Эстетическое воспитание младших школьников на уроках труда

Тип работы: Курсовая работа
Цена: Бесплатно
(Время чтения: 13 - 26 минуты)

User Rating: 0 / 5

Введение

«Формируя ребенка, мы формируем не только его – мы создаем будущее нашей страны. Эти милые цыплята, так по-смешному топчущиеся возле своих песочниц или выводящие первые каракули, - будущее наше. Будущие рабочие, колхозники, министры, директора предприятий, академики, писатели, художники, врачи, техники, механизаторы, медсестры – будущие хозяева страны. И какое мы дадим им представление о счастье, как научим их быть счастливыми, такими и будут мечты, труд и счастье целых поколений» [6, с.6].

Эти слова Б. М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 – 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т. е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

А формировать личность и эстетическую культуру, – отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д. Б. Кабалевский, А. С. Макаренко, Б. М Неменский, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский), – особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Это предположение и определило тему нашего исследования: «Эстетическое воспитание младших школьников средствами на уроках труда».

Предмет исследования – уроки труда в эстетическом воспитании младших школьников.

Объект исследования – эстетическое воспитание младших школьников.

Цель – выявление возможностей уроков труда как средства эстетического воспитания.

Гипотеза – уроки труда могут быть эффективным средством эстетического воспитания младших школьников.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников на уроках труда.

2. Провести работу по разработке уроков труда с элементами эстетического воспитания младших школьников

Методы исследования:

  • теоретический анализ литературы;
  • изучение опыта педагогов;
  • разработка планов уроков труда

Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников

В этой главе мы рассмотрим основные теоретические подходы отечественных и зарубежных педагогов и психологов к проблеме эстетического воспитания младших школьников, раскроем понятие «эстетическое воспитание», выявим его цель, задачи, рассмотрим основные категории эстетического воспитания и их особенности в младшем школьном возрасте, а также пути и средства эстетического воспитания.

§1. Разработанность проблем эстетического воспитания

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством) Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

В настоящее время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов.

Надо заметить, однако, что в зарубежной педагогике и теории эстетического воспитания и до сих пор во многих случаях эстетическое воспитание и образование отождествляются с художественным воспитанием и образованием. Например, известный американский эстетик Томас Манро, один из адептов педагогической системы В.Джеймса и Д.Дьюи, так и не смог преодолеть свою приверженность если не художественному воспитанию, то эстетическому воспитанию только средствами искусства. А крупнейший английский, а потом и американский эстетик Герберт Рид вообще не признавал возможность осуществления эстетико-воспитательной работы вне воздействия на ребенка искусством, вне игр в искусство.

Дело, очевидно, заключается в том, что зарубежные эстетики эстетическое воспитание и образование как вид духовной деятельности резко отграничивают от всех других видов воспитательной деятельности человека, а в образовательном процессе резко отделяют естественнонаучное знание от знания социо-гуманитарного. Хотя и в современных школах западных стран обсуждаются теоретические возможности гуманитаризации всей системы образования. [14, с.250].

Как пишут авторы книги «Современные концепции эстетического воспитания (Теория и практика)», странная картина складывается в западных теориях и практике эстетического воспитания. Выдающиеся ученые XX века Н.Бор, М.Борн, В.Гейзенберг, М. Полани, А.Пуанкаре, А.Швейцер, А.Эйнштейн признают эстетические достоинства познавательной и педагогической деятельности человека, в любом знании видят “человеческое лицо”, а педагогику считают высшим искусством, а эстетики на это мало обращают внимания и ориентируют эстетическое воспитание и образование практически лишь на использование эстетической силы искусства. Лишь в последние десятилетия XX века в связи с исторической необходимостью серьезной постановки дела экологического воспитания и образования педагогика и эстетика вынуждено пришли к объединению усилий. И то потому, что в экологическом воспитании и образовании естественно стал вопрос о достижении гармонии во всех взаимодействиях человека с природой, в постоянном и непрерывном совершенствовании человека как субъекта этих взаимодействий[14 с.250].

В советской и российской педагогике и эстетике, теории и практике эстетического воспитания (практике отдельных педагогов, крупных ученых-исследователей) эстетико-воспитательная сила и значимость познавательной деятельности, науки как результата этой деятельности и воспитательная значимость процесса получения знания подрастающими поколениями используется с начала 60-х годов XX века (работы Акопджанян Е.С., Волкова Г.Н., Галеева Б., Киященко Н.И., Коникова И.А., Лейзерова Н.Л., Мейлаха Б.С., Самохваловой В.И. и др.).

Вообще следует отметить, что российская эстетическая наука, порвавшая с гегелевской традицией рассмотрения эстетики лишь как философии искусства, можно сказать, с момента оживления в конце 50-х годов интереса в среде научной и педагогической общественности к эстетике и эстетическому воспитанию не только стала исследовать в эстетическом аспекте все сферы жизни современного человека, все способы его жизнедеятельности и деятельности, но такому же освещению и анализу подвергла и все виды воспитания и образования человека. Хотя этого нельзя сказать о реальной практике всех видов воспитания подрастающих поколений россиян. Было проведено немало исследований и опубликовано немало книг по коммунистическому идейно-политическому, трудовому, атеистическому, правовому, нравственному, физическому, художественному и эстетическому воспитанию и по проблемам взаимодействия всех возможных видов воспитания в процессе формирования личности. Однако в практическом отношении эти исследовательские результаты использовались далеко не всегда.

И чаще всего, по словам авторов книги «Современные концепции эстетического воспитания (Теория и практика)» страдало при этом эстетическое воспитание, поскольку именно оно ставило перед воспитательным и образовательным процессами такие вопросы и проблемы, которые по сути своей, по своей направленности и нацеленности не всегда укладывались в узкие рамки коммунистической идеологии.

Российскими психологами Ананьевым Б.Г., Божоваич Л.Я., Выготским Л.С., Гальпериным П.Я., Запорожцем А.В., Зинченко В.П. Зинченко П.В., Леонтьевым А.Н., Симоновым П.В., Тепловым Б.М. Элькониным Д.Б., Якобсоном М. убедительно раскрыта и обоснована жизнестроительная роль высших, то есть эстетических эмоций, в том числе и на умственную деятельность человека-творца, на формирование и выявление творческих потенций формирующейся личности, то есть на ее интеллект. Так уж сложилось в нашей науке, что философы, эстетики, погруженные в постижение процесса становления, формирования, воспитания и развития личности опирались в своих размышлениях на достижения психологической науки, естественно выходя при этом на философские проблемы воспитания и образования. [14, с.251]

В российской и советской литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания.

Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.

Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, – развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. По этому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.

Так, например, В. Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: «Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты».

В «активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического» видит цель эстетического воспитания Л. П. Печко.

Н. И. Киященко придерживается той же точки зрения. «Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания». Главное – воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.

Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Таким образом, наиболее удачно, на наш взгляд, отразил цель эстетического воспитания Рукавицын М. М. , который считает: «Конечная цель (эстетического воспитания) – гармоничная личность, всесторонне развитый человек… образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства». Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.

Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов (Г. С. Лабковская, Д. Б. Лихачев, Н. И. Киященко и другие) выделяют три ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других ученых, но при этом не теряют главной сути.

Итак, во-первых, это «создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям».

Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будут формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей.

Вторая задача эстетического воспитания состоит в формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими. Глубокое переживание эстетического чувства неразрывно со способностью эстетического суждения, т. е. с эстетической оценкой явлений искусства и жизни.

Третья задача эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы «воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты».

Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях. А. В. Луначарский подчеркивал, что человек научается всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в ее творческом создании в искусстве, труде, общественной жизни.

Рассмотренные нами задачи частично отражают сущность эстетического воспитания.

Таким образом, вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном.

§2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте

В этом параграфе предметом рассмотрения станут те возрастные особенности, которые присущи младшему школьнику и которые следует учитывать при его эстетическом воспитании.

Мы уже отметили, что очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: «Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни». Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности [6, с. 55]. Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.

Нельзя или, по крайней мере, чрезвычайно трудно научить юношу, взрослого человека доверию к людям, если его в детстве часто обманывали. Трудно быть доброму тому, кто в детстве не приобщился к сочувствию, не пережил детскую непосредственную и потому неизгладимо сильную радость от доброты к другому человеку. Нельзя вдруг во взрослой жизни стать мужественным, если в дошкольном и младшем школьном возрасте так и не научился решительно высказывать свое мнение и смело поступать.

Конечно, течение жизни что-то меняет и вносит свои коррективы. Но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте эстетическое воспитание является основой всей дальнейшей воспитательной работы.

Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности – учеба. Главным человеком для ребенка становится учитель. Для ребят в начальной школе учитель – самый главный человек. Все для них начинается с учителя, который помог преодолеть первые трудные шаги в жизни... . Через него дети познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными. Из педагогического опыта А. С. Макаренко известно, что общественно значимая цель, перспектива движения к ней, при неумелой постановке перед детьми оставляют их равнодушными. И наоборот. Яркий пример последовательной и убежденной работы самого педагога, его искренняя заинтересованность и энтузиазм легко поднимают детей на дела.

Следующая особенность эстетического воспитания в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника.

Например, формирование эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. «Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме»[6, с. 55]

Для дошкольного и младшего школьного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является детская литература, мультипликационные фильмы и кино.

Книжные, мультипликационные или герои кино, будь то люди, звери, или фантастические вымышленные существа, наделенные человеческими качествами, являются носителями добра и зла, милосердия и жестокости, справедливости и лживости. В меру своего понимания маленький ребенок становится приверженцем добра, симпатизирует героям, ведущим борьбу за справедливость против зла. «Это уже, безусловно, формирование идеала как части мировоззрения в той своеобразной форме, которая позволяет малышам легко и свободно войти в мир общественных идеалов. Важно только, чтобы первые идеальные представления ребенка не оставались на уровне лишь вербально-образного выражения. Надо постоянно, всеми средствами побуждать детей к тому, чтобы они в своем поведении и деятельности приучались следовать любимым героям, реально проявляли и доброту, и справедливость, и способность изображать, выражать идеал в своем творчестве: стихах, пении и рисунках» [6, с. 56]

С младшего школьного возраста происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. Д. Б. Лихачев отмечает в своей работе, что к познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный мотив. Это проявляется в том, что «…одни ребята относятся к искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с искусством постепенно превращается для них в потребность.

Другие дети общаются с искусством вне собственно эстетического отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем общее представление» [6, с. 64]. А бывает, что читают, смотрят или слушают из престижных соображений. Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического отношения.

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения.

Таким образом, младший школьный возраст – это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

Глава ΙΙ. Эстетическое воспитание младших школьников

В жизни ребенка имеет воспитательное значение буквально все: убранство помещения, опрятность костюма, форма личных отношений и общения, условия труда и развлечений – все это либо привлекает детей, либо отталкивает. Задача не в том, чтобы взрослым организовать для детей красоту окружающей среды, в которой они живут, учатся, работают, отдыхают, а в том, чтобы вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты.

§1. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников

Эстетическое воспитание ребенка, как уже отмечалось, начинается с момента его рождения. В этом параграфе мы рассмотрим те воздействия, которые оказывают на него наиболее сильное воспитательное влияние.

Несводимость эстетического воспитания к воспитанию искусством со всей очевидностью выявляется в анализе эстетических аспектов труда. Это обстоятельство особенно значимо, если мы осознаем неизбежность известной неравномерности распределения художественных ценностей [16, с.89].

Педагоги понимают, как важно сочетать в процессе эстетического воспитания всю совокупность разнообразных средств и форм, пробуждающих и развивающих в школьнике эстетическое отношение к жизни, к литературе и искусству. В школе должно обращаться внимание не только на содержание школьных предметов, но и на средства действительности, на факторы, оказывающие влияние на эстетическое развитие личности.

Современные педагоги все больше внимания на¬чинают уделять понятию педагогической среды в целом и эстетической среды в частности. Дадим, прежде всего, определения данных понятий[4].

Важным средством эстетического воспитания является окружающая природа. Мир природы богат разнообразием форм, красок, звуков, запахов и т.п. Вечным источником добрых чувств детей назвал природу В.А. Сухомлинский. Природу как средство эстетического воспитания высоко ценил К.Д. Ушинский: «...я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога». Красоту природы человек способен воспринимать с самого раннего возраста, так как эта красота проста и доступна. Не случайно в образовательном процессе дошкольных учреждений и начальной школы общению ребенка с природой отводится видное место.

Психологи также отмечают большую роль природы в развитии эмоциональной сферы у детей. Они указывают на такие их психические особенности, как эмоциональная поглощенность непосредственным окружением. Она возникает при условии тесной связи наблюдений с самой жизнью природы, ее динамичностью. Все, что яркое, что движется, действует, изменяется, звучит, особенно привыкает внимание детей, вызывает эмоции, оказывает благотворное влияние на развитие восприятия, воображения и стимулирует активную творческую деятельность. [13].

Одним из важных источников эстетического опыта школьников является разнообразная внеклассная и внешкольная работа. В ней удовлетворяются насущные потребности в общении, и происходит творческое развитие личности. На внеклассных мероприятиях дети имеют большие возможности для самопроявления. Отечественная школа накопила большой опыт по эстетическому воспитанию школьников в процессе внеклассной и внешкольной деятельности. Большой практический опыт в этом деле принадлежит А.С. Макаренко и С.Т. Шацкому. В организованных ими воспитательных учреждениях ребята принимали широкое участие в подготовке самодеятельных спектаклей, творческих драматических импровизаций. Воспитанники часто слушали художественные произведения и музыку, посещали и обсуждали театральные постановки и кинофильмы, работали в изокружках и студиях, проявляли себя в различных видах литературного творчества. Все это служило действенным стимулом развития лучших черт и качеств личности.

Помимо воздействия на ребенка средств окружающей действительности, эстетическое воспитание осуществляется целенаправленно в школе. По словам Д. К. Ушинского каждый предмет в школе может эстетически воспитывать, в любом предмете есть более или менее эстетический элемент.

Любой предмет, будь то математика, физкультура, природоведение вызывает в школьнике определенные эмоции посредством своего материала. Чтобы стать средством эстетического воспитания учителю достаточно творчески подойти к предмету своей науки, пробудить творческий интерес к нему школьников.

Средства и формы эстетического воспитания весьма разнообразны начиная от предметов естественно-математического цикла в школе и заканчивая «шнурками на ботинках». Эстетически воспитывает буквально все, вся окружающая нас действительность.

Вместе с тем, по словам Б.М. Неменского, исследования последних лет показали, что с развитием абстрактно-словесного мышления роль конкретно-чувственного опыта не уменьшается, а качественно возрастает. Специалисты сегодня по-новому раскрывают функции человеческого мозга. Левое и правое полушария нашего мозга оказались не идентичными в своих функциях. Левое полушарие отвечает за логическое знание и мышление, правое — нацелено на мышление образами. Многие ученые называют нашу цивилизацию «левополушарной» и не считают этот эпитет комплиментом: мы игнорируем запросы правой половины собственного мозга, а значит, слабо используем его возможности... «Нынешняя педагогика в основном построена в угоду «левополушарности»,— утверждает Ю. Чирков.— Необходимо вести учебный процесс так, чтобы «художественная» правая половина мозга развивалась и функционировала не хуже «аналитической» половины» (там же). Культура зрения, культура мышления образами является существенным моментом в квалификационном облике огромного числа профессий, порождаемых научно-технической революцией, и способности к этим профессиям должны закладываться в возможно более раннем школьном возрасте[8, с.29].

В сфере трудового воспитания открываются поистине безграничные возможности формирования широкого спектра эстетических способностей личности. Конечно, эстетический аспект трудового воспитания не отменяет и не заменяет необходимости искусства в жизни человека, но крайне важно понять, что возможности эстетического формирования личности в труде тоже уникальны и не компенсируются художественным воздействием.

Возможности эстетического формирования личности в труде тоже уникальны и не компенсируются художественным воздействием.

Отметим лишь некоторые из них:

  • в отличие от эпизодического общения с искусством, с трудом человек связан повседневно на протяжении практически всей жизни (от элементарных операций самообслуживания до сложнейших видов познавательной и практической деятельности);
  • в труде человек выступает в сложной совокупности социально-психологических характеристик, а потому эстетическое воздействие труда теснейшим образом связано с нравственным воспитанием, с формированием культуры общения, с переживанием целесообразности как красоты и красоты как целесообразности;
  • эстетическое переживание труда способствует преодолению досадной, исторически обусловленной и исторически преходящей разорванности красоты и утилитарности;
  • в труде человек не только созерцает, но и сам творит красоту, причем в сфере осуществления ему присущих способностей и умений: здесь каждый может найти возможности для реализации собственных творческих способностей.

 

§ 2 Уроки труда в системе эстетического образования младших школьников

Сложны, многогранны связи художественного развития с формированием личности человека, с его отношением к миру.

Трудовая деятельность человека выявляет характер взаимоотношений человека и с природой, и с обществом. Ценностные ориентации человека, на которые такое глубинное влияние оказывает искусство, впрямую сказываются на отношении к своему труду, к работе своих коллег, уважении или пренебрежении к трудовым итогам и продуктам.

Труд наш неразрывными узами связан с нашими представлениями о нравственном (красивом) или безнравственном (безобразном) отношении к жизни. Однако взаимоотношения эстетического и художественного развития личности и ее «деловой», профессиональной ценности сложны, многосторонни и не ограничиваются нравственными позициями.

Труд занимает важное место в системе школьного воспитания… В школе ребята знакомятся с различ¬ными видами труда, а также с людьми труда, с особенностями различных отраслей производства. Кроме того, они сами принима¬ют посильное участие в общественно полезном труде. Трудовое воспитание и обучение, осуществляемое в школе, преследует мно¬гие цели. Это прежде всего воспитание трудолюбия и уважитель¬ного отношения к труду и людям труда, это овладение различными производственными навыками, инструментами, орудиями труда и т. д. Однако педагогический эффект труда далеко не исчерпыва¬ется этими в известной мере узкоспециальными задачами. … Велика роль труда и в эстетическом воспитании подрастающего человека. [10, с.267].

Детский труд специфичен. Он носит репродуктивный характер, т. е. в основном базируется на овладении навыками труда, уже выработанными человеческой практикой. Однако это вовсе не ве¬дет к утрате или снижению его развивающей и воспитывающей силы. Напротив, организованный на основе определенных педаго¬гических принципов, он является одним из эффективнейших средств эстетического воздействия на личность.

Трудовой процесс — явление многообразное. Поэтому нельзя однозначно определить и его эстетическую сущность. Точнее будет говорить о совокупности целого ряда обстоятельств, связанных с процессом труда, которые выступают как объект эстетического отношения.

Известно, что эстетическое воспитание младших школьников наибо-лее эффективно в процессе их совместной деятельности на уроке, однако характер этих взаимоотношений может изменяться во внеурочной дея-тельности, поэтому большая работа ложится на плечи педагога.

Исходя из вышеизложенного, необходимо стараться проводить занятия таким образом, чтобы они развивали аккуратность, внимание, дисциплину, самостоятельность, чувство прекрасного, формировали эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы.

Занятия должны быть направлены также на активизацию мысли, развивают способность к трудовой деятельности, к творчеству. Они должны давать де¬тям хорошую возможность в овладении навыками работы с различными материалами и инструментами, которыми они пользуются во многих видах трудовой деятельности. Необходимо помочь детям совершенствовать глазомер и развивать способность к тонкой ручной работе.

Однако эмоциональная реакция сама по себе еще не обеспечивает создание в памяти детей цельного образа изделия, поэтому надо направлять восприятие, задавать вопросы относительно формы изделия (плоское изделие может быть заключено в квадрат, овал и т.п.; объемное, например, игрушка может быть похоже на бочонок, грушу). Это первый шаг к самому общему впечатлению об изделии.

Важно определить композицию и конструкцию изделия, спрашивать, из каких основных и второстепенных частей со¬стоит композиция (панно, выполненные в различной технике аппликации). Этот вопрос заставляет детей более под¬робно рассмотреть изделие, чтобы его общий образ стал в их памяти более конкретным и основательным.

Как показывает практика, не все учащиеся приучены рассмат¬ривать изделия, анализ композиции и конструкции для них является слож¬ным процессом. В ответ на предложенный вопрос они обычно начинают перечислять отдельные детали, попавшие на глаза без особого порядка. Такой анализ не закрепляет первоначального эстетического образа, а на-оборот, ведет к его разрушению, уничтожению, к потере цельности в вос-приятии. Поэтому, отмечая, что ответы детей в целом верны, прямо об-ращаем внимание их на главные части в композиции и конструкции изде-лий.

Такая организация восприятия изделия, во-первых, способствует эстетическому развитию, возникновению более прочного и яркого образа, без чего изготовление изделия будет неудачным, и, во-вторых, приучает детей и в дальнейшем самостоятельно и более глу¬боко и тщательно наблюдать окружающее.

Заканчивается вступительную беседу указаниями, относящимися к не¬посредственному выполнению предстоящей работы. Это своеобразный промежуточный этап между анализом образца и практическим изготовле-нием изделия. Здесь мы сообщаем о приемах изготовления изделия, пока-зываем их и отдельно подготавливаем трудных учащихся к работе.

Практическая работа осуществляется детьми самостоятельно.

Условно весь этот период можно разделить на несколько этапов: изготовле¬ние композиции или ее деталей по лекалам, шаблонам; подготовка мате¬риала к работе, проработка основных деталей изделия; проработка второ¬степенных деталей изделия; декоративное оформление готового изделия.

Для лучшего изготовления мы перед началом практической работы повторяем последовательность этапов изготовления поделки, что является своеобразной памяткой. В процессе практической работы последователь-ность выполнения изделия обычно проверяется фронтально у всего класса. По¬сле того, как все учащиеся правильно начали работу, в основном передали композицию и пропорции изделия, им предоставляется большая самостоятельность. Чаще стараемся уделять внимание «трудным» детям. При этом мы постоянно побуждаем их к эстетическому восприятию изделия.

Наиболее распространенной ошибкой обычно является то, что, замечая непра¬вильности в работе, многие педагоги в категоричной форме требуют уст¬ранения тех или иных деталей в изделии, изменений его формы и т.д.

Нужно помнить, что исправить ошибку в практической работе – значит устранить ее причины. Наиболее часто нами встречаются следующие причины ошибок в изделиях, выполненных ребятами: недочеты в восприятии образов изделия, недостаточный запас впечатлений, недостаточность технических умений и навыков. Поэтому смысл каждого замечания мы стараемся объяснить ребятам с повторным показом образца, либо ссылаемся на содержание беседы по теме занятия со словесными и предметными иллюстрациями.

В конце урока подводятся итоги проделанной работы, отмечаются достижения учащихся. Поэтому подведение итогов начинается уже во время изготовления изделий. Оценивается наиболее правильный ход работы по выполнению изделия у отдельных учащихся, обращается на это внимание всего класса, демонстрируются наиболее интересные, творческие решения, отдельные ценные находки в декоративном оформлении.

В самом конце занятия дается общая характеристика достижений всего класса и демонстрируются удачные изделия. Для ребят положительная оценка работы – очень важный стимул к продолжению занятий творчеством на уроках труда.

Как результат такой работы детьми можно отметить изменение у них отношения к творчеству, которое довольно наглядно проявляется в различных видах деятельности и поведении. Большинство детей с удовольствием занимаются творческой деятельностью.

Разработки уроков приводятся в Приложении.

Заключение

Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы. Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, – все, что может быть прекрасным.

В учебном плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является искусство. Вместе с тем, анализируя литературу, мы сделали вывод, что несводимость эстетического воспитания к воспитанию искусством со всей очевидностью выявляется в анализе эстетических аспектов труда. Уроки труда являются хорошим средством эстетического воспитания.

Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Действительно, уроки труда являются эффективным средством эстетического воспитания младших школьников. Опытные педагоги способны в ходе этих уроков воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Однако, на практике мы столкнулись с тем, что учителя мало пользуются искусством в целях эстетического развития ребенка, уделяя больше времени и сил развитию практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие личности будет неполноценным. На наш взгляд, реализуя на уроках труда эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

Вот те выводы, к которым мы пришли в ходе нашей работы.

Список использованной литературы

3. Бордовская Н. В. Реан А.А. Учебник для вузов ¾ СПб: Издательство “ Питер”,2000. ¾ 304 с.

4. Ефремова Л. И. Соловьева А. А. Эстетическая среда как фактор развития личности/ Начальная школа № 8 1999

5. Краткий словарь по эстетике. Кн. Для учителя // Под ред. М. Ф. Овсянникова. – М.: Просвещение, 1983. – 223с.

6. Лихачев Б.Т.Эстетика воспитания / Лихачев Б.Т. - М.: Педагогика, 1972. - 159 с.

7. Мышева Т.П., Зубкова Л.А. Эстетическое воспитание «трудных» детей в кружках художественно-технического творчества. // Проблемное детство: диагностика и коррекция: Сборник научных трудов / Под ред. К.М. Хоруженко, Т.Д. Молодцовой.- Таганрог: Изд-во Таганрог, гос.пед.ин-та, 2003.- 168с. (сс.22-25)

8. Неменский Б. М. Мудрость красоты: О пробл. эстет, воспитания: Кн. для учителя.— 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Просвещение, 1987.—255 с.

9. Обучение в 3 классе. Пособие для учителя четырехлет. нач. шк. В 2 кн. Кн. 2. Математика. Природоведение. Трудовое обучение. Физическая культура. Изобразительное искусство / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюнова и др.; Под ред. Б. И. Фоминых.— М.: Просвещение, 1988.—428 с.

10. Основы эстетического воспитания. Учеб. пособие. Под ред. А. К. Дрёмова. М., «Высш. школа», 1975. 327 с.

11. Петрушина С.В. Образовательные и развивающие возможности апликации. / Начальная школа № 5 2004

12. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

13. Сметанкина И.Л. Об эстетическом воспитании школьников./ Начальная школа № 9 2003

14. Современные концепции эстетического воспитания (Теория и практика) М., 1998. — 302 с.

15. Теория эстетического воспитания /АН СССР, Т 33 Ин-т философии; Отв. ред. Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров.— М.: Искусство, 1979.—255 с.

16. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. для учителя/ Сост. Г. С. Лабковская.— М.: Просвещение, 1983.— 304 с.