабаровском крае.
Водные ресурсы – это пригодные для использования в народном хозяйстве воды рек, озер, каналов, водохранилищ, морей и океанов, подземные воды, почвенная влага, ледники, водяные пары атмосферы. Общие запасы водных ресурсов составляют 1454,3 млн. км3, из них менее 2% относится к пресным водам, а доступны для использования 0,3%.
Важнейшая составная часть водных ресурсов России – реки. Центр государственной территории России был определен верховьями рек, площадь территории. – их устьями, расселение – направлением речных бассейнов. Реки во многом влияли на нашу историю. На реке русский человек оживал. При переселении река указывала ему путь. В продолжение значительной части года кормила. Для торговца она – летняя и зимняя дорога.
Днепр и Волхов, Клязьма, Ока, Волга, Нева, многие другие реки вошли в историю нашего государства как места важнейших событий в жизни России. Не случайно реки занимают видное место в русском эпосе.
На географической карте России обращает на себя внимание обширная речная сеть.
В России 120 тыс. рек длиной свыше 10 км, в том числе более 3 тыс. средних (200-500 км) и больших (более 500 км). Ежегодный речной сток 4270 км3 (в том числе по бассейну Енисея – 630, Лены – 532, Оби – 404, Амура – 344, Волги – 254). Родовой речной сток принимается за исходную величину при оценке водообеспеченности страны [4 с. 249].
На многих реках созданы водохранилища, некоторые из которых по площади превосходят крупные озера.
Огромные гидроэнергетические ресурсы России (320 млн. кВт) распределены также неравномерно. Более 80% гидроэнергетического потенциала находится в азиатской части страны.
Помимо функции хранилищ воды для работы гидроэлектростанций водохранилища используются для обводнения земель, водоснабжения населения и предприятий промышленности, судоходства, лесосплава, борьбы с наводнениями, организации отдыха. Крупные водохранилища изменяют природные условия: регулируют сток рек, влияют на климат, условия нереста рыб и т. д.
Российские озера, которых более 2 млн., содержат свыше половины всей пресной воды страны. При этом в Байкале около 95% озерной воды России. Крупных озер в стране сравнительно мало, только 9 из них (без учета Каспийского) имеют площадь более 1 тыс. км2 – Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудско-Псковское, Чаны, Ильмень, Белое. На крупных озерах налажено судоходство, их вода используется для водоснабжения и орошения. Часть озер богата рыбой, имеет запасы солей, целебных грязей, используется для отдыха.
Болота распространены на равнинах в зонах избыточного увлажнения и многолетней мерзлоты. В зоне тундры, например, заболоченность территории достигает 50%. Сильная заболоченность характерна для тайги. Болота лесной зоны богаты торфом. Лучший по качеству торф – малозольный и калорийный дают верховые болота, расположенные на водоразделах. Болота – источник питания многих рек и озер. Самый заболоченный район мира – Западная Сибирь. Здесь болота занимают почти 3 млн. км2, в них сосредоточено более 1/4 мировых запасов торфа.
Большое хозяйственное значение имеют подземные воды. Это важный источник питания рек, озер и болот. Подземные воды первого от поверхности водоносного горизонта называют грунтовыми. От глубины залегания, обилия и качества грунтовых вод зависят процессы почвообразования и связанное с этим развитие растительного покрова. При движении с севера на юг глубина залегания грунтовых вод увеличивается, повышается их температура, возрастает минерализация.
Подземные воды – источник чистой воды. Они значительно лучше поверхностных вод защищены от загрязнения. Повышение содержания ряда химических элементов и соединений в подземных водах приводит к образованию минеральных вод. В России известно около 300 источников, 3/4 которых находится в европейской части страны (Минеральные Воды, Сочи, Северная Осетия, Псковская область, Удмуртия и т. д.).
Почти 1/4 запасов пресной воды России находится в ледниках, занимающих около 60 тыс. км2. В основном это покровные ледники арктических островов (55,5 тыс. км2, запасы воды 16,3 тыс. км3).
Большие площади в нашей стране занимает многолетняя мерзлота – толщи пород, содержащие лед, не оттаивающий в течение длительного времени, – около 11 млн. км2. Это территории восточнее Енисея, север Восточно-Европейской равнины и Западно-Сибирской низменности. Максимальная мощность многолетних мерзлых пород на севере Средней Сибири и в низменностях бассейнов рек Яны, Индигирки и Колымы. Мерзлота оказывает существенное влияние на хозяйственную жизнь. Неглубокое залегание мерзлого слоя ухудшает формирование корневой системы растений, снижает продуктивность лугов и лесов. Прокладка дорог, сооружение зданий изменяют термический режим мерзлоты и могут привести к просадкам, оплыванию, вспучиванию грунтов, перекосам зданий и т. д.
Территория России омывается водами 12 морей: 3 моря бассейна Атлантического океана, 6 морей Северного Ледовитого океана, 3 моря Тихого океана.
Атлантический океан подходит к территории России своими внутренними морями – Балтийским, Черным и Азовским. Они сильно опреснены и довольно теплые. Это важные транспортные пути от России к Западной Европе и другим частям света. Значительная часть побережья этих морей – рекреационная зона. Рыбопромысловое значение невелико.
Моря Северного Ледовитого океана как бы «налегают» на Арктическое побережье России на огромном пространстве – 10 тыс. км. Они мелководны и большую часть года покрыты льдами (кроме юго-западной части Баренцева моря). Основные транспортные пути проходят по Белому и Баренцеву морям. Важное значение имеет Северный морской путь.
Перспективны месторождения нефти и газа на шельфе. Наибольшее промысловое значение имеет Баренцево море.
Моря Тихого океана – наиболее большие и глубокие из омывающих Россию. Самое южное из них – Японское – наиболее богато биологическими ресурсами, широко используется для международного судоходства [4 с. 251].
Экономическая справка по Польше
Географическое положение: Польша – государство в Центральной Европе. На севере омывается Балтийским морем, на западе граничит с Германией, на юго-западе с Чехией, на юге со Словакией, на юго-востоке с Украиной, на востоке с Белоруссией, на северо-востоке с Литвой и Россией (Калининградской областью). Кроме того, Польша через экономическую зону в Балтийском море граничит с зонами Дании и Швеции.
Столица – город Варшава.
Польша занимает территорию 312 679 км2, по этому показателю страна находится на 69-м в мире и 9-м в Европе. Численность населения – 38 млн. человек (33-я в мире). Страна разделена на 16 воеводств, которые в свою очередь делятся на повяты (уезды) и гмины (волости).
Сельское хозяйство: Польша – аграрно-индустриальная страна. Сельское хозяйство Польши отличается разнообразием, но до последнего времени и отсталостью. В XX в. оно прошло особый путь развития. Послевоенная национализация крупных прусских и померанских землевладений и сохранение мелких крестьянских хозяйств в центральной части и на юге страны в сочетании с ограничением свободного земельного рынка не привели к желаемому расцвету отрасли. Продуктивность как животноводства, так и растениеводства качественно ниже, чем у западных соседей со схожими агроклиматическими ресурсами (средняя урожайность пшеницы менее 40 ц/га, удойность коров – 3 тыс. литров в год), причем значения соответствующих показателей уменьшаются с юго-запада на северо-восток. До сих пор широко используется тягловая лошадиная сила.
Две трети товарной продукции дает животноводство. Доминирует свиноводство (2-е место в Зарубежной Европе по поголовью свиней), рассредоточенное по всей территории страны. Разведение крупного рогатого скота имеет мясомолочное направление. Сегодня Польша не только производит, но успешно налаживает экспорт свинины, молока и сливок на европейский рынок [2 с. 156].
В растениеводстве выделяется производство ржи, «пшенжино» (гибрид пшеницы и ржи), картофеля, сахарной свеклы, а также ягодных культур. По урожайности зерновых Польша занимает 1-е место среди стран ЦВЕ. По производству картофеля и сбору ягод (малины, смородины и др.) она удерживает 1-2-е места в Зарубежной Европе.
В целом, несмотря на низкую рентабельность, производство сельскохозяйственной продукции в 1990-х гг. росло. Важнейшими ее импортерами остаются Германия и Россия.
На базе сельского хозяйства успешно функционирует пищевая промышленность, превратившаяся в одну из самых быстроразвивающихся отраслей постсоциалистического хозяйства. Благодаря модернизации она стала конкурентоспособной, особенно в сфере производства концентратов, соков, замороженных овощей и фруктов, а также кондитерских и шоколадных изделий. В последние годы Польша активно борется за место на мировом рынке алкогольных напитков, имея в виду прежде всего свои водочные изделия. Окрестности г. Зелена Гура – самый северный в Европе район виноградарства и виноделия.
Промышленность: Многие из недавно еще ключевых для страны отраслей промышленности – угольная, черная металлургия, химическая промышленность, судостроение – находятся в кризисе, что связано с постсоциалистической реструктуризацией экономики. Другие же, например цветная металлургия, автомобилестроение, динамично развиваются. Из 100 крупнейших по уровню капитализации компаний Центрально-Восточной Европы и России более 30 – польские (2001 г.).
Энергетика Польши традиционно базировалась на угле, причем четверть производства электроэнергии в 1990-х г. приходилась на бурый уголь. Южнее Лодзи, в Белхатуве, находятся крупнейшие в Зарубежной Европе ТЭС на буром угле, а также открытый угольный разрез, где в середине 1990-х добывалась половина бурого угля в стране (более 30 млн. тонн в год). ТЭС на каменном угле обеспечивают электроэнергией Катовицкую промышленно-городскую агломерацию. ГЭС дают только 3% электроэнергии. Нефть импортируется в основном из России по нефтепроводу «Дружба» и перерабатывается в Плоцке, а также доставляется по морю к нефтеперерабатывающему заводу в Гданьске. У Польши есть собственные месторождения газа на юго-востоке в предгорьях Карпат, но импорт газа из России превышает национальную добычу. Строящийся газопровод «Ямал – Западная Европа» еще больше увеличит поставки российского газа в Польшу.
Основные мощности черной металлургии создавались в социалистический период при помощи СССР. Главные производители стали – устаревший Катовицкий металлургический комбинат в Верхней Силезии и более современный в Ново-Гуте под Краковым (потенциальная мощность обоих более 3 млн. тонн в год). Большая часть металлургических предприятий страны приватизируется под давлением Европейской комиссии, в частности крупными ТНК. В соответствии с ее требованиями, при вступлении в ЕС Польша должна значительно сократить выпуск стали, сохранив только те виды сталелитейной продукции, которые будут востребованы на общеевропейском и мировом рынках.
Цветная металлургия имеет более светлые перспективы. Польша – крупнейший в Европе производитель рафинированной меди и серебра. Главные месторождения и медеплавильные заводы находятся в Люблинском воеводстве.
Химическая промышленность в послевоенный период развивалась быстро, но сегодня она находится в тяжелом положении, что связано как с экономическими, так и с экологическими причинами. До 1990-х г. здесь производились серная кислота, в частности на базе собственных месторождений серы в Езёрко, поваренная соль, минеральные удобрения. Сегодня спрос на эту продукцию, особенно на минеральные удобрения, падает [2 с. 157].
Машиностроение разнообразно, но по европейским меркам маломощно. Здесь есть производство локомотивов и железнодорожных вагонов, самолетов, легковых и грузовых автомобилей, морских судов. Лучше всего дело обстоит с производством автомобилей и судов. Автомобилестроение развивается прежде всего благодаря иностранным капиталовложениям и активному внедрению в польское автомобилестроение таких гигантов, как «Дженерал моторе», «Фольксваген», «ФИАТ», «Форд», «Деу», «Тойота», «Вольво». Единственный национальный автомобиль «Полонез» снимается с производства. Общий объем иностранных инвестиций в отрасль в 2000 г. превысил 5 млрд. долл., США. Сегодня автомобилестроение дает 8% ВВП страны.
Неплохая на общеевропейском фоне ситуация с судостроением. Польша удерживает 2-е место в Европе и 5-е в мире по производству судов. В начале 1990-х гг. отрасль была на гране банкротства, но энергичные меры правительства изменили ситуацию. Была проведена приватизация и, как и в случае с автомобилестроением, кампания по привлечению иностранных инвесторов. Характерной чертой нового этапа развития отрасли стал опережающий рост производства малотоннажных судов, а также корпусов, изготавливаемых по заказам германских и других западноевропейских верфей. В стране работает восемь верфей, крупнейшие из них – Щецинская и Гданьская. Сегодня в кооперации с судостроителями работает 800 промышленный предприятий и организаций инфраструктуры, на которых занято более 130 тыс. человек.
Вес третичного сектора в экономике скромнее, чем в странах Запада, но он успешно развивается. В силу удачного экономико-географического положения на пересечении торговых путей между Западной и Восточной, Северной и Южной Европой Польша веками была торговой страной. В постсоциалистический период география внешнеэкономических связей принципиально изменилась. Главным торговым партнером Польши стала соседняя Германия, на долю которой теперь приходится 35% экспорта и 25% импорта (2002). Доля России не превышает 5% как экспорта, так и импорта. В экспорте растет доля продукции пищевой промышленности, а в импорте – промышленных товаров и топлива.
