Учет индивидуальных особенностей личности ребенка старшего дошкольного возраста педагогом в процессе воспитания (курсовая работа)

Тип работы: Курсовая работа
Цена: Бесплатно
(Время чтения: 3 - 6 минуты)

User Rating: 0 / 5

Введение

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности[12 с. 82].

В старшем дошкольном возрасте складываются хотя и простые, но уже обобщенные, специфические для данного человека, устойчивые (т. е. сохраняющие основные особенности и в дальнейшем) психологические механизмы. Эти механизмы по отношению к другим иерархическим уровням, конкретным свойствам начинают играть определяющую роль, становясь личностной основой психики в целом. Вот почему можно говорить, что в этом возрасте происходит становление личности. Более того, именно этот возраст наиболее сензитивен, восприимчив, благоприятен для направленного формирования оптимальных уровней механизмов психики, личности ребенка.

Целью воспитания дошкольника является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения. В недавнем прошлом программы воспитания и обучения в детском саду были направлены на воспитание и обучение ребенка со средним развитием, т. е. не учитывались индивидуальные особенности детей.

В педагогике принцип учета индивидуальных особенностей личности ребенка должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

Все вышесказанное определяет актуальность темы данной курсовой работы, которая звучит так: «Учет индивидуальных особенностей личности ребенка старшего дошкольного возраста педагогом в процессе воспитания».

Целью курсовой работы является изучение влияние учета педагогом особенностей личности ребенка старшего дошкольного возраста на усешность воспитательной работы.
Для этого, как нам кажется, надо решить следующие задачи.

–    охарактеризовать особенности эмоционально-нравственного развития в старшем дошкольном возрасте;
–    охарактеризовать содержание воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста;
–    рассмотреть способы и приемы воспитания ребенка с учетом особенностей его личности.

Объект изучения: личность ребенка старшего дошкольного возраста.

Предмет: воспитательная работа с учетом особенностей личности ребенка старшего дошкольного возраста.

 

I. Особенности воспитания детей старшего дошкольного возраста 

Содержание воспитания детей старшего дошкольного возраста

Физическое воспитание 

Нравственное воспитание

Трудовое воспитание

Умственное воспитание

Эстетическое воспитание 

Роль взрослых в воспитании детей старшего дошкольного возраста

II. Индивидуальные особенности личности ребенка

Психологические типы личностей

Роль самооценки личности в мировоззрении старшего дошкольника

 


Заключение

Таким образом, в дошкольном возрасте у детей складываются первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы, формируются не только нравственные качества, но и чувства. Мир эмоции, чувств и нравственных переживаний у дошкольника тесно взаимосвязаны.

В завершение можно сделать вывод о том, что тему о влиянии учета типа личности, ее волевых проявлений в различных видах деятельности следует учитывать в процессе воспитания старшего дошкольника. Что главная роль в воспитании ребенка отводится в первую очередь родителям и самому близкому окружению ребенка, и только потом воспитателям в детской саду, учителям в школе и т. д.

В ходе исследования мною было установлено, что учет типа личности старшего дошкольника, уровня его притязаний в процессе воспитания имеет достаточно весомую роль в развитии личности дошкольника.

В заключительной части работы были даны рекомендации по организации деятельности детей двух типов – экстравертов и интровертов, методика определения уровня самооценки личности старшего дошкольника. Приведен ряд упражнений, которые может использовать воспитатель в процессе работы по воспитанию старшего дошкольника.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособ. для студ. выш. учеб. заведений. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2005. – 256с.
  2. Бескина Р. М., Виноградова М. Д. «Идеи А. С. Макаренко сегодня». – М.: Знание, 1988 – 80с. (Новое в жизни, науке, техники. Сер. «Педагогика и психология»; №10).
  3. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.. М.: Издательский центр «Академия», 1997г. – 240с.
  4. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие для студ. сред. и выш. учеб. Заведений. – Ростов-н/Д: «Учитель», 1999. – 560с.
  5. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по специальности №2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/ М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под Ред. Гамезо М. В. и др. – М.: Просвещение, 1984 – 256с.
  6. Воспитание и обучение ребенка шестого года жизни: кн. для воспитателя дет. сада/ Н. А. Ветгулина, Р. С. Буре, Т. И. Осокина, и др.: под. Ред. Л. А, Парамоновой, О. С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1987. – 160с.
  7. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
  8. Какого типа ваш ребенок?/Пол Д. Тайлер, Барбара Бэррон-Тайлер; пер. с англ. А. Г. Вронской. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 429с.
  9. Ковальчук Л. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985 г. – 112с.
  10. Козлова С. А., Куликова Т. А. «Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. заведений «. М: Издательский центр «Академия», 1998г. – 432с.
  11. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. – Минск, ’Унiверсiтэцкае’, 1997.
  12. Кураев Г. А., Пожарская Е. Н. Возрастная психология: Курс лекций. – Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. – 146 с.
  13. Нифонтова О. В. Психологические особенности формирования готовности детей дошкольного возраста к позитивному разрешению конфликтных ситуаций: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. – Курск. 1999. – 16с.
  14. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Российское педагогическое агентство. 1996, – 374 с.
  15. Подласый И. П. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений «. М: «Просвещение»: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996г. – 432с.
  16. Практическая психология: Учебно-методическое пособие /Под. Ред. доктора психологических наук, профессора С. В. Кондратьевой. – Мн.: Ред. Журн. «Адукацыя i выхаванне», 1997. – 212с.
  17. Психологическая диагностика способностей при индивидуализации обучения // Отв. редакторы В. Д. Шадриков, В. Н. Дружинин, В. Н. Колесников. М., 1995 г.
  18. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под Ред. Н. Н. Поддьякова, А. ф. Говорковой; Науч. – исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика 1985. – 200 с.
  19. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
  20. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Ярославль: «Академия развития», 1996. – 240 с.
  21. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей/ пер. с англ. Е. Рыбиной. – М.: Апрель Гресс, изд-во Эксма, 2003. – 224с.
  22. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 336с.
  23. Урунтаева Г. А., Афонькина. Практикум по детской психологии. М.: 1995г.
  24. Фридман Л. М. Психология воспитания. Книга для тех, кто любит детей. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 208с.
  25. Чернецкая Л. В. Психологические игры и тренинги в детском саду – Ростов-н/Д.: Феникс, 2005. – 128с.
  26. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
  27. Шкуричева Н. Лесенка самооценки//Газета «Начальная школа» № 04/2009
  28. Юнг К. Г.: Психология бессознательного. М.: Канон. 1995 – 428с.

Приложения