Право

Источники права

Тип работы: Курсовая работа
Цена: Бесплатно
(Время чтения: 17 - 33 минуты)

User Rating: 0 / 5

Содержание:

Введение

Что такое право? Право – это система общеобязательных правил поведения граждан. Основная цель права – благополучие граждан и государства в целом.

В каждой стране свои источники права. Эти источники разнообразны. Источники права одной страны отличаются от источников права другого государства, хотя и преследуют одни и те же цели. В свою очередь страны делятся по принадлежности к определенной «правовой семье».

К примеру, США, Австралия принадлежат к англосаксонской семье «общего права»; дальневосточную семью представляют Китай и Япония. Право этих семей основано на характерных исторических признаках (социалистической право Восточной Европы, России было подвержено влиянию идеологии и особой государственной политики; европейское право основано на Библии).

Анализ юридической литературы и правовой жизни различных стран показывает, что существует огромное разнообразие форм, или источников, права. И, естественно, не все они имеют одинаковую значимость и выполняют одинаковую регулятивную роль.

Известная иерархия форм, или источников, права прослеживается и в правовых системах отдельных стран, причем как в сугубо юридическом, так и фактическом плане.

В данной курсовой работе рассмотрены источники права, пути их формирования и критерии классификации. В связи с приведенными классификациями источников права определено их место в иерархии источников права и значение, которое они имеет в правовых системах государств.

Ι. Теоретические проблемы формы (источников) права

1.1. Соотношение понятий «формы права» и «источники права».

Как государство, так право, которое применяется в этом государстве, должно иметь внешнее выражение иначе право не сможет стать реальностью, не сможет успешно выполнять свои функции,. Внешнее выражение права часто источниками права, в других –, как в зарубежных, так и в отечественных, формами права, а в-третьих – их именуют одновременно и формами, и источниками права.

Что же собой представляют источники права и в чем различие отличие этого понятия от понятия «формы права».

Понятие «источник права», как пишет А. Б. Венгеров, получило широкое распространение в XIX веке и стало предметом исследования ученых- юристов, которые выделяли два главных способа образования норм права, один из которых проистекал из решающего участия государства. И вместе с тем, как они замечали, нормы права могли возникать и без непосредственного участия законодателя (сложились в виде обычая и уже затем были утверждены законодателем). По словам ученого, эти, известные в те времена две формы права – закон и правовой обычай – и называли источниками права [2 с. 321].

В чем отличие понятий «источник права» и «форма права» пытался разобраться и Н. Н. Вопленко. По его мнению, в вопросе о понимании источника или формы права наблюдается столкновение и несовпадение строго научного и образного, метафоричного подхода к данному явлению. …Понятие «источник права – метафора, образно показывающая исходный пункт, происхождение, концентрацию правовой материи. Это продукт античного взгляда на мир. В Древней Греции, Древнем Риме принято было считать, что журчащие источники воды – места, где жили и проявляли себя боги и герои. … Этот античный взгляд позволил римскому историку Титу Ливию сформулировать, что Законы XII таблиц явились источником всего права - как публичного так и частного права» [3 с. 5].

Вместе с тем, по мнению этого же ученого, употребление термина «источник права» в аспекте юридически формализованного выражения как документального носителя правовых норм позволяет отождествлять его с понятием формы права. Форма права, следовательно, раскрывается в системе официально установленных юридических документов, содержащих в себе нормативно выраженную государственную волю. Форма права, следовательно, раскрывается в системе официально установленных юридических документов, содержащих в себе нормативно выраженную государственную волю. Законы, указы, постановления, инструкции и т. п. правовые акты являются типичными видами форм права. Но государственная воля, составляющая содержание позитивного права, имеет достаточно много способов и форм своего проявления и объективизации. Система официально установленных форм права фиксирует и закрепляет лишь конечный результат, итог правообразования. Процесс же спонтанного развития нормотворчества более глубоко и всесторонне выражается в понятии источников права, и в этом состоит их познавательная ценность.

Под источником права в юридической науке принято понимать официально принятые в данном государстве способы и формы возведения в закон государственной воли, рассчитанной на неоднократное применение. [3 с. 4].

Подобное же определение понятия «источник права» дает и другой ученый. Он считает, что это документальные способы выражения и закрепления норм права – исходящие от государства или признаваемые им официально. Государство же придает им юридическое общеобязательное значение» [7 с. 76].

Соглашаясь с существованием разных подходов к определению понятий «форма права» и «источник права» В. В. Лазарев отмечает, что разные определения одних и тех же явлений только подчеркивают многообразие проявления их сущности. Поэтому можно использовать как то, так и другое понятие… Об источниках права пишут не только в широком смысле, но также в узком, формально-логическом, понимая под источником права то, чем руководствуется практика в решении юридических дел или способы закрепления и существования норм права. Это понятие можно рассматривать как в материальном, идеальном, так и в формальном аспектах [9 с. 224].

Таким образом, как видим, существуют разные подходы к определению источника права. Но, по словам А.Б. Венгерова, в современной теории права особых проблем с этим понятием уже не возникает. Учитывая предыдущие разработки, в том числе в дореволюционной литературе, наиболее распространен вывод: понятие «источник права» является синонимом понятия «форма права» [2 с. 321].

Приведенное выше определение источника права, данное Н. Н. Вопленко позволило этому ученому выделить основные признаки источников права

а) правотворческая значимость источника права;

б) содержание в виде юридически оформленной государственной воли;

в) государственная обязательность и гарантированность;

г) особая юридическая форма;

д) установление основ, начал правового регулирования в определенных сферах общественной жизни.

1.2. Пути формирования источников права и критерии их классификации

Проблема классификации источников права достаточно сложна и находится в состоянии длящейся много лет дискуссии. Общее состояние этой дискуссии определяется тем, что сам термин «источник права» употребляется как родовое и чрезвычайно емкое понятие, имеющее множество смыслов: источник в материальном, социальном, идеологическом, формальном и т. д. смысле. Под источником права принято понимать истоки права, силу его создающую, а также формы и способы закрепления и внешнего выражения правовых норм.

Понимание источника права в материальном смысле выглядит наиболее сложным и емким. В качестве источника здесь рассматривается сила, создающая право, вызывающая его к жизни, материальные условия жизни общества, его система экономических отношений. Однако при таком подходе обнаруживаются противоречия между двумя факторами создания права: правотворческой деятельностью органов государства как организационной и политической силой правотворчества и материальными условиями общества, влияющими на правосозидательные процессы не прямо, а опосредованно. Учет материальных условий общественной жизни в официальной правотворческой работе является скорее желаемым идеалом, а не повседневной практикой.

Вместе с тем, по мнению ряда ученых, выделить сугубо материальные отношения в чистом виде как особый источник права не всегда представляется возможным. Отсюда, думается, так называемый «источник права в материальном смысле» есть лишь особая разновидность социальных источников права, стоящий в одном ряду с другими факторами правообразования. Аналогично отмечал и С. Л. Зивс, подчеркивая недостаточную четкость содержания понятия «источник права в материальном смысле» и предлагая его заменить «совокупностью факторов, определяющих содержание права данного общества» [3, с. 13].

Под источником права в идеальном, или идеологическом, смысле понимается правосознание как идейная и интеллектуальная почва формирования знаний о праве и закономерностях правотворческой деятельности. Правосознание в виде системы идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций и настроений по поводу права, его природы и социального назначения в своей идеологической части формирует человеческие представления о действующем и желательном праве и управляет деятельностью людей в сфере правотворчества. Оно на индивидуальном, групповом и общесоциальном уровнях обслуживает процессы формирования государственной воли, обосновывая и аргументируя идейное содержание и цели источников права.

Об этом же говорят Н. И. Матузов и А. В. Малько. По их мнению, законодатель должен осознать и скорректировать общественные потребности - в зависимости от уровня его правосознания и политической ориентации. При этом на его позицию могут оказать влияние особенности международной и внутриполитической обстановки, некоторые иные факторы. Совокупность этих обстоятельств составляет источник права в идеальном смысле [12, с. 465].

Под источником права в познавательном смысле понимаются документы и материалы подготовки проектов конкретных форм права, которые способны пролить свет на мотивы, причины, условия, в которых разрабатывался и вводился в действие тот или иной закон, кодекс, указ и т. д. Здесь используется историко-политический способ толкования права, основывающийся на привлечении различных письменных документов, позволяющих исследователю лучше познать дух эпохи, в которой создавался конкретный источник права. Поэтому подобные исторические письменные материалы выступают не столько источниками права, сколько источниками историко-политического толкования правовых норм.

Источники права в формальном смысле совпадают с понятием формы права. Они есть официально признанные в данном государстве формы выражения и закрепления правовых норм. Именно в этом значении наблюдается тождественность понятий источник права и форма права, что дает основание многим авторам усматривать в форме права специальный, юридический или формальный смысл термина «источник права». Л. С. Галесник отмечал, в частности: «то, что в юридической науке условно именуется источниками права, в действительности есть только формы, способы закрепления и выражения юридических норм» [3, с. 14].

Таким образом, источники права в юридическом смысле выглядят как внешне обозримые и специально установленные государством формально определенные юридические документы, содержащие в себе нормы права. Их образно можно представить в виде своеобразных «резервуаров», наполненных нормативными правовыми предписаниями, из которых юристы и все заинтересованные лица черпают свои знания о позитивном праве. Этим они и отличаются от источников права в социальном смысле, в которых государственная воля не получила еще своего официального выражения и степени конкретности, позволяющей быть нормативным регулятором общественных отношений [3, с. 14].

Итак, выделение источников права в материальном, идеологическом, познавательном смыслах имеет определенную исследовательскую ценность, но вместе с тем является излишне условным и недостаточно точным. Оно, думается, в значительной степени поглощается и может быть заменено более логичным и научно строгим делением всех источников права на формальные, или юридические, и социальные. Данное деление основывается на различии двух основных факторов и способов формирования права:

Целенаправленное возникновение правовых норм в результате деятельности специально уполномоченных на это государственных правотворческих органов, которые в пределах своей компетенции осуществляют правотворческие функции.

Формирование правовых норм, спонтанно и происходит под влиянием факторов, явлений и процессов общественной жизни. Их действие незаметно, а сам момент возникновения нормы не всегда осознается разумом. Только в ретроспективе, по прошествии достаточно большого промежутка времени может быть понято, как то или иное явление общественной жизни повлияло на содержание соответствующей правовой нормы.

Таким образом, деятельность правотворческих органов и влияние на право социальных условий жизни общества в равной мере инициируют правообразование и влияют на его содержание. Однако отождествлять их недопустимо, ибо юридические и социальные источники права, как результаты этих двух процессов, существенно различаются. Деятельность субъектов правотворчества юридически урегулирована, заключена в неких процедурно-процессуальных рамках, упорядочена, целенаправленна и имеет, как правило, профессиональный характер. В свою очередь, действие социальных истоков права спонтанно, в ближайшем измерении относительно незаметно и подвержено влиянию более глобальных закономерностей – законов общественного развития. Все это позволяет предложить первую основную схему классификации источников права (см. рис. 1).

Классификация источников права

Критерием первичного деления всех источников права на социальные и легальные выступают субъекты и способы их издания и формирования, т. е. вопрос о том: как и откуда возникают источники права.

В вопросе классификации источников права дальше всех, на наш взгляд пошел Н. Н. Вопленко. Он, в частности, предлагает следующую квалификацию, согласно которой все юридические источники права разделяются на установленные государством и санкционированные им (см. рис. 2) [3, с. 17].

Юридические источники права

Деление источников права на установленные государством и санкционированные им имеет исключительно важное познавательное и практическое значение. Оно позволяет не только «разложить по полочкам», т. е. привести в единую систему многочисленные юридические источники права, но и прогнозировать их юридическую силу в зависимости от правотворческой «близости» к органам государственной власти их породившей. В познавательном же смысле данная классификация показывает пути и способы происхождения права вообще и его формально-определенных источников. В связи с этим представляется, что данная классификация должна быть внедрена в учебный процесс юридических вузов и использована в учебниках по теории государства и права.

Понятие «формы права, установленные государством» означает, что данные источники права исходят от государства, устанавливаются его властными структурами и выражают непосредственную государственную волю. Они являются основными, ведущими источниками права современной России, что подтверждает ее принадлежность к континентальной (романо-германской) правовой системе. Основными источниками права здесь выступают нормативные акты, представленные законами и подзаконными нормативными актами. Поскольку подробная их характеристика будет дана отдельно, ограничимся сравнением с формами права, санкционированными государством.

Понятие «формы права, санкционированные государством» означает систему источников, которые приобрели юридическую силу и правотворческую значимость с согласия органа государства. «Санкционирование» следует понимать как выражение согласия, утверждение, наделение юридической силой какого-либо правила или акта. Формы права, которые санкционируются государством, достаточно многообразны, что отражает возможность участия в процессах правообразования, помимо государства, иных субъектов, а также тенденцию спонтанного нормотворчества, рожденного потребностями общественной жизни. В числе основных форм права, которые санкционировало государство, следует отнести: правовые обычаи, акты, принятые общественными объединениями, юридическую практику, правовую доктрину, религиозные нормы.

II. Основные источники права современных государств

К основным источникам права в современном обществе относятся нормативно-правовые акты, судебный прецедент, священные религиозные тексты писания, международный обычай, правовая доктрина. Рассмотрим некоторые из них.

2.1. Правовой обычай и судебный прецедент

Исторически первой формой права явился правовой обычай – это все тот же обычай, просто разрешенный, позволенный, санкционированный государством. По своей сути, этот обычай остается все тем же самым правилом поведения, но обретает возможность государственно-принудительной реализации: если не сработает привычка, к делу подключится государство [11, с. 4].

Вместе с тем, правовые обычаи потому и называются правовыми, что они получают отражение в праве, им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую силу. Одни из них прямо закрепляются в законе, другие лишь подразумеваются, третьи логически вытекают из тех или иных правовых норм. Чаще всего они просто упоминаются, что означает, что ими можно руководствоваться. Например, в п. 1 ст. 19 ГК РФ говорится: «Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая».

Но во всех случаях правовые обычаи должны находиться в пределах правового поля, в сфере правового регулирования, а не за их границами. И, конечно, они не могут противоречить действующему законодательству. Правовые обычаи призваны способствовать правореализационному процессу, дополнять и обогащать механизм юридического опосредования разнообразных общественных отношений. Правовой обычай является одним из источников (форм) права [12, с. 304].

В российской правовой системе роль правового обычая как источника права незначительна. Ссылки на применение международного обычая имеются в Консульском уставе. Кодексе торгового мореплавания. Однако правоведы предполагают, что с развитием рыночной экономики и частного права значение обычая для российского права должно возрасти, о чем свидетельствует, например, введение в Гражданский кодекс РФ ст. 5 «Обычаи делового оборота» [11, с. 5].

Как правило, правовые обычаи широко применяют в международном праве, внешней торговле.

Еще одной исторической и к тому же наиболее распространенной формой права в некоторых государствах является судебный прецедент. В тех странах, где он признается в качестве источника права, судебные органы правотворческой деятельностью занимаются наравне с законодательными. Источником права в этих странах является судебная практика.

В качестве источника права прецедент известен с самых древнейших времен. Устные заявления (эдикты) или решения по конкретным вопросам преторов и других магистратов в Древнем Риме выступали в качестве прецедентов. Вначале их сила была обязательной и в случае рассмотрении подобных дел лишь для самих магистратов, их принявших, и в течение срока (как правило, один год) пребывания их у власти.

Постепенно многие положения эдиктов, удачные, с точки зрения интересов господствующего класса, повторялись и приобретали устойчивый характер. В частности, решения и правила, сформулированные преторами в разное время, постепенно сложились в систему общеобязательных норм под названием преторского права.

Прецедент как источник права широко использовался также в Средние века и во все последующие столетия. В настоящее время это один из основных источников права в правовых системах Австралии, Великобритании, Канады, США и многих других стран.

До 1917 года в России отношение к прецеденту было неоднозначным. Одни признавали его в качестве формы права, хотя и делали оговорки в том смысле, что это все же дополнительная, вспомогательная по отношению к закону форма. Другие же – полностью отрицали его как самостоятельный источник права.

В тех правовых системах, где прецедент традиционно признается, он пользуется, по заверению западных авторов, неизменным уважением, а в случае нарушения содержащихся в нем предписаний обеспечивается государственным принуждением. «Судья, который пренебрег своей обязанностью относиться с уважением к прецедентному праву, – пишет в связи с этим английский юрист Р. Кросс, – будет подвергнут самому недвусмысленному воздействию...» [6, с. 476].

2.2. Нормативный правовой акт и его виды

Нормативно-правовой акт – это документ, издаваемый в установленном порядке управомоченным на то государственным или иным компетентным органом, содержание которого составляют установление, отмена или изменение правовых норм [9, с. 214].

Нормативно-правовой акт используется как основная форма права в странах с так называемым «писаным» правом, к которым относится и Россия. Его характерные черты определяются тем, что он, с одной стороны, является одним из источников юридических норм, а с другой – разновидностью правовых актов. Таким образом, нормативно-правовой акт:

а) содержит юридические нормы;

б) представляет собой официальный письменный акт-документ;

в) является результатом особой деятельности государства, которую именуют правотворческой.

Нормативно-правовой акт может приниматься также в порядке делегированного в законодательства или референдума, но так или иначе с участием государства и выражением его воли. С учетом названных признаков нормативно-правовой акт можно определить как официальный письменный акт-документ, содержащий юридические нормы и принимаемый в определенной процедурной форме:

а) компетентными органами государства;

б) в порядке делегированного законодательства;

в) в порядке референдума.

Нормативно-правовые акты следует отличать от другой разновидности правовых актов индивидуальных юридических, а главное – от актов применения права. Их объединяет общая юридическая природа, и те и другие содержат государственно-властные предписания, но у актов применения эти предписания имеют индивидуальный, конкретный (по субъектам и содержанию) характер.

Как и у любой другой формы права, основной задачей нормативно-правового акта является следующая: хранить правовую информацию и нужным образом доводить ее до сведения адресатов. В этом плане нормативно-правовой акт является наиболее удобной и совершенной формой права как для «рядовых» субъектов права, так и для государства. Посредством него государство может оперативно осуществлять правовое регулирование, реагировать на правовые потребности общества, координировать всю работу по управлению общественными процессами.

Виды нормативно-правовых актов. Они делятся, прежде всего, на законы и подзаконные нормативно-правовые акты. Закон обладает следующими признаками:

а) он может быть принят в обычном порядке высшими органами государственной власти или вступить в действие после проведенного референдума;

б) ему присуще верховенство относительно других источников права и высшая юридическая сила;

в) принимается, изменяется и дополняется в особом процедурном порядке;

г) регулирует наиболее важные социальные сферы, закрепляет наиболее важные общественные связи, отправные начала правового регулирования;

д) должен отражать волю и интересы общества в целом;

е) исключительно нормативен (содержит только нормы права, в отличие от других нормативно-правовых актов, которые могут иметь «вкрапления» индивидуально-властных предписаний) [11, с. 7].

2.3. Конституция: понятие, юридические свойства и виды

В любой стране Конституция – это Основной Закон государства, который имеет высшую юридическую силу и регулирует наиболее важные общественные отношения. К числу которых относятся объем прав и свобод человека и гражданина, устройство общества и государства, механизм осуществления государственной власти и местного самоуправления.

Существуют писаные и неписаные конституции. Писаные конституции представляют собой единый правовой документ, занимающий доминирующее место в правовой системе страны как по своему содержанию (регулирование важнейших ключевых общественных отношений), так и по форме (особый порядок принятия и пересмотра этого акта и т. д.). Неписаные конституции – совокупность отдельных конституционных законов и обычаев, взаимосвязанно выполняющих (по содержанию) роль основного закона страны и не имеющих по форме каких-либо значительных отличий от иных законов государства. Современные государства, в том числе и Россия, - это страны, которые имеют писаные конституции. Сравнительно редкое явление в мировой практике – неписаные конституции – (Англия, Израиль, Новая Зеландия).

Конституция, как и любой закон в государстве, имеет не только формально-юридическую, но и содержательную сторону. Появление любого закона опирается на перемены в самом обществе, должно быть подготовлено его экономическим и социально-политическим развитием. С другой стороны, конституция становится реальным фактором правовой жизни лишь при исполнении ее предписаний.

Характер соотношения конституции фактической (конституционного строя) и юридической (правового акта особой юридической силы) дает основания для вывода о фиктивности или реальности конституции.

Значительное расхождение между конституцией фактической и юридической делает фиктивными, т. е. не соответствующими реальной жизни, конституционные акты. Причины появления фиктивных конституций могут быть самыми различными. В авторитарных и тоталитарных государствах они появляются в силу стремления правящих сил приукрасить, заведомо исказить недемократическую сущность государства.

Реальной является конституция, когда нет принципиальных, глубоких расхождений между конституционными нормами и общественными отношениями, жизнью людей. Это достигается как работой по воплощению в жизнь конституционных норм, так и отказом от устаревших конституционных предписаний, частичным либо полным изменением Основного Закона. Однако обеспечить полное соответствие конституции фактической и юридической – задача практически непосильная для любого, даже самого демократического государства, ибо в любой стране допускаются нарушения конституционных норм. Весь вопрос в мере, характере этих нарушений, в возможностях государства через судебные и иные органы восстановить нарушенные конституционные права своих граждан.

В любом государстве конституция является не только важнейшим правовым актом, но и политическим документом, выполняет разнообразные функции в обществе. В период господства в нашей стране марксистско-ленинской идеологии социальное назначение конституции сводилось главным образом к обеспечению политических интересов экономически господствующего класса.

Основные социальные силы общества безусловно стремятся отразить свои политические интересы в конституции. Однако в условиях демократического правового государства, живущего при многопартийной системе, содержание конституции в большей мере выступает как результат компромисса социальных, общественных сил, а сама она – как юридический инструмент своеобразного общественного договора, правила которого являются законом жизни для подавляющего большинства граждан [9, с. 160].

2.4. Место закона в правовой системе государства. Виды подзаконных нормативных актов

Законы, в свою очередь, делятся на конституционные законы и обыкновенные. К числу конституционных относятся:

  • Конституция (как основной политико-правовой акт страны);
  • законы, которые вносят изменения и дополнения в текст Конституции;
  • законы, необходимость издания которых предусмотрена самой Конституцией.

В Конституции РФ 1993 г. предусмотрено издание 14 конституционных законов (о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ и др.). Конституционные законы имеют более сложную, чем обыкновенны законы, процедуру принятия. В РФ на принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента. Обыкновенные законы можно подлить на кодификационные (Основы законодательства, Кодексы) и текущие. В федеративном государстве законы разделяют на федеральные (общефедеральные) и законы субъектов Федерации. Подзаконные нормативно-правовые акты должны быть основаны на законе и должны ему противоречить. В Российской Федерации подзаконными (по иерархии) нормативно-правовыми актами являются следующие:

а) указы Президента РФ;

б) нормативные акты Правительства РФ;

в) нормативные акты центральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов и ведомств).

На уровне субъектов РФ – республиканские законы, акты президентов (в президентских республиках), постановления правительств республик, а также нормативные акты а республиканских центральных органов исполнительной власти, органов власти края, области, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Обычные (текущие) законы соответствуют Конституции. Эти законы регулируют общественные отношения на ее основе.

Другую группу нормативно-правовых актов составляют подзаконные акты. Такие акты принимаются в строгом соответствии с Конституцией, другими законодательными актами и не должны противоречить ей.

Общим для всех видов подзаконных актов Российской Федерации является то обстоятельство, что они, наряду с законами, служат источником законности, т. е. граждане и юридические лица, выполняя нормы права, содержащиеся в подзаконных актах, укрепляют режим законности и правопорядка государства. На принимаемые правовые решения ориентируются граждане, должностные лица и организации. Среди подзаконных актов существует своя иерархия, производная от иерархии административной. Так, постановление федерального Правительства имеет большую юридическую силу, чем аналогичное постановление министерства, правительства области, главы администрации города.

Существуют также локальные акты государственных и негосударственных учреждений и организаций различных форм собственности. Для законного оформления, юридической институционализации эти организации создают различные правовые акты: приказы, издаваемые руководителем организации, уставы и положения, на основе которых осуществляют свою деятельность. Подобные акты составляют нижнее звено подзаконных правовых актов и в большинстве случаев, для того чтобы приобрести юридическую силу, должны быть зарегистрированы в соответствующем муниципальном органе власти. Например, устав общества с ограниченной ответственностью (либо иной аналогичной организации) приобретает юридическую силу только после регистрации в государственных органах власти.

2.5. Международный договор, правовая доктрина, религиозные тексты и иные источники права в системе источников современного права

В современных условиях, когда широко развиваются экономические, политические, торговые, финансовые и иные связи между государствами, особую значимость приобретает применение норм международного права к внутригосударственным отношениям. Например, Конституция Российской Федерации в связи с этим устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. В случае, «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ст. 15).

Аналогичные нормы содержатся и в конституциях ряда других государств.

Международные договоры традиционно выделяются и рассматриваются в качестве особого источника права, санкционированного государством. Однако, по мнению Н. Н. Вопленко, международный договор является лишь разновидностью договора с нормативным содержанием, действующим на международной арене.

И в этом смысле точнее будет говорить об общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах как о комплексном источнике права, санкционированном Российским государством (п. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Общепризнанные нормы и принципы международного права следует понимать как разновидность общих принципов права, имеющих международно-правовую природу и выражающихся в форме обычаев и договоров.

Подобные принципы и нормы содержатся в Уставе ООН, актах о правах человека и гражданина в документах других международных организаций (МОТ, ОБСЕ) и служат нормативной основой для национальных правовых систем современного мира. Но наиболее конкретное свое выражение они получают в международных договорах о сотрудничестве, заключаемых главами государств и правительств по вопросам экономической, культурной, правовой и др. жизни.

В общей теории права принято считать, что международный договор считается источником внутригосударственного права, если Российское государство было участником данного соглашения либо присоединилось к нему, подписав соответствующий протокол, и если он ратифицирован высшим органом государства. Поэтому вопросы ратификации международных договоров рассматриваются на заседаниях Государственной Думы и Совета Федерации (ст. 106 Конституции РФ).

В целом же значение общепринятых норм, принципов международного права и международных договоров состоит в том, что они являются своеобразными эталонами свободы и разума в общении между людьми, на которые должно ориентироваться внутригосударственные источники права. Таким образом, система источников права, санкционированных государством, достаточно сложна и неоднородна.

Практическое значение отдельных из них в качестве форм выражения и закрепления правовых норм может существенно меняться в истории государственно-правового развития. Так, например, замечена тенденция падения роли и авторитета в большинстве стран мира религиозных норм и одновременно усиление правотворческого значения судебной (юридической) практики. Не исключено, что на путях дальнейшего развития российской правовой системы могут появиться новые источники права, санкционированного происхождения в виде актов правовой интеракции (общения) между индивидами и коллективами, права общественных союзов (корпораций) и т. д. [3, с. 62].

Правовая доктрина, или «право юристов», обычно не относится к числу источников права современного права. Однако в ретроспективе это явление оказало существенное влияние на основные черты и исторический процесс формирования романогерманской и англо-саксонской правовых систем, на общую тенденцию рецепции права, да и в настоящее время научная мысль продолжает оказывать существенное влияние на практику правотворчества и правоприменения. Но юридическую силу, значимость она приобретает только после государственного санкционирования.

Под правовой доктриной следует понимать научное творчество, выраженное в форме правовых идей, гипотез, теорий, понятий и категорий, вскрывающих существенные черты и закономерности правовой жизни общества. Это научно-исследовательская мысль, составляющая идейную основу и теоретический стержень практики правотворчества, толкования и применения правовых норм.

Она зародилась и получила свое развитие вместе с государством и правом, удовлетворяя их насущные нужды практического бытия. На различных этапах государственно-правового развития юридическая наука выполняла существенно различающиеся функции. Наиболее значимая их них – функция практически прикладного обслуживания потребностей юридической деятельности. Она присутствовала во всех эпохах государственно-правового развития. Пожалуй, впервые наиболее ярко правовая доктрина проявила себя в праве Древнего Рима, что подтверждается изучением курса «Римское право» и сегодняшними студентами-юристами.

Римские юристы существенно разработали юридическую технику толкования и применения норм публичного и частного права и своими институциями, комментариями заложили основу правового развития стран Западной Европы. В сегодняшней России востребованным оказалось определение права древнеримским юристом Ульпианом как искусства добра, равенства и справедливости [3, с. 56].

Меньшее влияние римского права наблюдается в англо-саксонской правовой системе. Но и здесь такой видный специалист, как Рональд Уолкер, отмечает использование римского права в областях морской торговли, церковных судах, судах общего права, в отдельных договорах и сервитутах. Однако, несмотря на самобытность английской правовой системы с ее общим правом и правом справедливости, господством обычаев и судебных прецедентов, правовая доктрина оказала и здесь существенное влияние на практику правотворчества и правоприменения.

Английской судебной системе широко известны имена таких юристов, как Гленвилл, Литтльтон, Кок, Брактон, Блэкстон, научные труды и комментарии которых приравниваются к источникам права. Трактат Гленвилла «О законах и обычаях Англии» появился около 1187 г. и наряду с работами названных юристов составлял практически до XVIII в. важную составную часть источников английского права. …Вместе с тем следует иметь в виду, что и в настоящее время «право юристов», т. е. правовая доктрина, для английских судов в необходимых случаях продолжает оставаться важной составной частью нормативной основы правоприменительной деятельности [3, с. 57].

Религиозные догмы в современных условиях представляют собой специфический источник мусульманского права в различной степени санкционированный и допускаемый к использованию в государствах арабского мира. Вместе с тем следует помнить, что в эпоху Средневековья религиозные нормы разрабатывались и достаточно широко применялись в странах Западной Европы в форме так называемого канонического права.

Становление канонического права, усиление роли церковных судов и их юрисдикции по гражданским и уголовным делам, а затем постепенное падение религиозной системы в целом являются отражением существующей на протяжении VI-XIV вв. идейной и политической борьбы между светской и религиозной властями. Тем не менее основные источники канонического права – Библия, трактаты «отцов церкви», т. е. религиозных авторитетных ученых-богословов, постановления церковных соборов, пап и епископов совместно с кодификацией римского права Юстиниана и университетской юридической наукой – выразили специфику формирования западной традиции правовой системы.

Мусульманское право вместе с религией ислама возникли в VII-X вв. и получили распространение в странах арабского мира. Ислам как религия не делит мир на светскую и религиозную сферы. Для него общественная жизнь едина и должна основываться на законах Аллаха, открытых им пророку Мухаммеду, закрепленных в священной книге всех мусульман Коране, дополненном преданиями Сунны о жизни пророка и истолкованных в трудах мусульманских ученых.

Это один из подходов к природе мусульманского права, основанный на изначально юридической природе мусульманского права. Согласно другой точке зрения, мусульманское право, как и каноническое право вообще, является разновидностью религиозного, а не юридического права. Думается, что это более взвешенный и исторически выверенный подход, основанный на сравнительном анализе религиозных систем мира.

Мусульманское право имеет в своей основе четыре «корня» или источника: Коран, Сунна, иджма и аналогия. Коран и Сунна составляют идейно-религиозное основание права в виде высказываний по различным вопросам общественной и личной жизни пророка Мухаммеда и преданий о нем, записанных его сподвижниками. Принято считать, что это выраженный в религиозной форме сплав моральных и правовых норм божественного происхождения. Иджма в мусульманском понимании имеет более «земное» происхождение и представляет собой достигнутое учеными юристами единогласное мнение по вопросам правового регулирования обязанностей верующих [3, с. 60].

III. Нормативно-правовые акты – действие во времени, в пространстве и по кругу лиц

Нормативные правовые акты создаются с целью породить, а потом урегулировать юридические последствия в какой-либо сфере общественных отношений. Придать этим отношениям устойчивость, системный характер, организованность, способствовать их прогрессивному развитию. Таким образом, юридическое действие нормативно-правового акта означает его способность порождать те правовые последствия, на возникновение которых он рассчитан.

Чтобы нормативно-правовой акт обеспечивал эффективность правового регулирования, необходимо определить предел его действия.

Рассматривая форму и содержание итогов правотворческой деятельности, теория права нащупала еще одну проблему: действие нормативно-правового акта во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Это действительно весьма древняя, но остающаяся постоянной проблема практической реализации появившегося на свет нормативно-правового акта, особенно закона [2, с. 382].

Установить предел действия нормативно-правового акта – значит определить:

  • на какое общественное отношение положения акта распространяются (предметное действие);
  • с какого времени акт вступает в юридическую силу и на какое время она сохраняется (действие во времени);
  • на какую территорию он распространяется (действие в пространстве);
  • каких категорий субъектов он касается (действие по кругу лиц).

3.1 Нормативно-правовой акт – действие во времени.

Время действия нормативно-правового акта начинается с момента вступления его в юридическую силу и сохраняется до момента утраты им юридической силы.

Установление процедуры, определяющей вступление в силу нормативно-правового акта, предполагает действие закона во времени, Кроме того – утраты его юридического значения. Как правило, для этого издается специальный закон, устанавливающий временные характеристики акта. Конституция также может определять последовательность действий по приданию закону юридической силы, вступлению в силу.

Многие законы предваряются специальным актом о введении в действие закона, в том числе действия во времени. Этим актом может устанавливаться конкретная дата введения закона в действие. Используются и такие формулировки – закон действует с момента опубликования, с момента принятия или подписания. Весьма распространена и формула поэтапного введения в действие закона, когда какая-то его часть вводится в действие с момента наступления специального условия (появления иного закона, наступления каких-то социальных обстоятельств и т. д.).

Если специальный порядок вступления в силу закона не оговаривается, тогда действует общий порядок, установленный законом, например по истечении 10 дней после опубликования в официальном органе печати, а само опубликование должно быть осуществлено не позднее 7 дней после принятия закона.

По Конституции РФ 1993 года принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если же возникает коллизия между Федеральным Собранием и Президентом РФ, а Собрание вновь рассматривает закон и одобряет его, он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию.

Существуют также определенные нормы об опубликовании актов органов исполнительной власти, так называемых ведомственных актов. В настоящее время не приобретают юридическую силу неопубликованные акты, если они затрагивают конституционные права и свободы граждан. Иные акты – для служебного пользования, секретные, протокольные – также имеют свой порядок принятия и использования. Официальными публикаторами законов в России являются «Российская газета» и Собрание законодательства, нормативных актов – «Российские вести».

Прекращается действие акта истечением срока действия, отменой этого акта другим.

Весьма своеобразен процесс фактической утраты силы того или иного нормативно-правового акта. Норма права как бы забывается обществом, не применяется, фактически утрачивает силу (становится фусом – аббревиатура означает, что акт фактически утратил силу). При подготовке Свода законов СССР в 70-80-х годах пришлось признать официально утратившими силу множество «забытых» актов, не отмененных и не действующих с 1918 года.

Существуют интересные случаи, когда юристы говорят о таких вещах как «переживание закона» и «обратной силе закона».

Переживание закона – когда отмененный акт продолжает какое-то время регулировать общественные отношения (характерно для сферы гражданско-правовых отношений).

Обратная сила закона – распространение действия нормативно-правовых актов на те отношения, которые возникли до его принятия (т. е. до вступления акта в юридическую силу).

Нужно сказать, что закон обратной силы не имеет, кроме четырех случаев:

  • если он устраняет наказуемость деяния;
  • смягчает наказание, предусмотренное законом;
  • если он улучшает положение лиц, на которых распространяется действие нормативно-правовых актов;
  • если об этом прямо указано в нормативно-правовом акте.

3.2. Нормативно-правовой акт – действие в пространстве

Существует немало особенностей относительно действия нормативно-правового акта в пространстве. Главное, что в этой сфере выделяет теория права – неразрывную связь правовой системы с территориальным устройством государства.

Конституция, конституционные и федеральные законы действуют на всей территории государства, они не могут быть ограничены иными законами, например субъектов Федерации. Единая правовая система обеспечивает суверенитет государства.

Целый ряд положений определяет действие законов в пространстве В частности, важным является правило, согласно которому каждое государство имеет право применять законы в пределах своей территории. Проблема применения иностранных законов на территории государства так же имеет немаловажное значение. В ходе интеграционных процессов такие проблемы возникают все чаще. Так, стала практической проблема применения в России «общепризнанных принципов и норм международного права» [3, с. 409].

Таким образом, действие нормативно-правового акта в пространстве означает определение территории, на которой его нормы подлежат обязательному выполнению. Территория государства – вот сфера действия нормативно-правового акта в пространстве.

Под территорией государства понимается следующее:

  • суша, включая ее недра, в пределах границ государства;
  • воздушное пространство;
  • территориальные и внутренние воды;
  • военные суда под флагом государства;
  • невоенные суда под флагом государства в открытом море и международном воздушном пространстве;
  • космические корабли (станции) под флагом государства, зарегистрировавшего объект;
  • на основе принципа экстерриториальности, территории посольств, миссий, консульств и др.

Власть государства является высшей властью по отношению к физическим и юридическим лицам, из этого следует, что нормативно-правовые акты центральных органов государства распространяют свое действие на всю территорию.

Акты местных органов действуют в пределах той территории, на которую распространяются их управленческие функции. Обычно на одной территории действуют несколько нормативно-правовых актов (центрально и местной власти). Если между ними возникает коллизия, то приоритет остается у того акта, чья юридическая сила больше.

3.3. Нормативно-правовой акт – действие по кругу лиц

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц означает применение их к определенным категориям граждан. Действие этих нормативно-правовых актов касается в первую очередь:

  • лиц без гражданства;
  • граждан данного государства;
  • лиц с двойным гражданством;
  • иностранных граждан;
  • всех организаций, ведущих свою деятельность на территории государства.

Относительно некоторых пунктов существуют исключения. Рассмотрим их.

Право экстерриториальности, т. е. дипломатический иммунитет. К лицам, наделенным этим правом, относятся главы государств и правительств, сотрудники дипломатических представительств иностранных государств (послы, поверенные в делах, посланники, советники, торгпреды и их заместители, военные атташе и их помощники, секретари и т. д.), члены их семей. Это право заключается в том, что эти лица пользуются личной неприкосновенностью, они не подлежат ни задержанию, ни аресту, в какой бы то ни было форме.

Так же дипломаты пользуются иммунитетом от гражданской юрисдикции, кроме некоторых случаев:

1. вещных исков к частному недвижимому имуществу дипломата, находящегося на территории государства пребывания, если только дипломат не владеет этим имуществом от имени аккредитирующего государства для целей правительства.

2. исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве, которая выходит за рамки его официальной сферы деятельности.

3. исков касающихся наследования, в которых дипломат выступает не от имени аккредитирующего государства, а как частное лицо и является исполнителем завещания или попечителем над наследуемым имуществом.

Преступления, административные проступки дипломата на территории страны пребывания решаются дипломатическим путем.

У иностранных и лиц без гражданства есть свои ограничения. Они, например, не могут нести воинскую службу, занимать ряд государственных должностей, участвовать в референдуме, избирать и быть избранным и т. д.

Заключение

Таким образом, одним из объективных свойств права как социального регулятора является формальная определенность, то есть определенность по форме. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни.

В отечественной и зарубежной юридической литературе это «внешнее выражение права» в одних случаях называют формой или формами права, в других – источниками, а в-третьих, и это наиболее распространенный подход – их именуют одновременно и формами, и источниками права.

Выделяют источники права в формальном смысле (формы права), источники права в материальном смысле (материальные условия жизни общества, которые объективно вызывают возникновение права, необходимость правового регулирования), источники знаний о праве (тексты законов прошлых эпох, летописи, исторические хроники и т. п.). Говорят об источниках права и в идеологическом смысле – правовое сознание общества, взгляды, идеи, юридические доктрины.

Важное познавательное и практическое значение имеет деление источников права на установленные государством и санкционированные им. Оно позволяет не только «разложить по полочкам», т. е. привести в единую систему многочисленные юридические источники права, но и прогнозировать их юридическую силу в зависимости от правотворческой «близости» к органам государственной власти их породившей.

К основным источникам права в современно обществе относятся нормативно-правовые акты, юридический прецедент, нормативный договор, священные писания, юридический обычай, юридическая наука.

Чтобы нормативно-правовой акт обеспечивал эффективность правового регулирования, необходимо определить предел его действия.

Все эти вопросы достаточно подробно рассмотрены в данной работе.

Список использованной литературы

  1. Бриксов В. В. О юридической силе кодификационных федеральных законов // Журн. рос. права. 2003 № 8 (6)
  2. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. –. 528 с
  3. Вопленко Н. Н. Источники и формы права: Учеб. пособие. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. – 102 с.
  4. Дробязко С. Г. Современное правопонимание и его акценты // Право и современность: сб. научн. трудов. Мн., 1998. (12)
  5. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 784 с.
  6. Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 640 с.
  7. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 1999. (13)
  8. Общая теория государства и права / А. Ф. Вишневский, Н. А. Горбаток, В. А. Кучинский; Под общ. Ред. проф. В. А. Кучинского. – Мн.: Амалфея, 2002. – 656 с.
  9. Общая теория права и государства: Учебник / Под Ред. В. В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – 520с.
  10. Основы права: Учебн. пособие для средних специальных учебных заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. / Под Ред. В. В. Лазарева. – М: Юристъ, 2001. – 448 с.
  11. Протасов В. Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. – М.: Новый Юрист, 1999. – 240с.
  12. Теория государства и права: Курс лекций / Под Ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. – 776с.