Сепаратистские регионы и конфликтные зоны Европы (СССР или СФРЮ)
- Тип работы: Вопрос-ответ
- Цена: Бесплатно
Распад СССР и СФРЮ кардинально изменил соотношение сил и обстановку в восточной части Европы. Уже 17 декабря 1991 г. на заседании министров иностранных дел стран ЕС была принята Декларация о критериях признания новых государств в Восточной Европе и Советском Союзе. В декларации подчёркивалась приверженность принципам ООН, Хельсинки и Парижской хартии и говорилось о возможности признания новых государств при условии соблюдения ими основных положений этих документов, включая права этнических и национальных меньшинств и нерушимости всех границ, которые могут быть изменены только мирным путём.
Субъектом права на самоопределение является именно народ, нация, т. е. достаточно крупная и целостная общность, а не любая социальная, этническая или религиозная группа. Этнические, религиозные, языковые меньшинства обладают правом на культурную автономию, на уважение их интересов в рамках демократического государства. Соответствующие права меньшинств закреплены международным правом. Вместе с тем меньшинства несут и определенные обязанности в отношении государства, на территории которого они находятся. В демократических государствах в рамках законности должны действовать и политические меньшинства. Порождаемые ими вооруженные конфликты, будь то гражданские войны или революции, влекут за собой массовые нарушения прав человека и создают угрозу миру.
Признание независимости Косово со стороны США, странами ЕС и другими государствами противоречит общепризнанным принципам международного права, закрепленным в Уставе Организации Объединенных Наций, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии Уставом ООН 1970 г., а также в Заключительном акте совещания по безопасности и сотрудничества в Европе 1975 г. Это прежде всего принципы мирного разрешения международных споров, уважение территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, принцип невмешательства во внутренние дела государства Сторонники признания независимости Косово ссылаются на определенные юридические и фактические обстоятельства, которые, как они считают, позволяют признать легитимность данного провозглашения независимости данного края.
Так, считается, что албанцы в данном случае воспользовались своим правом на самоопределение, гарантированным Уставом ООН. Однако следует иметь в виду, что в теории международного права и в практике органов международной юстиции, в частности, Международного суда ООН, уже неоднократно обсуждался вопрос о соотношении уставных принципов между собой. При этом установлено, что принцип самоопределения не обладает императивным характером и при его применении следует учитывать принцип территориальной целостности, поскольку содержание принципов представляет единое целое и должно рассматриваться в комплексе.
В ситуации с Косово нет оснований утверждать о наличии иностранной оккупации, так как эта территория входила в состав Сербии, начиная с XII века, за исключением периода Османской империи, и была возвращена Сербии в 1913 году. Также нельзя говорить о существовании иных юридических оснований для использования права на самоопределение, таких как наличие колониального или расистского режима. С 1945 года Косово имело статус автономной области, его жители пользовались правом на свободу совести и вероисповедания. Однако, когда регион стал фактически мононациональным и число жителей в нем существенно возросло, косоварам этого показалось мало, и в конце 80-х годов они начали вести политическую и вооруженную борьбу за независимость от Сербии и в результате злоупотребили правом на самоопределение.
Кроме того, следует учитывать, что в Косово проживают этнические албанцы, а албанский народ уже давно и успешно реализовал свое право на самоопределение путем создания независимого и суверенного государства на границе с Косово – государства Албания. Поэтому утверждать о том, что албанский народ лишен свой государственности и потому нуждается в самоопределении, неправомерно.
В этих условиях стремление жителей Косово к отделению от Сербии, наиболее ярко проявившееся примерно в то же время, что и конфликт в Чечне (что явно неслучайно), вполне согласуется с их планами создать в итоге «Великую Албанию» из числа приграничных с Албанией государств, что является частью исламского проекта под названием «Всемирный халифат». С учетом этого фактора признание независимости Косово является условием, способствующим дальнейшей исламизации Европы, что представляет угрозу существованию христианской европейской цивилизации, миру и безопасности в регионе и во всем мире.