Право

Поможем написать

История государства и права зарубежных стран (тестовое задание)

  • Тип работы: Контрольная работа
  • Цена: Бесплатно

Специфические черты становления государства и права греко-римской античной цивилизации

В середине I тысячелетия до н. э. в Греции завершается переход к рабовладельческому строю. На характер и сроки этого перехода решающее воздействие оказала довольно рано возникшая у греков морская торговля – ее развитие стимулировало рост городов и создание греческих колоний вокруг Средиземного моря, ускорило имущественное расслоение общества. Благодаря оживленным связям с другими странами торговые центры Греции превратились в мощные очаги культуры, куда стекались новейшие достижения в области техники, естествознания, письменности и права.

Политическая идеология Древней Греции, как и других стран древности, формировалась в процессе разложения мифа и выделения относительно самостоятельных форм общественного сознания. Развитие этого процесса в античной Греции, где сложилось рабовладельческое общество, имело значительные особенности по сравнению со странами Древнего Востока.

Интенсивная торговая деятельность греков, расширявшая их познавательный кругозор, совершенствование технических навыков и умений, активное участие граждан в делах полиса, особенно демократического, вызвали кризис мифологических представлений и побуждали искать новые приемы объяснения происходящего в мире. На этой почве в Древней Греции зарождается философия как особая, теоретическая форма мировоззрения. Политико-правовые концепции начинают разрабатываться в рамках общефилософских учений.

Для развития социально-политической теории первостепенное значение имело расширение эмпирических знаний. Многообразие политического опыта, накопленного в государствах-полисах, стимулировало теоретические обобщения практики осуществления власти и создание учений, в которых поднимались проблемы возникновения государств, их классификации, наилучшей формы устройства.

Античная политико-правовая идеология сделала первые шаги по осмыслению политической свободы. Государство и законы в Древней Греции начинают рассматриваться как установления, созданные самим человеком и призванные служить его интересам.

Перечислите виды судебных доказательств в Законах Хаммурапи. Аргументируйте ответы (работа с источником).

Ведение процессов по уголовным и гражданским делам в Древнем Вавилоне осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Историки считают, что суды проводились как в царском дворце, куда приводили пойманных преступников, так и в храмах перед изображениями богов. В ведении любого суда находилось рассмотрение широкого спектра дел – в области гражданского, уголовного, семейного (в том числе о наследстве, усыновлении, разрешении в некоторых случаях повторного брака) права. Инициатива в возбуждении того или иного дела всегда исходила только от одной из заинтересованных сторон, которая должна была выступить в суде с обвинением или претензией. Судебный процесс носил состязательный характер, причём бремя доказывания целиком лежало именно на заинтересованных сторонах, участниках процесса – обвинителе или истце и обвиняемом или ответчике, а также на их свидетелях. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, ордалии (испытание водой). При рассмотрении многих исков было обязательно наличие свидетелей (в делах, касающихся уплаты и получения денег) или документа с печатью, подтверждающего совершение определённых операций и сделок или определённые отношения (при передаче каких-либо ценностей для продажи была обязательна своеобразная «расписка» с печатью о получении денег; при заключении брака обязателен был письменный договор, иначе брак считался недействительным); при дарении имущества, в том числе между родственниками; при гарантиях мужа жене, что она не может быть отдана в заложники за его долги; о назначении приданого дочерям и «вдовьей доли» жене; о передаче скота пастуху). В некоторых случаях требовалось наличие и свидетелей, и документа с печатью (при сдаче на хранение денег или имущества). Если истец не мог представить суду этих доказательств, то его претензии судом не принимались. Особый вид доказательств составляли обращения к «божьему суду». Речь идёт о клятвах перед богами и ордалиях, состоявших в том, что обвиняемый бросался (или его бросали) в реку, и считалось, что его судьба зависит от воли бога реки: если он был невиновен, то всплывал, а если виновен – тонул (то есть бог реки «забирал» его).

Возможно была и такая ордалия, которая заключалась в испытании соответствующего лица, в результате которого оно признавалось правым или неправым. Для этого подсудимый должен был погрузить руку в кипящую воду или захватить рукой раскаленное железо и т. п. И по заживаемости руки за определенное время судья определял «истину». Строго каралось лжесвидетельство, клевета (ст. 1-3).