Транспорт: Транспортная инфраструктура в целом развита, но по западным меркам нуждается в качественном улучшении. Половина пассажирооборота и две трети грузооборота осуществляются железнодорожным транспортом. Половина железных дорог электрифицирована, но в Польше еще можно увидеть составы с углем, которые тянут паровозы. В западной части страны железнодорожная сеть гуще, чем в восточной. Лучше выглядит относительно густая сеть автодорог с твердым покрытием. Проектируется строительство автомагистрали из ФРГ через Польшу и Белоруссию в Россию, которая пройдет через Познань и Варшаву.
В начале нового столетия в Польше стремительно развиваются телекоммуникационные системы. В конце 1990-х – начале 2000-х гг. средние темпы роста телефонной сети достигали 20% в год. В 2000 г. компания «Телекоммуникация Польска» заняла почетное 1-е место среди 100 ведущих компаний Центрально-Восточной Европы (включая Россию), опередив по уровню капитализации российские «Лукойл» и «Газпром». Так же быстро идет внедрение современных информационный технологий.
Неплохо развивается туристский бизнес. Для культурно-познавательного туризма наиболее привлекателен «польский Рим» Краков, который более 500 лет до конца XVI в. был столицей польского государства. Это изумительный город, чудом уцелевший во время Второй мировой войны. Здесь находится Вавельский дворец польских королей, один из старейших в Европе Ягеллонский университет. Закопане, главный центр горнолыжного туризма, расположен в Высоких Татрах. В последние годы большой популярностью как у поляков, так и у иностранных туристов пользуется один из самых молодых европейских курортов на Балтийской косе, рядом с российской Калининградской областью.
Польша – страна ярко выраженных территориальных контрастов. Наиболее экономически развиты запад и юг страны, наименее – северо-восток. Столица страны Варшава представляет собой в определенной степени анклав на фоне не самой экономически развитой исторической провинции Мазовии (Мазовше). Помимо того что Варшава – главный административный центр, Варшавская агломерация (более 2 млн. человек) – самый крупный район обрабатывающей промышленности страны. К юго-западу от столицы находится второй по величине город страны – Лодзь (900 тыс. жителей). В XIX в, это был один из крупных центров текстильной промышленности. Главный промышленный регион страны – Силезия, где находится крупнейшая промышленно-городская агломерация – Верхнесилезская с центром в Катовице (около 4 млн. человек). Здесь добывается практически весь каменный уголь страны, действует металлургический комбинат «Катовице», ведется добыча свинцово-цинковых руд. Из-за высокой концентрации грязных производств Верхнесилезская агломерация – самый экологически неблагополучный район Польши, мощный источник загрязнения воздушного и водного бассейнов (неподалеку от агломерации верховья Вислы и Одры). К северу от Катовице находится г. Ченстохова – центр паломничества католиков. Здесь хранится польская национальная святыня – чудотворная икона Ченстоховской Божьей Матери [2 с. 158].
Главный город Нижней Силезии – древний Вроцлав (более 500 тыс. жителей), основанный в X в. Это важный транспортный узел, центр машиностроения.
Севернее Силезии простирается Великопольша с Куявией, восточнее – Малопольша. Великопольша – историческое ядро страны. Здесь расположен небольшой город Гнезно («Гнездо») – первая столица польского государства. Согласно легенде, его основал в X в. князь Лех, вождь полян. Самый крупный город Великополыни – Познань. Здесь есть разнообразное машиностроение (производство железнодорожных вагонов, дизелей для судов). Это еще и крупный торгово-ярмарочный центр. Главный город Малополыпи Краков (750 тыс. жителей) – вторая после Гнезно историческая столица страны. Сегодня это прежде всего культурный и научный центр, туристическая Мекка Польши. Но в целом Малопольша – индустриально-аграрный регион страны с высокой долей занятых в сельском хозяйстве.
Приморская полоса (Западное и Восточное Поморье) занимает территорию бывших германских Померании, Западной и части Восточной Пруссии. Здесь находятся две портово-промышленные агломерации – Щецинская (ок. 600 тыс. человек) и Гданьско-Гдынская (800 тыс.). Окружены обе агломерации преимущественно сельскими ландшафтами и лесами. Гданьск не только промышленный порт, но и один из центров туризма. Он имеет компактный, бережно отреставрированный исторический центр, богатый памятниками готической архитектуры. Недалеко от Гданьска расположен небольшой городок Мальборк с сохранившимся замком крестоносцев. Именно отсюда шли ливонские рыцари на Русь покорять Псков и Новгород, но были разбиты князем Александром Невским на Чудском озере в 1242 г.
Как уже отмечалось, северо-восток и восток – наиболее отсталые районы. Промышленно развито лишь Люблинское воеводство. Здесь есть автомобильный и вертолетостроительный заводы. Город Люблин насчитывает 350 тыс. жителей. Подлясе – аграрный район, польская часть Полесья, примыкающая к белорусскому Полесью.
Население: По прогнозам демографов, численность населения страны, стабилизировавшаяся по окончании периода послевоенного роста, при самом оптимистическом сценарии в ближайшие одно-два десятилетия сохранится на уровне около 40 млн. человек. Средняя продолжительность жизни – 73 года.
Средняя плотность населения достаточно высокая (125 человек на 1 км2), выше, чем во Франции. Однако размещено оно крайне неравномерно, что связано как с природными, так и с социально-экономическими факторами. Общее направление уменьшения плотности населения – с юго-запада на северо-восток.
Еще со Средних веков в стране формировалась густая сеть городов и городков. Столица страны Варшава насчитывает сегодня более 1,5 млн. жителей. Еще в четырех городах – в Лодзи, Кракове, Вроцлаве и Познани – проживает более 0,5 млн. человек. Вокруг них сформировались небольшие моноцентрические агломерации. Самая крупная полицентрическая агломерация – Верхнесилезская – находится на юге страны. Главные города здесь Катовице, Бытом. Население же большинства городов (их около 800) исчисляется несколькими десятками тысяч.
Современный национальный состав страны прост – здесь живут поляки. Представители других национальностей пока составляют менее 2%, хотя вероятность изменения подобной ситуации после вступления страны в ЕС велика. Подавляющее большинство верующих поляков – католики. Влияние католической церкви на общественную жизнь в Польше традиционно сильное. Даже в период власти коммунистов, исповедовавших атеизм, костелы не закрывались. Три четверти населения – активные прихожане. Гордятся поляки и тем, что папа Иоанн Павел II – их земляк, поляк Кароль Войтыла.
Уровень жизни в Польше существенно ниже, чем в западноевропейских странах, но за последнее десятилетие был достигнут большой прогресс. Средняя заработная плата в 2002 г. достигала почти 2 тыс. злотых (4 злотых = 1 доллар США). Рабочий на частном предприятии сегодня получает зарплату в 2000-2500 злотых. Не бедствуют и бюджетники – преподаватели вузов, учителя, врачи, военные. Зарплаты последних составляют предмет зависти у работающих по найму. Но хватает и проблем. Стремительно растет социальное расслоение, 6% населения в 1990-х гг. имело доход менее одного доллара США в день (в эквиваленте). Более 3 млн безработных на 38 млн жителей – самая тяжелая, но трагически неизбежная издержка «шоковой терапии» начала 1990-х гг. В 1994 г. безработица достигала 16%, после чего начала постепенно снижаться (2000 г. – 12%).
Нелегкие времена переживает польская деревня. Как и в России, молодежь стремится в город. Особенно сильно кризис на селе проявляется на востоке страны, где хозяйства в целом менее продуктивные, чем на западе. Многие молодые деревенские парни и девушки отправляются на заработки в соседнюю Германию, где в основном заняты нелегким физическим трудом как в городах, так и по найму у немецких фермеров [2 с. 160].
Список использованной литературы
- Гаврилов А. И. Региональная экономика и управление: Учеб. Пособие. для вузов. ― М.: ЮНИТИ-ДАНА, 202. ― 239 с.
- Лопатников, Д. Л. Экономическая география и регионалистика: учеб. пособие для студентов вузов / Д. Л. Лопатников. – М.: Гардарики, 206. – 224 с.
- Новиков А. А. Экономическая география. – М.: МИЭМП, 2008. – 130 с.
- Экономическая география/В. П. Желтиков, Н. Г. Кузнецов, С. Г. Тяглов. Ростов н/Д: Феникс, 201. – 384 с.