Политология

Поможем написать

Государство как основной участник современных международных отношений

  • Тип работы: Вопрос-ответ
  • Цена: Бесплатно

Государство как основной участник современных международных отношений. Проблема государственного суверенитета и его трансформации в современной мировой политике.

Государство – основной субъект международного права. Внешняя политика государства во многом определяет характер международных отношений эпохи; оно оказывает непосредственное влияние на степень свободы, уровень благосостояния индивида, на саму человеческую жизнь. Деятельность и даже существование международных организаций, других участников международных отношений в значительной мере зависит от того, как к ним относятся государства.

Кроме того, государство является универсальной формой политической организации человеческих общностей: в настоящее время практически все человечество, за небольшими исключениями, объединено в государства.

Происхождение государства связано с переходом человеческих общностей к оседлости, разделением труда, обособлением управленческих функций, сосредоточением их в руках особого социального слоя, установлением политической власти над населением в пределах определенной территории.

Функции государства в его наиболее развитой форме сводятся к поддержанию порядка и безопасности в рамках, отделенных границами, территорией, созданию условий для социального и экономического развития общества, для распределения благ и услуг, поддержанию занятости и удовлетворению основных потребностей населения.

Современная форма государственности связана с понятием суверенитета.

Родоначальником понятия «суверенитет» считается французский юрист и богослов Ж. Боден, который в 1576 г. описал его в своем трактате «Шесть книг о республике» как «абсолютную непрерывную власть государства». Ж. Боден пришел к выводу о необходимости «постоянной и абсолютной власти», которая «не ограничена ни по своему могуществу, ни по своим функциям, ни по протяженности во времени». Рассматривая суверенитет как свойство государственной власти, Ж. Боден приравнивал его к определенным «правам, осуществляемым государственной властью в данное время и в данном государстве».

В основе концепции суверенитета Жана Бодена лежит отождествление государственного суверенитета с субъектом высшей государственной власти, а именно монархом.

Все чаще в науке встречается мысль о том, что суверенитет, как и его носитель – государство, подвергнутся постепенному устранению в результате глобализации и интеграции.

В числе основных признаков суверенитета, то к ним следует относить верховенство, независимость и неделимость. Верховенство и независимость дают возможность государству самостоятельно определять направления своей внутренней и внешней политики.

Таким образом, несмотря на разные интерпретации понятия «суверенитет», он является качественной характеристикой государства.

Суверенитет проявляется в верховенстве власти внутри государства и независимости вовне. Суверенитет един, поскольку на одной территории не существует более одного самостоятельного государства; суверенитет неделим и не отчуждается, так как отчуждение суверенитета с неизбежностью влечет исчезновение самого государства. Суверенитет – не совокупность полномочий, а уникальное свойство государства, не сама власть, а право на власть. При этом «суверенитет принадлежит государству в целом как единому политическому образованию».

Говорить об абсолютности суверенитета в современных условиях взаимозависимости государств не представляется возможным.

Принцип суверенитета национальных государств приводит к неоднозначным последствиям в международных отношениях. Во-первых, каждое государство вынуждено, так или иначе, сочетать в своей внешней политике достаточно противоречивые функции. По определению одного из основателей современной американской политической науки, А. Уолферса, каждое государство может стремиться к национальной экспансии в самом широком смысле этого термина, включающем увеличение территорий, слияние ресурсов, союзников и т. п. Оно может быть озабочено защитой (сохранением) своего пространства и своего национального интереса.

Во-вторых, каждое государство стремится к обеспечению собственной безопасности. Однако это стремление ввиду того, что оно свойственно всем суверенным государствам-нациям, в условиях «плюрализма суверенитетов» порождает одну из самых сложных и животрепещущих проблем международных отношений – так называемую «дилемму безопасности». Она состоит в том, что увеличение безопасности одного из государств может рассматриваться как небезопасность для другого и вызывать с его стороны соответствующие реакции – от гонки вооружений до «превентивной войны».

Наконец, в-третьих, если все государства-нации равны, то, как остроумно замечают исследователи, «некоторые из них равны больше, чем другие». Следствием такого неравенства является международная стратификация, с характерной для нее фактической иерархией государств на международной арене.

Еще статьи

Поможем с курсовой, контрольной, дипломной
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь