Право

Виды ответственности государственных служащих

Тип работы: Курсовая работа
Цена: Бесплатно
(Время чтения: 12 - 23 минуты)

User Rating: 0 / 5

Введение

Государство, являясь особой организацией публичной политической власти имеет свои задачи и функции. Эти задачи и функции практически реализуются посредством конкретных действий личного состава, находящегося на службе у государства – государственных служащих. От государственных служащих зависит работа государства.

Государственная служба опосредуется правом. Она является сложным правовым институтом, отдельные стороны которого регулируются правовыми нормами различных отраслей права (конституционного, гражданского, трудового, финансового и др.).

Одним из принципов, на которых основана государственная служба, является принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Этот принцип призван стимулировать добросовестное и правильное выполнение служащими своих служебных обязанностей, невыполнение или ненадлежащее выполнение которых обязательно должно сопровождаться применением мер ответственности.

Государственная служба как правовой институт неоднократно исследовалась в научной и учебной правовой литературе, изданной в 20-90-е годы настоящего столетия. И в настоящее время данная тема широко обсуждается в научных кругах, на страницах монографий, учебных пособий, выходит масса законов и подзаконных нормативных правовых актов. Это связанно с новыми подходами к пониманию государственной службы в Республике Беларусь, а также с реформами, проводящимися в данном направлении. Так, 14 июня 2003 г. был подписан Закон РБ от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь», который привнес определенные особенности в существующие общественные отношения в сфере государственной службы. В отличие от действовавшего ранее Закона РБ «Об основах службы в государственном аппарате» новый законодательный акт по-иному подходит к терминам «государственная служба», «государственная должность» и «государственный служащий», определение которых в настоящее время соответствует иным законодательным актам

Все это определяет актуальность темы данной работы.

Объект исследования: виды ответственности государственных служащих

Цель исследования: определение видов ответственности, к которой привлекаются государственные служащие в случае нарушения ими законодательства.

Методы исследования: анализ юридической литературы и принятых в последние годы нормативно-правовых актов.

1. Понятие и виды государственных служащих

Государственная служба как правовой институт неоднократно исследовалась в научной и учебной правовой литературе, изданной в 20-90-е годы настоящего столетия. Единого мнения среди ученых-юристов относительно понятия, содержания и структуры института государственной службы, к сожалению, не выработано.

В 40-х годах С. С. Студеникин, называя государственно-служебные отношения трудовыми отношениями особого вида и считая государственную службу трудовым отношением, регулируемым трудовым правом, указывал и на административно-правовую характеристику института государственной службы. …

Другой ученый – А. Е. Пашерстник считал, что институт государственной службы относится к институту трудового права. По его мнению, линия разграничения трудового и административного права лежит в плоскости различий между положением государственных служащих в трудовом процессе и в их отношениях к внешней среде («внешней средой» автор называл граждан, учреждения, организации и предприятия).

Система нормативных актов, которые действовали в 20-50-е годы в сфере государственной службы, имела также двойственную (административно-трудовую) правовую природу.

С начала 50-х годов институту государственной службы стало уделяться заметно больше внимания. Исследователи проявили интерес к вопросу об административно-правовом характере института государственной службы и анализировали принципы, основы правового положения советской государственной службы, меры поощрения государственных служащих и их ответственность перед государством.

Правовым институтом государственной службы считалась система правовых норм, устанавливающих определенный порядок в деятельности государственных органов, направленный на организацию и проведение кадровой работы.

Ученые-юристы указывали на двойственный (административно-трудовой) характер института государственной службы. Они особо обращали внимание на такие организационно-правовые вопросы в государственной службе, как аттестация служащих, продвижение по службе, подбор кадров, способы окончания государственной службы[11].

Понятие государственного служащего связано с понятием государственной службы, следует из него. В нормативных актах и литературе отражены различные представления о понятии служащего, что связано с разнообразием социальных функций, выполняемых служащим, и объективно исключает возможность использования одного критерия для определения данного понятия.

Как и всякая служба, государственная служба является особым видом трудовой деятельности. Но в отличие от других видов труда – это работа, осуществляемая за вознаграждение на профессиональной основе работниками государственных органов в целях осуществления задач и функций государства[4 с.110].

Статья 2 Закона Республики Беларусь «О государственной службе» определяет, что «под государственной службой понимается профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов»[1].

По общему правилу результатом труда служащего не является создание материальных ценностей в виде общественных продуктов, выполнения услуг материального характера.

Однако на современном этапе в условиях быстрого развития науки, техники и внедрения их в производство трудно руководствоваться данным критерием.

Государственные служащие в процессе своего труда не создают материальных ценностей, но обеспечивают их создание путем:

а) руководства производственными процессами и производителями материальных ценностей;

б) контроля за этими процессами;

в) определения основных направлений развития науки и техники;

г) осуществления организационных и материально-технических операций;

д) подготовки и переподготовка кадров.

Труд служащего связан с организацией работы различных органов или организаций либо с созданием духовных ценностей, оказанием социальных услуг населению. Служащие обладают особым предметом труда – информацией, которая в то же время выступает средством их воздействия на управляемых (обслуживаемых).

Действия государственного служащего не только в отношениях по поводу его труда, но и в самом процессе труда вызывают определенные правовые последствия либо создают необходимые условия для их возникновения. Следовательно, ошибочно мнение, что служащий в отличие от производственного персонала не участвует в создании материальных ценностей, что его труд непроизводителен. Напротив, многие категории служащих стоят у истоков научно-технического прогресса во всех сферах экономики и оказывают влияние на ее функционирование и развитие.

В основе разграничения рабочих и служащих по материальному содержанию их деятельности могут лежать объекты непосредственного воздействия в процессе труда тех и других[5 с. 163].

Непосредственным объектом воздействия в процессе труда рабочих и колхозников являются объекты природы, а государственных служащих – поведение людей. Таким образом, в основе отграничения служащих от иных категорий работников лежат следующие критерии:

а) правовые последствия трудовой деятельности людей;

б) различные объекты непосредственного действия в процессе труда.

Различия в труде государственных служащих и рабочих имеются и в области организации и регулирования труда. Термин «государственный служащий» применяется в широком и узком смысле. В широком смысле государственным служащим является лицо, занимающее в порядке, установленном правовыми актами, должность в государственном органе или организации.

В узком смысле под государственным служащим понимается гражданин Республики Беларусь, занимающий в порядке, установленном правовыми актами, должность в государственном органе.

14 июня 2003 г. был подписан Закон РБ от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь», который привнес определенные особенности в существующие общественные отношения в сфере государственной службы. В отличие от действовавшего ранее Закона РБ «Об основах службы в государственном аппарате» новый законодательный акт по-иному подходит к терминам «государственная служба», «государственная должность» и «государственный служащий», определение которых в настоящее время соответствует иным законодательным актам, и прежде всего Гражданскому и Трудовому кодексам Республики Беларусь.

Государственный служащий ныне должен соответствовать следующим критериям:

1) быть гражданином Республики Беларусь;

2) иметь соответствующие полномочия;

3) выполнять служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования;

4) занимать в установленном законодательством порядке государственную должность, которая предусмотрена Конституцией РБ, Законом о госслужбе или иными законодательными актами, либо должность, учрежденную в установленном порядке как штатная единица государственного органа, осуществляющего государственно-властные полномочия в определенной сфере государственной деятельности[8].

В квалификационные требования к служащим, занимающим государственные должности, включаются требования к уровню профессионального образования с учетом группы специализации государственных должностей; стажу и опыту работы по специальности; уровню знаний законодательства применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

Следовательно, государственными служащими являются граждане, работающие в государственном аппарате, занимающие в нем должности по назначению, выборам или в ином установленном законом порядке, наделенные соответствующими должностными полномочиями, действующие по поручению государства в целях практического осуществления его задач и функций, получающие определенную оплату за свой труд.

При классификации служащих используются различные критерии: по характеру выполняемой ими работы; по органам, где они работают; по характеру их должностных функций; по масштабу деятельности органов, в которых они работают; по характеру их полномочий.

По характеру выполняемой работы служащих подразделяют на служащих государственных органов, осуществляющих задачи и функции государства; служащих государственных предприятий, учреждений, организаций.

По органам, где служащие работают, их подразделяют на служащих представительных органов, служащих исполнительных органов, служащих судебных органов, служащих Аппарата Президента Республики Беларусь.

Наиболее существенное теоретическое и практическое значение имеет классификация государственных служащих:

а) по роли в реализации функций управления;

б) по признаку обладания полномочиями распорядительного (государственно-властного характера).

По первому критерию служащих подразделяют на два вида:

а) руководители;

б) специалисты (основной состав), технические исполнители.

К руководителям относятся служащие, которые определяют цели деятельности, принимают решения, подбирают и расстанавливают кадры, координируют деятельность различных звеньев аппарата управления и отдельных работников, организуют контроль за выполнением решений, ходом производственного процесса, мобилизуют коллективы на достижение высоких конечных результатов.

Функциональные работники (специалисты) наделены полномочиями по осуществлению функций, связанных с подготовкой тех или иных управленческих решений, требующих специальных знаний или выполнения профессиональной деятельности[5 с.165.].

По признаку обладания полномочиями распорядительного (государственно-властного) характера служащих подразделяют на два вида:

а) служащие, имеющие государственно-властные полномочия;

б) служащие, не имеющие таковых полномочий.

В зависимости от особенностей полномочий среди этого вида служащих различают должностных лиц и представителей власти.

Должностными лицами называются служащие, имеющие право совершать служебные юридически значимые действия властного характера, т.е. действия, влекущие правовые последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

Должностные лица издают правовые акты (приказы, распоряжения и т.п.), совершают регистрационные действия, ведают денежными и материальными средствами и др.

Объем и характер государственно-властных полномочий должностных лиц неодинаковы. Наиболее широкими полномочиями наделены руководители государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

Особую категорию должностных лиц составляют представители административной (исполнительной) власти. К ним относятся должностные лица, наделенные правом в пределах своей компетенции предъявлять юридически властные требования (давать обязательные для исполнения предписания, указания, распоряжения, принимать решения) от имени государства, обязательные для исполнения гражданами, не находящимися в их служебном подчинении, должностными лицами или органами, организациями независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности. В случае необходимости они могут применять меры административного принуждения.

К служащим, которые выполняют функции по охране правопорядка и законности, относятся сотрудники милиции, следователи, прокуроры, судьи, представители различных контрольно-надзорных служб (пожарного надзора, санитарно-эпидемиологического надзора и др.).

Из числа работников аппарата управления представителями власти являются члены правительства, исполкомов, местных Советов.

Характер служебных взаимоотношений между государственными служащими является основанием для классификации служащих на начальников и подчиненных.

Данная классификация имеет важное значение для Вооруженных Сил Республики Беларусь, органов государственной безопасности, внутренних дел, организация и деятельность которых основывается на принципах единоначалия и особой дисциплины.

1.1 Основы административно-правового статуса государственных служащих

Государственный служащий имеет определенное правовое положение (правовой статус). Для него определены особые условия поступления на государственную службу, прохождение и прекращение службы. Государственный служащий реализует предоставленные ему полномочия и функции как внутри государственной администрации, так и по отношению к внешним субъектам права (гражданам, другим организациям и т. д.). Став государственным служащим, гражданин включается в сложный организм, который можно представить в виде конструкции, состоящей из четырех элементов:

1) занимаемая государственная должность;

2) наличие конкретного квалификационного разряда;

3) вхождение в установленный штат государственных служащих;

4) особое место, определяемое конкретными должностными обязанностями и устанавливающее наименование этого государственного служащего – руководитель, должностное лицо, представитель власти и т. д.[11 с.34].

Таким образом, все государственные служащие являются субъектами права, обладают правовым статусом, включающим ряд элементов – совокупность прав и свобод, обязанности, поощрения и гарантии, ответственность. Данные элементы органически связаны между собой, поскольку только в совокупности они образуют статус служащего.

Законодательство о службе в государственном аппарате состоит из Конституции Республики Беларусь, Закона от 14 июня 2003 г. N 204-З . «О государственной службе в Республике Беларусь». В данном случае речь идет об общих основах правового положения государственных служащих.

Кроме общеправового статуса государственные служащие обладают служебным, административно-правовым статусом. Возложение на служащих должностных обязанностей и наделение их соответствующими правами производятся в целях успешного осуществления функций в соответствии с занимаемой должностью.

На государственного служащего возлагаются следующие основные обязанности:

1 выполнять функциональные обязанности в пределах полномочий, предоставленных им актами законодательства Республики Беларусь;

2 исполнять действующие законы и подзаконные акты;

3 выполнять приказы и распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции; соблюдать установленный в государственном органе служебный регламент;

4 сохранять государственную и иную охраняемую законом тайну, в том числе и после прекращения службы в государственном аппарате;

5 сохранять в тайне получаемые при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них предоставления такой информации, за исключением случаев, предусмотренных законом;

6 поддерживать квалификацию, достаточную для эффективного исполнения служебных обязанностей;

7 соблюдать нормы служебной этики и др.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь служащие государственного аппарата имеют право:

1 требовать от должностного лица, наделенного правом приема и увольнения служащего государственного аппарата, письменного закрепления своих служебных обязанностей и создания надлежащих условий для их исполнения;

2 запрашивать и получать в установленном порядке от государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций информацию, необходимую для исполнения служебных обязанностей;

3 претендовать на повышение в должности или увеличение размера заработной платы с учетом квалификации и отношения к исполнению служебных обязанностей;

4 на обеспечение гарантий государственного социального страхования;

5 знакомиться со своим личным делом и другими материалами перед внесением их в личное дело, а также требовать приобщения к нему своих объяснений;

6 защищать свои права и законные интересы в соответствующих государственных органах или суде;

7 объединяться в профессиональные союзы;

8 на отставку в установленном законодательством порядке.

Специальные обязанности и права государственных служащих являются производными от правового положения органа, в котором они состоят на службе, от занимаемой служащим государственной должности. Служащий выполняет обязанности и пользуется правами в пределах своей компетенции по занимаемой должности. Специальные обязанности и права предусматриваются в законах, подзаконных актах (уставах, положениях, должностных инструкциях и других нормативно-правовых актах)[5 с.34].

Вместе с тем законодательство предусматривает некоторые ограничения для служащих, вызванные интересами службы. Государственный служащий не вправе:

1 принимать участие в забастовках;

2 выполнять имеющие отношение к службе в государственном аппарате указания и поручения политических партий, общественных объединений и субъектов хозяйствования;

3 заниматься предпринимательской деятельностью лично или через посредников, а также быть поверенным у третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, в котором он находится на службе;

4 принимать вознаграждения, пользоваться услугами и льготами в личных целях за оказание гражданам и юридическим лицам любого содействия с использованием своего служебного положения;

5 самостоятельно или через посредников принимать участие в управлении субъектами хозяйствования, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

6 выполнять иную оплачиваемую работу на условиях штатного совместительства и др.

При исполнении служебных обязанностей государственный служащий находится под защитой государства. Никто, кроме уполномоченных на то должностных лиц, не вправе вмешиваться в его деятельность.

Государственным служащим гарантируются:

1 заработная плата, обеспечивающая достаточные материальные условия для независимого исполнения служебных обязанностей;

2 переподготовка и повышение квалификации;

3 ежегодный оплачиваемый отпуск;

4 медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, государственное страхование и другие социальные права, предусмотренные законодательством о труде, положением о службе в той или иной разновидности государственной службы.

2. Ответственность государственных служащих.

Традиционно в правовой науке под юридической ответственностью понимается обязанность лица, нарушившего норму права, ответить перед обществом и государством, и претерпеть те неблагоприятные последствия, которые содержатся в санкциях правовых норм. Основанием юридической ответственности является правонарушение, которое определяет ее вид административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную, дисциплинарную.

Ученые-юристы (Ю.И.Еременко, С.А.Авакьян, Б.М.Лазарев, М.И.Пискотин) выделяют особый вид ответственности государственных служащих – конституционную; Д.Н.Бахрах – политическую ответственность, так как государственные служащие за грубые нарушения своих обязанностей отрешаются от должности, отправляются в отставку или им может быть выражено недоверие[6].

Неукоснительное соблюдение, укрепление государственной дисциплины на порученном участке работы – одна из основных обязанностей служащих. За невыполнение этой обязанности они могут привлекаться к соответствующей ответственности: дисциплинарной, административной, материальной, уголовной[5 с.177].

Под юридической ответственностью государственных служащих понимаются меры принудительного характера, которые предусматриваются законом и другими нормативными правовыми актами в качестве реакции государства на совершение государственным служащим правонарушения (см. Приложение, рис.1).

Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь» в ст. 56 предусматривает, что государственные служащие за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них служебных обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение трудовой и исполнительской дисциплины, а равно за несоблюдение установленных законом ограничений, связанных с государственной службой, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством. Ответственность выражается в применении к государственным служащим мер наказания, взысканий, предусмотренных законодательством за виновное совершение ими правонарушения.

2.1 Уголовная ответственность государственных служащих

Как и граждане РБ, государственные служащие, виновные в совершении конкретного преступления, могут быть подвергнуты уголовному наказанию по приговору суда. В тоже время государственные служащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию за деяния, совершенными ими как должностными лицами, если нарушение ими служебных обязанностей является уголовно наказуемым. При этом речь идет и о деяниях, которые могут совершать и недолжностные лица. Однако должностные лица за те же самые деяния подлежат более строгому уголовному наказанию.

В УК РБ имеется ряд составов преступлений, субъектами которых являются только государственные служащие. К ним, в частности, относятся:

1 злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст. 424 УК РБ);

2 превышение власти или служебных полномочий (ст. 426 УК РБ);

3 присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ);

4 незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 429 УК РБ);

5 получение взятки (ст. 430 УК РБ);

6 дача взятки (ст. 431 УК РБ);

7 подлог проспекта эмиссии ценных бумаг. (ст. 227 УК РБ);

8 служебная халатность (ст. 428 УК РБ);

9 отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 204 УК РБ);

10 воспрепятствование законной деятельности общественных объединений (ст. 194 УК РБ);

11 воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них. (ст. 196 УК РБ);

12 воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 232 УК РБ);

13 преследование граждан за критику. (197 УК РБ);

14 нарушение законодательства о труде. (199 УК РБ);

2.2 Административная ответственность государственных служащих

Основанием для административной ответственности является административный проступок. К ней привлекаются служащие, чаще всего должностные лица, за нарушение общеобязательных правил, предусмотренных КАП Республики Беларусь и другими актами, с административными санкциями, если их соблюдение вменено им в обязанность. Таким образом, основанием для административной ответственности служащих выступает деяние, которое одновременно расценивается и как административный, и как дисциплинарный проступок.

Административная ответственность государственных служащих – это меры воздействия в порядке служебного подчинения за нарушения правил государственной службы, не преследуемая в уголовном порядке. Из установленных видов административных наказаний к должностным лицам могут применяться лишь два – предупреждение и штраф.

Административную ответственность следует отличать от дисциплинарной ответственности, которая наступает за совершение лицом административного проступка, состоящего в нарушении установленных полномочными органами государственного управления общеобязательных правил поведения (правил дорожного движения, противопожарных правил, правил по технике безопасности и т.п.). Административная ответственность (обычно в виде штрафа) применяется органами или должностными лицами, с которыми нарушитель не связан отношениями подчиненности по работе и службе (например, органами милиции, судьями, государственными инспекторами по охране труда, инспекторами государственной противопожарной службы, главными санитарными врачами и др.).

В отдельных случаях правонарушение может содержать одновременно признаки как дисциплинарного, так и административного проступка и влечет, соответственно, два вида ответственности.

Нарушение должностным лицом правил по охране труда и законодательства о труде может вызвать применение к нему мер со стороны руководителя государственного органа (дисциплинарная ответственность) и наложение денежного штрафа государственными инспекторами по охране труда (административная ответственность).

2.3 Дисциплинарная ответственность государственных служащих

Основным видом ответственности государственных служащих является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного проступка), поскольку соблюдение служебной (трудовой) дисциплины и укрепление государственной дисциплины относятся к важнейшим обязанностям служащего[10 с.74].

Дисциплинарная ответственность государственного служащего заключается в наложении руководителем государственного органа или уполномоченным лицом на государственных служащих, совершивших должностные проступки, установленных законом дисциплинарных взысканий. Дисциплинарная ответственность применяется к государственным служащим за должностной проступок, т.е. виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него служебных обязанностей.

Должностной проступок состоит из следующих элементов:

1 субъект должностного проступка – конкретный государственный служащий;

2 субъективная сторона состава – отношение государственного служащего к совершенному им деянию в виде вины;

3 объект состава – интересы государства, права, обязанности, интересы государственного органа, руководителя, служебные правила и т.д.;

4 объективная сторона состава – конкретные действия (бездействие), нарушающие правила, интересы, права, обязанности. Объективную сторону составляют также время, место, обстановка, средства должностного проступка.

Условием дисциплинарной ответственности является противоправность действий (бездействия) служащего государственного аппарата. Противоправными являются действия (бездействие), которые не соответствуют законам, иным нормативным правовым актам, в том числе определяющим служебные обязанности государственного служащего (должностные инструкции, положения и др.). Отсутствие противозаконности является основанием для непризнания неисполнения и ненадлежащего исполнения служащим государственного аппарата своих обязанностей должностным проступком и лишает права применить за такого рода деяния меры дисциплинарной ответственности.

В настоящее время отсутствует специальный нормативный акт о дисциплинарной ответственности государственных служащих. Общие положения о дисциплинарной ответственности государственных служащих содержатся в Законе о государственной службе. Вместе с тем в отдельных отраслях и сферах государственной деятельности действуют уставы и положения о дисциплине отдельных категорий государственных служащих, например в судах, органах прокуратуры, таможенных органах и др.[7 ].

Статьей 57 Закона о государственной службе установлено, что к государственным служащим за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей могут применяться следующие дисциплинарные взыскания:

1 замечание;

2 выговор;

3 предупреждение о неполном служебном соответствии;

4 понижение в классе государственного служащего на срок до шести месяцев;

5 увольнение с занимаемой должности в соответствии с законом о государственной службе, законодательством о труде и иными законодательными актами.

К государственным служащим могут применяться и иные меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные законодательством.

На государственных служащих распространяется общий порядок наложения, снятия и обжалования дисциплинарных взысканий, установленный трудовым законодательством. Следовательно, при применении дисциплинарных взысканий к государственным служащим и их обжаловании необходимо руководствоваться ст. 197–204 Трудового кодекса Республики Беларусь. Об этом указано в ч. 4 ст. 57 Закона о государственной службе: порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий, органы, руководители, правомочные применять дисциплинарные взыскания, порядок обжалования, снятия и погашения дисциплинарных взысканий определяются законодательством о труде и иными актами законодательства.

Следует отметить, что в дисциплинарном производстве (в отличие от других видов юридической ответственности) отсутствует перечень нарушений, которые являются дисциплинарным проступком и могут влечь применение дисциплинарных взысканий. Как указывает В.М. Манохин, такой перечень составить практически невозможно из-за большого разнообразия проступков и различных условий. Должностным проступком служащего государственного аппарата являются любые действия или бездействие, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением им должностных обязанностей. Они могут выражаться в умышленном нарушении правил служебного распорядка, должностных инструкций, приказа руководителя, правил работы со служебной информацией, отказе участвовать в служебных мероприятиях, отказе от служебной командировки и т.д. [7 ].

При решении вопроса о привлечении государственного служащего к дисциплинарной ответственности следует руководствоваться Законом о государственной службе. Злоупотребление правами, как и неисполнение обязанностей, несоблюдение правоограничений, в любом случае является должностным проступком и может влечь дисциплинарную ответственность. Это общие права, обязанности и правоограничения. Каждому государственному служащему устанавливаются конкретные права и обязанности в должностных инструкциях. Неисполнение обязанностей, содержащихся в должностной инструкции, также является должностным проступком.

Право привлечения к дисциплинарной ответственности предоставлено органу или руководителю органа, имеющему право принимать (назначать) государственного служащего на государственную должность. Закон не требует применения мер дисциплинарных взысканий в той последовательности, в которой они названы в законе[7 ].

Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. №29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» с последующими изменениями и дополнениями предусмотрено, что меры дисциплинарной ответственности, установленные законодательством, применяются уполномоченными должностными лицами и органами в пределах их компетенции самостоятельно или по предложению:

1 Совета Министров Республики Беларусь – в отношении работников республиканских органов государственного управления, государственных организаций, за исключением руководителей организаций, непосредственно подведомственных Президенту Республики Беларусь, должностных лиц, им назначаемых, а также должностных лиц высших органов законодательной и судебной власти;

2 Администрации Президента Республики Беларусь;

3 Комитета государственного контроля и его территориальных органов – в отношении лиц, деятельность которых проверяется этим Комитетом (его органами) в пределах полномочий, установленных законодательством Республики Беларусь;

4 отраслевых республиканских органов государственного управления – в отношении работников нижестоящих органов управления соответствующей отрасли (по согласованию с соответствующими местными органами исполнительной власти), а также руководителей подведомственных организаций;

5 областных (Минского городского) и районных исполнительных комитетов – в отношении работников организаций соответственно районного и областного подчинения.

Наиболее серьезными должностными проступками являются те, которые приводят к нарушению или неисполнению законов, указов Президента и решений судов. Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 установлено, что неисполнение Конституции Республики Беларусь, решений Президента Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь и судебных постановлений при осуществлении должностных обязанностей считается грубым нарушением трудовых обязанностей[7].

Закон о государственной службе установил правило, согласно которому государственный служащий несет ответственность за неправомерность своих действий. В случае сомнения в правомерности полученных для исполнения приказа, распоряжения государственный служащий должен незамедлительно сообщить об этом в письменной форме своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему приказ, распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший приказ, распоряжение, в письменной форме подтверждает указанные приказ, распоряжение, государственный служащий обязан их исполнить, за исключением случаев, когда их исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием. Ответственность за последствия исполнения государственным служащим неправомерных приказа, распоряжения несет подтвердивший эти приказ, распоряжение руководитель (ст. 58 Закона о государственной службе).

Заключение

Как и всякая служба, государственная служба является особым видом трудовой деятельности. Но в отличие от других видов труда – это работа, осуществляемая за вознаграждение на профессиональной основе работниками государственных органов в целях осуществления задач и функций государства.

Понятие государственного служащего связано с понятием государственной службы, следует из него. В нормативных актах и литературе отражены различные представления о понятии служащего, что связано с разнообразием социальных функций, выполняемых служащим, и объективно исключает возможность использования одного критерия для определения данного понятия.

Действия государственного служащего не только в отношениях по поводу его труда, но и в самом процессе труда вызывают определенные правовые последствия либо создают необходимые условия для их возникновения. Все государственные служащие являются субъектами права, обладают правовым статусом, включающим ряд элементов – совокупность прав и свобод, обязанности, поощрения и гарантии, ответственность.

Неукоснительное соблюдение, укрепление государственной дисциплины на порученном участке работы – одна из основных обязанностей служащих. За невыполнение этой обязанности они могут привлекаться к соответствующей ответственности: дисциплинарной, административной, материальной, уголовной

Ответственность государственных служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. Государственные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.

Государственные служащие, виновные в совершении конкретного преступления, могут быть подвергнуты уголовному наказанию по приговору суда. В тоже время государственные служащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию за деяния, совершенными ими как должностными лицами, если нарушение ими служебных обязанностей является уголовно наказуемым. При этом речь идет и о деяниях, которые могут совершать и недолжностные лица. Однако должностные лица за те же самые деяния подлежат более строгому уголовному наказанию.

Основанием для административной ответственности служащих выступает деяние, которое одновременно расценивается и как административный, и как дисциплинарный проступок.

Административная ответственность государственных служащих – это меры воздействия в порядке служебного подчинения за нарушения правил государственной службы, не преследуемая в уголовном порядке.

Основным видом ответственности государственных служащих является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного проступка), поскольку соблюдение служебной (трудовой) дисциплины и укрепление государственной дисциплины относятся к важнейшим обязанностям служащего.

Список использованной литературы

  1. Закон Республики Беларусь 14 июня 2003 г. N 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь».// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 19 июня 2003 г. N 2/953
  2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь 7 октября 2003 г. № 1271 «Об утверждении положения о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь»//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 174, 5/16701
  3. Декрет Президента Республики Беларусь 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 100, 1/4003
  4. Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник для вузов. М., 1996. – 355 с.
  5. Гавриленко Д.А. Административное право: Учеб. пособие / Д.А. Гавриленко, С.Д. Гавриленко; Под ред. д-ра юрид. наук, проф. Д.А. Гавриленко. – Мн.: Амалфея, 2002. – 416 с.
  6. Дедков Т.А. Юридическая ответственность государственных служащих г. Томск, Томский государственный университет.
  7. Кеник К.И. Дисциплинарная ответственность государственных служащих // Отдел кадров – 2004 – № 1 – С.14-18
  8. Лемак И. Особенности правового положения государственных служащих в свете нового Закона РБ «О государственной службе в Республике Беларусь» // Главный бухгалтер – 2004 – №2. – С.5-12
  9. Макарова Н.И. К вопросу о правовом статусе государственного служащего/Вестник Омского университета, 1998, Вып. 1. С. 85-87.
  10. Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. II: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. – М.: Издательство НОРМА, 2002. – 600 с.
  11. Старилов, Ю. Н.К вопросу и публично-правовом характере института государственной службы//Правоведение. -1997. – № 1. – С. 17 – 33
  12. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс.- М.: 2001. – 652 с.