Демографическое и миграционное измерения современной мировой политики
- Тип работы: Вопрос-ответ
- Цена: Бесплатно
Демографические процессы с давних пор учитывают при разработке политических теорий и военно-стратегических доктрин. В Средние века и Новое время, задолго до оформления геополитики как самостоятельной дисциплины, философы и генералы размышляли над вопросом, как численность, размещение и состав населения влияют на внешнеполитические возможности государства.
Основные демографические вызовы глобальной политике в XXI веке:
– во-первых, это изменение геополитической расстановки сил вследствие изменения демографического и экономического веса отдельных стран и их союзов и, как следствие, деградация политического влияния одних стран и союзов, усиление и расширение влияния других;
– во-вторых, потенциальный рост политической нестабильности и насилия в растущих в демографическом отношении, но остающихся бедными странах;
– в-третьих, угроза замедления экономического роста во многих развитых и некоторых развивающихся странах вследствие интенсивного старения трудовых ресурсов;
– в-четвертых, возрастание роли трансграничных миграций, а также их влияния на политические процессы;
– в-пятых, глобальная урбанизация человечества со всеми вытекающими отсюда политическими, социальными и экономическими последствиями.
Таким образом, в XXI веке демографические процессы станут важнейшим фактором глобального развития и, соответственно, глобальной политики. Учет и ориентация политики национальных правительств на указанные глобальные демографические тренды является настоятельной необходимостью, а попытка их игнорирования может обернуться серьезными проблемами в будущем.
Чем более динамичным становится мир, тем сложнее оказываются проблемы, с которыми сталкиваются человечество и отдельные страны. Доклад глобальной комиссии по международной миграции, представленный в октябре 2005 года Генеральному секретарю ООН, констатирует, что миграция всегда была свойственна человеческой истории, но в последние десятилетия ее роль резко возросла. Доля мигрантов удвоилась за последние 25 лет, достигнув почти 200 млн. человек, или 3% мирового населения.
Есть страны, партии, политики, которые рассматривают мигрантов как несомненное благо. Но существует и противоположная точка зрения: «миграционная бомба» – серьезная угроза гражданственности, по крайней мере в ее традиционном понимании. Причем угроза замедленного или, точнее, отложенного действия.
Не считаться с этими вызовами никак нельзя. Перед нами яркий пример Европы, где недостаточное внимание к миграции в современном формате повлекло плачевные результаты: нанесен удар по будущности Евросоюза, он потерял своего ведущего члена – Великобританию, согласие между другими странами-членами нарушено. Эти события стали грозным предупреждением всему миру, и прежде всего России – многонациональному государству, занимающему второе место, после США, по числу мигрантов.
Государственная миграционная политика призвана сдерживать миграционное давление, оптимизировать и регулировать миграционные потоки, вводить их в правовое русло. На первый план здесь выступает борьба с незаконной миграцией. На мой взгляд, правоохранительные органы должны принимать самые жесткие меры в отношении злостных нелегалов и неукоснительно выдворять их за пределы страны. А чтобы не допускать случаев злоупотребления должностными полномочиями и фактов коррупции со стороны стражей порядка, имеет смысл активнее привлекать к проведению оперативно-профилактических мероприятий представителей общественных организаций.
Теория мировой системы (мирового хозяйства) рассматривает миграцию в контексте глобализации мировой экономики.
Основатель теории И. Валлерстайн считал, что происходит разделение в мировой экономической системе на центр, периферию, полу-периферию и изолированные государства, выпадающие из этой системы.
Такое же разделение можно наблюдать и в отдельных странах. Миграция чаще всего идет из колоний в бывшие метрополии. Развитие капиталистических отношений в странах периферии ведет к оттоку избыточного населения из них в результате их включения в глобальную экономическую систему. Поэтому меняется структура периферии, уменьшается доля сельскохозяйственных земель, происходит рост городов в центре, что увеличивает спрос на трудовых мигрантов.
В теориях миграции и мобильности в Европе существует несколько подходов к интеграции и миграции – неолиберальный подход (свободное передвижение людей, свободный рынок и другие свободы европейской интеграции), характерный в большей степени для Великобритании, и более закрытые подходы критиков неолиберализма (марксистов, националистов, консерваторов и др.). Разногласия между ними связаны не только с миграцией и свободным передвижением людей, но и с отстранением государства от контроля и управления тремя столпами интеграции – свободой перемещения капитала, товаров и услуг.