Взаимодействия держав в макрорегионах
- Тип работы: Вопрос-ответ
Основные концепции взаимодействия держав в макрорегионах. Общая характеристика.
Школа реализма является одной из двух самых влиятельных школ в теории международных отношений.
Центральным допущением, на котором основан классический реализм, является положение об анархическом характере международных отношений - отсутствие верховной власти над государствами. В качестве основных понятий, которыми оперирует классический реализм, следует выделить основную «триаду Моргентау»: мощь, баланс сил и национальный интерес.
Мощь является «центральной идеей политики как отдельной сферы деятельности - ее природа, ее наращивание и применение». Понимание этой концепции очень важно, поскольку именно наращивание мощи по реализму является целью государства и причиной его действий. Все официальные цели государства, идеологии и принципы либо маскируют основную цель, либо легитимизируют её, но всегда - подчинены ей. Любой политический акт направлен на сохранение, увеличение и/или демонстрацию мощи. Этим поведенческим принципам соответствует стратегия сохранения status quo, империализм и работа на престиж. Цель первой модели - сохранение баланса мощи, второй - приобретение большей мощи, третьей - её демонстрация для сохранения или расширения.
Вторичное по отношению к мощи понятие - соотношение мощи государств - определяется по Моргентау материальными (география, природные ресурсы, военная готовность, население) и нематериальными (национальный характер, мораль нации, качество дипломатии и правительства) факторами.
На понятии мощи основываются следующие концепции классического реализма - баланс сил, национальный интерес, дилемма безопасности.
Основным объектом изучения и главными акторами международных отношений реализм считает государства; из них влияющими на международные отношения - только великие державы. Характер отношений между государствами считается неизменным, так как вытекает из неизменности человеческой природы.
В картине мира по неореализму мощь остается ключевой концепцией, но её роль смещается. Кеннет Уолц определяет мощь как «потенциально полезное средство». Из этого вытекает, что как недостаток мощи, так и её переизбыток теоретически может представлять угрозу для государства. Соответственно, в картине мира неореалистов мощь в какой-то степени теряет свое сакральное значение, зато - приобретает более четкие черты.
Центральной категорией у неореалистов является не мощь, а безопасность и стремление к ней, которая, по Уолцу, является конечной целью государства. Для достижения своей безопасности ревизионистские государства наращивают мощь, государства-status quo - хранят ее соотношение. Источник выбора между этими опциями, в рамках теории неореализма, следует искать не во внутренних свойствах и характеристиках государства, но в сложившейся на международной арене обстановке.
Постклассический реализм использует в качестве «фундамента» защитный реализм Уолца. Так он подразумевает, что государство реагирует не на возможность, а на вероятность конфликта в ситуации дилеммы безопасности. Оба подхода разделяют системность, государствоцентричность и принцип эгоизма государств, принцип неотъемлемой конкуренции в международной среде, опору в анализе на материальные, а не идеологические или институциональные факторы и т.д.
Постклассический реализм идет на шаг дальше, чем реализм, в расшифровке категории мощи. А именно – добавляет экономический фактор как равноправную составляющую мощи, наравне с военной составляющей, мощи.
Дилемма безопасности остается ключевой концепцией и в постклассическом реализме; однако в условиях дилеммы безопасности допускаются другие предположения о возможном поведении государств, нежели в реализме и неореализме.
Первое следствие из эволюции категории мощи в постклассическом реализме - расширенное понимание балансирующего поведения акторов международных отношений. Из того, что постклассический реализм рассматривает экономические возможности государства не как фактор создания мощи, но как ее составляющую часть, логически вытекает, что экономический рычаг, точно так же, как применение и угроза военной силы, используется государством для обеспечения своих целей. В таком случае справедлива и обратная связь - при определении соотношения сил (балансировании сил) между государствами учитываются не только военные возможности, но и экономические.