Психология

Поможем написать

Воздействие стресса на здоровье человека

  • Тип работы: Курсовая работа
  • Цена: Бесплатно

Введение

Поскольку эмоции вовлекаются в структуру любого целенаправленного поведенческого акта, то именно эмоциональный аппарат первым включается в стрессовую реакцию под воздействием экстремальных и повреждающих факторов. В результате активизируются функциональные вегетативные системы их специфическое эндокринное обеспечение, регулирующее поведенческие реакции. Согласно современным представлениям эмоциональный стресс можно определить как феномен, возникающий при сравнении, требований предъявляемых к личности, с ее способностью справиться с этим требованием. В результате недостатка у человека стратегии совладения со стрессовой ситуацией (копинг-стратегии) возникает напряженное состояние, которое вкупе с первичными гормональными изменениями во внутренней среде организма вызывает нарушения его гомеостаза. Эта ответная реакция представляет собой попытку справиться с источником стресса. Преодоление стресса включает психологические (сюда входят когнитивная, то есть познавательная, и поведенческая стратегии) и физиологические механизмы. Если попытки справиться с ситуацией оказываются малоэффективными, стресс продолжается и может привести к проявлению патологических реакций и органическим повреждениям.

Цель работы: исследовать влияние стресса на здоровье человека.

Задачи работы:

1. проанализировать и обобщить данные литературных источников о воздействии стресса на организм и здоровье человека;

2. исследовать проблему возникновения стресса;

3. закономерности воздействия стресса на психологическое и соматическое здоровье человека;

4. описать пути и способы борьбы со стрессовыми расстройствами.

Объект исследования: воздействие стресса на людей.

Предмет исследования: воздействие стресса на здоровье человека.

Гипотеза: стресс может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние на психическое и соматическое здоровье человека.

Методы исследования:

1. анализ и обобщение литературных источников;

2. научно-описательный.

3. тестирование.

Глава Ι Понятие о стрессе

1.1. Стресс как фактор влияния

То, что тяжелые, небольшие или средние временные или хронические перегрузки могут вызвать или спровоцировать психическое расстройство не является недоказуемым. Стресс – понятие многозначное, в нем можно выделить четыре значения.

1. Стресс как событие. Стресс как ситуативный или раздражающий феномен в виде возможных событий, связанных с напряжением, иногда также называется стрессором.

Стрессор – неблагоприятное, значительное по силе и продолжительности внешнее и внутреннее воздействие, ведущее к возникновению стрессовых состояний. К числу стрессоров относят: сильные физические и психические травмы, кровопотерю, большие мышечные нагрузки, инфекцию, ионизирующее излучение, резкие изменения температуры, многие фармакологические воздействия и другие факторы[3, с. 145].

«Неразделимым с понятием «стрессор» является понятие «адаптационный синдром» (англ. adaptation syndrome) – совокупность адаптационных реакций организма (человека и животных), носящих общий защитительных характер и возникающих в ответ на значительные по силе и предположительности неблагоприятные «воздействия» – стрессоры. Функциональное состояние, развивающееся под воздействием стрессоров, называется «стрессом».

Понятие «адаптационный синдром» было предложено канадским физиологом-эндокринологом Гансом Селье (1936). Основными симптомами адаптационного синдрома являются увеличение коры надпочечников, уменьшение вилочковой железы и лимфатических узлов, нарушение обмена веществ с преобладанием процессов распада.

В развитии адаптационного синдрома выделяют 3 стадии. 1-ая – «стадия тревоги» – продолжается от нескольких часов до двух суток и включает две фазы – шока и противошока, на последней из которых происходит мобилизация защитных реакций организма. Во 2-ой стадии адаптационного синдрома – стадии сопротивляемости – устойчивость организма к различным воздействиям повышена. Эта стадия либо приводит к стабилизации состояния и выздоровлению, либо сменяется последней стадией адаптационного синдрома – стадией истощения, которая может окончиться гибелью организма.

2. Стресс как реакция – это реакция на определенные события, иногда называется стрессовый реакцией, стрессовой эмоцией или стрессовым переживанием[11, с. 87].

3. Стресс как промежуточная переменная – это стресс как состояние между раздражителем и реакцией, т.е. промежуточный процесс.

4. Стресс как трансактный процесс – это стресс как процесс взаимодействия человека с окружающей средой.

Считается, что трансактный процесс начинается со специфической оценки какого-то события и собственных ресурсов совладения, в результате чего иногда образуются стрессовые эмоции. За этой фазой следуют адаптивные реакции (копинг).

Таким образом, стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например, во время космического полета, при подготовке к выпускному экзамену и перед началом спортивных соревнований.

Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации, что ставит перед исследователями задачу изучения адаптации человека к сложным (экстремальным) условиям, а также прогнозирования его поведения в подобных условиях[2, с. 213].

Стресс не является статическим состоянием, но представляет собой динамичное состояние (событие), которое протекает в постоянном взаимодействии (трансакция) между индивидом и окружающим миром. Понятие стресс дифференцировано из-за введения понятий эустресс и дистресс.

Эустрессом называется такая потеря равновесия, которая возникает, когда субъект переживает соответствие между требуемыми от него усилиями и имеющимися в распоряжении ресурсами. Дистресс – это такие психические состояния и процессы, при которых, по крайней мере, на какое-то время соотношение между требуемыми усилиями и имеющимися ресурсами кажется нарушенным, причем не в пользу имеющихся ресурсов[13, с. 241].

Если рассматривать события в качестве стрессоров, то их можно систематизировать по размеру негативной значимости и по времени, требуемому на адаптацию. В зависимости от этого различают стрессовые жизненные события, травматические стрессы, повседневные или хронические стрессоры. Стрессовые реакции могут быть эмоциональными, физиологическими и поведенческими. Эмоциональные стрессовые реакции – страх, печаль, гнев. Поведенческие – бегство и нападение.

Существует множество моделей сложного взаимодействия различных психологических факторов, влияющих на стрессовые переживания.

Стрессовые события сами по себе очень редко становятся причиной психических расстройств. Только в сочетании с различными внутренними и внешними факторами стрессоры приводят к неудачной адаптации. В целом процесс копинга может изменяться под влиянием сложного взаимодействия личностных факторов, тенденций совладения и стиля совладения, а также таких переменных, как социальная поддержка и наличие релевантных лиц[4, с. 30].

Стрессоры могут оказывать на психические расстройства эффекты различного рода, т.е. могут быть:

Причиной. Стрессоры представляет собой необходимое и достаточное условие для возникновения какого-либо расстройства, а другие факторы установить невозможно.

Частной причиной или содетерминантой – это имеет место тогда, когда для возникновения расстройства дополнительно требуются и другие факторы (например, для диатезстресса помимо стресса должна быть еще особая уязвимость).

Усугубляющее действие. Стрессоры могут усугубить какое-то уже существующее условие для возникновения расстройства, в результате чего расстройство становится очевидным. Подобное происходит в пубертатном и подростковом возрасте[1, с.211].

Провоцирующее действие. Стрессоры могут быть решающим событием в фазе от начала расстройства, или – при долго продолжающейся перегрузке.

Стрессовое событие может иногда привести к активации личностных и социальных ресурсов.

Стрессы могут вызвать критические, изменяющие жизнь события (макрострессоры). Под критическими, изменяющими жизнь событиями понимаются такие события в жизни человека, которые удовлетворяют, по меньшей мере, трем критериям:

1. их можно датировать и локализовать во времени и пространстве, что отличает их от хронических стрессов.

2. они требуют качественной структурной реорганизации в структуре индивид – окружающий мир, и этим отличаются от временной, преходящей адаптации.

3. они сопровождаются стойкими аффективными реакциями, а не только кратковременным эмоциями, как это регулярно происходит в повседневной жизни.

Критические, изменяющие жизнь события называются нормативными, если их можно предсказать (поступление в школу, вуз, экзамены и т.д.)

Ненормативные критические изменяющие жизнь события отличаются внезапностью и непредсказуемостью (неожиданная смерть, внезапный развод, уход супруга(и) и т.д.).

Критическими могут оказаться как позитивные жизненные события, так и негативные. В том и в другом случае психика подвергается стойкой перегрузке из-за необходимости адаптации[13, с.250].

Важное событие при воздействии стрессов на психику имеют и такие факторы:

  • интенсивность и длительность события;
  • отдельное событие или аккумуляция событий и стрессов;
  • объем изменений, которые влекут за собой события и затраты на новое приспособление;
  • прогнозируемость и вероятность наступления (момента наступления);
  • новизна события и неосведомленность о нем;
  • двусмысленность и недостаток определенности;
  • контролируемость событий.

Интерес представляют жизненные события, предшествующие началу расстройства.

1.2. Связь критических жизненных событий с причинами расстройств

На сегодня наиболее исследована связь критических жизненных событий с депрессивными расстройствами, а также тревожными расстройствами и шизофренией.

Ученые-психологи указывают на число (повышенное) критических жизненных событий на фазе, предшествующей началу депрессивных расстройств. Например, Д. Келлер утверждает[5, с.543].

1. Можно твердо констатировать наличие связи между переживаниями критических жизненных событий и наступлением эпизодов большой депрессии.

2. Прочность этой связи варьируется у разных авторов и зависит от использованных автором жизненных событий и от негативной значимости событий. Однако сегодня доказать бесспорную связь трудно в силу недостаточности уровня экспериментального оснащения.

Известно, что исследования Айзенка о возникновении страха указывают на критические жизненные события, т.е. то, что стрессовые события провоцируют многие тревожные расстройства. Однако исследования стрессового воздействия на развитие депрессии считаются более основательными. Наука располагает четкими данными только в отношении панического расстройства, агорафобии и навязчивого состояния.

Исследования этиологии шизофрении приводят к выводу, что нет оснований говорить о безусловном участии жизненных событий в возникновении шизофрении; однако есть свидетельства того, что критические жизненные события обладают пусть и не большим, но не всегда однозначным влиянием на течение этого заболевания. Но и меньшие повседневные перегрузки имеют значение для возникновения и течения шизофрении, прежде всего, хронические семейные стрессы.

Травма – событие высокой интенсивности при одновременном отсутствии возможности адекватного совладения и превышения приспособительного потенциала индивида, следствием чего могут быть нарушения адаптации и расстройства, связанные со стрессом. По общепринятой квалификации травматическое событие имеет место тогда, когда оно связано со смертью, угрозой смерти, тяжелым ранением или какой-то другой угрозой физической целостности; при этом данное событие может затрагивать человека прямо или косвенно, через релевантных лиц. Но иногда травма возникает из-за того, что человек становится свидетелем угрожающей кому-то опасности. Итак, травматический стресс можно определить как специфический класс критических, изменяющих жизнь событий, которым присущи следующие характеристики:

  • они нежелательны, обладают крайне негативным воздействием по причине серьезной угрозы жизни (собственной) и высокой интенсивностью;
  • их тяжело контролировать, вплоть до полной невозможности контроля;
  • они превышают возможности совладения и чаще всего непредсказуемы;
  • нередко обладают новизной и случаются внезапно и непредвиденно.

Энергия для новой адаптации требуется огромная, так как обычно эти события затрагивают не только самого индивида, но и близких ему людей, иногда материальное имущество, иногда и социальное и личное существование в целом (природная стихия, ураган, тайфун и т.д.). В этом случае жертвы травматических событий подвергаются многократным перегрузкам[7, с.341].

Несмотря на интенсивность травматических событий, их экстремальную негативность и мощные энергетические затраты, необходимые для адаптации, реакции на них очень разные: у большинства людей эти события проходят через несколько дней, недель (4-6) или перерабатываются в события и переживания, интегрируются в Я-концепцию. Однако надо помнить, что все же травмы оставляют после себя ощутимые следы в форме психических изменений, которые иногда развиваются в психическое расстройство.

Такого рода расстройства гетерогенные: расстройство может наступить быстрее (через минуты, часы) или медленнее (дни, недели, месяцы), иметь среднюю или очень сильную выраженность, могут быть затронуты разные психические системы и т.д. Интенсивнее всего исследовано посттравматическое стрессовое расстройство. При этом наблюдаются:

  • повторяющееся переживание травматического опыта (сны, мысли и т.д.);
  • избегание общей способности к переживанию (сокращение социальных контактов, снижение интенсивности эмоциональных реакций);
  • провалы в воспоминаниях о травме.

1.3. Повседневные и хронические перегрузки и их воздействие

«Люди сходят с ума не из-за превратностей судьбы, а по вине непрекращающихся ежедневных трагедий»

Под повседневными перегрузками понимают:

  • событие, вызывающее нарушения, в повседневной жизни, которые плохо сказываются на самочувствии, ощущаются как угрожающие, оскорбительные;
  • мелкие жизненные события (негативные), обладающие высокой вероятностью наступления в жизни индивида;
  • отягощающие эпизоды повседневного переживания и поведения, требующие адаптации.

К ним часто относятся недовольство собственным весом и внешностью, состоянием здоровья кого-то из членов семьи, повышение цен, отношения на работе и т.д.

Тот факт, что повседневные стрессовые события потенциально способствуют расстройствам, можно считать хорошо подтвержденным эмпирически[6,с.541].

Понятие «хронические перегрузки» определяется временной протяженностью стресса.

В противоположность поведенческим перегрузкам хронические перегрузки продолжаются более долгое время и представляют собой все время повторяющиеся тяжелые испытания (таковы перегрузки на работе или в семье, часто называемые хроническими нарушениями). Но под хронической перегрузкой можно понимать затянувшиеся по вине дискретных событий перегрузки (долго испытывающий стресс после развода, смерть близкого человека и т.д.; межличностные расстройства, шизофрения, депрессия и др.)[15, с. 17].

Часть признаков стресса носят характер невротических нарушений, часть являются признаками переутомления, часть будут носить признаки нарушений функций организма (заболевания).

Невротические признаки и признаки переутомления являются первыми сигналами о неблагополучии:

  • появляется ощущение дискомфорта и неопределенной, непонятной тревоги на душе, которые могут сопровождаться чувством неуверенности в себе;
  • неоправданные раздражительность и вспыльчивость, повышенная агрессивность;
  • может быть заметное снижение настроения;
  • грубость, замкнутость, угрюмость, слезливость;
  • ощущение кома в горле;
  • нарушение сна, когда засыпание затруднено, сон становится поверхностным, беспокойным с тревожными сновидениями и, часто, ранним пробуждением или может быть повышенная сонливость;
  • становится неустойчивым истощаемым внимание, за счет чего ухудшается запоминание;
  • нарушения в сексуальной сфере;
  • алкоголизация;
  • заметно ухудшается или наоборот усиливается аппетит;
  • появляется утомляемость, слабость, ощущение тяжести в голове;
  • могут быть головные боли, а так же боли неопределенного характера в области сердца;
  • стали больше курить и заметно больше работать (компенсация снижению производительности труда);
  • мышечное напряжение и мышечные боли в области шеи, спины.

Это конечно не все симптомы, но если появилось 3-4 из них, то уже надо обратить на них самое пристальное внимание. И результаты нашего тестирования подтверждают эти данные (Приложение).

Безусловно, не все люди одинаково реагируют на одни и те же стрессоры, причина в личностных свойствах, компетентности в совладении с перегрузками и др. Но важной причиной остаются все-таки особенности самой личности. При этом наибольшее значение имеют:

  • эмоциональная стабильность (при высокой эмоциональной стабильности расстройства возникают реже, чем при ее малой выраженности);
  • душевное здоровье (умение справляться с внутренними и внешними требованиями);
  • выносливость (комплексная система убеждений самого себя: смысловая и целевая ориентация, убежденность в том, что изменения – это часть жизни).

Личность должна знать, что высокий личностных гнев или хронический гнев и враждебность заметно связаны с повышенным риском сердечно-сосудистых заболеваний – тип защиты[5 с.53].

