Россия и страны ГУАМ
- Тип работы: Вопрос-ответ
- Цена: Бесплатно
Эволюция российской внешней политики в отношении стран ГУАМ
Следует признать, что провозглашенные Россией в 1990-е гг. попытки интеграции стран СНГ под ее эгидой не дали желаемых результатов. Политическое и экономическое влияние Москвы на постсоветском пространстве ослабевало, ее влияние на этой территории пытались ограничить США, ЕС, Турция и Китай. Страны СНГ, в том числе Южный Кавказ, постепенно превратились в арену борьбы силовых центров. Был упущен благоприятный момент 1990-х гг. для углубления политического, военно-стратегического и экономического сотрудничества со странами «ближнего зарубежья».
Образование ГУАМ 10 октября 1997 года означало, по сути, попытку трансформировать СНГ в биполярную структуру.
Предполагалось, что одним ее полюсом станут страны данной структуры как равноправные государства, имеющие сходные политические и экономические интересы. Другим же полюсом виделись страны, входящие в сферу влияния РФ и в Договор о коллективной безопасности, а также в Таможенный союз, позже преобразованный в Евразийское экономическое сообщество. Развитие отношений в рамках ГУАМ/ГУУАМ обосновывалось концепцией нового регионализма, согласно которой особое партнерство строится с учетом естественного характера связей между государствами, общих экономических интересов (в первую очередь энергетических и транспортных), единых интересов в сфере региональной безопасности и стабильности. Общие экономические интересы подразумевали совместное участие в транспортировке прикаспийских энергоносителей и прокладке новых транзитных путей через Кавказ и Черное море. Наличие единых политических целей предполагало создание совместных субрегиональных структур безопасности.
Эксперты быстро окрестили ГУАМ, состоявшую из группы стран, фактически пытавшихся принять участие в стратегическом проекте США и ЕС по оттеснению России от основных торгово-транспортных путей XXI в., «альтернативным СНГ».
Например, Азербайджан считал основополагающими в деятельности ГУУАМ принципы территориальной целостности и невмешательства вдела друг друга. По мнению Баку, основное отличие ГУУАМ от СНГ отсутствие принципа принуждения (хотя странно упоминать о принуждении в рамках СНГ), а вхождение России в эту структуру нереально, хотя высокопоставленные лица Азербайджана признавали позитивное изменение политики РФ в отношении ГУУАМ. Для успеха этой организации необходимо выполнять ее решения, не принимать новых членов и не пытаться разработать универсальную систему отношений. При этом необходима дальнейшая структуризация данного формирования и создание постоянно функционирующих межгосударственных институтов, в том числе по решению территориальных проблем (т.е. проблемы сепаратизма). В то же время, как считали в Баку, ГУУАМ. хотя и не является военным блоком, направленным против России, не относится и к чисто экономическим организациям, то есть в ГУУАМ политика должна «идти рука об руку» с экономикой.