О ядерной программе КНДР
- Тип работы: Вопрос-ответ
- Цена: Бесплатно
Ядерная программа КНДР как инструмент трансформации структуры региональной подсистемы.
Ядерная программа стартовала в начале 1950-х гг. в сложной для КНДР региональной обстановке, на фоне Корейской войны, а затем - складывания союза воинственного южнокорейского режима и США, подкреплённого физическим присутствием в регионе обычных и ядерных сил недружественной сверхдержавы. Важным подспорьем в поиске ресурсов (кадровых, материально-технических, технологических и пр.) стало сотрудничество в ядерной области с СССР, которое постепенно разворачивалось на всём протяжении 1950-х гг.
Тем не менее, Советский Союз старался чётко отмерять объём помощи в чувствительной области и, в отличие от США, поддерживавших и направлявших ядерную отрасль Республики Корея, не выходил на слишком плотный контакт и не выступал в роли контролёра ядерной деятельности Пхеньяна. Международных ограничений деятельности КНДР не существовало до вступления страны в МАГАТЭ в 1974 г. и ДНЯО в 1985 г.
Глобальные и региональные перемены рубежа 1980-1990-х гг. не только лишили Пхеньян долгожданной советской АЭС, но и существенно обострили его проблему безопасности. Однако, несмотря на все достигнутые успехи северокорейской ядерной программы, безусловно, удивительные с учётом обстоятельств её эволюции, ни значимых мирных, ни военных плодов она принести не могла. Ужесточившийся к этому времени контроль за соблюдением режима нераспространения и проявленное США настойчивое желание проверить КНДР угрожали лишить страну достигнутого.
Переломным моментом стало начало 1990-х гг., когда внешнеполитическая обстановка поменялась шокирующим для руководства КНДР образом. Новые условия сузили интересы и возможности Северной Кореи, обрубили ряд альтернатив. С их исчезновением ядерная программа действительно превратилась в единственную гарантию выживания режима, средство влияния на повестку дня в регионе, инструмент преодоления всё углубляющейся изоляции, ключевой предмет внутриполитической актуализации военизированного строя.
Урегулирование возможно только при изменении роли ядерной программы во внешней и внутренней политике КНДР по мере нормализации отношений между государствами региона, построения прочной системы мира на Корейском полуострове и недискриминационной структуры безопасности в СВА, укрепления экономической и энергетической базы КНДР.
Диалог должен стать первым шагом к таким переменам и средством поддержания позитивных изменений, а не наградой за уступки. Однако убеждение посредством диалога невозможно без наличия у убеждаемого выбора, и судьба урегулирования ядерной проблемы зависит от способности региона вновь сформировать объективные альтернативы распространению.