Политология

Поможем написать

ЕС и страны Центральной и Восточной Европы

  • Тип работы: Вопрос-ответ
  • Цена: Бесплатно

Начиная с 2004 г., Европейский Союз принял в свои ряды 13 новых членов, 11 из которых можно причислить к категории «посткоммунистических» стран, которые получили независимость после распада СССР и Югославии в промежутке между 1989 и 1991 гг. В 2004 г. 8 посткоммунистических стран присоединились к ЕС. Это были Чехия, Эстония, Венгрия, Литва, Латвия, Польша, Словакия и Словения.

В 2007 г. к ЕС присоединились Болгария и Румыния, а в 2013 г. – Хорватия. Мальта и Кипр, присоединившиеся к ЕС в 2004 г., выходят за рамки нашего исследования, являясь странами, не испытавшими доминирования коммунистической идеологии. Расширение ЕС в сторону постсоветского пространства было амбициозным проектом, с точки зрения территориальных и демографических приобретений, а так же с точки зрения тех требований, которые ЕС предъявил к присоединяемым странам.

Расширение ЕС имело прямое и долговременное влияние на экономику стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Экономическое влияние оказалось гораздо большим, чем политическое. Спустя 10 лет после присоединения к ЕС и спустя 25 лет с начала демократического транзита применение правил единого европейского рынка дало возможность повысить торговый оборот и реструктуризировать целые экономические отрасли стран ЦВЕ. На настоящий момент экономическое положение стран ЦВЕ выше, чем показатели 2000-х гг. Однако членство в ЕС, хотя и увеличивает благосостояние страны, не ведет к равенству в богатстве. Кроме того, членство в ЕС вносит определенную асимметрию и в политическом плане. Включение стран ЦВЕ в ЕС влечет за собой высокую степень зависимости этих стран от воли старых и более развитых в экономическом плане членов ЕС.

ЕС оказал значительное влияние на экономическую сферу присоединенных стран, однако влияние ЕС на изменения в политической сфере новых членов оказалось малозаметным. Присоединение к ЕС мало сказалось на позициях политических партий. В деле борьбы с коррупцией в беднейших странах также не наблюдается успеха, особенно это касается таких стран как Болгария и Румыния. У ЕС не оказалось эффективных инструментов в борьбе с корпоративизмом, что негативном образом сказалось на качестве политической конкуренции. Вступление в ЕС позитивно сказалось на формальной стороне политического процесса. Были внедрены определенные правовые нормы и процедуры, которые позволили гражданскому обществу и его институтам сопротивляться государственному доминированию в некоторых сферах.

Демократизация стран ЦВЕ после присоединения их к ЕС столкнулась с новыми вызовами. Более высокие требования ЕС заставляли политиков форсировать процессы трансформации как в политическом, так и в экономическом плане. Спорным является вопрос о том, готовы ли были такие страны как Румыния или Болгария стать членами ЕС. На наш взгляд, расширение ЕС на Восток имело в большей степени политическую составляющую. Стремление ведущих европейских политиков во что бы то ни стало расширить ЕС имеет как минимум две причины.

Во-первых, расширение ЕС всегда имело экономическую подоплеку. Доступ на новые рынки сбыта товаров, производимых в высокоразвитых странах ЕС, является важным стимулом для расширения, о котором не принято говорить вслух.

Во-вторых, важным аспектом расширения стала геополитическая составляющая. В тот момент, когда страны ЦВЕ вышли из-под контроля, слабеющего СССР, страны Западного блока естественно решили взять этот геополитический регион под свой контроль. Расширение НАТО на Восток закрепило гегемонию Запада над Восточной Европой в военном отношении, а расширение ЕС закрепило экономическое доминирование Запада. Итог пребывания стран ЦВЕ в составе ЕС является неоднозначным. Восточноевропейские страны не стали по-настоящему «западными».

Их вступление в ЕС не стало той «волшебной палочкой», которая бы мгновенно повысило уровень жизни граждан стран ЦВЕ. Хотя новые члены ЕС ощутили экономические эффекты от членства в ЕС, эти последствия были как и положительными, так и отрицательными.

Наступивший в 2008 г. экономический кризис Еврозоны вкупе с долговым кризисом лишь усугубил негативные стороны евроинтеграции. Экономическое доминирование старых членов ЕС становится все более ощутимым, долги стран «второго эшелона» ЕС растут. Присоединение к ЕС, по мысли правящих кругов, должно было стать мощным фактором консолидации демократии. Однако по многим параметрам, таким, например, как уровень коррупции и политической конкуренции, новые члены ЕС до сих пор существенно отстают от западноевропейских стран. Таким образом, в ближайшем будущем эти проблемы будут все сильнее напоминать о себе, а преодоление разрыва между западными и восточными членами ЕС невозможно волюнтаристским, директивным путем. Преодоление этого разрыва – важнейшая проблема, стоящая на повестке дня ЕС.

Еще статьи

Поможем с курсовой, контрольной, дипломной
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь