Право

Поможем написать

Сотрудничество государств в вопросах охраны окружающей среды

  • Тип работы: Контрольная работа
  • Цена: Бесплатно

Торговые представительства, представительства при международных организациях, специальные миссии, международные конференции

Торговые представительства – это зарубежные органы государства, осуществляющие внешнеторговую деятельность на государственном уровне.

Юридическое положение торговых представительств определяется как национальным законодательством, так и международными договорами. На торгпредство распространяется действие норм Венской конвенции о дипломатических сношениях, ибо оно рассматривается как составная часть дипломатического представительства, и его персонал входит в состав дипломатического персонала.

Функции торговых представительств:

а) представляют интересы государства в области внешней торговли и содействуют развитию торговых отношений с зарубежными странами;

б) производят различные операции по внешней торговле;

в) выдают разрешения на совершение в стране пребывания действий по внешней торговле государственными предприятиями, а также утверждают сделки по внешней торговле; изучают общие экономические условия и торговую конъюнктуру страны пребывания и т. д.

По обязательствам торгпредства несет ответственность государство. В качестве ответчика торгпредство может выступать перед иностранными судебными органами лишь по спорам, вытекающим из торговых сделок, заключенных торговым представительством, и притом только в тех государствах, в которых Правительство РФ выразило согласие на подчинение торгпредства местному суду по указанным спорам.

При международных межправительственных организациях создаются постоянные представительства государств-членов [3 с.324].

Вопросы статуса и деятельности постоянных представительств при международных организациях регулирует Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. Согласно ст. 6 Конвенции, функции постоянного представительства состоят: в обеспечении представительства посылающего государства при организации и участии в ее деятельности, в ведении переговоров с организацией и защите интересов посылающего государства по отношению к организации, а также в выяснении осуществляемой в организации деятельности и сообщении о ней своему правительству.

Посылающее государство может по своему усмотрению назначить сотрудников своих представительств и делегаций. Глава представительства обычно уполномочивается правительством своего государства и к нему неприменимы такие процедуры, как запрос агремана и аккредитование в государстве пребывания.

Согласно ст. 28 Конвенции, личность главы представительства и членов дипломатического персонала представительства, а также их частные резиденции неприкосновенны. Эти лица не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к ним с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения посягательств на их личность, а также преследовать в судебном порядке и наказывать лиц, совершающих такие посягательства.

Глава представительства и члены дипломатического персонала представительства пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания и, кроме ряда случаев, от гражданской и административной юрисдикции. Они не обязаны давать показания в качестве свидетелей. Они пользуются привилегиями, аналогичными привилегиям сотрудников дипломатических представительств.

Существует и обратная связь международных организаций с государствами. Она выражается в открытии центров информации и документации (информационных офисов) по взаимному соглашению сторон.

Специальная миссия включает представителей, направляемых одним государством в другое для выполнения конкретных задач, определяемых по соглашению между данными государствами [3 с.325].

Специальные миссии отличаются многообразием их форм и видов. В последнее время в практике международных отношений широкое применение получила практика передачи посланий через личных представителей глав государств. В Российской Федерации существуют специальные послы по особым поручениям.

Полномочия главе специальной миссии даются за подписью главы государства, главы правительства или министра иностранных дел. В состав делегации входят члены, советники и эксперты. Представители посылающего государства в специальной миссии и члены ее дипломатического персонала в принципе должны быть гражданами посылающего государства. На территории иностранных государств им предоставляются дипломатические привилегии и иммунитеты.

Из перечисленных выше форм дипломатической деятельности особого внимания заслуживают международные межправительственные конференции как временные коллективные органы государств-участников, созываемые для обсуждения и решения согласованных задач, имеющие определенную организационную структуру и компетенцию, закрепленные в правилах процедуры. Термином «международные конференции» охватываются не только формы дипломатической деятельности, которые именуются конференциями, но и совещания, встречи и т. п.

За последнее столетие наибольшую известность приобрели: Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг., Версальская конференция 1919 г., Конференция Объединенных Наций по международной организации в Сан-Франциско 1945 г., Парижская мирная конференция 1946 г., Венская конференция по праву международных договоров 1968-1969 гг., Конференции ООН по морскому праву 1958,1960,1973-1982 гг., СБСЕ, проходившее в течение 1973-1994 гг. в разных формах (встречи на высшем уровне, встречи представителей государств, конференции по мерам укрепления доверия, конференции по человеческому измерению) [3 с.325].

В период Второй мировой войны состоялись три конференции руководителей СССР, США, Великобритании – Тегеранская 1943 г., Крымская (Ялтинская) 1945 г. и Потсдамская 1945 г., которые сыграли выдающуюся роль в укреплении боевого и политического сотрудничества стран антигитлеровской коалиции в совместной борьбе с фашизмом.

Наиболее распространенными являются конференции ad hoc, созываемые либо государствами-инициаторами, либо в рамках и под эгидой межправительственных организаций. Такие конференции проводятся для решения следующих проблем:

1) заключение мирного договора – мирные конференции (например, Парижская мирная конференция 1919 г., Парижская мирная конференция 1946 г.);

2) создание международной организации (Конференция Объединенных Наций по международной организации в Сан-Франциско 1945 г., III Конференция глав государств и правительств независимых стран Африки в Аддис-Абебе 1963 г., провозгласившая создание ОАЕ);.

3) принятие совместного заявления (Тегеранская конференция по правам человека 1968 г., Стокгольмская конференция по вопросам охраны окружающей среды 1972 г.);

4) разработка и принятие договоров и конвенций по различным специальным вопросам (Женевская дипломатическая конференция 1949 г., Венская дипломатическая конференция 1961 г. по дипломатическому праву, конференция ООН по морскому праву 1958,1960,1973-1982 гг., конференции ООН по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях 1968,1982 гг. и др.).

Получила распространение практика проведения специальных конференций для рассмотрения хода исполнения международных договоров (например, согласно ст. VIII Договора о нераспространении ядерного оружия через каждые пять лет после вступления Договора в силу в Женеве созывается Конференция участников договора для рассмотрения того, как действует настоящий Договор).

Конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран в отличие от конференции ad hoc проводятся с 1970 г. периодически с интервалом в три года и представляют высший форум движения неприсоединения.

Согласование порядка проведения конференции происходит на предварительных встречах. Здесь же вырабатываются правила процедуры конференции. Если конференция созывается под эгидой межправительственной организации, то в соответствующих резолюциях организации фиксируются время и место ее созыва.

Правила процедуры вырабатываются каждый раз, ибо каких-либо единых требований в практике международных отношений по проведению международных конференций нет. Эти правила принимаются от имени делегаций, участвующих в конференции, и представляют собой, таким образом, юридический документ, регламентирующий: порядок утверждения повестки дня; выборы руководящих органов конференции; порядок образования вспомогательных органов – комитетов, рабочих групп, избрание их председателей и докладчиков; порядок формирования и, обязанности секретариата конференции; полномочия председателя; необходимый кворум для начала работы; очередность выступлений; порядок внесения предложений и поправок; порядок проведения голосования; условия участия наблюдателей; рабочие и официальные языки конференции.

Порядок голосования оговаривается правилами процедуры применительно для каждой конференции. Каждая делегация обычно имеет один голос. По просьбе любой делегации голосование может быть поименным, при этом голос каждого представителя, участвующего в голосовании, заносится в протокол.

Согласно некоторым правилам процедуры для принятия решения необходимо две трети от числа присутствующих и принимающих участие в голосовании. Например, правило 39 III Конференции ООН по морскому праву предусматривало: «Решения Конференции по всем вопросам существа, включая утверждение текста Конвенции о морском праве в целом, принимаются большинством в две трети присутствующих и участвующих в голосовании представителей, при условии, что такое большинство включает в себя по крайней мере большинство государств, участвующих в этой сессии Конференции». Вместе с тем на некоторых конференциях принимаются правила консенсуса (СБСЕ). Иногда применяют комбинированный способ: одни решения принимаются традиционным способом – методом проведения голосования, другие – на основе консенсуса (правила 37,39 III Конференции ООН по морскому праву 1973-1982 гг.) [3 с.326].

Правилами процедуры определяются языки, используемые на конференции. Обычно они делятся на официальные (на которых издаются все официальные решения конференции) и рабочие (на которых ведутся протоколы).

Делегаты конференции как представители государств должны обладать всеми необходимыми возможностями для выполнения своих задач. Поэтому сложилось правило предоставления главам и членам делегаций иммунитетов и привилегий, которые установлены для глав и сотрудников дипломатических представительств.

Руководящих должностных лиц избирают из состава делегаций. К ним относятся: председатель (как правило, представитель государства, на территории которого проходит конференция, или страны-инициатора), заместители председателя, генеральный докладчик; председатель, заместитель председателя и докладчик каждого комитета; председатель редакционного комитета и другие должностные лица. Иногда создается генеральный комитет, который оказывает помощь председателю в общем руководстве работой конференции. Известны случаи, когда конференцию возглавляли несколько председателей.

Работа конференции проходит в виде пленарных заседаний и заседаний комитетов и рабочих групп. Организационно-технические вопросы решаются секретариатом.

Конференция завершается либо принятием согласованного текста международного договора, если таковой была ее цель (нередко принятый договор в тот же день открывается для подписания государствами – участниками конференции), либо одобрением итогового документа в виде заключительного акта (Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе), протокола (Протокол Берлинской (Потсдамской) конференции трех великих держав), декларации и резолюции (например, Тегеранская конференция 1968 г. по правам человека приняла 29 резолюций, содержавших различного рода просьбы, предложения, призывы и рекомендации, обращенные к государствам и межправительственным организациям), которые подписываются главами делегаций, в зависимости от значимости принимаемого документа. Эти акты, как правило, имеют рекомендательный характер, однако известны и такие документы конференции, которые содержат и нормативные положения, обязательные для государств [3 с.328].

Сотрудничество государств в вопросах охраны окружающей среды

Наблюдатели и научный персонал, а также сопровождающий их персонал находятся в Антарктике под юрисдикцией того государства, гражданами которого они являются.

Охрана окружающей среды – одна из тех глобальных проблем человечества, которые не могут быть решены обособленными усилиями государств и неизбежно требуют международного сотрудничества, совместных согласованных действий государств и международных организаций на локальном, региональном и мировом уровнях.

Особенно остро проблема обозначилась во второй половине XX в. в связи с научно-технической революцией, бурным развитием новых технологий, появлением и распространением новых видов вооружений, способных повлечь масштабные вредные последствия или даже уничтожить все живое на Земле. Развитие человеческой цивилизации нередко сопровождается бесконтрольным вмешательством в природные процессы, нарушением экосистем. Возникла опасность экологической катастрофы.

Все это послужило толчком к быстрому развитию правового регулирования охраны природной среды, причем качественный скачок приходится именно на вторую половину столетия. На рубеже XIX-XX вв. появились первые договоры по охране природы. На рубеже XX-XXI вв. существует весьма обширный массив норм международного права по защите природной среды

Выделяются две формы сотрудничества государств по охране окружающей среды – нормативная (договорная) и организационная.

Договорная заключается в разработке и принятии договоров по различным аспектам проблемы.

Организационная форма реализуется в проведении международных конференций на межгосударственном уровне, а также в создании и деятельности международных организаций.

В 1972 г. в Стокгольме состоялась созванная по решению Генеральной Ассамблеи ООН Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды. Основным решением Конференции стала Декларация принципов – своеобразный свод правил, которыми должны руководствоваться государства и организации при осуществлении действий, так или иначе влияющих на природу. Еще одно важное ее решение – рекомендация Генеральной Ассамблее учредить Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП), которая была создана и фактически стала международной организацией [3 с.597].

Как начало качественно нового этапа в развитии сотрудничества по природоохране оценивается Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. в Рио-де-Жанейро, принявшая основополагающие документы: Декларацию Рио об окружающей среде и развитии, которая развивает стокгольмскую Декларацию 1972 г., и Повестку дня XXI века – свод рекомендаций государствам и организациям по обеспечению устойчивого экологического развития в новом столетии.

Проблемой охраны окружающей среды повседневно занимается большое число постоянных структур – международных организаций общей и специальной компетенции, универсальных и региональных, межправительственных и неправительственных.

Ведущая роль принадлежит ООН, и прежде всего двум ее главным органам – Генеральной Ассамблее и ЭКОСОС. В эту сферу вовлечены и некоторые специализированные учреждения ООН. ВОЗ занимается проблемой загрязнения атмосферного воздуха, ИМО – вопросами охраны морской среды, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) – вопросами охраны земель, лесов, вод, флоры и фауны, ИКАО разрабатывает стандарты охраны среды от авиационного шума, ЮНЕСКО осуществляет программы международных научных исследований.

МАГАТЭ наряду с основной деятельностью по обеспечению мирного использования атома выполняет программу защиты человека и окружающей среды от радиации.

Едва ли не единственным специальным механизмом, обладающим признаками международной организации, по координации сотрудничества в сфере охраны окружающей среды является упоминавшаяся ЮНЕП. Она обладает специальной компетенцией, т. е. в отличие от вышеназванных организаций и органов целиком сосредоточена на данной проблеме. В структуру ЮНЕП входят Совет управляющих (главный руководящий орган), Секретариат во главе с директором-исполнителем и Фонд окружающей среды.

Среди неправительственных организаций важнейшее место принадлежит Международному союзу охраны природы и природных ресурсов (МСОП), хотя число неправительственных организаций достаточно велико. Членами МСОП являются государства и общественные организации. Союз разрабатывает международные программы, созывает совещания и конференции, подготавливает проекты конвенций и рекомендаций [3 с.598].

На региональном уровне наиболее заметную роль играют ОБСЕ, Северный Совет, Европейский союз, Европейская экономическая комиссий (ЕЭК) ООН. Обозначилось данное направление и в деятельности СНГ, в рамках которого созданы Межгосударственный экологический совет (МЭС) и Межгосударственный экологический фонд.

В 1994 г. в Мехико учрежден Международный суд экологического арбитража и примирения (Международный экологический суд). Это неправительственный орган, он дает юридические консультации в случае возникновения экологических споров, оказывает содействие примирению спорящих сторон. Вместе с тем по желанию сторон он может выступить в качестве третейского суда. В этом случае стороны выбирают нечетное количество судей, которые образуют коллегию, рассматривают спор по существу и выносят решение, являющееся обязательным. В компетенции суда споры о возмещении вреда в результате трансграничного загрязнения окружающей среды, о выявлении и прекращении экологически вредной деятельности, об использовании и охране природных комплексов, международных пространств и особо охраняемых природных объектов, о защите экологических прав граждан.

Обращаться в суд могут практически все субъекты права: государства, международные правительственные и неправительственные организации, национальные общественные организации, юридические и физические лица [3 с.600].

Список использованной литературы

  1. Глебов И. Н. Международное право. – М: Издательство: Дрофа, 2006 г. – 368 с.
  2. Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право: Учебник. — М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 688 с.
  3. Международное право. Ред. Игнатенко Г. В., Тиунов О. И. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: 2005. – 624 с.
  4. Правоведение: Учебник / Под общей ред. В. А. Козбаненко. — 3-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. — 1072 с.

Еще статьи

Поможем с курсовой, контрольной, дипломной
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь