Право

Понятие и виды государственных служащих

Тип работы: Курсовая работа
Цена: Бесплатно
(Время чтения: 12 - 24 минуты)

User Rating: 0 / 5

Введение

Государство, являясь особой организацией публичной политической власти имеет свои задачи и функции. Эти задачи и функции практически реализуются посредством конкретных действий личного состава, находящегося на службе у государства – государственных служащих. От государственных служащих зависит работа государства.

Государственная служба опосредуется правом. Она является сложным правовым институтом, отдельные стороны которого регулируются правовыми нормами различных отраслей права (конституционного, гражданского, трудового, финансового и др.).

Государственная служба – важнейший административно-правовой институт, которому в системе административно-правового регулирования отведена роль «локомотива» для обеспечения «движения» государственного управления. Тем более что с принятием Закона «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14 июня 2003 г., произошли существенные изменения в правовом регулировании трудовых и связанных с ними отношений с государственными служащими.

В отличие от действовавшего ранее Закона РБ «Об основах службы в государственном аппарате» новый законодательный акт по-иному подходит к терминам «государственная служба», «государственная должность» и «государственный служащий», определение которых в настоящее время соответствует иным законодательным актам.

Государственная служба как правовой институт неоднократно исследовалась в научной и учебной правовой литературе, изданной в 20-90-е годы прошлого столетия. И в настоящее время данная тема широко обсуждается в научных кругах, на страницах монографий, учебных пособий, выходит масса законов и подзаконных нормативных правовых актов.

Все это определяет актуальность темы данной работы.

Целью данной работы является формирование целостного представления о государственном служащем, его компетенциях и административно-правовом статусе. Правовой статус в свою очередь поможет нам уяснить классификацию госслужащих. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:

1) определение и анализ содержания понятия государственного служащего, определение основных признаков государственного служащего;

2) на основе понятия проследить принципы классификации госслужащих, дать характеристику видам государственных служащих и их компетенции;

3) изучение нормативно правовой базы государственной службы в настоящий момент;

4) определение и оценка такого элемента правового статуса госслужащего, как гарантии.

Методы исследования: анализ юридической литературы и принятых в последние годы нормативно-правовых актов.

Использовался сравнительно-правовой метод для выявления общих закономерностей данного правового понятия. При написании работы также применялись структурно-функциональный, социологический, статистический, логический и сравнительный методы.

Существенным вкладом в изучении проблематики института государственной службы стали работы таких белорусских ученых-правоведов, как Крамника А.Н., Постниковой А.А., Сухарковой А.И., Гавриленко Д.А., Томашевского К.Л.

I. Государственная служба и государственные служащие

1.1 Государственная служба – вид трудовой деятельности служащих

Государственная служба – особый вид человеческой деятельности, имеющий различные проявления в реальной действительности, поэтому с момента своего возникновения она постоянно привлекает внимание ученых различных направлений [19 с.133].

Под государственной службой понимается профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов (ст. 2 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).

Белорусские ученые Гавриленко Д.А. и Мах И.И. отмечают, что «государственная служба является не только важным правовым явлением, но также имеет ярко выраженную социальную сущность» [6, с. 111]. Они подчеркивают, что демократическое государство должны олицетворять достойные представители: компетентные, честные, уважающие закон, способные откликнуться на нужды людей.

Государственная служба основывается на принципах:

  • верховенства Конституции Республики Беларусь;
  • служения народу Республики Беларусь;
  • законности;
  • приоритета прав и свобод человека и гражданина, гарантий их реализации;
  • гуманизма и социальной справедливости;
  • единства системы государственной службы и ее дифференциации исходя из концепции разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную;
  • гласности;
  • профессионализма и компетентности государственных служащих;
  • подконтрольности и подотчетности государственных служащих, персональной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей;
  • добровольности поступления граждан на государственную службу;
  • равного доступа граждан к любым должностям в государственной службе и продвижения по государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;
  • стабильности государственной службы в целях обеспечения преемственности власти;
  • кономической, социальной и правовой защищенности государственных служащих (ст. 6 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь») [3 с. 324].

Государство не может существовать без государственной службы. Государственная служба – это форма реализации государственной власти, осуществления государственной деятельности в целом. Как социальное явление государственная служба – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе у государства, которая направлена на обеспечение исполнения полномочий государственных органов, их компетенции. Это есть особая, специфическая трудовая деятельность людей.

Основными направлениями государственной службы как деятельности являются ее функции, к которым относятся как общие функции государственного управления (например, организационная, информационная, контрольная, регулятивная и др.), так и специфические (например, коммуникационная, воспитательная). Реализуя функцию социальной коммуникации, государственные служащие осуществляют связь государства и граждан, изучают общественное мнение и отношение граждан к различным государственным процессам и правовым актам, и наоборот, проводится в жизнь государственная политика, она разъясняется гражданам. Поэтому важно, чтобы на государственной службе работали профессионалы, квалифицированные юристы, которые не только бы разъясняли акты, но и комментировали их, обосновывали необходимость их принятия и перспективы применения и развития. В процессе осуществления общих функций важно не упустить функцию воспитания. Одна из главных задач государственных служащих – нести государственность, гуманизм, патриотизм и личным примером побуждать людей к этому.

Основными признаками государственно-служебной деятельности являются: государственно-властный характер, упорядоченность, согласованность, направленность, что достигается благодаря четкому правовому регулированию государственной службы. В реальности совокупность этих признаков означает следующее.

Все работы в аппарате государственной службы разделены, им соответствует классификация должностей, осуществляется строгий прием и продвижение по служебной лестнице. Благодаря упорядоченности государственной службы и одновременной гармонизации отношений между руководителями и подчинёнными, государственными служащими, политиками и гражданами достигается согласованность во взаимодействии ее составных частей. Организационные основы имеют свое правовое закрепление, и все действия осуществляются в строгом соответствии с правовыми нормами. Это позволяет сделать вывод о правовой направленности государственной службы. Таким образом, государственная служба как социальный и организационный институт напрямую и тесно связана с государственной службой как правовым явлением.

Государственная служба опосредствуется правом. Под государственной службой как правовым институтом следует понимать совокупность правовых норм, регулирующих отношения, которые складываются в процессе организации государственной службы и выполнения государственными служащими возложенных на них задач. [7, с. 245]

Государственная служба является важным правовым институтом, входящим в отрасль административного права. «Современный правовой институт государственной службы – это система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе организации самой системы государственной службы, статуса государственных служащих, гарантий и процедуры его реализации, а также механизма прохождения государственной службы». [3, с. 325]

Многоуровневость государственно-служебных правовых отношений обусловливает комплексный характер этого правового института. Он объединяет в себе нормы различных отраслей права (конституционного, административного, трудового, финансового и др.).

Конституцией устанавливаются общие (конституционные) права и обязанности граждан – право на труд, на равенство перед законом, не ограничение прав и свобод, достоинство личности, свободу собраний, объединение в политические партии, участие в решении государственных дел, равного доступа к должностям в государственном органе и др. Нормы финансового права устанавливают порядок уплаты налогов и других выплат государственными служащими, финансирования государственной службы и др.

При регулировании государственной службы наиболее тесно соприкасаются нормы административного и трудового права. Нормы административного права в полной мере регулируют вопросы осуществления специальных видов государственной службы (воинской и военизированной). Трудовое законодательство применяется к служебным отношениям, возникающим в этой сфере, лишь в отдельных случаях и в пределах, установленных специальным административным законодательством. Трудовое право, в частности, непосредственно применяется в отношении предоставления льгот и прав беременным женщинам и женщинам-матерям, проходящим воинскую или военизированную службу [3, с. 326]

Административное право также регулирует множество вопросов службы в государственном аппарате и в правоохранительных органах. Вместе с тем, на эти виды государственной службы распространяется некоторая часть норм трудового законодательства (в той части, в которой она не урегулирована специальными административно-правовыми актами). Например, применяются основные правила и порядок заключения, изменения и прекращения трудовых договоров, нормы рабочего времени и отдыха и др.

Правовой институт государственной службы имеет сложную структуру и включает в себя: общую часть (понятия государственной службы, государственного служащего, должности и их видов, правового статуса государственного служащего, управления государственной службой), особенную часть (положения об основных институтах государственной службы – поступление, прохождение, прекращение), специальную часть (особенности и взаимосвязи различных видов государственной службы: милитаризованной и гражданской, в республиканских и местных органах, в специальных органах – дипломатических представительствах, прокуратуре, суде). [3, с. 327]

1.2 Понятие и признаки государственного служащего

Государственный служащий – субъект административного права и субъект государственно-служебных отношений.

Ранее действовавшее в Республике Беларусь законодательство о государственной службе использовало для обозначения лиц, проходящих государственную службу, такой правовой термин, как «служащий государственного аппарата».

Как для прежнего термина «служащий государственного аппарата», так и для более нового «государственный служащий», общим родовым понятием является «служащий». Под «служащим» в юридической литературе понимается одна из категорий работников, трудящихся, выполняющих квалифицированную работу, в частности, осуществляющих руководящие, управленческие, контрольные и информационные функции [19, с. 506]. Но в отличие от рабочих, характер труда служащих определяется занимаемой ими должностью и объемом компетенции того органа управления предприятия, учреждения, организации, в штате которого они состоят.

Долгое время понятия «служащий» и «государственный служащий» не имели у нас правового статуса, не разводились по содержанию и должным образом не исследовались в науке. Вопрос еще больше запутывался тем, что в статистике и в анкетах по учету кадров была графа «социальное положение», ответ на которую допускал лишь три варианта: рабочий, крестьянин (колхозник), служащий. Стало быть, понятием «служащий» обозначали всех, кого нельзя было включить в социальные группы рабочих и крестьян. В служащие зачисляли не только работников государственных учреждений (советский аппарат, учителей, врачей, военных и т.п.), но и работников негосударственных структур (аппарат партийных, комсомольских, профсоюзных и др. общественных организаций). При этом в повседневной деятельности никто и никогда не пытался выяснить различия между «служащим» и «государственным служащим». Одним словом, эти понятия не имели сколько-нибудь конкретного содержания и потому использовались в значительной мере некорректно.

В административно-правовой литературе понятие государственного служащего неоднозначно. Его трактуют в широком и узком смысле. В широком смысле – это любое лицо, занимающее должность в любой государственной организации и не занятое непосредственно производительным трудом (врач, учитель, любой другой специалист, директор школы, прокурор, министр и т. п.) [3 с.327].

В таком понимании служащие обладают следующими общими признаками:

  • работают на благо государства;
  • работают в государственной организации;
  • занимают в ней соответствующую должность;
  • обладают профессиональной подготовкой, позволяющей замещать определенную должность;
  • наделены государственными полномочиями;
  • выполняют определенные государственные функции по занимаемой должности; получают за свой труд установленную государством заработную плату из бюджета [3 с.328].

К государственным служащим в узком смысле относятся служащие государственного аппарата. Они, наряду с общими признаками государственных служащих, обладают специфическими признаками, закрепленными в специальных нормативных актах (законах, положениях), регламентирующих порядок прохождения службы в этих органах. [10, с. 514]

Между служащими государственного аппарата (государственных органов) и служащими иных государственных организаций имеется существенное различие. «Государственные служащие государственных органов сосредоточены на осуществлении задач и функций государства по руководству обществом. Функциональное назначение служащих государственных предприятий, учреждений и организаций иное. Их деятельность связана с организацией процессов соответствующего производства, социально-культурной деятельности, то есть выполнением основных задач, обусловленных целями и предметами деятельности предприятий, учреждений и организаций» [3, c.329]

Правовой статус государственного служащего закреплён в Законе Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14 июня 2003 г. В ст. 5 указанного Закона дано определение государственного служащего.

Государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.

Признаки государственного служащего закреплены в указанной статье Закона:

  • занятие в установленном законодательством порядке государственной должности;
  • наличие соответствующих полномочий;
  • выполнение служебных обязанностей.

Определение государственной должности дано в ст. 4 Закона. Государственная должность – должность, предусмотренная Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами, либо должность, учрежденная в установленном законодательством порядке как штатная единица государственного органа с определенным для занимающего ее лица кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа.

Полномочия государственного служащего связаны с профессиональной компетентностью, которая определяется в трех уровнях:

  • профессиональные знания и умения;
  • организаторские способности и управленческие навыки;
  • личные и морально-психологические качества.

К первому уровню относятся следующие требования: неукоснительное соблюдение Конституции, законов и других нормативных актов; соблюдение норм служебного регламента и своевременное, точное и творческое выполнение своих профессиональных обязанностей; поддержание профессионального уровня и совершенствование управленческих навыков; уважительное отношение к гражданам и своевременное рассмотрение их обращений; сохранение государственной тайны; не совершение действий, затрудняющих работу государственных органов и приводящих к подрыву авторитета государственной власти и др.

Второй уровень профессиональной компетентности требует наличия следующих организаторско-управленческих навыков: умения организовать процесс управления, подбор, расстановку кадров и распределение труда среди подчиненных; планирование, контроль, организацию, координацию и реализацию других управленческих функций; повышение квалификации и управленческих навыков, внедрение передового опыта в управлении и др.

Третий уровень включает следующие требования:

  • аналитичность и системность мышления;
  • ответственность за порученное дело;
  • организаторские способности и гуманистические позиции;
  • требовательность к себе и окружающим;
  • принципиальность, добропорядочность, дисциплинированность, справедливость, настойчивость и упорство в достижении поставленных целей;
  • политическая и индивидуальная культура, высокие морально-этические качества. [10, с. 519]

Государственные служащие проходят государственную службу в следующих органах:

1. Палате представителей и Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь и их секретариатах;

2. Правительстве Республики Беларусь и его Аппарате;

3. Конституционном Суде Республики Беларусь и его Секретариате, Верховном Суде Республики Беларусь, Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь, иных общих и хозяйственных судах и их аппаратах;

4. Администрации Президента Республики Беларусь, Государственном секретариате Совета Безопасности Республики Беларусь, Управлении делами Президента Республики Беларусь, иных государственных органах, непосредственно обеспечивающих деятельность Президента Республики Беларусь;

5. органах Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органах Прокуратуры Республики Беларусь, Национальном банке Республики Беларусь, Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и ее аппарате;

6. министерствах, иных республиканских органах государственного управления, их территориальных подразделениях;

7. дипломатических представительствах, консульских учреждениях и миссиях Республики Беларусь;

8. местных Советах депутатов и их аппаратах, исполнительных и распорядительных органах и их аппаратах;

9. государственных нотариальных конторах;

10. таможенных органах;

11. иных государственных органах и приравненных к ним в соответствии с законодательством государственных организациях (ч. 1 ст. 7 Закона).

Действие Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» не распространяется на военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами (ч. 3 ст. 7 Закона).

II. Виды государственной службы и государственных служащих

2.1. Виды государственной службы

Государственная служба разнообразна. Поэтому можно выделить несколько ее видов.

Вопрос о видах государственной службы приобретает значение именно по причине многообразия государственно-служебной деятельности, что связано с проблемой модернизации и повышения эффективности государственной службы в процессе ее совершенствования. Понимание этого вопроса необходимо, прежде всего, для уяснения сложившейся структуры государственной службы Республики Беларусь, а также задач ее оптимизации в целях приведения в соответствие с основополагающими принципами системного единства, рациональной организации, правовой типичности [9 с.86].

В зависимости от видов органов, в которых она осуществляется: служба в государственных предприятиях, учреждениях, организациях, служба в государственном аппарате и иных государственных органах – на особых должностях в прокуратуре, на военной службе, на должности судьи. По отношению к ветвям государственной власти: служба в органах законодательной, исполнительной и судебной власти. В зависимости от отраслей и сфер, в которых она осуществляется: служба в органах внутренних дел, прокуратуры, таможни, налоговых органах и т. д. В зависимости от места органа в системе государственных органов: служба в республиканских и местных органах.

Видовая структура государственной службы по органам, в которых она осуществляется, может быть представлена как: гражданская и ее подвиды – общеадминистративная (президентская, парламентская, правительственная, исполнительно-отраслевая (межотраслевая) в республиканских или местных государственных органах); специализированная (финансово-кредитная, избирательная, контрольно-надзорная, юстиционная); правоохранительная (судебная, прокурорская) и милитаризованная и ее подвиды – военизированная (служба в органах милиции, финансовых расследований, таможни, транспорта, госбезопасности) и войсковая (служба в вооруженных силах, внутренних войсках МВД, спецвойсках).

Согласно Конституции Республики Беларусь, «государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга» [1, ст. 6].

Закон «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14 июня 2003 г. № 204-3 (Далее - Закон) распространяет свое действие на лиц, которые в установленном законодательством порядке занимают государственные должности в Парламенте, Правительстве, Конституционном Суде, Верховном Суде, судах общей юрисдикции и их аппаратах. Таким образом, согласно Основному закону и Закону государственная служба представлена в виде службы в законодательных, исполнительных и судебных органах.

Закон Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» от 5 ноября 1992 г. № 1914-ХП (в редакции Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 229-3) устанавливает правовые и организационные основы исполнения гражданами Республики Беларусь воинской обязанности (конституционного долга по защите Республики Беларусь) пу тем прохождения воинской службы, а также основания и условия освобождения от воинской службы. Согласно данному акту воинская служба - особый вид государственной службы. При этом воинская служба делится на два вида: 1) военную службу как основной вид, заключающийся в непосредственном исполнении гражданами воинской обязанности (конституционного долга по защите Республики Беларусь) в составе Вооруженных Сил и других воинских формирований; 2) службу в резерве как вид, заключающийся в обязательном исполнении гражданами, подлежащими призыву на срочную военную службу, воинской обязанности путем прохождения службы в воинских частях, иных организациях Вооруженных Сил или транспортных войск Республики Беларусь на занятиях и учебных сборах в целях получения военно-учетной специальности без прекращения трудовой деятельности. В свою очередь, военная служба включает два подвида государственной службы: военную службу по призыву и военную службу по контракту [9 с.86].

Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Какие органы относятся к правоохранительным в юридической науке остается дискуссионным.

В Республике Беларусь к государственным правоохранительным органам относятся Органы внутренних дел. Служба в органах внутренних дел является видом государственной службы в Республике Беларусь, заключающейся в выполнении сотрудниками органов внутренних дел задач по защите жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, интересов общества и государства преступных и иных противоправных посягательств, организации исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, административных взысканий, а также иных задач, определенных законодательными актами [9 с.86].

Следственный комитет представляет собой единую и централизованную систему государственных правоохранительных органов, являющихся органами предварительного следствия и осуществляющих полномочия в сфере досудебного уголовного производства. Служба в Следственном комитете является также видом государственной службы в Республике Беларусь.

К правоохранительным органам следует отнести и органы прокуратуры, задачами которых являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов. Также прокуратура координирует правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью [9 с.86].

В зависимости от степени участия органов в осуществлении функций государства, функции подразделяются на общесоциальные и специальные. К общесоциальным следует отнести экономическую, политическую. К специальным функциям - обеспечение налоговой политики, экономической и национальной безопасности, охрана правопорядка. С учетом осуществления функций государственным органом, можно выделить и виды государственной службы, в частности специализированную государственную службу.

Специализированными видами государственной службы в Республике Беларусь можно обозначить службы в органах по чрезвычайным ситуациям, в таможенных органах и других. Органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям являются составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь. Служба в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям является видом государственной службы в Республике Беларусь, заключающейся в выполнении работниками органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям задач, возложенных законодательными актами на данные органы и подразделения.

Основные функции таможенных органов Республики Беларусь определены Законом «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» от 10 января 2014 г. № 129-3 и, например, заключаются в осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля; обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность Республики Беларусь, защиту ее экономических интересов; взимают таможенные платежи, иные платежи, взимание которых возложено на таможенные органы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных платежей, принимают меры по их принудительному взысканию; обеспечивают на территории Республики Беларусь соблюдение порядка перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза и др. То есть данные органы выполняют специальные функции по охране правопорядка, в частности, обеспечение экономической безопасности [9 с.87].

Органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, служба в которых является государственной, по законодательству признаются государственными правоохранительными органами. Однако основной функцией данных органов является также обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь, что и предопределяет их отнесение к специальному виду государственной службы.

Особым видом государственной службы является и дипломатическая служба, обеспечивающая внешнеполитическую и внешнеэкономическую деятельность Республики Беларусь.

Для всех специальных видов государственной службы, включая и воинскую службу, в целом характерны следующие признаки:

1. специфика выполняемых задач и функций;

2. наличие специальных принципов в организации функционировании службы.

При этом анализ действующего законодательства показывает, что задачи и функции определены в достаточно полной мере, а специальные принципы организации и функционирования указанных органов не нашли своего отражения в правовом регулировании. Законодатель указывает лишь на конституционные принципы законности, гласности, открытости.

При этом анализ действующего законодательства показывает, что задачи и функции определены в достаточно полной мере, а специальные принципы организации и функционирования указанных органов не нашли своего отражения в правовом регулировании. Законодатель указывает лишь на конституционные принципы законности, гласности, открытости.

Вопрос о видах государственной службы на законодательном уровне не урегулирован, и в юридической науке относительно него нет единой точки зрения. Чаще всего государственную службу классифицируют на такие виды

1. служба в органах законодательной, исполнительной и судебной власти;

2. гражданская и милитаризованная (военизированная) служба;

3. гражданская и специализированная служба;

4. государственная (в государственных органах и воинская) и гражданская (муниципальная служба, служба в государственных организациях и учреждениях) [9 с.87].

Доктор юридических наук О.И. Чуприс предлагает следующие виды государственной службы: аппаратная (например, служба в представительных органах, в исполнительных органах), военизированная, судейская [20], [21]. Следует согласиться с мнением О.И. Чуприс, что проблема типологии, как и ряд других, связана с недостаточной глубиной правового регулирования государственной службы, и прежде всего неопределенностью видовой структуры государственной службы и системных связей между видами государственной службы, неразрешенностью в нем ряда организационных проблем [9 с.88].

Таким образом, при построении системы критериев разграничения видов государственной службы, фундаментальное значение приобретает, во-первых, функциональный критерий, который должен строиться с учетом двух моментов: сфера государственного управления, в которой действует государственный орган, и правовая природа должности, отражающая ее взаимосвязь с компетенцией органа. И, во-вторых, специализация государственно-служебной деятельности, которая определяется в зависимости от особенностей предмета ведения и специальной профессионально-образовательной квалификации лиц, необходимой для реализации их должностных правомочий, и компетенции, установленной для данного государственного органа.

Таким образом, государственная служба Республики Беларусь может быть представлена в виде:

1. гражданской (публичной) службы (службы в органах законодательной, исполнительной и судебной власти);

2. воинской службы;

3. правоохранительной;

4. специализированной (специальной) службы (дипломатической службы, службы в таможенных органах, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля) [9 с.89].

2.2. Виды государственных служащих

В теории административного права известны различные классификации государственных служащих. Так В.Е. Чиркин классифицирует государственных служащих на администраторов, профессионалов, исполнителей, высших технических служащих, канцелярских работников (клерков), субклерков и обслуживающий персонал. Администраторы занимают самое высокое положение среди выделенных им групп государственных служащих и наделены самым широким объемом распорядительных полномочий (заместители министров, главы департаментов, отделов, управлений). Профессионалы (экономисты, юристы) обладают признаками ответственных специалистов предыдущей классификации. Исполнители и высшие технические служащие призваны реализовывать порученные им задания. Некоторые из них могут возглавлять структурные подразделения общего назначения в органах государственного управления (начальник канцелярии). Субклерки и обслуживающий персонал – это технические работники. [3 с. 337].

А.Н. Крамник предлагает следующую классификацию государственных служащих. В зависимости от видов государственной деятельности служащие могут быть отнесены к государственным служащим органов законодательной, исполнительной, судебной власти, органов прокуратуры. Служащие органов исполнительной власти, в свою очередь, делятся на служащих административно-политической, социально-культурной сфер, сферы экономики.

В зависимости от характера полномочий и осуществляемых функций государственные служащие делятся на должностных лиц, представителей административной власти, функциональных работников (специалистов), вспомогательный персонал.

Должностные лица – это государственные служащие, совершающие в пределах своих полномочий действия, влекущие юридические последствия, а также обладающие правом приема и увольнения с работы и руководства подчиненными им государственными служащими (руководители государственных органов – министр, ректор, директор и руководители структурных подразделений – начальники отделов, служб).

Представители административной власти – государственные служащие, наделенные государственно-властными полномочиями в отношении организационно не подчиненных им по службе лиц – третьих лиц (инспекторы, милиционеры).

Некоторые должностные лица могут быть одновременно и представителями административной власти (например, начальник органа внутренних дел, начальник государственной налоговой инспекции).

Функциональные работники (специалисты) – это государственные служащие, которые непосредственно участвуют в решении задач, стоящих перед государственной организацией, выполняют работу, определяющую необходимость существования данной организации, являются исполнителями и непосредственно людьми не управляют (экономисты, бухгалтеры, юристы, инженеры, учителя, врачи). Среди специалистов выделяются ответственные специалисты, которые наряду с осуществлением своих специальных функций разрабатывают управленческие решения, после их одобрения руководителем становящиеся обязательными для исполнения другими лицами (главный инженер).

Вспомогательный персонал осуществляет деятельность, которая напрямую не сопряжена с главным назначением организации, а необходима для обеспечения деятельности других государственных служащих данной организации (делопроизводители, секретари). [10, с. 524 – 525]

Однако, согласно ч. 2 ст. 2 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»: должности, включенные в штатное расписание государственного органа в целях технического обслуживания и обеспечения деятельности этого органа в соответствии с перечнем, определяемым Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им государственным органом, не относятся к государственным должностям. Следовательно, вспомогательный персонал не относится к государственным служащим.

Государственные служащие играют весьма важную роль. В процессе осуществления своей деятельности они в рамках предоставленной им компетенции посредством осуществления возложенных на них функций реализуют государственную политику [3 с. 338].

Заключение

Таким образом, под государственной службой понимается профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов (ст. 2 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).

Государственная служба – это форма реализации государственной власти, осуществления государственной деятельности в целом.

Основными признаками государственно-служебной деятельности являются: государственно-властный характер, упорядоченность, согласованность, направленность, что достигается благодаря четкому правовому регулированию государственной службы.

Государственный служащий – субъект административного права и субъект государственно-служебных отношений, хотя в административно-правовой литературе понятие государственного служащего неоднозначно. К государственным служащим в узком смысле относятся служащие государственного аппарата.

Государственная служба разнообразна. Поэтому можно выделить несколько ее видов.

Чаще всего государственную службу классифицируют на такие виды

1. служба в органах законодательной, исполнительной и судебной власти;

2. гражданская и милитаризованная (военизированная) служба;

3. гражданская и специализированная служба;

4. государственная (в государственных органах и воинская) и гражданская (муниципальная служба, служба в государственных организациях и учреждениях).

В зависимости от характера полномочий и осуществляемых функций государственные служащие делятся на должностных лиц, представителей административной власти, функциональных работников (специалистов), вспомогательный персонал.

Список использованной литературы

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
  2. О государственной службе в Республике Беларусь : Закон Республики Беларусь, 14 июня 2003 г., № 204-З // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2003. – № 70. – 2/953.
  3. Административное право: Учеб.-метод. комплекс для студентов спец. 1-24 01 02 «Правоведение»: в 4-х частях Ч.1. – Новополоцк: ПГУ, 2006. – 459 с.
  4. Бахрах Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержания и принципы / Д.Н. Бахрах // Государство и право – 1996. – №12. – с. 10–18.
  5. Бачило, А.Л. Сравнительное административное право: (Краткий курс лекций) / А.Л.Бачило, Н.Е.Сокол; Бел. ин-т правоведения. - Мн.: БИП-С, 2003. - 282с.
  6. Гавриленко Д.А., Мах И.И. Административное право Республики Беларусь: Курс лекций/ Д.А. Гавриленко, И.И. Мах – Мн.: Дикта, 2004. – 415 с.
  7. Забелов С.М., Забелов П.С. Административное право.: Курс лекций – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. – 324 с.
  8. Крамник А.Н. Административное право Республики Беларусь. Ч. 1. Управленческое право. / А.Н. Крамник – Мн.: Тесей, 2008. – 672 с.
  9. Краснобаева, Л.А. Виды государственной службы / Л.А. Краснобаева // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. - 2015. - № 2(89). - С. 86-90.
  10. Мах И.И. Административное право Республики Беларусь/ И.И. Мах – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2006. – 543 с.
  11. Мах И.И., Мороз Е.Н. О понятии и основных признаках государственных служащих в Республике Беларусь // Актуальные проблемы обеспечения общественной безопасности в Республике Беларусь: теория и практика: тезисы докладов Республ. научн.- практ. конф., Минск, 3 мая 2017 г.: в 2 ч. / Факультет внутренних войск УО «Воен- ная академия Республики Беларусь»; редкол.: В.А.Талалаев [и др.] – Минск, 2017. – Ч. 2: Правовое обеспечение выполнения задач внутренними войсками МВД Республики Беларусь. – 196 с.
  12. Основы государственного управления: учебное пособие под ред. С.Н. Князева, Н.Б. Антоновой. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2008. – 415 с.
  13. Рябцев Л.М. Административное право: Учеб. пособие/ Под общ. ред. Л.М. Рябцева – Мн.: Книжный Дом, 2007. – 320 с.
  14.  Рябцев, Л.М. Административное право: курс лекций / Л.М. Рябцев, Т.В. Телятицкая, А.Н. Шкляревский; под ред Л.М. Рябцева. — Минск: БГЭУ, 2006. — 437 с.
  15. Томашевский К.Л. Понятие государственного служащего и его трудоправовой статус. / К.Л. Томашевский // Юстыцыя Беларусі – 2005. – №2. – с. 40–43.
  16. Чиркин В.И. Государствоведение: Учебник. / В.И. Чиркин – М.: Юристъ, 1999. – 400 с.
  17. Чуприс, О. И. Концептуальные проблемы законодательства о государственной службе Республики Беларусь и пути его совершенствования / О. И. Чуприс // Право. by: научно-практический журнал. - 2008. - № 2. - С. 14-22.
  18. Чуприс, О. И. Правовое регулирование отношений в сфере государственной службы в Республике Беларусь / О. И. Чуприс // Веснік Канстытуцыйнага Суда Рэспублікі Беларусь. - 2009. - N 1. - С. 133-141.
  19. Чуприс, О.И. Теоретико-правовые проблемы государственной службы Республики Беларусь / О.И.Чуприс; Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. – Минск: Право и экономика, 2009. – 310 с.
  20. Чуприс, О.И. Судейская служба как вид государственной службы Республики Беларусь О.И. Чуприс И Веси. Выш. Гаси. Суда Рэсп. Беларусь. - 2009. - № 17. - С. 140-148.
  21. Чуприс, О.И. Служба представительных органов как вид государственной службы Респуб лики Беларусь / О.И. Чуприс // Сац.-эканам. i прававыя даслед. - 2010. - № 2. - С. 150-157.
  22. Юридический энциклопедический словарь/ ред. кол.: С.В. Кузьнин и др. – Мн.: Белорусская энциклопедия, 1992. – 649 с.
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь