Оздоровительное значение плавания (контрольная работа)

Тип работы: Контрольная работа
Цена: Бесплатно
(Время чтения: 8 - 16 минуты)

User Rating: 0 / 5

Введение

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых – сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов.

В наше время вряд ли кто станет отрицать, что плавание жизненно необходимый навык и для ребенка, и для взрослого. Если для малышей умение плавать средство для всестороннего физического развития и залог безопасности, то для взрослых и гарантия того, что они могут успешно выполнять свою работу, будь то работа геолога или солдата, моряка или строителя, рыбака или летчика.

Плавание в истории человечества

“Он не умеет ни читать, ни плавать”, — так в Древней Греции говорили о человеке, недостойном называться гражданином. С тех пор умение читать и плавать рассматривается как символ разностороннего развития человека.

Сейчас трудно определить, когда человек впервые проявил способности к плаванию. Лишь найденные в наши дни различные наскальные рисунки (один из них обнаружен археологами в Ливийской пустыне) позволяют утверждать, что как минимум четыре тысячи лет назад люди умели держаться на воде без вспомогательных средств, умели преодолевать водные рубежи.

До наших дней дошло немало изречений древних философов. Так, слова знаменитого Платона свидетельствуют, насколько в Древней Греции ценили умение плавать: “Можно ли людям, которые являются противоположностью мудрого... плавать и читать не умеют, вверить службу?”

Интересно высказывание и римского писателя Плиния-старшего, который утверждал: “Римляне от всех болезней лечились водой, и в течение шести веков у них совсем не было врачей”.

В Древней Греции и Древнем Риме плавание занимало важное место в военном деле. Однако первые школы плавания появились в древнеримских гимнасиях. И все же европейцы не были первооткрывателями плавания. Еще задолго до них умение плавать отличало специальные отряды ассирийских воинов, которые при форсировании рек использовали, судя по фрескам, способ плавания, отдаленно напоминающий современный кроль.

Безусловно, со времен глубокой древности плавание всегда было у людей в почете. Сегодня можно наблюдать, как у народов, живущих на островах и по берегам теплых рек, озер и морей, дети начинают самостоятельно плавать раньше, чем ходить.

В середине семнадцатого века на Японских островах появились первые, в отличие от древнеримских, доступные более широкому кругу людей императорские школы плавания. Сам 17-летний император Го Иози стал в 1603 году участником соревнований по плаванию.

Великий преобразователь Российского государства Петр Ι, создавая морской и сухопутный кадетские корпуса, повелевал ввести в качестве обязательной дисциплины для обучения будущих офицеров войска русского плавание. Но как ни строг был царь, а его указание “утонуло” в массе проблем, возникших в переустройстве всего уклада российского общества. Учили плавать в петровские времена тех, кто пребывал на царской службе, да и то не везде, а лишь в столице.

...Минули десятилетия. И сама жизнь заставила поднять вопрос о широком обучении плаванию, в первую очередь доблестных защитников Отечества. Вызвано это было печальными итогами боевых походов тысячи солдат гибли не от пуль неприятеля, а при форсировании рек. Особенно остро об этом заговорили после Отечественной войны 1812 года.

И в России, и в Западной Европе, особенно в Англии, век восемнадцатый и начало девятнадцатого века послужили периодом возрождения плавания как одного из популярных оздоровительных занятий. К сожалению, еще долго сказывались последствия многовекового преследования церковью любого проявления эллинского (греческого) культа красоты и здоровья. Именно из-за пренебрежения водными процедурами в средневековой Европе не раз вспыхивали жуткие эпидемии чумы и холеры.

Из поколения в поколение передовые люди Европы сначала французский гуманист, автор “Гаргантюа и Пантагрюэля” Франсуа Рабле (1494-1553), затем английский философ-материалист Джордж Локк (1632-1704) и, наконец, французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778) последовательно разбивали церковные запреты, пропагандировали плавание как крайне полезный навык.

И вот уже появляются первые школы плавания в Англии и Германии, чуть позднее во Франции и Австрии. Строятся первые искусственные бассейны с подогревом воды (Лондон, 1743 год).

Приоритет законодателей плавательной моды можно полностью отдать военнослужащим и студентам Ливерпуля, Лондона и других городов туманного Альбиона. Именно в Лондоне в 1869 году была создана первая в мире спортивная организация пловцов Ассоциация любителей спортивного плавания в Англии.

Вскоре состоялся первый национальный чемпионат по плаванию. Это стало отправной точкой, появились спортивные организации по плаванию в Швеции, Германии и Венгрии, во Франции, Голландии. В 1888 году спортивное плавание получило признание в США, а еще через год в Будапеште состоялся Первый Международный турнир по плаванию. Стали строиться специальные плавательные бассейны для проведения международных соревнований. Программа тех соревнований была крайне разнообразной. Дистанции выбирались произвольно в зависимости от условий. Состязались на 50 метров, на 100, на 500, на 1000 и 2000 метров.

Для тех, кто не находил удовлетворения, соревнуясь в бассейнах, устраивали проплывы в открытом море. Первым героем марафонских проплывов стал капитан английского флота Матью Вэбб. В 1875 году он проплыл 34,6 километра за 21 час 44 минуты 55 секунд. Его дистанция простиралась от берегов Англии к берегам Франции в проливе ЛаМанш. С тех пор более 200 пловцов успешно преодолели этот водный рубеж. А сама трасса марафонского плавания стала одной из самых престижных для пловцов.

Замечу, что ныне пролив преодолевают почти в 3 раза быстрее. А 13 летняя египтянка Абли Хайби в 1974 году показала результат 12 часов 30 минут.

Дальние проплывы пользовались популярностью и в России. Были смельчаки и среди батумских портовых рабочих. Один из них, Мамед Бедия, даже рискнул отправиться вплавь от Батуми до Поти и с успехом преодолел это фантастическое (для плавания) по тем временам расстояние почти в 60 километров.

Интересен и такой факт. В июле 1912 года учитель одной из бакинских гимназий Леонид Романченко проплыл по Каспийскому морю от Шиховой косы до городской купальни (более 48 км), затратив всего 24 часа 10 минут. Если учесть, что достигнутая тем самым скорость плавания и преодоленное расстояние данным пловцом превосходили показатели зарубежных марафонцев, то результат Романченко можно отнести к разряду мировых рекордов.

Когда же все-таки в России состоялись первые соревнования по спортивному плаванию?

Летом 1894 года Петербургский “Кружок любителей спорта” организовал заплывы на реке Славянке. Были поставлены плоты, выверена дистанция, фиксировалось время. Однако сегодня трудно согласиться, что до того времени подобных состязаний не проводилось. И вот почему. Еще в 1834 году в Петербурге на Неве, рядом с Летним садом, открыли первую общедоступную школу плавания. Работала она, естественно, только в жаркие дни, которых за лето набиралось не так уж и много. Среди посетителей школы часто бывал и Александр Сергеевич Пушкин. Вспомним его современника, знаменитого английского поэта Д. Байрона, прекрасного пловца (он переплыл пролив Дарданеллы) и фехтовальщика, поражавшего своим мужеством Пушкина, и увлечение плаванием великого русского поэта станет вполне объяснимым.

Главным тормозом для широкого развития школ плавания служило ничтожно малое количество крытых плавательных бассейнов. Так, к концу прошлого века даже в столице действовали лишь 4 небольших, размером всего 12,5 X 5,4 м, бассейна при кадетских корпусах и военных училищах. Правда, в 1906 году получили возможность посещать уроки плавания и будущие офицеры флота. Для них был построен, как тогда считалось, первоклассный бассейн 17,5 X 8 м. Открылись небольшие ванны и в ряде других российских городов. Но это даже частично не решало вопроса. По-прежнему плавать учили избранных. Вот почему все преданные плаванию люди стремились найти скорейший выход из положения, когда большая часть граждан России не умела плавать.

Одним из энтузиастов-первооткрывателей по праву называют морского офицера, доктора медицины Владимира Николаевича Пескова (1873-1937). Неутомимый организатор, Песков в 1906 году разработал подробный проект строительства школ плавания на открытых водоемах. Два года хождений по различным инстанциям не увенчались успехом, проект не устраивал чинуш царских министерств. Выручили во Всероссийском обществе спасания на водах. Выделили средства. И 6 мая 1908 года недалеко от Петербурга начала свою работу школа плавания нового типа.

Располагалась она на берегу Суздальского озера, около местечка Шувалове, отсюда и название школы шуваловская. Всего за одно лето детище Пескова стало популярнейшим местом отдыха, соревнований и всевозможных водных праздников. Вскоре морское ведомство, отдавая должное руководителю школы, перестало скупиться на расходы. В воскресные дни на берегу располагался оркестр второго флотского экипажа. Звучала бравурная музыка, и малыши, и взрослые учились плавать, а те, кто уже освоился в воде, совершал дальние проплывы по озеру.

Так зарождалось спортивное плавание в нашей стране.

Большинство воспитанников шуваловской школы проявили себя в рекордных заплывах. Они были участниками Олимпийских игр в Стокгольме, а на первом чемпионате России в 1913 году шуваловцы завоевали командный кубок.

После Октябрьской революции вновь отличаются на водных дорожках те, кто прошел уроки Пескова. Военспец, кадровый офицер, он полностью был на стороне революции. Возглавив инспекцию спорта в Политуправлении Балтийского флота, Владимир Николаевич Песков наряду со службой продолжал особое внимание уделять организации массового обучения плаванию. По его инициативе создается первый советский спортивный клуб пловцов “Дельфин”. Все, кто занимался в “Дельфине”, на всю жизнь запомнили главный принцип, установленный Песковым еще в шуваловской школе: “Научился плавать сам учи других”.

Оздоровительное значение плавания

Плавание одно из эффективных средств закаливания человека, способствующее формированию стойких гигиенических навыков. Температура воды всегда ниже температуры тела человека, поэтому, когда человек находится в воде, его тело излучает на 50-80% больше тепла, чем на воздухе (вода обладает теплопроводностью в 30 раз и теплоемкостью в 4 раза большей, чем воздух). Купание и плавание повышают сопротивление воздействию температурных колебаний, воспитывают стойкость к простудным заболеваниям. Если плавание проводится в естественном водоеме, то закаливающий эффект оказывают и естественные факторы природы солнце и воздух. Занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног.

Плавание отлично тренирует деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем. У людей, систематически занимающихся плаванием, возрастает величина ударного объема сердца, частота сердечных сокращений в покое снижается от 60 до 55 (50) уд/мин. Для сравнения: у не занимающихся спортом частота сердечных сокращений обычно колеблется в пределах от 65 до 57 уд/мин.

Занятия плаванием укрепляют аппарат внешнего дыхания, вырабатывают правильный ритм дыхания, увеличивают жизненную емкость легких (ЖЕЛ), поскольку плотность воды затрудняет выполнение вдоха и выдоха: вдоха из-за давления воды на грудную клетку, выдоха из-за сопротивления воды. Люди, систематически занимающиеся плаванием, имеют высокие показатели ЖЕЛ и экскурсии грудной клетки (величина ЖЕЛ у пловцов-спортсменов находится в пределах 7000см3).

Плавание укрепляет нервную систему, улучшает сон, аппетит и часто рекомендуется врачами с этой целью как лечебное средство. Занятия плаванием широко применяются в лечебной физкультуре и медицине при нарушении обмена веществ, сердечно-легочной недостаточности, контрактурах суставно-мышечного аппарата и др.

Особенно велико оздоровляющее и укрепляющее воздействие плавания на детский организм. Плаванию можно обучать детей с грудного возраста.

Умение плавать в раннем возрасте имеет массу преимуществ. Если все делается правильно, малыш приобретает бесценный опыт: свободу движения, приятные ощущения и радость от собственной отваги в сочетании с безопасностью, обеспечиваемой руками мамы или папы.

Кроме того, плавание развивает чувство равновесия, учит владеть своим телом, а также увеличивает объем легких, улучшая питание мозга кислородом. И, наконец, эти физические упражнения в регулярных небольших дозах укрепляют здоровье ребенка, делают его более выносливым. Я вспоминаю, как в 10 месяцев моя дочка очень сильно простудилась. Когда температура упала, осторожный доктор рекомендовал выдержать ее дома еще две недели. Все симптомы болезни, кроме насморка, который никак не прекращался, быстро исчезли. Так как ни температуры, ни кашля больше не было, а девочка вела себя очень активно, я решила не лишать ее больше любимого бассейна. После нескольких нырянии она начала чихать, и у нее из носа вышло такое количество зеленой слизи, которое невозможно было предположить в таком маленьком существе! Вода бассейна моментально сделала то, чего не смогли сделать аптечные капли за несколько недель. Кстати, на опыте моих детей я убедилась, что плавание является прекрасной профилактикой насморка и других простудных заболеваний[7 с.251].

Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают такие физические качества, как выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений; они также своевременно формируют “мышечный корсет”, способствуя выработке хорошей осанки, предупреждая искривления позвоночника, устраняют возбудимость и раздражительность. Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели ЖЕЛ, гибкости, силы, меньше подвержены простудным заболеваниям.

В процессе обучения плаванию улучшается управление временными и пространственными параметрами движений, достигающее относительно стабильных значений к четвертой неделе занятий.

Мальчики, успешно обучающиеся плаванию, отличаются от неуспевающих качеством запоминания специализированных двигательных представлений, объемом двигательной памяти, временем психического врабатывания и способностью управлять временными параметрами движений. Успешно обучающиеся девочки отличаются качеством специализированных двигательных представлений, объемом двигательной памяти и способностью управлять временными параметрами движений.

Для удержания на поверхности воды или передвижения в ней человеку необходим совершенно особый, характерный только для плавания навык создания упора, используя при этом внешнюю гидродинамическую силу… Специально организованные педагогические воздействия в виде психотехнических игр и методических приемов в процессе обучения плаванию приводят к достоверному улучшению психомоторных, мнемических и аттенционных способностей у детей 7-10 лет[6].

По основным показателям физического развития пловцы обоего пола превосходят своих сверстников не занимающихся спортом.

Таким образом, пловцов обоего пола отличает относительно узкий таз и широкие плечи, что свидетельствует о высокой силовой подготовленности, поскольку основными "движителями" пловца являются мышцы рук и плечевого пояса.

Установлено влияние многолетней тренировки в спортивном плавании на соматические, силовые и функциональные показатели школьников в возрастном диапазоне 11-16 лет.

Спортсмены и спортсменки имели преимущество перед своими сверстниками школьниками:

  • по величинам погодовых приростов соматических, силовых и функциональных показателей за возрастной период 11-16 лет;
  • по абсолютным показателям тотальных, обхватных размеров и пропорций тела, составу массы тела, силовым и функциональным показателям, т.е. были более атлетичными, сильными и выносливыми.

У спортсменов обоего пола возрастные зоны наибольших темпов прироста морфофункциональных показателей зафиксированы на 1 год позже, чем у школьников. Это свидетельствует о том, что систематическая тренировка в плавании замедляет процессы полового созревания[1 Т. 4. – с. 152-157с.].

Инвалиды, перенесшие ампутации нижних конечностей, нуждаются в адекватных средствах двигательной реабилитации. В реабилитационном процессе одно из ведущих мест, несомненно, принадлежит адаптивной физической культуре и спорту, направленным на возможно полное восстановление и поддержание двигательных и функциональных возможностей человека, профилактику гипокинетического синдрома, снижение стрессорной реакции и т.д.

В настоящее время плавание рассматривается как эффективное средство тренировки кардио-респираторной системы, закаливания, нормализации биоэлектрической активности мышц, ферментативной активности крови, показателей нейрогуморальной регуляции, повышения потребления кислорода, нормализации деятельности центральной нервной системы и т.д. Оздоровительное и спортивное плавание достаточно широко используется среди инвалидов с поражением опорно-двигательной системы, в том числе и после ампутации конечностей. Однако в литературе отсутствуют сведения о биомеханических особенностях плавания инвалидов и оценке его эффективности в плане повышения их двигательных возможностей[4].

Регулярные занятия плаванием поддерживают уровень физического состояния у взрослых людей, повышают жизненный тонус. Это подтверждают наблюдения за физическим состоянием занимающихся в группах здоровья, где среди других видов физических упражнений применяется плавание.

Плавание полезно и пожилым людям. Как уже говорилось, вода является хорошим проводником тепла, поэтому только за 15 мин пребывания в воде (при температуре 24°С) человек теряет около 100 ккал тепла. Иными словами, для людей пожилого возраста, которым трудно выполнять интенсивную физическую работу, плавание является средством повышения интенсивности процессов обмена веществ в организме.

Конечно же, нельзя не сказать о прикладном значении плавания

В знойные летние дни сотни тысяч людей заполняют пляжи, берега рек, озер, прудов и морей. Солнце, чистый и прохладный воздух у воды создают все условия для полноценного отдыха. Трудно найти человека, который бы не испытывал летом наслаждения от освежающего, бодрящего купания. И конечно, особое удовольствие получает тот, кто плавает уверенно.

Умение плавать жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Хорошо плавающий человек никогда не рискует жизнью, находясь в воде. Он знает, что всегда доплывет до берега или сумеет продержаться на воде, пока не подоспеет помощь. Умение плавать особенно нужно тем, чья трудовая деятельность связана с водной средой, работникам флота, рыбакам, строителям гидроэлектростанций, судоходных и оросительных каналов и т. п. Хорошо плавать обязаны и спортсмены, занимающиеся водным туризмом, греблей, парусным и водно-моторным спортом. Умение плавать необходимо будущему солдату, матросу, офицеру Вооруженных сил. Во время Великой Отечественной войны советским воинам приходилось под огнем неприятеля преодолевать неприступные водные преграды. Владея прикладными способами плавания, они успешно выполняли сложные задания.

Вода целитель и друг человека, если он умеет плавать, и коварный потенциальный враг для не умеющих держаться на воде. Как правило, несчастные случаи на воде происходят в результате незнания элементарных правил поведения на воде во время купания, катания на лодке, яхте и других плавсредствах. Примеры нарушения правил поведения у воды: дети, купающиеся без присмотра родителей; взрослые, беззаботно купающиеся в незнакомых местах, заплывающие далеко от берега. Ведь достаточно человеку, не умеющему уверенно держаться на воде, неожиданно попасть в яму на дне или в сильное течение, как он может потерять самообладание, захлебнуться и утонуть. Чтобы этого не произошло, каждый обязан учиться плавать, уметь прийти на помощь тонущему, оказать первую медицинскую помощь.

Заключение

Плавание известно человеку с древнейших времен: найденные при раскопках изображения людей, плывущих способами, похожими на кроль и брасс, относятся к 4-му тысячелетию до н.э. Плавание развивает мышечную систему, подвижность в суставах, совершенствует координацию движений, укрепляет нервную систему, улучшает обмен веществ, расширяет функциональные возможности дыхательной и сердечнососудистой систем. Различают оздоровительное, спортивное и прикладное плавание.

Оздоровительное плавание одна из форм массовой физкультурно-оздоровительной работы с населением. Систематические занятия плаванием оказывают закаливающее действие, способствуют профилактике респираторных заболеваний, совершенствованию физического развития. Оздоровительным плаванием можно заниматься в группах здоровья, создаваемых на спортивных базах, в учебных заведениях, в индивидуальном порядке.

Спортивное плавание один их самых массовых видов спорта. Обучение спортивному плаванию следует начинать с 5 лет, с 9 лет разрешается участвовать в соревнованиях.

В прикладных целях плавание используется при преодолении водных преград, в усложненных условиях (холодная вода, волны, сильное течение, плавание в одежде, с предметами и др.), спасение тонущих и др.

Литература

  1. Булгакова Н.Ж. Влияние многолетней тренировки в спортивном плавании на физическое развитие школьников 11-16 лет / Булгакова Н.Ж., Чеботарева И.В. // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М.: 1998.
  2. Булгакова Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора-общественника. М.: Физкультура и спорт, 1984.
  3. Коновалов Е. Ты сильнее воды. М.: Молодая гвардия, 1983.
  4. Курдыбайло, С.Ф. Богатых В.Г. Плавание как средство двигательной реабилитации инвалидов после ампутации конечностей/ Теория и практика физической культуры №1 1998
  5. Погребной А.И., Маряничева И.Г. О некоторых принципах обучения плаванию. // Теория и практика физической культуры. 1999. №3.
  6. Погребной Д.И. Биомеханические и психолого-педагогические основы обучения школьников плаванию/ Теория и практика физической культуры №5 1997
  7. Сесиль Лупан. Поверь в свое дитя. Перевод с французского Е. И. Дюшен, Н. Л. Суслович, З. Б. Ческис "Дельта", СПб, 1996
  8. Фирсов З.П. Плавание для всех. М., 1983.