Политология

Поможем написать

Сотрудничество КНР и России в транспортной сфере

  • Тип работы: Курсовая работа
  • Цена: Бесплатно

Введение

Тема данной курсовой работы – «Сотрудничество КНР и России в транспортной сфере». Понятно, что речь в работе пойдет прежде всего об участии России в стратегическая инициативе по формированию “Экономического пояса Шёлкового пути”.

Китайский проект создания всемирной транспортной и инвестиционной инфраструктуры “Один пояс – один путь” объединяет два проекта – “Экономический пояс Шелкового пути” и “Морской Шелковый путь XXI века”.

Инициатива строительства Экономического пояса Шёлкового пути (ЭПШП) отражает стремление Китая занять политически и экономически ведущее место в современном мире.

Обращение Председателя КНР Си Цзиньпина к понятию “Великий Шелковый путь” было призвано реанимировать ностальгию по временам процветания Китая в его истории, стимулируя тем самым рост энтузиазма вокруг новых усилий Китая по “предложению или продаже” его компетенций и тяжелой промышленности, например, инфраструктуры, развивающимся странам.

Стратегическая инициатива по формированию “Экономического пояса Шёлкового пути” совместно со странами Центральной Азии впервые была озвучена Председателем КНР Си Цзиньпином 16 сентября 2013 г. в университете Назарбаева во время визита в Казахстан. 3 октября 2013 г., в ходе визита в Индонезию Председатель КНР выдвинул аналогичный план для расширения сотрудничества Китая со странами Западной, Южной и Юго-Восточной Азии, а также Восточной Африки и Европы под названием “Морской Шёлковый путь XXI века”. С течением времени в китайскую инициативу “Один пояс-один путь” стал вовлекаться более широкий спектр стран, а сама инициатива стала наполняться новым содержанием. Эта инициатива превратилась в магистральную государственную стратегию пятого поколения китайских руководителей, преследующую решение как внутренних, так и внешних вызовов развитию Китая. Китай воспринимает

“Экономический пояс Шелкового пути” – проект создания единого евроазиатского торгово-экономического пространства и межконтинентального (Азия – Европа) транспортного коридора. Название дано в честь древнего Шелкового пути (караванный путь, соединявший Китай и Европу через Центральную Азию, действовал со II в. до н. э. по XV в.).

Проект предложен главой Китая Си Цзиньпином в сентябре 2013 года. Лидер страны выделяет пять основных задач, которые призван решить ЭПШП:

  • усиление регионального экономического сотрудничества,
  • строительство единой трансазиатской транспортной инфраструктуры,
  • устранение инвестиционных и торговых барьеров,
  • повышение роли национальных валют,
  • углубление сотрудничества в гуманитарной области.

Само появление китайского проекта выгодно для России. На глобальном уровне у России с Китаем образовалось больше точек совпадения интересов, чем это было до недавнего времени на региональном уровне – в том числе в Центральной Азии. Более того, отмеченное выше появление в китайском мировом проекте геополитических обоснований объективно повышает значение России.

Глава I. “Один пояс – один путь” как стратегическая инициатива руководства Китайской Народной Республики

1.1. История “Великого Шелкового пути” и ее связь с современной инициативой “Один пояс – один путь”

Великий шелковый путь – это система караванных путей, пересекавшая в древности и средневековье Евразийский континент от Средиземного моря до Китая и влияющая на возникновение и развитие торговых и культурных связей между людьми и расположенными на этом пути государственностями. Наследие первых транснациональных контактов между людьми Запада и Востока доказывает важность реализации этого проекта, направленного на запуск онлайн-портала с открытым исходным кодом, посвященного исследованиям Шелкового пути и исследованиям по нему. Более того, местные опросы и исследования направлены на поддержку научного и культурного сотрудничества между учеными и экспертами, представляющими разные регионы и страны, которые когда-то превосходил Шелковый путь.

Соединяя восточные и западные окраины Евразийского континента, протяженные маршруты Великого шелкового пути пересекали Китай, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. На востоке дорога вела в Корею и Японию; на западе в Россию, Восточную и Западную Европу; на юге в Индию и на Ближний Восток на юго-запад. Это была транзитная дорога с двусторонним движением товаров, научных идей и достижений, а также культурных и религиозных ценностей. В определенный период времени Шелковый путь был важным и быстрым средством распространения информации через торговцев, путешественников и дипломатов.

Многие люди предполагают, что Шелковый путь сначала служил маршрутом для экспорта китайского шелка в западные страны, однако многие находки показывают, что различные товары, произведенные в Риме, Византии, Индии, Иране, Арабском Халифате, а затем из России и европейских стран, были импортированы в Китай[1].

В длинный список экзотических товаров вошли: ладан и мирра, жасмин и амбра, кардамон и мускатный орех, женьшень и желчь питона, ковры и ткани, красители и минералы, бриллианты, нефрит, янтарь, кораллы, слоновая кость и “рыбьи бивни”, золото. серебряные слитки, мех и монеты, луки, стрелы, мечи и копья. Породистые породы ферганских лошадей, арабских и нисийских лошадей, верблюдов и слонов, носорогов и львов, гепардов и газелей, ястребов и соколов, павлинов, попугаев и страусов прошли маршруты Шелкового пути для продажи по более высоким ценам.

Возделываемые культуры, такие как виноград, персики, дыни, овощи, а также специи и сахар расширили свое географическое распространение с помощью торговцев. Помимо перемещения товаров и торговли животными, Шелковый путь служил каналом распространения моды и художественных стилей, получивших широкое распространение, когда они были основаны в новой этнокультурной среде.

Памятники духовной культуры, обнаруженные при раскопках в разных местах, расположенных на следах Великого Шелкового пути, говорят о высоком уровне культурного обогащения. Например, терракотовая коллекция периода Тан изображает танцоров и актеров в масках, музыкальные ансамбли, восседающие на верблюдах. Черты лица этих художников отождествляются с людьми Средней Азии. Музыканты и артисты в масках изображены на всех картинах, сохранившихся в парадных залах Пенджикента, Афрасиаба, Топрак-кала и городов Восточного Туркестана. Изысканная деревянная скульптура танцовщицы была найдена в Пенджикенте, современный Таджикистан. Глиняная маска художника XXI века была найдена при раскопках города Кедер в Сырдарьинском районе.

Кроме того, Великий шелковый путь сыграл огромную роль в распространении религиозных идей. На маршрутах Великого шелкового пути разные миссионеры “несли” свою веру в чужие страны. Буддизм пришел из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан; Христианство, а затем и ислам пришли из Сирии, Ирана и Аравии.