1.4. Концепции совладения со стрессом

В концепциях совладения со стрессом делается попытка осмыслить тот процесс, который начинается переработкой информации и через стрессовые эмоции приводит к адаптивным реакциям. «Копинг» означает здесь адаптивное поведение совладения в целях восстановления равновесия. Две концепции представляют собой более ранний и более поздний взгляды разных ученых на формирование защитных механизмов.

Концепция Зигмунда и Анны Фрейд

По представлению З. Фрейда, «Я» под влиянием сверх-Я, пытается отразить компрометирующие требования инстинктов. В ходе развития человек выстраивает защитные механизмы, чтобы уметь защититься от внутренних раздражителей, т.е. не допустить угрожающие раздражители до сознания.

Они выделили следующие способы борьбы со стрессом:[16 с.232]

  • проекция (желание или чувства, вызывающие страх экстернализируются и приписываются другим);
  • отрицание (потенциально травматическая реальность не воспринимается как таковая);
  • рационализация (для проблем, связанных со страхом, ищется разумное объяснение, чтобы избавиться их от угрожающего состояния);
  • реактивное образование (неприемлемые угрожающие импульсы нейтрализуются, трансформируются в свою противоположность (агрессия – в заботливость);
  • вытеснение (мысли, образы, воспоминания, вызывающие страх, вытесняются в бессознательное или становятся препятствием для их презентации в сознании);
  • регрессия (переход какой-то формы психической организации на более раннюю ступень, характеризуются более простыми структурами);
  • сублимация (применяемая для данной культуры трансформация сексуальных инстинктов в какую-то несексуальную сферу, где они могли бы раскрыться);
  • идентификация (решение конфликта происходит посредством перенятия ценностей, мировоззрений и т.д. какого-то другого лица)[4 с.30].

Когнитивно-феноменологический подход Р. Лазаруса.

Лазарус рассматривает стрессовую ситуацию как результат отношений между особенностями выдвинутого требования и имеющимися в распоряжении человека ресурсами.

Качество этих отношений проявляется через когнитивные процессы оценки. Стрессорами могут оказаться не только внешние, но и внутренние требования – цели, ценности, оценки, и если не реализуются, то это тоже может привести к психическим расстройствам. Благодаря первичной оценке организм постоянно находится настороже: не происходит ли какие-либо изменения, к которым надо приспособиться, чтобы сохранить благополучие. Если события сочли незначительными, они не приведут к негативным изменениям, кК и позитивное для организма событие. Третий тип событий (оценка) нуждается в адаптации. Итак, человек сам дает оценку событию. Делает вывод о его влиянии (позитивное или негативное) и соответствующим образом поступает[17 с.268].

1.5. Рекомендации в борьбе со стрессом

Стресс - это состояние эмоциональной напряжённости. Однако, независимо от того, чем вызвано ваше эмоциональное напряжение, любой человек может стать сам для себя психологом. Это говорит о том, что при желании человек может самостоятельно справиться с проявлениями стресса.

Как не дать себе погрузиться в уныние

Для начала необходимо просто выявить те сферы, в которых появляется напряжение. Существует множество рекомендаций по преодолению стресса.

Не пренебрегайте общением. Если вам кажется, что вы остались один на один со своими неразрешимыми проблемами, то вам просто необходимо общество друзей и близких. Попробуйте предпринять хоть какие-то шаги к устранению источника стресса. Например, если вы поняли, что самое большое огорчение вам доставляет конфликт с сотрудниками и затруднения в работе - постарайтесь наладить отношения и организовать совместную работу. Ваши усилия в этом направлении позволят ощутить уверенность в себе, которая неизбежно победит чувство безысходности.

Используйте паузы для расслабления. Почти ежедневно каждому из нас приходится попадать в ситуации вынужденной бездеятельности или ожидания - например, в очереди, в транспорте. Не нервничайте и не раздражайтесь. Наоборот, постарайтесь использовать эти минуты для отвлечения от забот и волнений.

Источником стресса не всегда является напряженная работа, это могут быть и семейные конфликты. Крупные ссоры чаще всего происходят дома - наверное, потому, что к вечеру у всех накапливается усталость и напряжение, и тогда уже достаточно любого повода, чтобы разгорелся конфликт. Не молчите, обсуждайте свои проблемы с близкими вам людьми. Они всегда поймут и поддержат Вас. Важно не только уметь выговариваться, но и уметь слушать. Так вы сможете избежать многих неурядиц.

В современном мире люди дорожат каждой свободной минутой. И осознание того, что вы что-то не успеваете сделать, тоже может послужить источником стресса. Если вам не хватает времени, подумайте, как вам более рационально организовать свою жизнь. Хотя бы утром вставайте минут на пятнадцать пораньше, чем обычно. Так вы сможете без спешки собраться на работу.

Нервничаете? Попробуйте досчитать до 10

Помочь в борьбе со стрессом могут регулярные физические упражнения, которые помогают в борьбе с нервным перенапряжением.

Сейчас все более широкое применение находит такой тип борьбы со стрессом, как самовнушение. Используя самовнушение, можно снять сильное волнение, которое возникает, например, перед неприятным разговором. Немецкий психиатр И. Шультц предложил простой метод: слова, объединённые в чёткие фразы, вызывают очень даже «материальные» физические ощущения. Вспомните, как героиня известного кинофильма, стоя перед зеркалом повторяла: «Я самая обаятельная и привлекательная». Вот так же и вы: не бойтесь проговаривать вслух список своих достоинств. Так вы не только зададите себе программу избавления от стресса и самосовершенствования, но и получите хорошее настроение на весь день.

Контролируйте свои негативные эмоции. Можно попробовать использовать метод, который некогда использовал Л. Н. Толстой, чтобы избавиться от негативных эмоций: про себя медленно досчитайте до десяти и глубоко вздохните. Действует безотказно.

Реакции организма на стресс могут сказаться и на состоянии Вашего здоровья: неврозы, депрессии, аллергии, мигрени, гастрит… Это далеко не полный список заболеваний которые могут возникнуть на нервной почве.

Для того чтобы работа не провоцировала появление нервных расстройств, она должна быть увлекательной, захватывающей и, в конце концов, просто интересной. Любимое занятие должно наполнять вас ощущением удовлетворения. Это то, к чему у вас есть способности, лежит душа то, что вам просто нравится.

Важно не забывать, что суета и активность - это разные вещи. Старайтесь, выполнять все дела не торопясь. Суета - это лишь лишнее растрачивание энергии, а энергия нам с вами еще пригодится! Чтобы добиться успеха в работе, вы должны обеспечить себе полноценное развлечение. Для каждого человека это очень индивидуально. Прогулки по лесу, дискотеки, посещение театра или кино, не важно что - важно чтобы это занятие приносило вам радость и спокойствие.

Важно не только уметь работать и развлекаться, но и уметь грамотно отдыхать. Полноценных отдых восстанавливает силы, помогает, расслабится и препятствует развитию стресса и негативных эмоций. То, что является отдыхом для одного человека, для другого таковым может не являться. Сон, к примеру, для многих людей вовсе не восстанавливает силы. Но всегда хорошо сменить обстановку, уехать на выходные на природу. Эти три столпа жизненной энергии работа, развлечение и отдых обеспечат здоровый и гармоничный образ жизни. И конечно, защитят вас от стрессов.

Глава ΙΙ Влияние стресса на организм человека

При некоторых обстоятельствах вместо мобилизации организма на преодоление трудностей стресс может стать причиной серьезных расстройств (В. Исаев, 1996). При неоднократном повторении или при большой продолжительности аффективных реакций в связи с затянувшимися жизненными трудностями эмоциональное возбуждение может принять застойную стабильную форму. В этих случаях даже при нормализации ситуации застойное эмоциональное возбуждение не ослабевает, а наоборот, постоянно активизирует центральные образования нервной вегетативной системы, а через них расстраивает деятельность внутренних органов и систем.

Если в организме оказывают слабые звенья, то они становятся основными в формировании заболевания. Первичные расстройства, возникающие при эмоциональном стрессе в различных нейрофизиологических структурах регуляции мозга приводят к изменению нормального функционирования сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта. Изменению свертывающей системы крови, расстройству иммунной системы (Т. Тарабкина, 2001).

Стресс становится травматическим, когда результатом воздействия стрессора является нарушение в психической сфере по аналогии с физическими нарушениями. В этом случае, согласно существующим концепциям. Нарушается структура «самости», когнитивная модель мира, аффективная сфера, неврологические механизмы, управляющие процессами научения, система памяти, эмоциональные пути научения. В качестве стрессора в таких случаях выступают травматические события – экстремальные кризисные ситуации, обладающие мощным негативным последствиям, ситуации угрозы жизни для себя или значимых близких. Такие события коренным образом нарушают чувство безопасности индивида, вызывая переживания травматического стресса, психологические последствия которого разнообразны. Факт переживания травматического стресса для некоторых людей становится причиной появления у них в будущем посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).[3 с.142].

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – это непсихотическая отсроченная реакция на травматический стресс, способный вызвать психические нарушения практически у любого человека. Были выделены следующие четыре характеристики травмы, способной вызвать травматический стресс. (Ромек и др.,2004)

1. Происшедшее событие осознается, то есть человек знает, что с ним произошло и из-за чего у него ухудшилось психологическое состояние.

2. Это состояние обусловлено внешними причинами;

3. Пережитое разрушает привычный образ жизни.

4. Происшедшее событие вызывает ужас и ощущение беспомощности, бессилие что-либо сделать или предпринять.

Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы стрессового расстройства затрагивают все уровни человеческого функционирования (физиологический, личностный, уровень межличностного и социального взаимодействия), приводят к стойким личностным изменениям не только у людей, непосредственно переживших стресс, но и у членов их семей[18 с.196].

Результаты многочисленных исследований показали, что состояние развивающееся под воздействием травматического стресса, не попадает в одну из имеющихся в клинической практике классификаций. Последствия травмы могут проявиться внезапно, через продолжительное время, на фоне общего благополучия человека, и со временем ухудшение состояние становится все более выраженным. Было описано множество разнообразных симптомов подобного изменения состояния, однако долгое время не было четких критериев его диагностики. Также не существовало единого термина для его обозначения. Только в 1980 году было накоплено и проанализировано достаточное для обобщения количество информации, полученной в ходе экспериментальных исследований[2 с.154].

Вероятность того, что стрессор вызовет расстройство, зависит от его внезапности, непредсказуемости, длительности, повторяемости и умышленности (т.е. травма намеренно нанесена другими людьми), от физического ущерба, который он наносит жертве или ее близким, от того, насколько он угрожает жизни, способствует изоляции, вступает в конфликт с представлением о своем Я, физически или психологически унижает достоинство или наносит ущерб сообществу, к которому принадлежит жертва, или его системе поддержки. Тем не менее ни один из стрессоров не способен вызывать ПТСР у всех людей поголовно, и наоборот, некоторые, на первый взгляд – умеренно травматические события (вроде потери работы, несчастного случая, болезни или развода) иногда могут привести к развитию ПТСР. В настоящее время, например, неизвестно, как определить травмирующую способность небольшого стрессора, если он длится в течение нескольких недель и оценить будут ли она иной, если его воздействие продолжается в течение нескольких месяцев или лет. Точно так же восприятие травматичности события очень индивидуально и подчас целиком зависит от какой-то мелкой подробности, к которой данный человек имеет идиосинкразию. В настоящее время единственным бесспорным выводом, к которому приходят все исследователи в этой области, является то, что в некоторых случаях для развития симптомов ПТСР индивидуальное восприятие стрессора как травмирующего фактора не менее важно, чем его «объективная» стрессоинность.

Не менее существенное значение для развития и течения ПТСР имеют и посттравматические факторы, но в настоящее время эта область исследована гораздо меньше. В некоторых случаях то, что происходит с человеком после травмы, воздействует на него даже сильнее, чем сама травма. Можно выделить факторы, которые способствуют профилактике развития ПТСР и смягчают его течение, к таковым относятся:

  • немедленно начатая терапия, дающая возможность активно делиться своими переживаниями;
  • ранняя и долгосрочная социальная поддержка;
  • восстановление чувства принадлежности к обществу (если оно было потеряно) и безопасности;
  • участие в терапевтической работе с подобными жертвами травмы;
  • отсутствие повторной травматизации;
  • избегание деятельности, которая прерывает или нарушает ход терапии (например, длительное участие в правовых действиях, которые подспудно поощряют роль больного/жертвы и снижают значимость терапии).[1 с.241].

Заключение

Психические проявления общего адаптационного синдрома обозначаются как «эмоциональный стресс» – т.е. аффективное переживание, сопровождающее стресс и ведущее к неблагоприятным изменениям в организме человека.

Первичные расстройства, возникающие при эмоциональном стрессе в различных структурах нейрофизиологической регуляции мозга, приводят к изменению нормального функционирования сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, изменению свертывающейся системы крови, расстройству иммунной системы.

В большинстве случае стресс отрицательно влияет на здоровье человека, вызывая как серьезные психические расстройства, так и серьезные нарушения соматического характера. Однако существуют случаи положительного влияния стресса на организм человека: происходи мобилизация жизненных сил организма, способствуя тем самым улучшению здоровья.

Существуют способы и пути борьбы с уже возникшим стрессом, которые помогают организму справиться с воздействием различных типов стрессоров.

Стрессовые события сами по себе очень редко становятся причиной психических расстройств. Только в сочетании с различными внутренними и внешними факторами стрессоры приводят к неудачной адаптации.

Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации, что ставит перед исследователями задачу изучения адаптации человека к сложным (экстремальным) условиям, а также прогнозирования его поведения в подобных условиях. Вместе с тем, организм как бы мобилизует себя целиком на приспособление к новой ситуации, приводя в действие неспецифические защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление или адаптацию.

Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде психологических свойств – улучшения внимания, в повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, в положительной эмоциональной окраске процесса работы.

Таким образом, стресс как психическое расстройство не следует рассматривать только с отрицательной стороны.

Список использованной литературы

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: Прогресс, 1995. – 352с.
  2. Александровский Ю.А. Пограничные психологические расстройства. – М.: Медицина, 1993. – 399с.
  3. Алиев Х. Защита от стресса. Как сохранить и реализовать себя в современных условиях. – М.,1996. – 264с.
  4. Андрюшенко А.В. Посттравматическое стрессовое расстройство // Психиатрия и психофаркологотерапия, 2000. – № 4. – с. 28-34.
  5. Ениколопов С.Н. Психотерапия при посттравматических стрессовых расстройствах // Российский психиатрический журнал. – 1998. № 3. 50 56.
  6. Каплан Г.И. Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. В 2-х т. – М.:Медицина, 1994. – 860 с.
  7. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983. – 316 с.
  8. Лэндис Р. Продвинутые техники для работы с посттравматическими стрессовыми состояниями. – М.: Наука, 1983 – 316с.
  9. Марищук В., Евдокимов В. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб.: Сентябрь, 2001. – 372 с.
  10. Михайлова Н.Ф. Повседневный стресс в семьях здоровых неврозами // Материалы конгресса по детской психиатрии. – М., 25-28 сентября 2001. – с.42-43.
  11. Пушкарев А.Л. Доморацкий В.А. Гордеева Е. Г. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакология, психотерапия. – М.: Изд. Института психотерапии, 2000 – 263с.
  12. Селье Г. Психофизиология стресса. – М.,1991. – 360с.
  13. Селье Г.Стресс без дистресса. – М.: Прогресс,Э 1997. – 196с.
  14. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб: Питер, 2001 – 252с.
  15. Тарабрина Н.В., Лабезная Е.О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние, проблемы //Психологический журнал. 1992. – № 2 – с.14-20.
  16. Черепанова Е.М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. – М.: Академия, 1997. – 337с.
  17. Черепанова Е.М. Психологический стресс. М.: Академия, 1996.– 451с.
  18. Ясперс К. Общая психопатология. – М.: Практика, 1997. – 241с.

Еще статьи

Поможем с курсовой, контрольной, дипломной
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь