Сотрудничество КНР и России в транспортной сфере
- Тип работы: Курсовая работа
- Цена: Бесплатно
Введение
Тема данной курсовой работы – «Сотрудничество КНР и России в транспортной сфере». Понятно, что речь в работе пойдет прежде всего об участии России в стратегическая инициативе по формированию “Экономического пояса Шёлкового пути”.
Китайский проект создания всемирной транспортной и инвестиционной инфраструктуры “Один пояс – один путь” объединяет два проекта – “Экономический пояс Шелкового пути” и “Морской Шелковый путь XXI века”.
Инициатива строительства Экономического пояса Шёлкового пути (ЭПШП) отражает стремление Китая занять политически и экономически ведущее место в современном мире.
Обращение Председателя КНР Си Цзиньпина к понятию “Великий Шелковый путь” было призвано реанимировать ностальгию по временам процветания Китая в его истории, стимулируя тем самым рост энтузиазма вокруг новых усилий Китая по “предложению или продаже” его компетенций и тяжелой промышленности, например, инфраструктуры, развивающимся странам.
Стратегическая инициатива по формированию “Экономического пояса Шёлкового пути” совместно со странами Центральной Азии впервые была озвучена Председателем КНР Си Цзиньпином 16 сентября 2013 г. в университете Назарбаева во время визита в Казахстан. 3 октября 2013 г., в ходе визита в Индонезию Председатель КНР выдвинул аналогичный план для расширения сотрудничества Китая со странами Западной, Южной и Юго-Восточной Азии, а также Восточной Африки и Европы под названием “Морской Шёлковый путь XXI века”. С течением времени в китайскую инициативу “Один пояс-один путь” стал вовлекаться более широкий спектр стран, а сама инициатива стала наполняться новым содержанием. Эта инициатива превратилась в магистральную государственную стратегию пятого поколения китайских руководителей, преследующую решение как внутренних, так и внешних вызовов развитию Китая. Китай воспринимает
“Экономический пояс Шелкового пути” – проект создания единого евроазиатского торгово-экономического пространства и межконтинентального (Азия – Европа) транспортного коридора. Название дано в честь древнего Шелкового пути (караванный путь, соединявший Китай и Европу через Центральную Азию, действовал со II в. до н. э. по XV в.).
Проект предложен главой Китая Си Цзиньпином в сентябре 2013 года. Лидер страны выделяет пять основных задач, которые призван решить ЭПШП:
- усиление регионального экономического сотрудничества,
- строительство единой трансазиатской транспортной инфраструктуры,
- устранение инвестиционных и торговых барьеров,
- повышение роли национальных валют,
- углубление сотрудничества в гуманитарной области.
Само появление китайского проекта выгодно для России. На глобальном уровне у России с Китаем образовалось больше точек совпадения интересов, чем это было до недавнего времени на региональном уровне – в том числе в Центральной Азии. Более того, отмеченное выше появление в китайском мировом проекте геополитических обоснований объективно повышает значение России.
Глава I. “Один пояс – один путь” как стратегическая инициатива руководства Китайской Народной Республики
1.1. История “Великого Шелкового пути” и ее связь с современной инициативой “Один пояс – один путь”
Великий шелковый путь – это система караванных путей, пересекавшая в древности и средневековье Евразийский континент от Средиземного моря до Китая и влияющая на возникновение и развитие торговых и культурных связей между людьми и расположенными на этом пути государственностями. Наследие первых транснациональных контактов между людьми Запада и Востока доказывает важность реализации этого проекта, направленного на запуск онлайн-портала с открытым исходным кодом, посвященного исследованиям Шелкового пути и исследованиям по нему. Более того, местные опросы и исследования направлены на поддержку научного и культурного сотрудничества между учеными и экспертами, представляющими разные регионы и страны, которые когда-то превосходил Шелковый путь.
Соединяя восточные и западные окраины Евразийского континента, протяженные маршруты Великого шелкового пути пересекали Китай, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. На востоке дорога вела в Корею и Японию; на западе в Россию, Восточную и Западную Европу; на юге в Индию и на Ближний Восток на юго-запад. Это была транзитная дорога с двусторонним движением товаров, научных идей и достижений, а также культурных и религиозных ценностей. В определенный период времени Шелковый путь был важным и быстрым средством распространения информации через торговцев, путешественников и дипломатов.
Многие люди предполагают, что Шелковый путь сначала служил маршрутом для экспорта китайского шелка в западные страны, однако многие находки показывают, что различные товары, произведенные в Риме, Византии, Индии, Иране, Арабском Халифате, а затем из России и европейских стран, были импортированы в Китай[1].
В длинный список экзотических товаров вошли: ладан и мирра, жасмин и амбра, кардамон и мускатный орех, женьшень и желчь питона, ковры и ткани, красители и минералы, бриллианты, нефрит, янтарь, кораллы, слоновая кость и “рыбьи бивни”, золото. серебряные слитки, мех и монеты, луки, стрелы, мечи и копья. Породистые породы ферганских лошадей, арабских и нисийских лошадей, верблюдов и слонов, носорогов и львов, гепардов и газелей, ястребов и соколов, павлинов, попугаев и страусов прошли маршруты Шелкового пути для продажи по более высоким ценам.
Возделываемые культуры, такие как виноград, персики, дыни, овощи, а также специи и сахар расширили свое географическое распространение с помощью торговцев. Помимо перемещения товаров и торговли животными, Шелковый путь служил каналом распространения моды и художественных стилей, получивших широкое распространение, когда они были основаны в новой этнокультурной среде.
Памятники духовной культуры, обнаруженные при раскопках в разных местах, расположенных на следах Великого Шелкового пути, говорят о высоком уровне культурного обогащения. Например, терракотовая коллекция периода Тан изображает танцоров и актеров в масках, музыкальные ансамбли, восседающие на верблюдах. Черты лица этих художников отождествляются с людьми Средней Азии. Музыканты и артисты в масках изображены на всех картинах, сохранившихся в парадных залах Пенджикента, Афрасиаба, Топрак-кала и городов Восточного Туркестана. Изысканная деревянная скульптура танцовщицы была найдена в Пенджикенте, современный Таджикистан. Глиняная маска художника XXI века была найдена при раскопках города Кедер в Сырдарьинском районе.
Кроме того, Великий шелковый путь сыграл огромную роль в распространении религиозных идей. На маршрутах Великого шелкового пути разные миссионеры “несли” свою веру в чужие страны. Буддизм пришел из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан; Христианство, а затем и ислам пришли из Сирии, Ирана и Аравии.
Как показывают археологические находки, торговые пути, идущие из Европы в Азию и наоборот, пересекали Среднюю Азию и Казахстан средневековья в разных местах: они проходили через степи, преодолевая горы и спускаясь в плодородные долины.
Шелковый путь состоял из нескольких маршрутов. По мере того как он простирался на запад от древних торговых центров Китая, сухопутный межконтинентальный Шелковый путь делился на северный и южный маршруты, обходя пустыню Такла-Макан и Лоп-Нур. Торговцы на этих маршрутах были вовлечены в “релейную торговлю”, при которой товары “много раз переходили из рук в руки, прежде чем достигли конечного пункта назначения”.
Северный маршрут начинался в Чанъане (ныне Сиань), древней столице Китая, который во время позднего Хань был перемещен дальше на восток в Лоян. Маршрут был определен примерно в I веке до нашей эры, когда Хань Уди положил конец преследованиям со стороны кочевых племен[2].
Северный маршрут пролегал на северо-запад через китайскую провинцию Ганьсу из провинции Шэньси и разделился на три дальнейших маршрута, два из которых следовали по горным хребтам к северу и югу от пустыни Такла-Макан, чтобы присоединиться к Кашгару, а другой – к северу от Тянь. Шанские горы через Турфан, Талгар и Алматы (на территории нынешнего юго-восточного Казахстана). Маршруты снова разделились к западу от Кашгара, с южной веткой, ведущей вниз по Алайской долине в сторону Термеза (в современном Узбекистане) и Балха (Афганистан), в то время как другой проходил через Коканд. в Ферганской долине (на территории современного восточного Узбекистана), а затем на запад через пустыню Каракумы. Оба маршрута присоединились к главному южному маршруту, прежде чем достигли древнего Мерва в Туркменистане. Другая ветка северного маршрута повернула на северо-запад мимо Аральского моря и к северу от Каспийского моря, а затем и дальше к Черному морю.
Северный Шелковый путь был маршрутом для караванов, он снабжал Китай множеством товаров, таких как финики, шафрановый порошок и фисташковые орехи из Персии; ладан, алоэ и мирра из Сомали; сандал из Индии; стеклянные бутылки из Египта и другие дорогие и желанные товары. из других частей мира”. В обмен караваны прислали назад задвижки из шелковой парчи, лаковой посуды и фарфора.
Южный маршрут, или Каракорум, был в основном единственным маршрутом из Китая через горы Каракорум, где он сохранился и в наше время как Каракорумское шоссе, асфальтированная дорога, соединяющая Пакистан и Китай. Затем он шел на запад, но с южными отрогами, чтобы путешественники могли завершить путешествие морем из разных точек. Пересекая высокие горы, он прошел через северный Пакистан, через горы Гиндукуш и в Афганистан, соединившись с северным маршрутом около Мерва, Туркменистан. От Мерва он шел по почти прямой линии на запад через горный северный Иран, Месопотамию и северную оконечность Сирийской пустыни. до Леванта, где средиземноморские торговые корабли курсировали регулярными путями в Италию, а сухопутные пути шли либо на север через Анатолию, либо на юг в Северную Африку. Другая дорога шла из Герата через Сузы в Харакс Спасину в начале Персидского залива, через Петру и далее в Александрию и другие восточные средиземноморские порты, откуда корабли доставляли грузы в Рим[3].
Считается, что юго-западным маршрутом является дельта Ганга / Брахмапутры, которая вызывает международный интерес на протяжении более двух тысячелетий. Страбон, римский писатель I века, упоминает дельтовые земли. Это удивительно точное усилие показывает, что его информаторы знали все о течении реки Брахмапутра, которая пересекала Гималаи и затем изгибалась на запад к своему истоку в Тибете. Несомненно, что эта дельта была крупным международным торговым центром, скорее всего, гораздо раньше, чем наша эра. Драгоценные камни и другие товары из Таиланда и Явы продавались в дельте и через нее. Китайский писатель-археолог Бинь Ян и некоторые более ранние писатели и археологи, такие как Дженис Старгардт, настоятельно рекомендуют этот маршрут международной торговли, такой как Сычуань – Юньнань – Бирма – Бангладеш. маршрут. Согласно Бинь Яну, особенно с XII века этот маршрут использовался для доставки слитков из Юньнани (золото и серебро входят в число полезных ископаемых, которыми богат Юньнань) через северную Бирму в современный Бангладеш, используя древний маршрут, известный как маршрут “Ледо”[4].
Морской шелковый путь – это морской участок исторического Шелкового пути, который соединяет Китай с Юго-Восточной Азией, Индонезийским архипелагом, Индийским субконтинентом, Аравийским полуостровом, вплоть до Египта и, наконец, Европы.
Морской путь охватывал множество водоемов; включая Южно-Китайское море, Малаккский пролив, Индийский океан, Бенгальский залив, Аравийское море, Персидский залив и Красное море. Морской путь пересекается с исторической морской торговли в Юго-Восточной Азии, торговли специй, торговли в Индийском океане и после 8-го века – арабскую морскую торговую сеть. Сеть также простирается на восток до Восточно-Китайского моря и Желтого моря, чтобы соединить Китай с Корейским полуостровом и Японским архипелагом[5].
Маршруты Шелкового пути можно увидеть на рисунке (см. Рисунок 1. Приложение).
Шелковый путь, оставаясь главной торговой артерией для многих стран и народов, был в то же время путем сотрудничества, взаимопроникновения и обогащения различных культур. Логично заключить, что Великий шелковый путь – это феномен человеческой цивилизации.
1.2. Инициатива правительства Китайской Народной Республики “Один пояс – один путь”
7 сентября 2013 года президент Китая Си Цзиньпин выступил с важной речью в Астане, Казахстан, где он предложил Инициативу “Экономический пояс Шелкового пути” с инновационным подходом в качестве национальной стратегии. Позднее, 3 октября 2013 года, президент Си предложил инициативу “Морской Шелковый путь XXI века” в своем выступлении перед парламентом Индонезии.
5 марта 2014 года премьер-министр Китая Ли Кэцян сделал правительственный Рабочий отчет об экономической работе, требующей высокого уровня стратегии открытости, планирования и строительства “Сухопутного и морского шелкового пути”.
28 марта 2015 года Национальная комиссия по развитию и реформам, Министерство иностранных дел и Министерство торговли совместно опубликовали Концепцию и меры по содействию совместному строительству Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века. В русскоязычном варианте Концепция получила название “Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию “Экономического пояса Шёлкового пути” и “Морского Шёлкового пути XXI века”[6]. В документе ясно прописаны принципы и структура объединения, показаны приоритеты и механизмы совместного сотрудничества в рамках проектов.
Создание “Одного пояса и одного пути” – это системный проект, который требует твердого следования принципу совместных консультаций, совместного строительства и совместного использования. Необходимо активно продвигать согласование национальных стратегий развития государств, находящихся вдоль “Одного пояса и одного пути”. Для того чтобы продвинуть реализацию инициативы “Один пояс и один путь”, возродить древний Великий шелковый путь, установить более тесные связи между странами Азии, Европы и Африки, на новую историческую высоту поднять взаимовыгодное сотрудничество этих стран в новой форме, китайское правительство разработало и сейчас публикует документ “Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути XXI века”.
Концепция “Один пояс – один путь” официально 10 марта 2016 г. была включена в план “13-й китайской пятилетки (2016-2020 гг.) “.
“Один пояс – один путь” – это, по существу дела, объединенное название двух проектов: ““Экономический пояс Шелкового пути” и “Морской Шелковый путь 21 века” под одним названием.
Выдвижение инициативы “Один пояс – один путь” стало своеобразным ответом на вызовы, с которыми столкнулось экономическое развитие Китая, сложную международную и региональную обстановку.
Первоначально эта концепция была направлена на выполнение требований к экономическому развитию самого Китая. К моменту выдвижения этой инициативы политика реформ и открытости в Китае вошла в новую фазу – фазу новой нормальности, и это потребовало выработать для Китая новую стратегию развития. 35 лет назад Китай открыл дверь навстречу внешнему миру, чтобы привлечь иностранные инвестиции, передовые технологии и опыт в управлении. В соответствии с общими правилами мировой экономики и торговли Китай урегулировал все внутренние отношения, интегрировав свою экономику с мировой экономикой.
Другими словами, от стадии адаптации к мировой экономике, занявшей примерно 20 лет и завершившейся вступлением в 2001 г во Всемирную Торговую организацию, Китайская Народная Республика в XXI веке перешла к активному освоению хозяйства материка, выдвинув программу “выхода в мир”. Основными направлениями данной программы были:
- взаимодействие со старыми индустриальными центрами, во многом ориентированное на заимствование передовых технологий.
- тесное сотрудничество с близлежащими новыми индустриальными странами и территориями;
- наращивание объемов торгового и подрядного сотрудничества с развивающимися странами, прежде всего для ресурсного обеспечения форсированного промышленного и инфраструктурного развития Китая[7].
Иными словами, Китайская Народная Республика проводила дифференцированную политику, а не следовала пассивной “интеграции в мировую экономику”, обернувшейся потерей экономической и политической самостоятельности для многих государств, включая переходные страны. В результате за первые полтора десятилетия “выхода в мир” КНР не только стала крупным игроком в имеющихся глобальных институтах с преимущественно западным контролем, но и фактически организовала собственную подсистему в международном разделении труда.
Китай в новом веке превратился в ведущего мирового экспортера, крупнейшую промышленную державу и финансовый центр. Но это – не все. Поднебесная вошла в число лидеров научно-технической и экологической революции, прочно привязала к себе ближние и многие дальние страны, основала целый ряд новых международных форматов, включая ШОС и БРИКС.
Согласно официальному документу, опубликованному китайскими органами, маршруты “Экономического пояса Шелкового пути”, начинаясь в Китае, пролегают по территориям Азии, Европы и Африки, включают три главных линии:
- Из Китая через Центральную Азию в Россию, Россию до Европы (до Балтийского моря);
- Из Китая через Центральную Азию и Западную Азию в страны Персидского Залива и Средиземноморья;
- Из Китая в Юго-Восточную Азию, в Южную Азию к Индийскому океану.
Основные направления “Морского Шелкового пути XXI века”, стартуя от южных морских портов Китая, включают два главных линии:
- Через Южно-Китайское море до Индийского океана и дальше до Европы;
- Через Южно-Китайское море в Южную акваторию Тихого океана[8].
Разработанная Концепция “пояса и пути” содержит четкие экономико-географические контуры и достаточно детальные директивы для тех или иных регионов Китая в реализации проекта. Например, провинциям верхнего и среднего течения Янцзы рекомендуется сотрудничать с их партнерами в Поволжье. В целом же внутренние районы страны ориентируются на сотрудничество с центральной, южной и западной частями Азии. Роль “окна и авангарда” на западном сухопутном направлении отводится Синьцзян-Уйгурскому автономному району. Схожую роль в сухопутных и речных коммуникациях со странами АСЕАН и Южной Азии сыграет провинция Юньнань. Прибрежные провинции (с указанием конкретных городов), в свою очередь, формируют базу морского пути.
Особое место в концепции заняла Россия – как вариант выхода к Балтике и к Японскому морю. Намечен высокоскоростной транспортный коридор “Пекин – Москва”. В числе прочих коридоров указаны связки “Китай – Монголия – Россия”, “Китай – Центральная Азия – Западная Азия”, “Китай – Индокитайский полуостров”, “Китай – Пакистан” и “Бангладеш – Китай – Индия – Мьянма”.
Маршруты современного Шелкового пути можно увидеть на карте (см. Рисунок 2, Приложение).
Глава II. Китайская концепция “Один пояс – один путь” и интересы России
2.1. Место России в китайской концепции “Один пояс – один путь”
Россия является крупнейшим соседом Китая и мировой державой, охватывающей Европу и Азию. Россия является активным сторонником, важным участником и ключевым партнером в строительстве инициативы “Пояс и дорога”.
Согласно официальному документу “Один пояс – один путь” от 28-го марта 2015 г., приоритетом строительства “Экономического пояса шелкового пути” является сухопутный маршрут, проходящий из западной части Китая через Центральную Азию и Россию до Европы[9]. Особо следует подчеркнуть, что кроме самого Китая, Россия стала единственной страной, упоминаемой в данной концепции. Более того, проектом, касающимся России в концепции “Один пояс – один путь”, является международный экономический коридор “Китай-Монголия-Россия”, предложенный главой КНР Си Цзиньпином в сентябре 2014 года. Из этого явственно следует, что Россия воспринимается как жизненно важный игрок в китайской концепции. Важность России объясняется следующими факторами:
Во-первых, это, конечно же, исторический фактор. Еще в древности, начиная с XVII века, отношения между Россией и Китаем были добрососедскими и дружественными.
Россия была одним из государств, через которое проходил Великой шелковый путь. К тому же в XVIII-XiX веках через территорию России проходил и “Великий чайный путь”. Чай был из провинций Фуцзянь, Хунань, Хубэй доставлялся русскими купцами в Москву и Санкт-Петербург и далее распространялся по территории всей Европы. То есть территория России неразрывно связана с Великим Шелковым путем.
Во-вторых, ввиду географического положения, Россия с точки зрения инициативы “Один пояс – один путь” рассматривается как “посредник, связывающий Восток с Западом”. Именно Россия играет ключевую роль на евразийском пространстве с геополитической точки зрения. Россия, расположенная на самом крупном материке-гиганте Евразии, является влиятельным государством с самой большой державой территорией в мире. Более того, Россия – мировая энергетическая держава, крайне богатая природными ресурсами.
В-третьих, Россия обладает большим экономическим потенциалом и является одной из десяти крупнейших экономик мира. К тому же Россия обладает собственным стратегическим ядерным оружием, ее вооруженные силы уступают только вооруженным силам США. Все это способно обеспечить проекту “Один пояс – один путь” нуждается в стабильную и безопасную окружающую среду.
В-четвертых, значительная роль России в проекте “Один пояс – один путь”, отражена в стратегических планах двух государств и соответствует взаимным стратегическим интересам. Россия – самое крупное сопредельное государство с Китаем, партнер по стратегическому сотрудничеству, а также страна занимает приоритетное положение в дипломатических отношениях Китая. Говоря о КНР, то хорошие отношения с Россией открывают новые возможности для установления контактов с США. В свою очередь, РФ тоже очень заинтересована в отношениях с КНР.
После предложения стратегии “Один пояс – один путь” в 2013 году она дала хорошие перспективы для развития китайско-российской двусторонней торговли и успешно способствовала развитию китайско-российской торговли. В 2014 году Китай и Россия подписали Совместное заявление о новом этапе отношений и контракт на поставку природного газа на 400 миллиардов долларов США “Восточно-китайский договор на поставку и покупку газа” позволили китайско-российской торговле продолжить рост до рекордного уровня 952,70, несмотря на значительное обесценение российского рубля и снижение мировых цен на нефть. Миллиарды долларов Тем не менее, рост мировой экономики в 2015 году замедлился, рыночный спрос продолжал падать, а торговый протекционизм усиливался. Жесткие экономические санкции, наложенные на Россию западными развитыми странами, привели к постоянному ухудшению внутренней экономики России. Многие факторы препятствовали внешнеторговому потенциалу России[10].
Китайско-российская торговля в 2015 году Объем упал на 28,6% в годовом исчислении, но доля китайско-российской торговли в общем объеме торговли России выросла до 12,1%. Хотя глобальная экономическая ситуация в 2016 году все еще была вялой, а спрос на международном рынке сокращался, в результате реализации проекта сотрудничества между Китаем и Россией “Один пояс – один путь” объем торговли между Китаем и Россией увеличился до 69,616 млрд. Долларов США в 2016 году. В 2017 году российская экономика вышла из спада плавно, увеличившись на 1,5% в течение года. Объем двусторонней торговли между Китаем и Россией также быстро вырос до 84,071 млрд. Долл. Китай является крупнейшим торговым партнером России в течение восьми лет подряд.
После внедрения стратегии “Пояса и дороги” прямые инвестиции Китая в Россию в целом сохранили существенную тенденцию к росту. Однако из-за различных факторов развитие претерпевало повороты. В 2014 году Россия была подвергнута экономическим санкциям со стороны западных стран из-за украинского кризиса, а снижение мировых цен на нефть вызвало рубль Девальвация, внутренняя экономическая среда России нестабильна, ее привлекательность для китайских инвесторов значительно снижена, а прямые инвестиции в Россию резко сократились.
В 2015 году благодаря реализации крупных проектов, таких как сотрудничество между Китаем и Россией в области высокоскоростных железных дорог в рамках стратегии “Пояс и дорога”, прямые инвестиции Китая в Россию резко возросли, достигнув рекордного уровня в 2,96 миллиарда долларов США, что составляет около 2008-2013 годов. “Общее количество прямых китайских инвестиций в Россию до того, как была предложена стратегия. Однако резкие колебания обменного курса рубля и продолжающееся снижение цен на сырую нефть в начале 2016 года привели к тому, что прямые инвестиции Китая в Россию упали до 1,29 млрд долларов США. В 2017 году, когда цена на международном энергетическом рынке выросла, Россия успешно скорректировала свою внутреннюю политику, чтобы избавиться от экономического спада, а национальная экономика выросла на 1,8%. В то же время санкции западных стран побудили Россию ускорить политику “сдвига на восток” и активно сотрудничать с Китаем для привлечения иностранных инвестиций. Большое сотрудничество в нефтегазовой энергетике, прямые инвестиции Китая в Россию достигли 2,22 млрд долларов США в 2017 году, что на 72% больше, чем в предыдущем году[11].
После того, как была предложена стратегия “Пояс и дорога”, прямые российские инвестиции в Китай увеличились, но на них повлияли многие факторы, они колебались и развивались медленно. Перспективы развития, предлагаемые стратегией “один пояс-один путь”, и быстро растущая экономика Китая значительно увеличили российские инвестиции. Доверие и заинтересованность инвесторов в Китае и России постепенно уменьшили свои собственные ограничения. Правительства Китая и России приняли активные меры по улучшению инвестиционной среды и механизма инвестиций. В 2014 году российские инвестиции в Китай плавно росли, увеличившись на 85,14% в годовом исчислении. Однако слабый спрос на мировом рынке в 2015 году, снижение мировых цен на нефть и украинский кризис привели к тому, что экономические санкции Запада против России привели к резкому снижению курса рубля.
Внутренняя экономическая ситуация в России ухудшилась, что привело к снижению способности России к иностранным инвестициям. В 2015 году прямые инвестиции России в Китай составляли только 13,12 миллиона долларов США, – сумма инвестиций самая низкая в истории.
В 2016 году экономическая ситуация в России определенно улучшится. В то же время успешно начался стратегический китайско-российский инфраструктурный проект ““один пояс-один путь”. Китай и Россия поддерживают тесные контакты, лидеры двух стран заключили ряд новых соглашений о сотрудничестве, а также ““один пояс-один путь” и Евразия. Успешное присоединение к Экономическому союзу способствовало прямым инвестициям России в Китай. В 2016 году прямые инвестиции России в Китай увеличились на 459,68% в годовом исчислении до 73,43 млн. Долларов США, что является самым высоким показателем роста в истории[12].
С момента интеграции инициативы “один пояс и один путь”, инициированной Китаем, и создания Евразийского экономического союза во главе с Россией, Китай и Россия достигли ряда новых результатов в сотрудничестве в различных областях.
В мае 2015 года главы государств Китая и России совместно подписали “Совместное заявление о стыковке сотрудничества в строительстве экономического пояса Шелкового пути и строительстве Евразийского экономического союза”, в котором планируется практическое сотрудничество в рамках “пояса и пути” с точки зрения стратегической высоты и долгосрочной перспективы.
В мае этого года президент России Владимир Путин приехал в Китай для участия в Форуме международного сотрудничества “Один пояс – один путь” и высоко оценил инициативу “Пояс и дорога”. Обе стороны сосредоточились на планировании, развертывании и взаимодействии сотрудничества “Пояс и дорога”. В начале июля главы двух государств вновь обменялись мнениями о сотрудничестве между строительством “один пояс один путь” и строительством Евразийского экономического союза.
В 2017 году объем двусторонней торговли между Китаем и Россией значительно увеличился. По данным из России, объем торговли увеличился на 31,5% до 87 млрд. долларов США.
Согласно статистическим данным из Китая, объем торговли увеличился на 20,8% до 84,1 млрд долларов США. Хотя есть различия, существенный рост является неоспоримым фактом.
Согласно таможенной статистике Китая, экспорт Китая в Россию достиг 42,9 млрд долларов США, увеличившись на 14,8% по сравнению с 2016 годом. Китай импортировал из России 41,2 млрд долларов США, увеличившись на 27,7% по сравнению с 2016 годом.
В то же время темпы роста объема двусторонней торговли превысили соответствующие темпы роста внешней торговли между Китаем и Россией. Российские данные показывают, что в 2018 году объем торговли между Китаем и Россией составил 108,283 миллиарда долларов США, увеличившись на 24,51% по сравнению с 2017 годом. Экспорт России в Китай составил 56,056 млрд долларов США, увеличившись на 44,05% по сравнению с 2017 годом. Импорт России из Китая составил 55,217 млрд долларов США, увеличившись на 8,69%.
В 2018 году доля Китая в объеме внешней торговли России составила 15,3%, а в 2017 году – 14,8%, занимая первое место. Китай сохраняет статус крупнейшего российского поставщика товаров и занимает первое место в рейтинге российских импортеров продукции[13].
По данным Российского экспортного центра, Китай стал основным партнером неосновного экспорта энергоносителей в Россию, а его доля в качестве импортера таких продуктов достигла 8,5%. Рейтинг России в рейтинге основных торговых партнеров Китая поднялся с 12 на 10 место. Его доля во внешней торговле Китая существенно не увеличилась, оставшись на уровне около 2%.
Стратегия ““один пояс-один путь” оказывает наибольшее влияние на китайско-российское энергетическое сотрудничество.
Россия, которая богата ресурсами природного газа, является одним из крупнейших мировых экспортеров природного газа. С 1995 года Китай и Россия вовлечены в сотрудничество в области энергетики. Тем не менее, прогресс был очень медленным, и только в 2009 году Китай и Россия официально начали сотрудничество по газовым проектам, и масштабы были относительно небольшими. В 2009 году Китай и Россия подписали Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области природного газа, однако из-за проблемы с ценами они не смогли прийти к соглашению.
Переговоры в 2011 году были почти сорваны. В 2012 году из-за нестабильной цены на международном энергетическом рынке Китай постоянно расширяет сотрудничество в области природного газа с другими странами., Китай и Россия возобновляют переговоры по газовым проектам. После того, как была предложена стратегия “Один пояс – один путь”, две страны достигли проекта СПГ “Ямал” в 2013 году и подписали 15-летнее ежегодное соглашение об импорте природного газа не менее 3 млн. тонн.
Украинский кризис привел к экономическим санкциям, наложенным на Россию западными странами, что вынудило Россию к увеличению В сотрудничестве с Китаем в 2014 году Китай и Россия подписали 30-летний “Китайско-российский восточный контракт на поставку и закупку газа” на сумму 400 миллиардов долларов США.
В 2017 году крупнейший проект по переработке природного газа в Китае и России начал строительство Амурского завода по переработке природного газа. В декабре была введена в эксплуатацию первая фаза китайско-российского проекта сотрудничества в области природного газа, проект Ямал СПГ. В конце концов, в эксплуатацию будет отправлено более 4 миллионов тонн природного газа в страну. В Китае китайско-российский газовый проект вступил в новую стадию, а китайско-российское энергетическое сотрудничество вышло на более высокую стадию.
После реализации стратегии ““один пояс-один путь” правительства двух стран поддерживали тесные контакты, в полной мере используя свои сравнительные преимущества, сотрудничая и делясь интересами, и подписали почти 300 соглашений о сотрудничестве. Был успешно начат ряд проектов и началось строительство, а сфера двусторонней торговли между Китаем и Россией продолжала расширяться. Она расширилась от традиционных продуктов легкой промышленности и энергетики до сельского хозяйства, лесного хозяйства, машиностроения, транспорта, авиации, энергетики, военного дела, науки и техники и других областей. Благодаря созданию нового типа механизма сотрудничества и использованию их собственной передовой науки и техники, китайско-российская энергетическая торговля еще более расширилась: энергетические проекты, такие как китайско-российский Восточный газопровод и проект “Ямал СПГ”, идут гладко. Новый прорыв.
В дополнение к энергетической отрасли, также углубляется сотрудничество в области сельского хозяйства, высоких технологий и в военной сфере. В сельском хозяйстве, обусловленное укреплением продовольственной безопасности Китая и поощрением Россией валютных поступлений от сельскохозяйственной продукции, торговля сельскохозяйственной продукцией между Китаем и Россией быстро развивалась. Все виды сельскохозяйственной продукции в России дали зеленый свет, подписали долгосрочный контракт на поставку сельскохозяйственной продукции с Россией и создали “Коридор Россия-Китай-Новый зерновой путь” и т. Д. В октябре 2014 года “Наука и технологии” подписали “Сотрудничество в области развития высокотехнологичного индустриально-промышленного парка Китай-Россия Шелковый путь”. Меморандум, успешное подписание “Китайско-Российского рамочного соглашения о создании Центра высоких технологий” и совместного испытания китайско-российской спутниковой навигации “Один пояс – один путь” и подписание соглашения об открытии платформы обслуживания спутниковой навигации и оценки в 2017 году. Влияние китайско-российской торговли на стратегию “Один пояс – один путь” Под постоянным расширением поля и глубиной торговли.
Трансграничная электронная торговля – это совершенно новый метод торговли, предложенный китайско-российской торговлей после стратегии “Пояс и дорога” В соответствии с требованиями эпохи “Интернет +”, трансграничная электронная торговля обладает потенциалом быстрого развития и огромным экономическим потенциалом между Китаем и Россией. Торговые или культурные обмены были очень активными, и развитие сотрудничества в области электронной коммерции является неизбежной тенденцией китайско-российской торговли. Китайско-российская трансграничная электронная коммерция началась в 2013 г. На российскую платформу вышло около 50 китайских продавцов бытовой техники.
В 2013 г. количество российских онлайн-заказов на китайские товары составляло 40% от общего количества трансграничных онлайн-заказов в 2016 году. Объем заказов увеличился примерно до 245 млн., из которых 90% приходилось на Китай.
В среднем более 500 000 посылок отправлялось из Китая в Россию каждый день. Пять крупнейших мировых платформ электронной коммерции – AliExpress, eBay, Amazon, JD. com и Taobao – приходились на Россию. 84% от общего объема трансграничных транзакций электронной торговли, трансграничная торговля электронной коммерцией внесла огромный вклад в развитие двусторонней торговли между Китаем и Россией.
Хотя общий объем взаимных прямых китайско-российских прямых инвестиций далек от двусторонней торговли между Китаем и Россией, с момента предложения стратегии “Один пояс – один путь”, китайско-российские взаимные инвестиции сильно изменились с точки зрения инвестиционных квот и областей инвестиций по сравнению с предыдущей.
С момента предложения стратегии “Пояса и дороги” прямые инвестиции Китая в Россию достигли 7,112 млрд. долларов США, увеличившись на 36,74% по сравнению с предыдущими 22 годами. Общий объем прямых российских инвестиций в Китай достиг 12,743 млн. долларов США, то есть среднегодовой прирост. Скорость увеличилась на 14,35% по сравнению с предыдущим.
Чтобы компенсировать негативное влияние экономических санкций, введенных западными странами, Россия активно сотрудничала с Китаем с момента предложения стратегии “Пояс и дорога”. Особенно крупные инвестиции составляют большую часть инвестиций. Например, PetroChina и Газпром подписали в 2014 году сумму в 400 миллиардов долларов США. “Китайско-российский восточный контракт на поставку и покупку газа”, в 2017 году, Российский фонд прямых инвестиций и Банк развития Китая договорились о создании китайско-российского кооперативного инвестиционного фонда на 68 млрд юаней. В дополнение к традиционной энергетической и легкой промышленности, с тех пор, как была предложена стратегия “Пояс и дорога”, увеличились китайско-российские инвестиции в науку и технику, а также начало расширяться сотрудничество в области производства и производства оборудования.
Амурский газоперерабатывающий завод и Ямал достигли в 2014 году Проекты по сжиженному нефтяному газу и другим проектам идут гладко. В мае 2015 года Китай и Россия подписали проект по финансированию аренды коммерческих самолетов Сухого и проект сотрудничества высокоскоростных железных дорог Москва-Казань.
2.2 Пути экономического развития Китая и России в рамках стратегии “Один пояс – один путь”.
Как видно из предыдущей главы, с началом осуществления стратегии “Один пояс – один путь” китайско-российское сотрудничество в области торговли и инвестиций в последние годы добилось значительных успехов и достигло впечатляющих результатов. Высокая степень политического доверия является необходимым условием для продолжения развития Китая и России, независимо от того, является ли доверием между правительствами или взаимным доверием широких народных масс.
Чтобы уменьшить озабоченность России, особенно на Дальнем Востоке, с одной стороны, Китай должен четко заявить о своей позиции, согласно которой стратегическая цель инициативы “Один пояс-один путь” состоит в том, чтобы строить вместе и делиться выгодами. Китай ни в коем случае не является лидером и никогда не будет вмешиваться во внутренние дела России.
Стратегия “Один пояс – один путь” состоит в том, чтобы создать платформу для экономического сотрудничества, а не политическую арену, с другой стороны, укрепить культурный обмен между двумя странами и создать коммуникационную платформу для культурных обменов. Пусть люди двух стран углубят свое понимание друг друга и сократят недопонимание путем личных встреч, таких как продолжение проведения “Национального года” и других мероприятий, а также углубление дружбы между народами двух стран и укрепление взаимного доверия между народами путем приближения к жизни людей.
Несмотря на то, что двусторонняя торговля между Китаем и Россией быстро развивалась в последние годы, существует проблема, заключающаяся в том, что структура торговли является слишком единичной: фактически, Китай и Россия обладают большой взаимодополняемостью в наличии факторов, которые они имеют, и большая часть еще не разработана. Большая часть торговли между Китаем и Россией была сосредоточена на вторичной промышленности и первичной промышленности, и третичная отрасль имеет незначительное участие. Обе страны имеют свои преимущества в третичной отрасли. Однако из-за проблем с безопасностью и патентами две страны торговали в этой области. Обменов у нас немного. Россия обладает богатой энергетикой и передовой наукой и техникой в области аэрокосмической, авиационной и военной промышленности.
Китай обладает интеллектуальными цифровыми технологиями и оборудованием, необходимыми для системы легкой промышленности. Обе стороны могут активизировать свои усилия в области передовых научных технологий и цифрового интеллекта. Торговое сотрудничество в товарах более высокого уровня, таких как химическое оборудование и детали, и в полной мере использовать дополнительные преимущества для оптимизации структуры торговли. В то же время, с точки зрения традиционной торговли, Китай и Россия могут осуществлять глубокую переработку продуктов с помощью науки и техники, увеличивать добавленную стоимость продуктов и расширять сферу торговли, чтобы достичь цели оптимизации структуры торговли.
В дополнение к общим интересам в качестве мотива для плавного развития двусторонней торговли между Китаем и Россией также необходима надежная система сотрудничества, обеспечивающая легализацию, институционализацию и стандартизацию экономического сотрудничества.
В настоящее время китайско-российской торговле не хватает полной системы для устранения препятствий, возникающих в процессе торговли. Во-первых, следует укрепить строительство транспортной инфраструктуры, спланировать основные транспортные пути, укрепить двусторонние порты для улучшения возможностей таможенного оформления и сократить время на перевозку грузов, во-вторых, следует улучшить связь между транспортными механизмами и процедурами таможенного оформления.
Существуют к тому же большие различия в законах, которые не только потребляют много денег и временных затрат для предприятий, но также заставляют преступников использовать правовой пробел, чтобы избежать наказания, что не способствует национальному управлению, поэтому как можно скорее улучшить взаимодействие, и попытаться создать единый механизм транспортировки и таможенного оформления. Все это будет в значительной степени способствовать развитию китайско-российской торговли.
Наконец, создание полной системы расчетов в местной валюте и клиринговой системы для снижения зависимости от доллара США значительно снизит риск валютных расчетов в двусторонней торговле между Китаем и Россией.
Заключение
Таким образом, стратегическая инициатива по формированию “Экономического пояса Шёлкового пути”, апеллирующая к понятию “Великий Шелковый путь” было призвана реанимировать ностальгию по временам процветания Китая в его истории, стимулируя тем самым рост энтузиазма вокруг новых усилий Китая.
Как известно из истории Великий шелковый путь – это система караванных путей, пересекавшая в древности и средневековье Евразийский континент от Средиземного моря до Китая и влияющая на возникновение и развитие торговых и культурных связей между людьми и расположенными на этом пути государственностями.
Многие люди предполагают, что Шелковый путь сначала служил маршрутом для экспорта китайского шелка в западные страны, однако многие находки показывают, что различные товары, произведенные в Риме, Византии, Индии, Иране, Арабском Халифате, а затем из России и европейских стран, были импортированы в Китай. То есть маршрут Великого Шелкового пути работал в обе стороны.
Шелковый путь, – это феномен человеческой цивилизации, – оставаясь главной торговой артерией для многих стран и народов, был в то же время путем сотрудничества, взаимопроникновения и обогащения различных культур.
28 марта 2015 года Национальная комиссия по развитию и реформам, Министерство иностранных дел и Министерство торговли совместно опубликовали Концепцию и меры по содействию совместному строительству Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века.
Первоначально эта концепция была направлена на выполнение требований к экономическому развитию самого Китая. К моменту выдвижения этой инициативы политика реформ и открытости в Китае вошла в новую фазу – фазу новой нормальности, и это потребовало выработать для Китая новую стратегию развития. 35 лет назад Китай открыл дверь навстречу внешнему миру, чтобы привлечь иностранные инвестиции, передовые технологии и опыт в управлении. В соответствии с общими правилами мировой экономики и торговли Китай урегулировал все внутренние отношения, интегрировав свою экономику с мировой экономикой.
Особое место в концепции заняла Россия – как вариант выхода к Балтике и к Японскому морю, а также в силу своего геополитического положения.
Успехи экономического взаимодействия двух стран в рамках концепции “Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века” и рекомендации по дальнейшему развитию взаимовыгодного сотрудничества двух стран достаточно подробно рассмотрены во второй главе работы.
Список использованной литературы
- Cheng Guo, Chen Lu, Degterev Denis Andreevich, Zhao Jielin Implications of “One Belt, One Road” strategy for China and Eurasia // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2019. №1. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/implications-of-one-belt-one-road-strategy-for-china-and-eurasia (дата обращения: 06.11.2020).
- Larisa Smirnova Perception of China’s “One Belt, One Road” in Russia: “united Eurasia” dream or “iron circle” of containment? // 21st Century. 2017. №1 (20). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/perception-of-china-s-one-belt-one-road-in-russia-united-eurasia-dream-or-iron-circle-of-containment (дата обращения: 06.10.2020).
- Айнура М. А. Инициатива “Один пояс-один путь” в Центральной Азии // Сравнительная политика. 2018. №4. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/initsiativa-odin-poyas-odin-put-v-tsentralnoy-azii (дата обращения: 05.10.2020).
- Александрова В. А. Сотрудничество России и Китая в рамках сопряжения ЕАЭС и проекта “один пояс – один путь” // Скиф. 2019. №12-1 (40). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/sotrudnichestvo-rossii-i-kitaya-v-ramkah-sopryazheniya-eaes-i-proekta-odin-poyas-odin-put (дата обращения: 05.10.2020).
- Гемуева К. А., Салицкий А. И., Семенова Н. К. Европейские дискуссии о китайской инициативе “один пояс – один путь” // Восточная аналитика. 2018. №3. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/evropeyskie-diskussii-o-kitayskoy-initsiative-odin-poyas-odin-put (дата обращения: 06.10.2020).
- Глянц М. Китайская инициатива “один пояс-один путь”: что может сделать “бренд” //Проблемы постсоветского пространства. – 2017. – Т. 4. – №. 1. – С. 8-19.
- Давыденко Е. В., Колесникова Т. В. “Один пояс – Один путь” как катализатор инвестиционного сотрудничества России и Китая // Вестник евразийской науки. 2018. №5. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/odin-poyas-odin-put-kak-katalizator-investitsionnogo-sotrudnichestva-rossii-i-kitaya (дата обращения: 04.10.2020).
- Денисов И. Е. Поднебесная смотрит на Запад //Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2016. – Т. 9. – №. 6 (50).
- Ж. Багитжанова, Г. Джумадилова, А. Чаукерова Инициатива Китая “Один пояс – один путь” // Concorde. 2018. №1. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/china-s-one-belt-one-road-initiative (дата обращения: 04.11.2020).
- Ижу Лю, Авдокушин Е. Ф. Проект “Один пояс, один путь” 2.0 – стратегия стимулирования глобальной экспансии Китая // Мир новой экономики. 2019. №1. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/proekt-odin-poyas-odin-put-2-0-strategiya-stimulirovaniya-globalnoy-ekspansii-kitaya (дата обращения: 07.10.2020).
- Ли На. Инициатива “один пояс, один путь” как новая модель сотрудничества КНР с Россией и странами Центральной Азии // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. 2018. №4. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/initsiativa-odin-poyas-odin-put-kak-novaya-model-sotrudnichestva-knr-s-rossiey-i-stranami-tsentralnoy-azii (дата обращения: 04.10.2020).
- Лу Наси, Лу Шаньбин, Хуан Мэнфан Сотрудничество Китая с Россией и странами Центральной Азии в формате “Одного пояса, одного пути” как фактор развития ШОС // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2018. №3. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/sotrudnichestvo-kitaya-s-rossiey-i-stranami-tsentralnoy-azii-v-formate-odnogo-poyasa-odnogo-puti-kak-faktor-razvitiya-shos (дата обращения: 08.10.2020).
- Лузянин С. Г., Афонасьева А. В. Один пояс, один путь – политические и экономические измерения // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. №40. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/odin-poyas-odin-put-politicheskie-i-ekonomicheskie-izmereniya (дата обращения: 04.10.2020).
- Михалёв М. С. “Один пояс, Один путь” как новая внешнеполитическая стратегия КНР. Краткий анализ внутрикитайской дискуссии //Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2016. – Т. 9. – №. 6 (50).
- Муратшина К. Г. Китайская инициатива “один пояс, один путь” в оценках европейских экспертно-аналитических центров (2013-2017 гг.) // Вестник ВолГУ. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. 2018. №4. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/kitayskaya-initsiativa-odin-poyas-odin-put-v-otsenkah-evropeyskih-ekspertno-analiticheskih-tsentrov-2013-2017-gg (дата обращения: 06.10.2020).
- Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию экономического пояса шелкового пути и морского шелкового пути XXI века. Госкомитет по делам развития и реформ, министерство иностранных дел и министерство коммерции (издано с санкции госсовета КНР). 28.03.2015// URL: http://www. fmprc. gov. cn/rus/zxxx/t1254925. shtml (дата обращения: 06.10.2020).
- Салицкий А. И., Семенова Н. К. Шелковое наступление Китая //Перспективы. Электронный журнал. – 2016. – №. 1. – С. 5-14.
- Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. 20.05.2014 //URL: http://www. kremlin. ru/supplement/1642
- Сюэ Ч., Минфэн Ц. Возможности и вызовы в процессе продвижения инициативы” Один пояс, один путь” в Китае //Креативная экономика. – 2018. – Т. 12. – №. 8.
- Хан Ма. Торгово-экономические отношения КНР и России в свете реализации проекта “один пояс – один путь” // Международная торговля и торговая политика. 2017. №4 (12). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/torgovo-ekonomicheskie-otnosheniya-knr-i-rossii-v-svete-realizatsii-proekta-odin-poyas-odin-put (дата обращения: 04.10.2020).
- Цвык А. В. “Один пояс, один путь”: взгляд из Европы[1] // Современная Европа. 2019. №1 (86). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/odin-poyas-odin-put-vzglyad-iz-evropy-1 (дата обращения: 04.11.2020).
- Шелухин А. А. Участие ТНК КНР в реализации стратегии “Морского Шелкового пути XXI века” // Российское предпринимательство. – 2016. – Т. 17. – № 13. – С. 1549-1568.
Приложение
Сноски
[1] Ртвеладзе, Э. Великий шелковый путь / Э.Ртвеладзе // Энциклопедический справочник. Древность и раннее средневековье. – Ташкент, 1999. – С. 12-15.
[2] Лузянин С. Г., Афонасьева А. В. Один пояс, один путь – политические и экономические измерения // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. №40. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/odin-poyas-odin-put-politicheskie-i-ekonomicheskie-izmereniya (дата обращения: 04.10.2020).
[3] Лузянин С. Г., Афонасьева А. В. Один пояс, один путь – политические и экономические измерения // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. №40. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/odin-poyas-odin-put-politicheskie-i-ekonomicheskie-izmereniya (дата обращения: 04.10.2020).
[4] Ртвеладзе, Э. Великий шелковый путь / Э.Ртвеладзе // Энциклопедический справочник. Древность и раннее средневековье. – Ташкент, 1999. – С. 12-15.
[5] Лузянин С. Г., Афонасьева А. В. Один пояс, один путь – политические и экономические измерения // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2017. №40. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/odin-poyas-odin-put-politicheskie-i-ekonomicheskie-izmereniya (дата обращения: 04.10.2020).
[6] Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию экономического пояса шелкового пути и морского шелкового пути XXI века. Госкомитет по делам развития и реформ, министерство иностранных дел и министерство коммерции (издано с санкции госсовета КНР). 28.03.2015// URL: http://www. fmprc. gov. cn/rus/zxxx/t1254925. shtml (дата обращения: 06.10.2020).
[7] Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию экономического пояса шелкового пути и морского шелкового пути XXI века. Госкомитет по делам развития и реформ, министерство иностранных дел и министерство коммерции (издано с санкции госсовета КНР). 28.03.2015// URL: http://www. fmprc. gov. cn/rus/zxxx/t1254925. shtml (дата обращения: 06.10.2020).
[8] Салицкий А. И., Семенова Н. К. Шелковое наступление Китая //Перспективы. Электронный журнал. – 2016. – №. 1. – С. 5-14.
[9] Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию экономического пояса шелкового пути и морского шелкового пути XXI века. Госкомитет по делам развития и реформ, Министерство иностранных дел и Министерство коммерции (издано с санкции Госсовета КНР). // Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, -Пекин, 2015. - С.26.
[10] Хан Ма. Торгово-экономические отношения КНР и России в свете реализации проекта «один пояс – один путь» // Международная торговля и торговая политика. 2017. №4 (12). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/torgovo-ekonomicheskie-otnosheniya-knr-i-rossii-v-svete-realizatsii-proekta-odin-poyas-odin-put (дата обращения: 04.10.2020).
[11] Ли На. Инициатива «один пояс, один путь» как новая модель сотрудничества КНР с Россией и странами Центральной Азии // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. 2018. №4. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/initsiativa-odin-poyas-odin-put-kak-novaya-model-sotrudnichestva-knr-s-rossiey-i-stranami-tsentralnoy-azii (дата обращения: 04.10.2020).
[12] Хан Ма. Торгово-экономические отношения КНР и России в свете реализации проекта «один пояс – один путь» // Международная торговля и торговая политика. 2017. №4 (12). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/torgovo-ekonomicheskie-otnosheniya-knr-i-rossii-v-svete-realizatsii-proekta-odin-poyas-odin-put (дата обращения: 04.10.2020).
[13] Хан Ма. Торгово-экономические отношения КНР и России в свете реализации проекта «один пояс – один путь» // Международная торговля и торговая политика. 2017. №4 (12). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/torgovo-ekonomicheskie-otnosheniya-knr-i-rossii-v-svete-realizatsii-proekta-odin-poyas-odin-put (дата обращения: 04.10.2020).