Как показывают археологические находки, торговые пути, идущие из Европы в Азию и наоборот, пересекали Среднюю Азию и Казахстан средневековья в разных местах: они проходили через степи, преодолевая горы и спускаясь в плодородные долины.

Шелковый путь состоял из нескольких маршрутов. По мере того как он простирался на запад от древних торговых центров Китая, сухопутный межконтинентальный Шелковый путь делился на северный и южный маршруты, обходя пустыню Такла-Макан и Лоп-Нур. Торговцы на этих маршрутах были вовлечены в “релейную торговлю”, при которой товары “много раз переходили из рук в руки, прежде чем достигли конечного пункта назначения”.

Северный маршрут начинался в Чанъане (ныне Сиань), древней столице Китая, который во время позднего Хань был перемещен дальше на восток в Лоян. Маршрут был определен примерно в I веке до нашей эры, когда Хань Уди положил конец преследованиям со стороны кочевых племен[2].

Северный маршрут пролегал на северо-запад через китайскую провинцию Ганьсу из провинции Шэньси и разделился на три дальнейших маршрута, два из которых следовали по горным хребтам к северу и югу от пустыни Такла-Макан, чтобы присоединиться к Кашгару, а другой – к северу от Тянь. Шанские горы через Турфан, Талгар и Алматы (на территории нынешнего юго-восточного Казахстана). Маршруты снова разделились к западу от Кашгара, с южной веткой, ведущей вниз по Алайской долине в сторону Термеза (в современном Узбекистане) и Балха (Афганистан), в то время как другой проходил через Коканд. в Ферганской долине (на территории современного восточного Узбекистана), а затем на запад через пустыню Каракумы. Оба маршрута присоединились к главному южному маршруту, прежде чем достигли древнего Мерва в Туркменистане. Другая ветка северного маршрута повернула на северо-запад мимо Аральского моря и к северу от Каспийского моря, а затем и дальше к Черному морю.

Северный Шелковый путь был маршрутом для караванов, он снабжал Китай множеством товаров, таких как финики, шафрановый порошок и фисташковые орехи из Персии; ладан, алоэ и мирра из Сомали; сандал из Индии; стеклянные бутылки из Египта и другие дорогие и желанные товары. из других частей мира”. В обмен караваны прислали назад задвижки из шелковой парчи, лаковой посуды и фарфора.

Южный маршрут, или Каракорум, был в основном единственным маршрутом из Китая через горы Каракорум, где он сохранился и в наше время как Каракорумское шоссе, асфальтированная дорога, соединяющая Пакистан и Китай. Затем он шел на запад, но с южными отрогами, чтобы путешественники могли завершить путешествие морем из разных точек. Пересекая высокие горы, он прошел через северный Пакистан, через горы Гиндукуш и в Афганистан, соединившись с северным маршрутом около Мерва, Туркменистан. От Мерва он шел по почти прямой линии на запад через горный северный Иран, Месопотамию и северную оконечность Сирийской пустыни. до Леванта, где средиземноморские торговые корабли курсировали регулярными путями в Италию, а сухопутные пути шли либо на север через Анатолию, либо на юг в Северную Африку. Другая дорога шла из Герата через Сузы в Харакс Спасину в начале Персидского залива, через Петру и далее в Александрию и другие восточные средиземноморские порты, откуда корабли доставляли грузы в Рим[3].

Считается, что юго-западным маршрутом является дельта Ганга / Брахмапутры, которая вызывает международный интерес на протяжении более двух тысячелетий. Страбон, римский писатель I века, упоминает дельтовые земли. Это удивительно точное усилие показывает, что его информаторы знали все о течении реки Брахмапутра, которая пересекала Гималаи и затем изгибалась на запад к своему истоку в Тибете. Несомненно, что эта дельта была крупным международным торговым центром, скорее всего, гораздо раньше, чем наша эра. Драгоценные камни и другие товары из Таиланда и Явы продавались в дельте и через нее. Китайский писатель-археолог Бинь Ян и некоторые более ранние писатели и археологи, такие как Дженис Старгардт, настоятельно рекомендуют этот маршрут международной торговли, такой как Сычуань – Юньнань – Бирма – Бангладеш. маршрут. Согласно Бинь Яну, особенно с XII века этот маршрут использовался для доставки слитков из Юньнани (золото и серебро входят в число полезных ископаемых, которыми богат Юньнань) через северную Бирму в современный Бангладеш, используя древний маршрут, известный как маршрут “Ледо”[4].

Морской шелковый путь – это морской участок исторического Шелкового пути, который соединяет Китай с Юго-Восточной Азией, Индонезийским архипелагом, Индийским субконтинентом, Аравийским полуостровом, вплоть до Египта и, наконец, Европы.

Морской путь охватывал множество водоемов; включая Южно-Китайское море, Малаккский пролив, Индийский океан, Бенгальский залив, Аравийское море, Персидский залив и Красное море. Морской путь пересекается с исторической морской торговли в Юго-Восточной Азии, торговли специй, торговли в Индийском океане и после 8-го века – арабскую морскую торговую сеть. Сеть также простирается на восток до Восточно-Китайского моря и Желтого моря, чтобы соединить Китай с Корейским полуостровом и Японским архипелагом[5].

Маршруты Шелкового пути можно увидеть на рисунке (см. Рисунок 1. Приложение).

Шелковый путь, оставаясь главной торговой артерией для многих стран и народов, был в то же время путем сотрудничества, взаимопроникновения и обогащения различных культур. Логично заключить, что Великий шелковый путь – это феномен человеческой цивилизации.

1.2. Инициатива правительства Китайской Народной Республики “Один пояс – один путь”

7 сентября 2013 года президент Китая Си Цзиньпин выступил с важной речью в Астане, Казахстан, где он предложил Инициативу “Экономический пояс Шелкового пути” с инновационным подходом в качестве национальной стратегии. Позднее, 3 октября 2013 года, президент Си предложил инициативу “Морской Шелковый путь XXI века” в своем выступлении перед парламентом Индонезии.

5 марта 2014 года премьер-министр Китая Ли Кэцян сделал правительственный Рабочий отчет об экономической работе, требующей высокого уровня стратегии открытости, планирования и строительства “Сухопутного и морского шелкового пути”.

28 марта 2015 года Национальная комиссия по развитию и реформам, Министерство иностранных дел и Министерство торговли совместно опубликовали Концепцию и меры по содействию совместному строительству Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века. В русскоязычном варианте Концепция получила название “Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию “Экономического пояса Шёлкового пути” и “Морского Шёлкового пути XXI века”[6]. В документе ясно прописаны принципы и структура объединения, показаны приоритеты и механизмы совместного сотрудничества в рамках проектов.

Создание “Одного пояса и одного пути” – это системный проект, который требует твердого следования принципу совместных консультаций, совместного строительства и совместного использования. Необходимо активно продвигать согласование национальных стратегий развития государств, находящихся вдоль “Одного пояса и одного пути”. Для того чтобы продвинуть реализацию инициативы “Один пояс и один путь”, возродить древний Великий шелковый путь, установить более тесные связи между странами Азии, Европы и Африки, на новую историческую высоту поднять взаимовыгодное сотрудничество этих стран в новой форме, китайское правительство разработало и сейчас публикует документ “Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути XXI века”.

Концепция “Один пояс – один путь” официально 10 марта 2016 г. была включена в план “13-й китайской пятилетки (2016-2020 гг.) “.

“Один пояс – один путь” – это, по существу дела, объединенное название двух проектов: ““Экономический пояс Шелкового пути” и “Морской Шелковый путь 21 века” под одним названием.

Выдвижение инициативы “Один пояс – один путь” стало своеобразным ответом на вызовы, с которыми столкнулось экономическое развитие Китая, сложную международную и региональную обстановку.

Первоначально эта концепция была направлена на выполнение требований к экономическому развитию самого Китая. К моменту выдвижения этой инициативы политика реформ и открытости в Китае вошла в новую фазу – фазу новой нормальности, и это потребовало выработать для Китая новую стратегию развития. 35 лет назад Китай открыл дверь навстречу внешнему миру, чтобы привлечь иностранные инвестиции, передовые технологии и опыт в управлении. В соответствии с общими правилами мировой экономики и торговли Китай урегулировал все внутренние отношения, интегрировав свою экономику с мировой экономикой.

Другими словами, от стадии адаптации к мировой экономике, занявшей примерно 20 лет и завершившейся вступлением в 2001 г во Всемирную Торговую организацию, Китайская Народная Республика в XXI веке перешла к активному освоению хозяйства материка, выдвинув программу “выхода в мир”. Основными направлениями данной программы были:

  • взаимодействие со старыми индустриальными центрами, во многом ориентированное на заимствование передовых технологий.
  • тесное сотрудничество с близлежащими новыми индустриальными странами и территориями;
  • наращивание объемов торгового и подрядного сотрудничества с развивающимися странами, прежде всего для ресурсного обеспечения форсированного промышленного и инфраструктурного развития Китая[7].

Иными словами, Китайская Народная Республика проводила дифференцированную политику, а не следовала пассивной “интеграции в мировую экономику”, обернувшейся потерей экономической и политической самостоятельности для многих государств, включая переходные страны. В результате за первые полтора десятилетия “выхода в мир” КНР не только стала крупным игроком в имеющихся глобальных институтах с преимущественно западным контролем, но и фактически организовала собственную подсистему в международном разделении труда.

Китай в новом веке превратился в ведущего мирового экспортера, крупнейшую промышленную державу и финансовый центр. Но это – не все. Поднебесная вошла в число лидеров научно-технической и экологической революции, прочно привязала к себе ближние и многие дальние страны, основала целый ряд новых международных форматов, включая ШОС и БРИКС.

Согласно официальному документу, опубликованному китайскими органами, маршруты “Экономического пояса Шелкового пути”, начинаясь в Китае, пролегают по территориям Азии, Европы и Африки, включают три главных линии:

  • Из Китая через Центральную Азию в Россию, Россию до Европы (до Балтийского моря);
  • Из Китая через Центральную Азию и Западную Азию в страны Персидского Залива и Средиземноморья;
  • Из Китая в Юго-Восточную Азию, в Южную Азию к Индийскому океану.

Основные направления “Морского Шелкового пути XXI века”, стартуя от южных морских портов Китая, включают два главных линии:

  • Через Южно-Китайское море до Индийского океана и дальше до Европы;
  • Через Южно-Китайское море в Южную акваторию Тихого океана[8].

Разработанная Концепция “пояса и пути” содержит четкие экономико-географические контуры и достаточно детальные директивы для тех или иных регионов Китая в реализации проекта. Например, провинциям верхнего и среднего течения Янцзы рекомендуется сотрудничать с их партнерами в Поволжье. В целом же внутренние районы страны ориентируются на сотрудничество с центральной, южной и западной частями Азии. Роль “окна и авангарда” на западном сухопутном направлении отводится Синьцзян-Уйгурскому автономному району. Схожую роль в сухопутных и речных коммуникациях со странами АСЕАН и Южной Азии сыграет провинция Юньнань. Прибрежные провинции (с указанием конкретных городов), в свою очередь, формируют базу морского пути.

Особое место в концепции заняла Россия – как вариант выхода к Балтике и к Японскому морю. Намечен высокоскоростной транспортный коридор “Пекин – Москва”. В числе прочих коридоров указаны связки “Китай – Монголия – Россия”, “Китай – Центральная Азия – Западная Азия”, “Китай – Индокитайский полуостров”, “Китай – Пакистан” и “Бангладеш – Китай – Индия – Мьянма”.

Маршруты современного Шелкового пути можно увидеть на карте (см. Рисунок 2, Приложение).

Глава II. Китайская концепция “Один пояс – один путь” и интересы России

2.1. Место России в китайской концепции “Один пояс – один путь”

Россия является крупнейшим соседом Китая и мировой державой, охватывающей Европу и Азию. Россия является активным сторонником, важным участником и ключевым партнером в строительстве инициативы “Пояс и дорога”.

Согласно официальному документу “Один пояс – один путь” от 28-го марта 2015 г., приоритетом строительства “Экономического пояса шелкового пути” является сухопутный маршрут, проходящий из западной части Китая через Центральную Азию и Россию до Европы[9]. Особо следует подчеркнуть, что кроме самого Китая, Россия стала единственной страной, упоминаемой в данной концепции. Более того, проектом, касающимся России в концепции “Один пояс – один путь”, является международный экономический коридор “Китай-Монголия-Россия”, предложенный главой КНР Си Цзиньпином в сентябре 2014 года. Из этого явственно следует, что Россия воспринимается как жизненно важный игрок в китайской концепции. Важность России объясняется следующими факторами:

Во-первых, это, конечно же, исторический фактор. Еще в древности, начиная с XVII века, отношения между Россией и Китаем были добрососедскими и дружественными.

Россия была одним из государств, через которое проходил Великой шелковый путь. К тому же в XVIII-XiX веках через территорию России проходил и “Великий чайный путь”. Чай был из провинций Фуцзянь, Хунань, Хубэй доставлялся русскими купцами в Москву и Санкт-Петербург и далее распространялся по территории всей Европы. То есть территория России неразрывно связана с Великим Шелковым путем.

Во-вторых, ввиду географического положения, Россия с точки зрения инициативы “Один пояс – один путь” рассматривается как “посредник, связывающий Восток с Западом”. Именно Россия играет ключевую роль на евразийском пространстве с геополитической точки зрения. Россия, расположенная на самом крупном материке-гиганте Евразии, является влиятельным государством с самой большой державой территорией в мире. Более того, Россия – мировая энергетическая держава, крайне богатая природными ресурсами.

В-третьих, Россия обладает большим экономическим потенциалом и является одной из десяти крупнейших экономик мира. К тому же Россия обладает собственным стратегическим ядерным оружием, ее вооруженные силы уступают только вооруженным силам США. Все это способно обеспечить проекту “Один пояс – один путь” нуждается в стабильную и безопасную окружающую среду.

В-четвертых, значительная роль России в проекте “Один пояс – один путь”, отражена в стратегических планах двух государств и соответствует взаимным стратегическим интересам. Россия – самое крупное сопредельное государство с Китаем, партнер по стратегическому сотрудничеству, а также страна занимает приоритетное положение в дипломатических отношениях Китая. Говоря о КНР, то хорошие отношения с Россией открывают новые возможности для установления контактов с США. В свою очередь, РФ тоже очень заинтересована в отношениях с КНР.

После предложения стратегии “Один пояс – один путь” в 2013 году она дала хорошие перспективы для развития китайско-российской двусторонней торговли и успешно способствовала развитию китайско-российской торговли. В 2014 году Китай и Россия подписали Совместное заявление о новом этапе отношений и контракт на поставку природного газа на 400 миллиардов долларов США “Восточно-китайский договор на поставку и покупку газа” позволили китайско-российской торговле продолжить рост до рекордного уровня 952,70, несмотря на значительное обесценение российского рубля и снижение мировых цен на нефть. Миллиарды долларов Тем не менее, рост мировой экономики в 2015 году замедлился, рыночный спрос продолжал падать, а торговый протекционизм усиливался. Жесткие экономические санкции, наложенные на Россию западными развитыми странами, привели к постоянному ухудшению внутренней экономики России. Многие факторы препятствовали внешнеторговому потенциалу России[10].

Китайско-российская торговля в 2015 году Объем упал на 28,6% в годовом исчислении, но доля китайско-российской торговли в общем объеме торговли России выросла до 12,1%. Хотя глобальная экономическая ситуация в 2016 году все еще была вялой, а спрос на международном рынке сокращался, в результате реализации проекта сотрудничества между Китаем и Россией “Один пояс – один путь” объем торговли между Китаем и Россией увеличился до 69,616 млрд. Долларов США в 2016 году. В 2017 году российская экономика вышла из спада плавно, увеличившись на 1,5% в течение года. Объем двусторонней торговли между Китаем и Россией также быстро вырос до 84,071 млрд. Долл. Китай является крупнейшим торговым партнером России в течение восьми лет подряд.

После внедрения стратегии “Пояса и дороги” прямые инвестиции Китая в Россию в целом сохранили существенную тенденцию к росту. Однако из-за различных факторов развитие претерпевало повороты. В 2014 году Россия была подвергнута экономическим санкциям со стороны западных стран из-за украинского кризиса, а снижение мировых цен на нефть вызвало рубль Девальвация, внутренняя экономическая среда России нестабильна, ее привлекательность для китайских инвесторов значительно снижена, а прямые инвестиции в Россию резко сократились.

В 2015 году благодаря реализации крупных проектов, таких как сотрудничество между Китаем и Россией в области высокоскоростных железных дорог в рамках стратегии “Пояс и дорога”, прямые инвестиции Китая в Россию резко возросли, достигнув рекордного уровня в 2,96 миллиарда долларов США, что составляет около 2008-2013 годов. “Общее количество прямых китайских инвестиций в Россию до того, как была предложена стратегия. Однако резкие колебания обменного курса рубля и продолжающееся снижение цен на сырую нефть в начале 2016 года привели к тому, что прямые инвестиции Китая в Россию упали до 1,29 млрд долларов США. В 2017 году, когда цена на международном энергетическом рынке выросла, Россия успешно скорректировала свою внутреннюю политику, чтобы избавиться от экономического спада, а национальная экономика выросла на 1,8%. В то же время санкции западных стран побудили Россию ускорить политику “сдвига на восток” и активно сотрудничать с Китаем для привлечения иностранных инвестиций. Большое сотрудничество в нефтегазовой энергетике, прямые инвестиции Китая в Россию достигли 2,22 млрд долларов США в 2017 году, что на 72% больше, чем в предыдущем году[11].

После того, как была предложена стратегия “Пояс и дорога”, прямые российские инвестиции в Китай увеличились, но на них повлияли многие факторы, они колебались и развивались медленно. Перспективы развития, предлагаемые стратегией “один пояс-один путь”, и быстро растущая экономика Китая значительно увеличили российские инвестиции. Доверие и заинтересованность инвесторов в Китае и России постепенно уменьшили свои собственные ограничения. Правительства Китая и России приняли активные меры по улучшению инвестиционной среды и механизма инвестиций. В 2014 году российские инвестиции в Китай плавно росли, увеличившись на 85,14% в годовом исчислении. Однако слабый спрос на мировом рынке в 2015 году, снижение мировых цен на нефть и украинский кризис привели к тому, что экономические санкции Запада против России привели к резкому снижению курса рубля.

Внутренняя экономическая ситуация в России ухудшилась, что привело к снижению способности России к иностранным инвестициям. В 2015 году прямые инвестиции России в Китай составляли только 13,12 миллиона долларов США, – сумма инвестиций самая низкая в истории.

В 2016 году экономическая ситуация в России определенно улучшится. В то же время успешно начался стратегический китайско-российский инфраструктурный проект ““один пояс-один путь”. Китай и Россия поддерживают тесные контакты, лидеры двух стран заключили ряд новых соглашений о сотрудничестве, а также ““один пояс-один путь” и Евразия. Успешное присоединение к Экономическому союзу способствовало прямым инвестициям России в Китай. В 2016 году прямые инвестиции России в Китай увеличились на 459,68% в годовом исчислении до 73,43 млн. Долларов США, что является самым высоким показателем роста в истории[12].

С момента интеграции инициативы “один пояс и один путь”, инициированной Китаем, и создания Евразийского экономического союза во главе с Россией, Китай и Россия достигли ряда новых результатов в сотрудничестве в различных областях.

В мае 2015 года главы государств Китая и России совместно подписали “Совместное заявление о стыковке сотрудничества в строительстве экономического пояса Шелкового пути и строительстве Евразийского экономического союза”, в котором планируется практическое сотрудничество в рамках “пояса и пути” с точки зрения стратегической высоты и долгосрочной перспективы.

В мае этого года президент России Владимир Путин приехал в Китай для участия в Форуме международного сотрудничества “Один пояс – один путь” и высоко оценил инициативу “Пояс и дорога”. Обе стороны сосредоточились на планировании, развертывании и взаимодействии сотрудничества “Пояс и дорога”. В начале июля главы двух государств вновь обменялись мнениями о сотрудничестве между строительством “один пояс один путь” и строительством Евразийского экономического союза.

В 2017 году объем двусторонней торговли между Китаем и Россией значительно увеличился. По данным из России, объем торговли увеличился на 31,5% до 87 млрд. долларов США.

Согласно статистическим данным из Китая, объем торговли увеличился на 20,8% до 84,1 млрд долларов США. Хотя есть различия, существенный рост является неоспоримым фактом.

Согласно таможенной статистике Китая, экспорт Китая в Россию достиг 42,9 млрд долларов США, увеличившись на 14,8% по сравнению с 2016 годом. Китай импортировал из России 41,2 млрд долларов США, увеличившись на 27,7% по сравнению с 2016 годом.

В то же время темпы роста объема двусторонней торговли превысили соответствующие темпы роста внешней торговли между Китаем и Россией. Российские данные показывают, что в 2018 году объем торговли между Китаем и Россией составил 108,283 миллиарда долларов США, увеличившись на 24,51% по сравнению с 2017 годом. Экспорт России в Китай составил 56,056 млрд долларов США, увеличившись на 44,05% по сравнению с 2017 годом. Импорт России из Китая составил 55,217 млрд долларов США, увеличившись на 8,69%.

В 2018 году доля Китая в объеме внешней торговли России составила 15,3%, а в 2017 году – 14,8%, занимая первое место. Китай сохраняет статус крупнейшего российского поставщика товаров и занимает первое место в рейтинге российских импортеров продукции[13].

По данным Российского экспортного центра, Китай стал основным партнером неосновного экспорта энергоносителей в Россию, а его доля в качестве импортера таких продуктов достигла 8,5%. Рейтинг России в рейтинге основных торговых партнеров Китая поднялся с 12 на 10 место. Его доля во внешней торговле Китая существенно не увеличилась, оставшись на уровне около 2%.

Стратегия ““один пояс-один путь” оказывает наибольшее влияние на китайско-российское энергетическое сотрудничество.

Россия, которая богата ресурсами природного газа, является одним из крупнейших мировых экспортеров природного газа. С 1995 года Китай и Россия вовлечены в сотрудничество в области энергетики. Тем не менее, прогресс был очень медленным, и только в 2009 году Китай и Россия официально начали сотрудничество по газовым проектам, и масштабы были относительно небольшими. В 2009 году Китай и Россия подписали Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области природного газа, однако из-за проблемы с ценами они не смогли прийти к соглашению.

Переговоры в 2011 году были почти сорваны. В 2012 году из-за нестабильной цены на международном энергетическом рынке Китай постоянно расширяет сотрудничество в области природного газа с другими странами., Китай и Россия возобновляют переговоры по газовым проектам. После того, как была предложена стратегия “Один пояс – один путь”, две страны достигли проекта СПГ “Ямал” в 2013 году и подписали 15-летнее ежегодное соглашение об импорте природного газа не менее 3 млн. тонн.

Украинский кризис привел к экономическим санкциям, наложенным на Россию западными странами, что вынудило Россию к увеличению В сотрудничестве с Китаем в 2014 году Китай и Россия подписали 30-летний “Китайско-российский восточный контракт на поставку и закупку газа” на сумму 400 миллиардов долларов США.

В 2017 году крупнейший проект по переработке природного газа в Китае и России начал строительство Амурского завода по переработке природного газа. В декабре была введена в эксплуатацию первая фаза китайско-российского проекта сотрудничества в области природного газа, проект Ямал СПГ. В конце концов, в эксплуатацию будет отправлено более 4 миллионов тонн природного газа в страну. В Китае китайско-российский газовый проект вступил в новую стадию, а китайско-российское энергетическое сотрудничество вышло на более высокую стадию.

После реализации стратегии ““один пояс-один путь” правительства двух стран поддерживали тесные контакты, в полной мере используя свои сравнительные преимущества, сотрудничая и делясь интересами, и подписали почти 300 соглашений о сотрудничестве. Был успешно начат ряд проектов и началось строительство, а сфера двусторонней торговли между Китаем и Россией продолжала расширяться. Она расширилась от традиционных продуктов легкой промышленности и энергетики до сельского хозяйства, лесного хозяйства, машиностроения, транспорта, авиации, энергетики, военного дела, науки и техники и других областей. Благодаря созданию нового типа механизма сотрудничества и использованию их собственной передовой науки и техники, китайско-российская энергетическая торговля еще более расширилась: энергетические проекты, такие как китайско-российский Восточный газопровод и проект “Ямал СПГ”, идут гладко. Новый прорыв.

В дополнение к энергетической отрасли, также углубляется сотрудничество в области сельского хозяйства, высоких технологий и в военной сфере. В сельском хозяйстве, обусловленное укреплением продовольственной безопасности Китая и поощрением Россией валютных поступлений от сельскохозяйственной продукции, торговля сельскохозяйственной продукцией между Китаем и Россией быстро развивалась. Все виды сельскохозяйственной продукции в России дали зеленый свет, подписали долгосрочный контракт на поставку сельскохозяйственной продукции с Россией и создали “Коридор Россия-Китай-Новый зерновой путь” и т. Д. В октябре 2014 года “Наука и технологии” подписали “Сотрудничество в области развития высокотехнологичного индустриально-промышленного парка Китай-Россия Шелковый путь”. Меморандум, успешное подписание “Китайско-Российского рамочного соглашения о создании Центра высоких технологий” и совместного испытания китайско-российской спутниковой навигации “Один пояс – один путь” и подписание соглашения об открытии платформы обслуживания спутниковой навигации и оценки в 2017 году. Влияние китайско-российской торговли на стратегию “Один пояс – один путь” Под постоянным расширением поля и глубиной торговли.

Трансграничная электронная торговля – это совершенно новый метод торговли, предложенный китайско-российской торговлей после стратегии “Пояс и дорога” В соответствии с требованиями эпохи “Интернет +”, трансграничная электронная торговля обладает потенциалом быстрого развития и огромным экономическим потенциалом между Китаем и Россией. Торговые или культурные обмены были очень активными, и развитие сотрудничества в области электронной коммерции является неизбежной тенденцией китайско-российской торговли. Китайско-российская трансграничная электронная коммерция началась в 2013 г. На российскую платформу вышло около 50 китайских продавцов бытовой техники.

В 2013 г. количество российских онлайн-заказов на китайские товары составляло 40% от общего количества трансграничных онлайн-заказов в 2016 году. Объем заказов увеличился примерно до 245 млн., из которых 90% приходилось на Китай.

В среднем более 500 000 посылок отправлялось из Китая в Россию каждый день. Пять крупнейших мировых платформ электронной коммерции – AliExpress, eBay, Amazon, JD. com и Taobao – приходились на Россию. 84% от общего объема трансграничных транзакций электронной торговли, трансграничная торговля электронной коммерцией внесла огромный вклад в развитие двусторонней торговли между Китаем и Россией.

Хотя общий объем взаимных прямых китайско-российских прямых инвестиций далек от двусторонней торговли между Китаем и Россией, с момента предложения стратегии “Один пояс – один путь”, китайско-российские взаимные инвестиции сильно изменились с точки зрения инвестиционных квот и областей инвестиций по сравнению с предыдущей.

С момента предложения стратегии “Пояса и дороги” прямые инвестиции Китая в Россию достигли 7,112 млрд. долларов США, увеличившись на 36,74% по сравнению с предыдущими 22 годами. Общий объем прямых российских инвестиций в Китай достиг 12,743 млн. долларов США, то есть среднегодовой прирост. Скорость увеличилась на 14,35% по сравнению с предыдущим.

Чтобы компенсировать негативное влияние экономических санкций, введенных западными странами, Россия активно сотрудничала с Китаем с момента предложения стратегии “Пояс и дорога”. Особенно крупные инвестиции составляют большую часть инвестиций. Например, PetroChina и Газпром подписали в 2014 году сумму в 400 миллиардов долларов США. “Китайско-российский восточный контракт на поставку и покупку газа”, в 2017 году, Российский фонд прямых инвестиций и Банк развития Китая договорились о создании китайско-российского кооперативного инвестиционного фонда на 68 млрд юаней. В дополнение к традиционной энергетической и легкой промышленности, с тех пор, как была предложена стратегия “Пояс и дорога”, увеличились китайско-российские инвестиции в науку и технику, а также начало расширяться сотрудничество в области производства и производства оборудования.

Амурский газоперерабатывающий завод и Ямал достигли в 2014 году Проекты по сжиженному нефтяному газу и другим проектам идут гладко. В мае 2015 года Китай и Россия подписали проект по финансированию аренды коммерческих самолетов Сухого и проект сотрудничества высокоскоростных железных дорог Москва-Казань.

2.2 Пути экономического развития Китая и России в рамках стратегии “Один пояс – один путь”.

Как видно из предыдущей главы, с началом осуществления стратегии “Один пояс – один путь” китайско-российское сотрудничество в области торговли и инвестиций в последние годы добилось значительных успехов и достигло впечатляющих результатов. Высокая степень политического доверия является необходимым условием для продолжения развития Китая и России, независимо от того, является ли доверием между правительствами или взаимным доверием широких народных масс.

Чтобы уменьшить озабоченность России, особенно на Дальнем Востоке, с одной стороны, Китай должен четко заявить о своей позиции, согласно которой стратегическая цель инициативы “Один пояс-один путь” состоит в том, чтобы строить вместе и делиться выгодами. Китай ни в коем случае не является лидером и никогда не будет вмешиваться во внутренние дела России.

Стратегия “Один пояс – один путь” состоит в том, чтобы создать платформу для экономического сотрудничества, а не политическую арену, с другой стороны, укрепить культурный обмен между двумя странами и создать коммуникационную платформу для культурных обменов. Пусть люди двух стран углубят свое понимание друг друга и сократят недопонимание путем личных встреч, таких как продолжение проведения “Национального года” и других мероприятий, а также углубление дружбы между народами двух стран и укрепление взаимного доверия между народами путем приближения к жизни людей.

Несмотря на то, что двусторонняя торговля между Китаем и Россией быстро развивалась в последние годы, существует проблема, заключающаяся в том, что структура торговли является слишком единичной: фактически, Китай и Россия обладают большой взаимодополняемостью в наличии факторов, которые они имеют, и большая часть еще не разработана. Большая часть торговли между Китаем и Россией была сосредоточена на вторичной промышленности и первичной промышленности, и третичная отрасль имеет незначительное участие. Обе страны имеют свои преимущества в третичной отрасли. Однако из-за проблем с безопасностью и патентами две страны торговали в этой области. Обменов у нас немного. Россия обладает богатой энергетикой и передовой наукой и техникой в области аэрокосмической, авиационной и военной промышленности.

Китай обладает интеллектуальными цифровыми технологиями и оборудованием, необходимыми для системы легкой промышленности. Обе стороны могут активизировать свои усилия в области передовых научных технологий и цифрового интеллекта. Торговое сотрудничество в товарах более высокого уровня, таких как химическое оборудование и детали, и в полной мере использовать дополнительные преимущества для оптимизации структуры торговли. В то же время, с точки зрения традиционной торговли, Китай и Россия могут осуществлять глубокую переработку продуктов с помощью науки и техники, увеличивать добавленную стоимость продуктов и расширять сферу торговли, чтобы достичь цели оптимизации структуры торговли.

В дополнение к общим интересам в качестве мотива для плавного развития двусторонней торговли между Китаем и Россией также необходима надежная система сотрудничества, обеспечивающая легализацию, институционализацию и стандартизацию экономического сотрудничества.

В настоящее время китайско-российской торговле не хватает полной системы для устранения препятствий, возникающих в процессе торговли. Во-первых, следует укрепить строительство транспортной инфраструктуры, спланировать основные транспортные пути, укрепить двусторонние порты для улучшения возможностей таможенного оформления и сократить время на перевозку грузов, во-вторых, следует улучшить связь между транспортными механизмами и процедурами таможенного оформления.

Существуют к тому же большие различия в законах, которые не только потребляют много денег и временных затрат для предприятий, но также заставляют преступников использовать правовой пробел, чтобы избежать наказания, что не способствует национальному управлению, поэтому как можно скорее улучшить взаимодействие, и попытаться создать единый механизм транспортировки и таможенного оформления. Все это будет в значительной степени способствовать развитию китайско-российской торговли.

Наконец, создание полной системы расчетов в местной валюте и клиринговой системы для снижения зависимости от доллара США значительно снизит риск валютных расчетов в двусторонней торговле между Китаем и Россией.

Заключение

Таким образом, стратегическая инициатива по формированию “Экономического пояса Шёлкового пути”, апеллирующая к понятию “Великий Шелковый путь” было призвана реанимировать ностальгию по временам процветания Китая в его истории, стимулируя тем самым рост энтузиазма вокруг новых усилий Китая.

Как известно из истории Великий шелковый путь – это система караванных путей, пересекавшая в древности и средневековье Евразийский континент от Средиземного моря до Китая и влияющая на возникновение и развитие торговых и культурных связей между людьми и расположенными на этом пути государственностями.

Многие люди предполагают, что Шелковый путь сначала служил маршрутом для экспорта китайского шелка в западные страны, однако многие находки показывают, что различные товары, произведенные в Риме, Византии, Индии, Иране, Арабском Халифате, а затем из России и европейских стран, были импортированы в Китай. То есть маршрут Великого Шелкового пути работал в обе стороны.

Шелковый путь, – это феномен человеческой цивилизации, – оставаясь главной торговой артерией для многих стран и народов, был в то же время путем сотрудничества, взаимопроникновения и обогащения различных культур.

28 марта 2015 года Национальная комиссия по развитию и реформам, Министерство иностранных дел и Министерство торговли совместно опубликовали Концепцию и меры по содействию совместному строительству Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века.

Первоначально эта концепция была направлена на выполнение требований к экономическому развитию самого Китая. К моменту выдвижения этой инициативы политика реформ и открытости в Китае вошла в новую фазу – фазу новой нормальности, и это потребовало выработать для Китая новую стратегию развития. 35 лет назад Китай открыл дверь навстречу внешнему миру, чтобы привлечь иностранные инвестиции, передовые технологии и опыт в управлении. В соответствии с общими правилами мировой экономики и торговли Китай урегулировал все внутренние отношения, интегрировав свою экономику с мировой экономикой.

Особое место в концепции заняла Россия – как вариант выхода к Балтике и к Японскому морю, а также в силу своего геополитического положения.

Успехи экономического взаимодействия двух стран в рамках концепции “Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века” и рекомендации по дальнейшему развитию взаимовыгодного сотрудничества двух стран достаточно подробно рассмотрены во второй главе работы.

Список использованной литературы

  1. Cheng Guo, Chen Lu, Degterev Denis Andreevich, Zhao Jielin Implications of “One Belt, One Road” strategy for China and Eurasia // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2019. №1. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/implications-of-one-belt-one-road-strategy-for-china-and-eurasia (дата обращения: 06.11.2020).
  2. Larisa Smirnova Perception of China’s “One Belt, One Road” in Russia: “united Eurasia” dream or “iron circle” of containment? // 21st Century. 2017. №1 (20). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/perception-of-china-s-one-belt-one-road-in-russia-united-eurasia-dream-or-iron-circle-of-containment (дата обращения: 06.10.2020).
  3. Айнура М. А. Инициатива “Один пояс-один путь” в Центральной Азии // Сравнительная политика. 2018. №4. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/initsiativa-odin-poyas-odin-put-v-tsentralnoy-azii (дата обращения: 05.10.2020).
  4. Александрова В. А. Сотрудничество России и Китая в рамках сопряжения ЕАЭС и проекта “один пояс – один путь” // Скиф. 2019. №12-1 (40). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/sotrudnichestvo-rossii-i-kitaya-v-ramkah-sopryazheniya-eaes-i-proekta-odin-poyas-odin-put (дата обращения: 05.10.2020).
  5. Гемуева К. А., Салицкий А. И., Семенова Н. К. Европейские дискуссии о китайской инициативе “один пояс – один путь” // Восточная аналитика. 2018. №3. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/evropeyskie-diskussii-o-kitayskoy-initsiative-odin-poyas-odin-put (дата обращения: 06.10.2020).
  6. Глянц М. Китайская инициатива “один пояс-один путь”: что может сделать “бренд” //Проблемы постсоветского пространства. – 2017. – Т. 4. – №. 1. – С. 8-19.
  7. Давыденко Е. В., Колесникова Т. В. “Один пояс – Один путь” как катализатор инвестиционного сотрудничества России и Китая // Вестник евразийской науки. 2018. №5. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/odin-poyas-odin-put-kak-katalizator-investitsionnogo-sotrudnichestva-rossii-i-kitaya (дата обращения: 04.10.2020).
  8. Денисов И. Е. Поднебесная смотрит на Запад //Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2016. – Т. 9. – №. 6 (50).
  9. Ж. Багитжанова, Г. Джумадилова, А. Чаукерова Инициатива Китая “Один пояс – один путь” // Concorde. 2018. №1. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/china-s-one-belt-one-road-initiative (дата обращения: 04.11.2020).
  10. Ижу Лю, Авдокушин Е. Ф. Проект “Один пояс, один путь” 2.0 – стратегия стимулирования глобальной экспансии Китая // Мир новой экономики. 2019. №1. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/proekt-odin-poyas-odin-put-2-0-strategiya-stimulirovaniya-globalnoy-ekspansii-kitaya (дата обращения: 07.10.2020).
  11. Ли На. Инициатива “один пояс, один путь” как новая модель сотрудничества КНР с Россией и странами Центральной Азии // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. 2018. №4. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/initsiativa-odin-poyas-odin-put-kak-novaya-model-sotrudnichestva-knr-s-rossiey-i-stranami-tsentralnoy-azii (дата обращения: 04.10.2020).
  12. Лу Наси, Лу Шаньбин, Хуан Мэнфан Сотрудничество Китая с Россией и странами Центральной Азии в формате “Одного пояса, одного пути” как фактор развития ШОС // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2018. №3. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/sotrudnichestvo-kitaya-s-rossiey-i-stranami-tsentralnoy-azii-v-formate-odnogo-poyasa-odnogo-puti-kak-faktor-razvitiya-shos (дата обращения: 08.10.2020).
  13. Лузянин С. Г., Афонасьева А. В. Один пояс, один путь – политические и экономические измерения // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. №40. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/odin-poyas-odin-put-politicheskie-i-ekonomicheskie-izmereniya (дата обращения: 04.10.2020).
  14. Михалёв М. С. “Один пояс, Один путь” как новая внешнеполитическая стратегия КНР. Краткий анализ внутрикитайской дискуссии //Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2016. – Т. 9. – №. 6 (50).
  15. Муратшина К. Г. Китайская инициатива “один пояс, один путь” в оценках европейских экспертно-аналитических центров (2013-2017 гг.) // Вестник ВолГУ. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. 2018. №4. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/kitayskaya-initsiativa-odin-poyas-odin-put-v-otsenkah-evropeyskih-ekspertno-analiticheskih-tsentrov-2013-2017-gg (дата обращения: 06.10.2020).
  16. Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию экономического пояса шелкового пути и морского шелкового пути XXI века. Госкомитет по делам развития и реформ, министерство иностранных дел и министерство коммерции (издано с санкции госсовета КНР). 28.03.2015// URL: http://www. fmprc. gov. cn/rus/zxxx/t1254925. shtml (дата обращения: 06.10.2020).
  17. Салицкий А. И., Семенова Н. К. Шелковое наступление Китая //Перспективы. Электронный журнал. – 2016. – №. 1. – С. 5-14.
  18. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. 20.05.2014 //URL: http://www. kremlin. ru/supplement/1642
  19. Сюэ Ч., Минфэн Ц. Возможности и вызовы в процессе продвижения инициативы” Один пояс, один путь” в Китае //Креативная экономика. – 2018. – Т. 12. – №. 8.
  20. Хан Ма. Торгово-экономические отношения КНР и России в свете реализации проекта “один пояс – один путь” // Международная торговля и торговая политика. 2017. №4 (12). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/torgovo-ekonomicheskie-otnosheniya-knr-i-rossii-v-svete-realizatsii-proekta-odin-poyas-odin-put (дата обращения: 04.10.2020).
  21. Цвык А. В. “Один пояс, один путь”: взгляд из Европы[1] // Современная Европа. 2019. №1 (86). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/odin-poyas-odin-put-vzglyad-iz-evropy-1 (дата обращения: 04.11.2020).
  22. Шелухин А. А. Участие ТНК КНР в реализации стратегии “Морского Шелкового пути XXI века” // Российское предпринимательство. – 2016. – Т. 17. – № 13. – С. 1549-1568.

Приложение

 

Сноски

 [1] Ртвеладзе, Э. Великий шелковый путь / Э.Ртвеладзе // Энциклопедический справочник. Древность и раннее средневековье. – Ташкент, 1999. – С. 12-15.

[2] Лузянин С. Г., Афонасьева А. В. Один пояс, один путь – политические и экономические измерения // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. №40. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/odin-poyas-odin-put-politicheskie-i-ekonomicheskie-izmereniya (дата обращения: 04.10.2020).

[3] Лузянин С. Г., Афонасьева А. В. Один пояс, один путь – политические и экономические измерения // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. №40. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/odin-poyas-odin-put-politicheskie-i-ekonomicheskie-izmereniya (дата обращения: 04.10.2020).

[4] Ртвеладзе, Э. Великий шелковый путь / Э.Ртвеладзе // Энциклопедический справочник. Древность и раннее средневековье. – Ташкент, 1999. – С. 12-15.

[5] Лузянин С. Г., Афонасьева А. В. Один пояс, один путь – политические и экономические измерения // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. №40. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/odin-poyas-odin-put-politicheskie-i-ekonomicheskie-izmereniya (дата обращения: 04.10.2020).

[6] Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию экономического пояса шелкового пути и морского шелкового пути XXI века. Госкомитет по делам развития и реформ, министерство иностранных дел и министерство коммерции (издано с санкции госсовета КНР). 28.03.2015// URL: http://www. fmprc. gov. cn/rus/zxxx/t1254925. shtml (дата обращения: 06.10.2020).

[7] Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию экономического пояса шелкового пути и морского шелкового пути XXI века. Госкомитет по делам развития и реформ, министерство иностранных дел и министерство коммерции (издано с санкции госсовета КНР). 28.03.2015// URL: http://www. fmprc. gov. cn/rus/zxxx/t1254925. shtml (дата обращения: 06.10.2020).

[8] Салицкий А. И., Семенова Н. К. Шелковое наступление Китая //Перспективы. Электронный журнал. – 2016. – №. 1. – С. 5-14.

[9] Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию экономического пояса шелкового пути и морского шелкового пути XXI века. Госкомитет по делам развития и реформ, Министерство иностранных дел и Министерство коммерции (издано с санкции Госсовета КНР). // Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, -Пекин, 2015. - С.26.

[10] Хан Ма. Торгово-экономические отношения КНР и России в свете реализации проекта «один пояс – один путь» // Международная торговля и торговая политика. 2017. №4 (12). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/torgovo-ekonomicheskie-otnosheniya-knr-i-rossii-v-svete-realizatsii-proekta-odin-poyas-odin-put (дата обращения: 04.10.2020).

[11] Ли На. Инициатива «один пояс, один путь» как новая модель сотрудничества КНР с Россией и странами Центральной Азии // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. 2018. №4. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/initsiativa-odin-poyas-odin-put-kak-novaya-model-sotrudnichestva-knr-s-rossiey-i-stranami-tsentralnoy-azii (дата обращения: 04.10.2020).

[12] Хан Ма. Торгово-экономические отношения КНР и России в свете реализации проекта «один пояс – один путь» // Международная торговля и торговая политика. 2017. №4 (12). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/torgovo-ekonomicheskie-otnosheniya-knr-i-rossii-v-svete-realizatsii-proekta-odin-poyas-odin-put (дата обращения: 04.10.2020).

[13] Хан Ма. Торгово-экономические отношения КНР и России в свете реализации проекта «один пояс – один путь» // Международная торговля и торговая политика. 2017. №4 (12). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/torgovo-ekonomicheskie-otnosheniya-knr-i-rossii-v-svete-realizatsii-proekta-odin-poyas-odin-put (дата обращения: 04.10.2020).

 

Еще статьи

Поможем с курсовой, контрольной, дипломной
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь