Регионализм и регионализация. Общее и особенное.
- Тип работы: Вопрос-ответ
Регионализацию следует отличать от регионализма.
Регионализм — идеология, осознанный проект создания или поддержания регионального единства.
Регионализация — эмпирический процесс нарастания плотности внутрирегиональных связей (политических, экономических, культурных и других). Регионализация может выражаться в создании наднациональной региональной организации, подобной Евросоюзу, создании взаимопроникающей сети региональных режимов без формальной организации или создании единого географического пространства, в котором сохраняются лишь рудименты старых государств (так называемый «неомедиевализм» или «новое средневековье»). Возможна также интеграция региона под руководством сильного гегемона (вне зависимости от наличия или отсутствия формальной организации) — как пример можно привести постсоветское пространство.
На высших стадиях регионализации государства региона вынуждены менять свою внутреннюю и внешнюю политику, повинуясь требованиям региональных структур. Как правило, процесс регионализации сопровождается формированием региональной организации.
Регионализацию можно рассматривать как естественный результат наблюдаемой сегодня трансформации национального государства, которая, в частности, находит свое выражение в так называемой диффузии власти: она в нарастающих масштабах переходит как наверх, к наднациональным и межгосударственным организациям и структурам, так и вниз, к регионам, местным сообществам, гражданским институтам (Со1отег 2007).
Именно поэтому в последней четверти ХХ века резко возрос интерес к деятельности всевозможных межгосударственных и внутригосударственных объединений регионального плана. Если регионы в процессе регионализации видят возможность расширения своих прав и усиления политической автономии, то центральное правительство может поощрять регионализацию, стремясь избежать ответственности за те или иные спорные решения и перекладывая ее на плечи своих региональных партнеров. Кроме того, бывают случаи «стихийной регионализации», когда центр просто оказывается неспособным контролировать рассредоточение власти или препятствовать ему.
Усиливая общую эффективность государственной власти, регионализация может стать благом для демократической политики. Во-первых, она заметно расширяет возможности для эксперимента, поиска и внедрения удачных находок в управленческой области. Иными словами, регионы в ее условиях получают возможность отрабатывать собственные, а не предлагаемые сверху модели регионального управления и развития; более того, самые удачные из них, разработанные в одном регионе, могут «мигрировать» по территории страны, усваиваясь и совершенствуясь в других местах. В результате вся система становится все более гибкой, динамичной и конкурентоспособной.
Во-вторых, политическая регионализация позволяет сократить дистанцию между политической элитой и рядовыми гражданами. Известно, что в крупных политических системах элита в меньшей степени представляет интересы граждан, что порождает так называемый демократический дефицит. Регионализация же предоставляет гражданам новые каналы политического участия, вовлекая их в политику на тех уровнях, которые прежде были закрыты для прямого социального действия.
Наконец, в-третьих, регионализация укрепляет принципы диалога и компромисса между различными уровнями самой государственной власти. Необходимость постоянно поддерживать порой довольно хрупкий баланс между интересами государства как такового и его составных частей «облагораживает» политическую систему, позитивно воздействуя на политический класс и, в конечном счете, на население в целом. Кроме того, в молодых демократиях наличие сильных регионов и выраженной региональной культуры выступает основательной гарантией против авторитарных проявлений и тенденций.