Клятвы перед богами приносились по множеству поводов: это обязан был сделать обвинитель, свидетели, заявитель о пропаже или краже имущества и об имевшей место сдаче его на хранение, а также об уплаченной за товар сумме. В ряде случаев обвиняемым в уголовном преступлении или ответчикам по гражданским искам было достаточно принести клятву богам, чтобы считаться невиновными и быть свободными от ответственности.

Какую цель преследовал Хаммурапи, требуя обязательной письменной формы заключения брака? Как вы относитесь к идее брачного контракта, имеющей столь глубокие исторические корни, но на долгое время изъятой из отечественной правовой практики?

Письменная форма заключения брака, которую требовали Законы Хаммурапи призвана была четко определить имущественные отношения между супругами.

Брак был действительным только при наличии письменного договора, заключенного между будущим мужем и отцом невесты. Семейные отношения строились на главенстве мужа. Жена за неверность подвергалась суровому наказанию. Если жена была бесплодна, муж мог иметь побочную жену. Однако замужняя женщина не была бесправна: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на приданое, имела право на развод, могла вместе с детьми наследовать имущество после мужа.

Так как в браке имущественные отношения играют большую роль, то подробно рассматривают вопрос об имущественных отношениях между супругами:

– о приданом и брачном выкупе (п. 159 – п. 164),

– о раздельной ответственности по долгам, возникшим до брака (п. 151 – п. 152),

– об имуществе жены о котором сказано в п. 150, который сам по своему содержанию очень оригинален: «Если человек подарит своей жене поле, сад, дом или движимое имущество и выдаст ее документ с печатью, то после смерти ее мужа ее дети не могут требовать от нее ничего по суду; мать может отдать то, что будет после нее своему сыну, которого любит, брату она не должна отдавать».

Эта статья говорит, что женщина в Вавилоне могла иметь свое личное имущество, принадлежащее только ей и которым никто, кроме нее, не мог распоряжаться. Не случайно в статье упоминается, что муж должен выдать ей документ, который подтверждает право ее владения. Наследственного права на это имущество тоже никто не имел.

Идея брачного контракта вновь возродилась в отечественном праве в последнее время. Цель современного брачного контракта – та же: определить имущественные отношения в случае раздела имущества после развода.

Чем можно доказать, что право Древней Индии выросло непосредственно из религиозных предписаний? Какое место занимали в иерархии источников права артхашастры? Кто и когда создал самую знаменитую из них?

Специфические черты права, отразившие особенности культурного, социально-экономического и государственного развития Древней Индии, проявились прежде всего в источниках права, среди которых особое место занимают дхармашастры – сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм) и артхашастры – трактаты о политике и праве.

Дхармашастры, составленные брахманами сначала для своих учеников, со временем были признаны не только авторитетными источниками права, но на определенном этапе даже вытеснили артхашастры, взяв из них то, что относилось к собственно праву. Включение в дхармашастры правовых тем и предписаний явилось вначале прямым следствием определения дхармы царя (раджа-дхармы) как охранителя мира и порядка.

Если в дхармасутрах в основном рассматривались деликты-преступления против личности: убийство, прелюбодеяние, оскорбление, воровство, которые объединялись общим понятием – хим-са (нанесение ущерба, обиды личности), то в более поздних дхармашастрах все большее внимание стало уделяться договорным и имущественным отношениям, ответственности за их нарушение (о неуплате долга, закладе, границах земельных участков, разделе наследства и пр.). Правовые нормы в этих дхармашастрах были более упорядочены, классифицированы.

При большом разнообразии дхармашастр можно увидеть глубокое сходство между ними, взаимовлияние, взаимозависимость, текстуальное совпадение, а главное – единство религиозно-философских концепций, принципов, на которых они основывались.

Особое место среди источников права Древней Индии на определенном этапе ее истории занимала литература чисто светского жанра, относящаяся к науке политики, – артхашастры.

Одно из таких произведений, дошедших до нас, представляет собой научный трактат об искусстве политики и управления государством, предписываемый Каутилье, советнику царя из династии Маурьев Чандрагупты (конец IV в. до н. э.).

Главное содержание Артхашастры (в дальнейшем – Арт.). – рассмотрение дхармы царя, внутренней и внешней политики, в центре внимания которой стоит понятие государственной выгоды, пользы (артхи), отодвигающей на второй план и религиозную мораль, и греховность правонарушения, и необходимость религиозного искупления.

Докажите деспотический характер власти в Древнем Китае и в Древнем Египте.

Самые ранние государственные формы (протогосударства) стали складываться в древневосточных цивилизациях (в Древнем Египте, Древней Индии, Древней Месопотамии, Древнем Китае – еще в IV-III тысячелетии до н. э.) в ходе разложения общинно-родовой организации.

Несмотря на различия в культурах Древнего Востока стоит отметить общее в их развитии, это обожествление и деспотический характер власти.

Когда говорят о «восточной деспотии», имеют в виду обыкновенно такую форму государственной власти и одновременно такой политический режим, когда:

а) полномочия главы государства не ограничены;

б) светская и церковная власти объединены в одном лице;

в) осуществление власти является делом многочисленного бюрократического аппарата;

г) подавление личности, отсутствие свобод, самое унизительное раболепие делают всякого человека, в том числе формально свободного, рабом «порядка», традиции, веры.

Так, во все периоды истории Древнего Египта был царь, которого мы вслед за древними греками называем фараоном.

Религия, которая была в Древнем Египте государственной, то есть общеобязательной, причисляла его к богам. Как глава культа, как «сын бога» фараон считался посредником между землей и небесами: жрецы отправляли свои обязанности по его поручению.

«Божественное происхождение» давало фараону право на особый ритуал – и здесь, вероятно, начало всех прочих исторических церемоний.

Наследование престола осуществлялось в пределах одной и той же царствовавшей фамилии (от отца к старшему сыну). Вполне законным (легитимным) считался только тот фараон, который родился от брака между принцем и принцессой царствующего дома.

Власть фараона была в принципе неограниченной. Осуществлялась она через чиновников. Степень централизации власти огромна. Аппарат подавления состоял из армии и полиции. Основное ядро армии составляли со времени Древнего царства профессиональные части. Для военных экспедиции за пределами страны продолжают набирать ополченцев. В период Нового царства почти вся армия становится профессиональной, ее отборные войска комплектуются из иностранцев.

Древний Египет был страной развитого полицейского аппарата. Египетские правители заметили всю недостаточность одной полиции. Были созданы полиции явная и тайная, пограничная стража, специальные охранные отряды, поставленные наблюдать за безопасностью каналов и других важных сооружений, наконец, служба охраны фараона и высших сановников (телохранители).

Управляемый ваном-царем и огромной массой иерархически организованного чиновничества, Древний Китай являет собой типичный пример восточной деспотии. Со времени известного императора Циньской династии Цинь Ши-хуанди (Ш в. до н. э.) Китай был разделен на области и уезды, во главе которых были поставлены два чиновника – гражданский и военный губернаторы. Вмешательство центрального правительства в дела управления стало повсеместным; его инспекторы, наезжая из центра, контролировали деятельность властей. Казначейство выпускало единую монету (впервые металлическую). Налоговое обложение и налоговая политика отличаются необыкновенной разработанностью.

В следующий период, при правителях Ханьской династии (II в. до н. э. – II в. н. э.) в государственную практику вводится продажа должностей (задолго до того, как до этого додумались европейские феодальные монархи) и продержавшаяся в течение многих веков система замещения должностей после сдачи экзамена. Обе эти меры облегчали купцам, ростовщикам, разбогатевшим ремесленникам возможность проникновения в государственный аппарат в ущерб старой знати (в которой сильная центральная власть видела в некотором роде оппозицию) и навсегда закрывали доступ к управлению людям из народа.

Сущность реформ Сервия Туллия. Нарисуйте схемы государственного строя Древнего Рима до и после реформ.

Самой первой была реформа, которую историческая традиция приписывает рексу Сервию Туллию. Время ее осуществления не поддается точной датировке. Скорее, это в основном VI в. до н. э.

В ходе реформы все римляне, т. е. как патриции, так и плебеи, были разделены по имущественному принципу. В основу деления были положены размер земельного участка и количество скота, которым владел глава семьи. В IV в. до н. э. с появлением денег вводится денежная оценка имущества. В соответствии с реформой все римляне были разделены на 193 сотни — центурии. В Народном собрании граждане выстраивались и голосовали по центуриям (центуриатным комициям). Каждая из них имела один голос. При согласованном голосовании первых двух разрядов голоса остальных не имели значения. Таким образом, было положено начало господству богатых и знатных независимо от того, были они патрициями или плебеями.

Наряду с этим к несомненной выгоде плебеев было введено еще одно важное новшество — территория города была разбита на четыре округа — трибы, что являлось (в более общем плане) свидетельством победы принципа территориального деления населения над родоплеменным. Городские трибы имели некоторые политические права и самоуправление.

Реформа Сервия Туллия разрушила общество, базировавшееся на родоплеменном строе, и вместо него создала государственное устройство, основанное, как справедливо писал Ф. Энгельс, на имущественном различии и территориальном делении. После устранения должности рекса как главы государства Рим стал республиканским.

Правление в Древнем Риме

 

Чем отличаются частные и публичные деликты? Какие процессы прослеживаются в развитии обязательств из деликтов в период классического права в Риме

Деликт - это противоправное действие, правонарушение. В зависимости от последствий, связанных с деликтами, они разделялись в римском праве на публичные деликты, delicta publica, и частные, delicta privata. Публичными деликтами были те, которые признавались нарушающими интересы государства в целом и влекли за собою телесное наказание, а иногда и смертную казнь - crimina capitalia - или имущественное взыскание, по общему правилу, поступавшее в доход государства. Дела об этих деликтах были подведомственны особым уголовным судам и разрешались по специальным правилам судопроизводства.

Частные деликты рассматривались как посягательства только на интересы частных лиц; иски из таких деликтов предъявлялись потерпевшими частными лицами. Денежные штрафы, на взыскание которых были направлены эти иски, поступали потерпевшему и взыскивались в общем порядке, установленном для разрешения имущественных споров. В том же порядке рассматривались и дела о тех delicta privata, которые в древнейшее время влекли за собою телесное наказание.

Несмотря на то, что со времени законов XII таблиц и до периода империи римская система частных деликтов претерпела значительные изменения, римское право никогда не выработало общего принципа, в силу которого подлежал бы возмещению всякий имущественный вред, причиненный противоправным действием. Наоборот, деяние признавалось деликтом лишь при существовании соответствующей особой нормы о данном роде деяний, - если оно было отнесено к числу деликтов законом или преторским правом. Существовал и последовательно пополнялся круг деликтов, но не было единого понятия деликта. В этом смысле ход развития обязательств из деликтов родственен процессу развития договорных обязательств, которые также навсегда остались в римском праве обязательствами из признанных правом контрактов и приравненных к ним соглашений, но не обязательствами из любого законного соглашения.

Дружинник короля Хлодвига Л. Безосновательно обвинил другого дружинника С. в трусости (в том, что С. бросил в сражении свой щит). В завязавшейся драке Л. искалечил С. руку. От явки в суд рахинбургов, куда он был вызван С., Л. категорически отказался.

Как должно решиться дело согласно Салическому закону?

XXX § 6. Если кто обвинит другого в том, что он бросил (в сражении) свой щит, и не сможет доказать, присуждается к уплате 120 ден., что составляет 3 сол.

XXIX. О нанесении увечий

§ 1. Если кто изувечит руку или ногу другому, лишит его глаза или носа, присуждается к уплате 4000 ден., что составляет 100 сол.

I. О вызове на суд

§ 1. Если кто будет вызван на суд (ad mallum) по законам короля, и не явится, присуждается к уплате 600 денариев, что составляет 15 солидов

В итоге, согласно этим статьям Салического закона, дружинник короля Хлодвига Л. должен будет уплатить 3+100+15=118 солидов

Практическое задание

Самостоятельно систематизируйте все упомянутые «Каролиной» (1532 г.) преступления по принятой в нашей науке классификации: государственные преступления, преступления против религии, против личности, против собственности, против нравственности и пр. Составьте таблицу, где также укажите наказания и номера статей. На основании памятника определите частоту применения смертной казни и ее виды, приведите примеры неопределенных санкций, отсылающих к усмотрению «знатоков права».

Виды преступлений в «Каролине» (1532 г.)

Как видно из таблицы, смертная казнь применялась практически за все преступления. Даже за те преступления, за которые определены в качестве наказания телесные наказания, могла применяться смертная казнь, если преступления совершались давно или наносили значительный вред. Виды смертной казни – сожжение, четвертование, повешение, утопление и д.р.

Статья CIV определяет как поступать в тех случаях, когда "императорское право не предписывает и не допускает карать кого-либо смертью, мы также и в настоящем Нашем Имперском Уложении не устанавливаем смертной казни, но предоставляем право за некоторые преступления подвергать телесным или увечащим наказаниям с тем, однако, чтобы наказанному была сохранена жизнь.

В особенности надлежит иметь в виду, что во всех тех случаях, когда Наше императорское право не устанавливает и не допускает смертной казни и какого-либо другого телесного, увечащего или позорящего наказания, — судья и судебные заседатели также не должны никого приговаривать к смертной казни или прочим уголовным наказаниям. И дабы судьи и судебные заседатели, не обучавшиеся этим правам, назначая подобные наказания, не действовали вопреки праву и добрым приемлемым обычаям, ниже сего будет установлено, когда и как должны применяться некоторые уголовные наказания согласно упомянутому праву, добрым обычаям и мудрости.

Наследственное право по Гражданскому кодексу Франции 1804 г.

В третьей, наиболее значительной по объему книге ГК ("О различных способах, которыми приобретается собственность") указывалось, что собственность на имущество приобретается и передается путем наследования, путем дарения, по завещанию или в силу обязательств (ст.711).

ГК подтвердил произведенную еще в период революции отмену феодальных принципов наследования. Наследниками умершего становились в определенной, указанной в законе последовательности дети и иные нисходящие, а также восходящие и боковые родственники до 12-й ступени родства.

Наследственные права внебрачных детей по кодексу были значительно сужены по сравнению с правом эпохи революции. Такие дети могли наследовать только в том случае, если были признаны в законном порядке, причем только имущество отца и матери, но не иных родственников.

Кодекс расширил свободу завещаний и дарений, которые нередко использовались для обхода законного порядка наследования. Однако французский законодатель занял в этом вопросе компромиссную позицию, не последовал примеру английского права, признавшего полную свободу завещания. Дарение или завещание не могли превышать половины имущества, если лицо, совершившее завещательное распоряжение, оставляет после смерти одного законного ребенка, 1/3 имущества - если оставалось двое детей, трое или более детей.

При таком порядке наследования за законными детьми резервировалась большая часть имущества, которая делилась между ними поровну вне зависимости от возраста и пола. Статьи ГК о наследовании способствовали дроблению имущества и в значительной степени предопределили сохранение во Франции большой прослойки мелких и средних собственников.

В законодательном порядке было закреплено ограничение в степени наследования имущества (до шестой степени родства) для боковых родственников.

Несколько улучшилось положение внебрачных детей (естественных наследников). Согласно ст. 756 (ред. 1972 г.), внебрачное происхождение детей дает право на наследство лишь при условии, что это происхождение законным образом установлено. Внебрачный ребенок имеет в целом те же права, что и законный ребенок, на наследство своего отца и своей матери и других восходящих родственников, так же как и своих братьев и сестер и других боковых родственников (ст. 757).

Если умерший не оставил родственников такой степени, которая допускает наследование, то имущество, входящее в состав его наследства, принадлежит на началах полной собственности пережившему его супругу. Согласно ст. 768 (в ред. 1958 г.), при отсутствии наследников наследство приобретается государством.

Таким образом, ФГК ликвидировал феодальную систему наследования. Признавая наследование по закону и наследование по завещанию, кодекс, тем не менее, ограничил завещательную свободу и поставил возможность завещания в зависимость от того, оставил ли наследодатель детей или нет. При одном ребенке можно распоряжаться по завещанию половиной имущества, при двух детях - одной четвертью имущества. Если дети отсутствовали, но имелись восходящие в одной линии, то можно распоряжаться тремя четвертями имущества, а если остаются восходящие в обеих линиях, - половиной имущества. Свободное от завещательного распоряжения имущество наследуется по закону. В области наследования по закону был уничтожен принцип первородства. Права законного наследования имели родственники до 12-й степени. Ближайшая степень родства исключала дальнейшую. При отсутствии родственников с правами наследования имущество переходило к пережившему супругу. Внебрачные признанные дети получали наследственные права на имущество отца, однако, в ограниченном размере: их доля равнялась трети доли законного ребенка, и они не могли наследовать ни после восходящих, ни после боковых родственников наследодателя.

Конституция Италии 1947 г., ее основные черты

Одна из особенностей итальянской Конституции заключается в отсутствии преамбулы. Конституция открывается вводным разделом «основные принципы», где содержатся наиболее общие, самые главные положения, характеризующие конституционный строй Итальянской Республики. Здесь, в частности, содержится сформулированное в части первой ст. 1 общее определение Италии как демократической республики, основанной на труде.

Согласно части второй указанной статьи, суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его в формах и пределах, установленных Конституцией.

В Конституции получили отражение практически все отношения между внутренним и международным правом. Особого внимания заслуживает в этой связи положение ч. 1 ст. 10, устанавливающее, что итальянский правопорядок соответствует общепризнанным нормам международного права. С этим связана и ст. 11, согласно которой «Италия отвергает войну как посягательство (strumento di offesa) на свободу других народов и как средство разрешения международных споров; на условиях равенства с другими государствами она соглашается на ограничение суверенитета, необходимое для порядка, который обеспечивает мир и справедливость между нациями; она содействует и благопрепятствует международным организациям, стремящимся к этой цели».

После вводного раздела об основных принципах следует часть первая, озаглавленная «Права и обязанности граждан».

Четыре раздела, составляющие эту часть, посвящены, как вытекает из их заголовков, не только правам и обязанностям, но и отношениям – соответственно гражданским, этико-социальным, экономическим, политическим. Вторая часть регулирует устройство республики. В ее состав входят разделы о Парламенте, о Президенте республики, о Правительстве, о магистратуре, об областях, провинциях и коммунах, о конституционных гарантиях.

Вводный раздел и обе части Конституции содержат в общей сложности 139 статей.

Завершается Конституция переходными и заключительными положениями (с I по XVIII).

По способу изменения Конституция Итальянской республики относится к числу жестких. Процедура ее пересмотра, изложенная в ст. 138, содержит две последовательные стадии.

Из 139 статей Конституции 54 непосредственно затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Раздел I части первой Конституции, посвящен гражданским отношениям. Раздел начинается со ст. 13, ч. 1 которой провозглашает: «Личная свобода неприкосновенна». Далее: неприкосновенность жилища (ст. 14); неприкосновенны свобода и тайна переписки и любые другие формы коммуникации.

Граждане имеют право собираться мирно и без оружия, – ст. 17. Для собраний, включая проводимые в местах, открытых для публики, предварительного уведомления не требуется. В ст. 18 признается право граждан свободно, без разрешения объединяться в целях, которые не запрещены индивидам уголовными законами.

Конституция (ст. 19) признает за всеми право свободно использовать свои религиозные верования в любой форме, индивидуально или коллективно, пропагандировать их или отправлять культ частным или публичным образом, поскольку речь не идет об обрядах, противоречащих добрым нравам. Никто, согласно ст. 22, по политическим мотивам не может быть лишен не только гражданства, о чем упоминалось выше, но и своей право – и дееспособности, а также своего имени.

Личные или имущественные повинности могут возлагаться только на основе закона, – гласит ст. 23 Конституции.

В ст. 48 и 49 определены избирательные права итальянских граждан и признано право на объединение в партии. Все граждане обоего пола, согласно ст. 51, имеют доступ к публичным должностям и выборным функциям на условиях равенства и согласно требованиям, установленным законом. Защита Родины – священный долг гражданина (ст. 52). Военная служба обязательна в пределах и в порядке, установленном законом. Согласно ст. 53, все обязаны участвовать в публичных расходах в соответствии со своими налоговыми возможностями. Налоговая система формируется на критериях прогрессивности.

Частная собственность признается и гарантируется, согласно ч. 2 ст. 42, законом, который регулирует способ ее приобретения, использования и пределы с целью обеспечить ее социальную функцию и общедоступность. В некоторых случаях возможно изъятие частной собственности при компенсации, однако ч. 3 указанной статьи Конституции, содержащая данную норму, в отличие от ряда других конституций ничего не говорит о размерах и сроках этой компенсации.

Конституция (ст. 33) провозглашает свободу искусства и науки и их преподавания. Организации и частные лица вправе создавать школы и воспитательные учреждения. Согласно ст. 34, школа открыта для всех, а начальное образование в объеме не менее восьми лет обязательно и бесплатно.

Несколько статей Конституции, содержащихся в разделе о гражданских отношениях, представляют собой права-гарантии, необходимые для обеспечения любых прав и свобод.

Наконец, ст. 28 устанавливает непосредственную ответственность должностных лиц и служащих государства и публичных корпораций, согласно уголовным, гражданским и административным законам, за деяния, совершенные в нарушения прав. В этих случаях гражданская ответственность распространяется также на государство и публичные корпорации.

Правовая система Великобритании XX в.

В XX в. Парламент Великобритании принял такие важнейшие акты, входящие в состав английской Конституции, как статуты, регламентирующие избирательное право (Акты о народном представительстве 1949, 1969, 1974, 1983 гг.); структуру и полномочия палат Парламента (Акты о Парламенте 1911 и 1949 гг., Акт о пэрах 1963 г., Акт о палате общин 1978 г.); организацию территории и местное самоуправление (Акты о местном управлении 1972, 1980, 1985, 1988, 1994 гг.). Таких актов Парламента, имеющих конституционное значение, сегодня насчитывается более 40.

Неписаная Конституция по форме неопределенна, она не содержит прямого указания на то, что именно ее составляет. По сути, Основной Закон Великобритании охватывает большое количество разнообразных источников: статуты, судебные прецеденты, конституционные обычаи (конституционные соглашения), доктрину.

Первоначально соотношение писаной и неписаной частей британской Конституции было в пользу судебных прецедентов и конституционных обычаев, именно этим и объяснялось своеобразие ее формы. Особенность подобных конституционных соглашений состоит в том, что считается, что они действуют до тех пор, пока с ними согласны их участники. Поэтому нарушение обычаев, как правило, не влечет юридической ответственности, они не всегда признаются судами, тогда как их соблюдение рассматривается в качестве нормы следования вековым британским традициям и устоям.

В числе наиболее значимых соглашений (обычаев) следует назвать:

– правило назначения Премьер-министром лидера партии, победившей на выборах;

– обязательное подписание монархом акта, принятого обеими палатами Парламента;

– процедуру созыва палат Парламента и роспуска Палаты общин;

– положение о том, что Правительство осуществляет свои полномочия, пока оно не утратило доверие большинства нижней палаты;

– коллективную ответственность министров перед Парламентом по общим вопросам политики и их персональную индивидуальную ответственность за свои министерства (департаменты) и некоторые другие.

Ныне действие судебных прецедентов в конституционной сфере наиболее ярко проявляется в отношениях, связанных с привилегиями Британской Короны. Они постепенно вытесняются статутами, другими актами Парламента. Кроме того, обязательные прецеденты создаются не любыми судебными органами, а только высшими судами страны — Высоким судом, Палатой лордов и Тайным советом. В связи с проводимой конституционной реформой для преодоления некоторой архаизации судебной системы предполагается образование нового высшего органа судебной власти — Верховного суда.

Составной частью британской Конституции являются и доктринальные источники — опубликованные мнения известных правоведов по вопросам конституционного права. Суды обращаются к ним для обоснования своих постановлений в случаях, если отсутствуют иные источники, регулирующие конкретные отношения. В последнее время отмечается определенное расширение использования данного вида источников. Наиболее авторитетными признаются работы Блэкстона, Беджгота, Дайси.

По юридической силе анализируемая Конституция мало чем отличается от актов британского законодательства. Она является гибкой, что позволяет ее оперативно приспосабливать к изменяющимся отношениям.

В Великобритании отсутствует системное изложение прав, свобод, обязанностей человека и гражданина, поскольку они регулируются разнообразными статутами, судебными прецедентами, правовыми обычаями. Особое внимание при этом уделяется обеспечению эффективной судебной защиты прав и свобод.

В настоящее время в Великобритании, так же как и в других демократических государствах, гарантируются гражданские права: неприкосновенность личности и жилища, свобода совести и вероисповеданий, тайна переписки и телефонных переговоров, защита от электронных средств контроля за частной жизнью. Особое значение придается обеспечению принципа равенства независимо от пола. В этих целях был принят специальный закон о недопустимости дискриминации по признаку пола 1975 г. с последующими изменениями 2002 г.

Политические права и свободы представлены свободой слова и средств массовой информации, правом на публичные мероприятия, избирательным правом, правом на организацию профессиональных союзов. Английские подданные могут участвовать в выборах в соответствии с общепризнанными принципами всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании, свободного участия в избирательных процедурах.

Важнейшее социально-экономическое право — право собственности — признается и защищается в Великобритании. В последние годы получили юридическое закрепление и некоторые социальные права — право на равную оплату за равный труд, право на отдых, на социальное обеспечение, право на охрану здоровья, на защиту от загрязнения окружающей среды и т. д.

Еще статьи

Поможем с курсовой, контрольной, дипломной
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь