Виды административных взысканий
- Тип работы: Курсовая работа
- Цена: Бесплатно
Введение
Ответственность в философско-теоретическом смысле – понятие весьма широкое, многоплановое, многообъемное и, что особенно важно, фундаментальное. Это особый вид социальной связи элементов общества и один из важнейших институтов организации общественной жизни. Как особый вид социальной связи ответственность представляет собой специфическое общественное отношение, которое имеет сложный комплексный характер.
Отношение ответственности формируется на основе последовательного взаимодействия трех составных частей, в единстве которых только и можно понять его специфику. К этим трем частям можно отнести:
а) сознание долга, сформированного на основе норм морали и права, и соответствующее поведение индивидов, а также коллективов;
б) оценку поведения и его социально значимых последствий специальными органами и средствами государства, всей политической системой, самой личностью в соответствии с нормативно закрепленными критериями;
в) наложение взысканий (мер воздействия) от имени государства, общества, коллектива за отклонения от норм поведения.
Только единство этих трех составных частей может породить феномен ответственности как особого метода социальной связи и воздействия общества на его граждан.
Под административной ответственностью понимается такая разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной, материальной), которая выражается в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административно-правовых санкций (административных взысканий) к лицам, совершившим административные правонарушения.
Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Исключения, подтверждающие данное правило, могут предусматриваться законодательством. Так, некоторые правонарушения имеют сложный правовой характер, являясь одновременно дисциплинарными и административными. В литературе они называются административно-дисциплинарными правонарушениями. О них нельзя говорить как об административных в "чистом" виде, хотя административная ответственность и в этих случаях наступает как за административное правонарушение.
Административное взыскание – реакция на совершение административного правонарушения.
Все виды административных взысканий тесно связаны между собой и образуют единую систему, и их объединяет общая цель: защита правопорядка, воздействие на лиц, совершивших административные нарушения, предупреждение совершения новых нарушений. По содержанию каждое взыскание является карой, мерой ответственности, назначаемой за административные деликты, применение любого из них означает наступление административной ответственности, влечет неблагоприятные юридические последствия.
I. Административные взыскания в системе юридической отвественности
Ответственность – многоплановое и сложное социальное явление. Она включает в себя, во-первых, осознание своего долга, сформулированного в социальных нормах, и сообразное с этим поведение; во-вторых, оценку поведения и его социально-значимых последствий, и, в третьих, наложение взысканий от имени государства общественной организации за поведение, отклоняющееся от нормы, и компенсацию ущерба, причиненного неправильным поведением.
Классификация социальной ответственности зависит от сферы социальной деятельности, в связи с чем выделяют политическую, моральную, общественную, юридическую ответственность и т. д.
Юридическая ответственность неразрывно связана с государством, нормами права, обязанностью и противоправным поведением граждан и их объединений.
Юридическая ответственность – это применение к виновному лицу мер государственного принуждения за совершенное правонарушение. Юридическую ответственность несут и субъекты, и объекты управления, она носит государственно-принудительный характер. Нормы административного права предусматривают разнообразные виды юридической ответственности: дисциплинарную, административную, материальную. С учетом этого нужно различать понятия «ответственность по административному праву» и «административную ответственность» (второе понятие значительно уже).
Под административной ответственностью понимается такая разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной, материальной), которая выражается в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административно-правовых санкций (административных взысканий) к лицам, совершившим административные правонарушения.
В этом своем качестве административная ответственность сохраняет все основные признаки общего понятия юридической ответственности: общественное или государственное осуждение (порицание) виновного поведения правонарушителя, выражающееся в наступлении для него отрицательных последствий (в виде санкций – штрафа, исправительных работ, лишения специального права и т. д.) 8 с. 98].
Административная ответственность — вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще.
В то же время в законодательстве общие признаки юридической ответственности специфически преломляются применительно к административной ответственности, а также закрепляются признаки, характерные именно для данного вида ответственности 3 с.269].
С другой стороны, административная ответственность является составной частью административного принуждения и обладает всеми его качествами (внесудебные процессуальные формы осуществления, в рамках внеслужебного подчинения и др.).
Административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Можно назвать такие ее специфические черты:
административная ответственность имеет собственную нормативную базу;
основанием административной ответственности является также административное правонарушение (уголовной – преступление, дисциплинарной – дисциплинарный проступок, материальной – причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт). Административные проступки менее вредны, чем преступления. За административные правонарушения предусмотрены административные взыскания (за преступления – уголовные наказания, за дисциплинарные проступки-дисциплинарные взыскания, материальная ответственность выражается в имущественных санкциях);
административная ответственность устанавливается или законами, подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях (уголовная ответственность устанавливается только законами, дисциплинарная – законодательством о труде, а также различными законами и подзаконными актами, материальная ответственность – законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях – нормами административного права).
В установлении административной ответственности имеется еще одна существенная особенность, не известная другим видам юридической ответственности. Состоит эта особенность в том, что участие в установлении административной ответственности по некоторым видам правонарушений принимают местные Советы депутатов и исполкомы.
К административной ответственности привлекают множество органов (должностных лиц), которым такое право предоставлено законодательством, все они являются субъектом функциональной власти, реализуя которую, налагают административные взыскания на виновных.
Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования.
Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы.
Административные нормы детально регулируют порядок привлечения к административной ответственности.
Осуществление административной ответственности протекает в рамках административно-процессуальных отношений, их участники наделены определенными административно-процессуальными субъективными правами и обязанностями, соблюдение и надлежащее исполнение которых гарантируется законом 8 с. 99].
II. Понятие и система административных взысканий
В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, как применение взыскания к правонарушителю. При этом наказание – общеправовая категория, присутствующая и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в административном штрафе, и в лишении свободы, назначенном по приговору суда, и во взыскании гражданско-правовой неустойки.
Административное взыскание – мера ответственности за административное правонарушение, один из видов карательных санкции.
Административные взыскания применяются в целях:
а) воспитания лица, совершившего правонарушение, совершившего административное правонарушение;
б) предупреждения совершения им новых правонарушений;
в) предупреждения совершения правонарушений другими лицами;
г) восстановления справедливости и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь. (Статья 6.1) 1 с. 279].
Административные взыскания налагаются компетентными органами и должностными лицами путем издания специальных индивидуальных актов. Они защищают правопорядок косвенно, не могут непосредственно обеспечить выполнение обязанности, но, возлагая дополнительные, «штрафные» обязанности, ущемляя правовую сферу лица, они тем самым побуждают его в дальнейшем не нарушать закон, стимулируют будущее поведение.
Взыскания отличаются от иных средств административного принуждения тем, что обычно их применение создает для нарушителей «состояние наказанности», которое существует в течение установленного законом срока и является одним из элементов исправительно-воспитательного взыскания на них.
Взыскания могут быть разовыми, единовременными (конфискация, предупреждение, штраф) и длящимися, растянутыми во времени (арест, лишение прав, исправительные работы). Период отбывания длящегося наказания целесообразно использовать для воспитательного воздействия на правонарушителя. Фактически это уже делается: арестованные за мелкое хулиганство используются на физических работах, в спецприемниках им читают лекции, ведут с ними индивидуальные беседы; лица, лишенные водительских прав на срок 12 и более месяцев, для получения водительских прав вновь должны сдать экзамены и т. д 4 с.294].
Административные взыскания отличаются от иных мер административного принуждения – мер пресечения и административно-предупредительных мер – способом обеспечения правопорядка, нормативными различиями регламентации, целями, фактическими основаниями, правовыми основаниями, правовыми воздействиями и процессуальными особенностями их применения.
Административные взыскания выражаются, как правило, либо в моральном, либо в материальном воздействии на правонарушителя.
Некоторые административные взыскания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав, исправительные работы и др.).
В законе перечень взысканий дан в строго определенном порядке: от менее суровых к более суровым, т. е. закон содержит «лестницу наказаний». Эта «лестница» нужна и для тех, кто издает нормы права, и для тех, кто их применяет. В частности, велико ее значение в том случае, когда нормы содержат альтернативные санкции.
В ст. 6.2 КоАП 1]. закреплены следующие виды административных взысканий:
1. предупреждение;
2. штраф;
3. исправительные работы;
4. административный арест;
5. лишение специального права;
6. лишение права заниматься определенной деятельностью;
7. конфискация;
8. депортация;
9. взыскание стоимости предмета административного правонарушения.
Все названные виды взысканий тесно связаны между собой и образуют единую систему. Их прежде всего объединяет обща цель – защита правопорядка, воздействие на лиц, совершивших административные правонарушения, предупреждение совершения иных нарушений.
Государственно-принудительной характер этих мер выражается в том, что посредством административных взысканий государство заставляет нарушителя претерпевать определенные ограничения его личных или имущественных прав независимо от того, желает он этого или нет.
В применении данных санкций реализуются властные полномочия компетентных государственных органов, их должностных лиц. Вид и объем ограничений, составляющих содержание административных взысканий, определяется полномочными органами государства, их должностными лицами с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины и имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.
Административные взыскания являются карательными, «штрафными» санкциями. Как правило, они состоят в лишении или ограничёний прав, благ. За совершенный проступок (деликт) деликвент (правонарушитель) либо лишается какого-то субъективного права (права управления транспортным средством, лицензии и др.), либо на него возлагаются специальные «штрафные» обязанности.
Кара – это «правовой урон», причиненный привлеченному к ответственности. Административное взыскание причиняет ему определенные страдания, лишения. Однако кара не является самоцелью, она – необходимое средство воспитания, предупреждения правонарушений. Взыскание предупреждает новые правонарушения со стороны виновного (частная превенция) и правонарушения других лиц (общая превенция) 5 с. 281].
Взыскания отличаются от иных средств административного принуждения тем, что обычно их применение создает для правонарушителей «состояние наказанности, которое существует в течение установленного законом срока и является одним из элементов исправительно-воспитательного воздействия на них.
Взыскания могут быть разовыми, единовременными (конфискация, предупреждение, штраф) и длящимися, растянутыми во времени (административный арест, лишение специального права, исправительные работы). Период отбывания длящегося наказания целесообразно использовать для воспитательного воздействия на правонарушителя.
Согласно действующему законодательству административные взыскания в качестве санкций устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь и актами местных органов представительной и исполнительной власти.
К основным видам взысканий, которые устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь, относятся:
- возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
- конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
- лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты);
- взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихся непосредственными объектами административного правонарушения;
- исправительные работы;
- административный арест;
- административное выдворение за пределы Республики Беларусь иностранного гражданина или лица без гражданства.
Таким образом, под административным взысканием понимается мера государственного принуждения, применяемая полномочными органами государственного управления (исполнительной власти), их должностными лицами, судами (судьями) к лицам, виновным в совершении административного проступка, в целях наказания, воспитания нарушителя, предупреждения совершения им новых правонарушений 5 с. 282].
II. Виды административных взысканий
Предупреждение представляет собой специально выраженную отрицательную оттенку поведения нарушителя со стороны государства. Оно применяется к лицам, впервые совершившим малозначительные правонарушения.
Предупреждение считается только тогда взысканием, когда оно каким-либо способом зафиксировано.
Предупреждение состоит в письменном предостережении физического лица о недопустимости противоправного поведения. (Статья 6.4. КоАП) 1].
В большинстве случаев такое оформление происходит путем издания соответствующего постановления органом, рассматривающим дело об административном правонарушении. В предусмотренных законодательством случаях предупреждение оформляется иным способом (отметкой в талоне предупреждений к водительскому удостоверению).
Предупреждение влечет за собой те же юридические последствия, что и все другие основные административные взыскания, в частности, оно может иметь значение для определения правонарушения повторным, влекущим соответствующие последствия.
Штраф – денежное взыскание, налагаемое за административное правонарушение в случаях и пределах, установленных законодательством.
Штраф является наиболее распространенным взысканием, предусмотренным почти за все виды административных правонарушений. Это объясняется возможностью его оперативного и гибкого использования в качестве средства воздействия на материальные интересы нарушителя 5 с. 283].
Размеры штрафов и способы их установления, особенно в последние годы, достаточно подвижны.
Нормы административного права предусматривают штрафы в двух формах с указанием пределов штрафа (относительно определенная санкция) и с точным указанием размера штрафа (абсолютно определенная санкция). В большинстве случаев нормативные акты устанавливают относительно определенные штрафные санкции, что позволяет индивидуализировать наказание в зависимости от тяжести административного проступка и личности правонарушителя.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь штраф является денежным взысканием, размер которого определяется исходя из базовой величины, установленной законодательством Республики Беларусь на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, а в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса об административных правонарушениях, – в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки, либо в эквиваленте к иностранной валюте.
Минимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может быть менее одной десятой базовой величины. Минимальный размер штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может быть менее двух базовых величин, а на юридическое лицо – менее десяти базовых величин.
Максимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может превышать пятидесяти базовых величин. Максимальный размер штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может превышать двухсот базовых величин, а на юридическое лицо – тысячи базовых величин при исчислении штрафа в базовых величинах. Штраф за нарушение законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления, налагаемый на физическое лицо, может быть установлен с превышением указанного размера, но не может превышать пятисот базовых величин.
Максимальный размер штрафа, исчисляемого в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо доходу, полученному в результате сделки, не может превышать двукратный размер стоимости (суммы) соответствующего предмета, суммы ущерба, сделки либо дохода, полученного в результате сделки. Штраф за правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, против порядка использования топливно-энергетических ресурсов может быть установлен с превышением указанного размера, но не может превышать десятикратный размер стоимости (суммы) соответствующего предмета, суммы ущерба, сделки либо дохода, полученного в результате сделки. (Статья 6.5.КоАП) 1].
Исправительные работы устанавливаются на срок от одного до двух месяцев и отбываются по месту работы физического лица, освобожденного от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности в порядке, предусмотренном статьей 86 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Из заработка физического лица, которому назначены исправительные работы, производится удержание в доход государства в размере двадцати процентов.
Исправительные работы не могут быть назначены беременным женщинам, инвалидам I и II группы, лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, женщинам в возрасте старше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте старше шестидесяти лет, а также другим лицам, указанным в части второй статьи 4.6 и части первой статьи 4.7 Кодекса об административных правонарушениях. (Статья 6.6 КоАП) 1].
Административный арест состоит в содержании физического лица в условиях изоляции в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий, и устанавливается на срок до пятнадцати суток.
Административный арест не может применяться к беременным женщинам, инвалидам I и II группы, женщинам и одиноким мужчинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, к лицам, имеющим на иждивении инвалидов I группы, к лицам, осуществляющим уход за престарелыми, достигшими восьмидесятилетнего возраста, а также к лицам, указанным в части второй статьи 4.6 и части первой статьи 4.7 КоАП. (Статья 6.7. КоАП) 1].
Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, применяется за грубое нарушение порядка пользования этим правом.
Лишение специального права устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.
Лишение права управления транспортным средством не может назначаться физическому лицу, которое пользуется этим средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения либо состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, отказа от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, или оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия (Статья 6.8. КоАП) 1].
Лишение права заниматься определенной деятельностью применяется с учетом характера совершенного административного правонарушения, связанного с занятием видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), если будет признано невозможным сохранение за физическим или юридическим лицом права заниматься таким видом деятельности.
Лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от шести месяцев до одного года. (Статья 6.9. КоАП) 1].
Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения административного правонарушения, принадлежащих лицу, совершившему административное правонарушение, либо находящихся в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления юридического лица, подлежащего административной ответственности, независимо от того, в чьей собственности они находятся, только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса об административных правонарушениях.
Независимо от назначенного административного взыскания применяется специальная конфискация, которая состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства вещей, изъятых из оборота, незаконных орудий охоты и добычи рыб и других водных животных, изъятых в качестве орудий или средств совершения административного правонарушения (Статья 6.11. КоАП) 1].
Депортация – административное выдворение за пределы Республики Беларусь – применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства.
Взыскание стоимости предмета административного правонарушения состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств.
Решение о взыскании с лица, совершившего административное правонарушение, стоимости предметов, товаров и (или) транспортных средств может быть принято при отсутствии предметов, товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения против порядка таможенного регулирования или в области предпринимательской деятельности (Статья 6.12. КоАП) 1].
III. Общие правила наложения административных взысканий
Материально-правовые нормы, устанавливающие правила – принципы наложения административных взысканий, а не процессуальные нормы, содержатся в главе 7 КоАП.
В указанной главе КоАП закрепляются следующие общие правила (принципы) карательного воздействия:
- законность;
- целесообразность;
- гуманизм;
- своевременность, оперативность воздействия;
- индивидуализация ответственности.
Есть достаточные основания для вывода о том, что названные общие правила являются принципами применения любых карательных санкций.
Законность – важнейший принцип юрисдикционной деятельности, который подразумевает противозаконность как основание для привлечения к ответственности, правильная квалификация действий, компетентность органа (должностного лица), принимающего решение по делу, назначение взыскания в пределах установленных санкцией той статьи, по которой квалифицированы действия, и т. д. 5 с.287].
Взыскание за административное правонарушение налагается: во-первых, в точном соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях и другими законодательными актами об административных правонарушениях; во-вторых, в пределах, установленных конкретным нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение.
Взыскание может быть наложено только тогда, когда в деянии лица установлен состав конкретного проступка, т. е. если нормой права предусмотрена ответственность за деяние, а в противоправных действиях выявлены предусмотренные правом признаки, нарушения, правонарушитель может быть привлечен к ответственности по соответствующей статье.
Орган (должностное лицо) вправе рассматривать лишь те дела, которые ему подведомственны. Он может наложить взыскание по той статье, по которой квалифицированы действия лица, избирать вид и размер взыскания в рамках предоставленных ему полномочий.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях важно учитывать тот факт, что разные органы обладают разным объемом полномочий при применении мер административной ответственности.
Так, за совершение мелкого хулиганства виновный может быть подвергнут штрафу, приговорен к исправительным работам и административному аресту. Начальник ОВД вправе рассматривать такие дела, но он может только оштрафовать виновного. Если же он считает целесообразным применение иного взыскания, то должен направить дело судье.
Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности по законодательству, действующему во время и по месту совершения правонарушения.
С учетом принципа гуманизма права акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу. Это означает, что их действие распространяется и на правонарушения, совершенные до издания этих актов 5 с. 288].
Если же в актах устанавливается административная ответственность, то такие акты обратной силы не имеют.
Важнейший принцип применения ответственности – целесообразность. Его главные проявления – индивидуализация кары и экономия репрессии. Законодатёль обязывает правоприменителя при выборе меры воздействия учитывать как обстоятельства, при которых было совершено деяние, так и обстоятельства, характеризующие нарушителя,
В значительной степени эти требования конкретизированы в перечнях смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств (ст. 7.2, 7.3 КоАП).
Обстоятельствами, смягчающими ответственность, признаются:
- чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение;
- предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;
- добровольное возмещение или устранение причиненного вреда;
- наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка;
- совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;
- совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
- совершение административного правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим семидесяти лет;
- совершение административного правонарушения беременной женщиной.
Этот перечень является открытым: законодательством могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение. Орган (должностное лицо), решающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законодательстве.
Обстоятельствами, отягчающими ответственность, признаны:
- продолжение противоправного деяния, несмотря на требование прекратить его;
- совершение административного правонарушения повторно;
- вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение;
- совершение административного правонарушения группой лиц, то есть хотя бы двумя физическими лицами, совместно участвовавшими в его совершении в качестве исполнителей;
- совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
- совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни;
- совершение административного правонарушения в отношении женщины, беременность которой заведомо известна физическому лицу, совершившему административное правонарушение;
- совершение административного правонарушения с использованием лица, заведомо для физического лица, совершившего административное правонарушение, страдающего психическим заболеванием или слабоумием;
- совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;
- совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей.
Орган (должностное лицо), налагающий административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.
Заключение
Таким образом, административное взыскание – мера ответственности за административное правонарушение, один из видов карательных санкции.
Административные взыскания налагаются компетентными органами и должностными лицами путем издания специальных индивидуальных актов. Они защищают правопорядок косвенно, не могут непосредственно обеспечить выполнение обязанности, но, возлагая дополнительные, «штрафные» обязанности, ущемляя правовую сферу лица, они тем самым побуждают его в дальнейшем не нарушать закон, стимулируют будущее поведение.
Взыскания могут быть разовыми, единовременными (конфискация, предупреждение, штраф) и длящимися, растянутыми во времени (арест, лишение прав, исправительные работы).
К основным видам взысканий, которые устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь, относятся:
- возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
- конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
- лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты);
- взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихся непосредственными объектами административного правонарушения;
- исправительные работы;
- административный арест;
- административное выдворение за пределы Республики Беларусь иностранного гражданина или лица без гражданства.
Взыскание может быть наложено только тогда, когда в деянии лица установлен состав конкретного проступка, т. е. если нормой права предусмотрена ответственность за деяние, а в противоправных действиях выявлены предусмотренные правом признаки, нарушения, правонарушитель может быть привлечен к ответственности по соответствующей статье.
Вместе с тем, законодатёль обязывает правоприменителя при выборе меры воздействия учитывать как обстоятельства, при которых было совершено деяние, так и обстоятельства, характеризующие нарушителя.
В значительной степени эти требования конкретизированы в перечнях смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств
Список использованной литературы
1. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. – Минск: Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь, 2007. – 448 с.
2. Административная ответственность / Отв. Ред. И. Л. Бачило, Н. Ю. Хаманева. – М.: Институт государства и права РАН; Академический правовой университет, 2001. – 150 с.
3. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. – М.: ИКД «Зерцало-М». 2003. – 608 с.
4. Бахрах Д. Н. Административное право. Учебник для вузов. Москва, 1996
5. Гавриленко Д. А. Административное право: Учеб. пособие / Д. А. Гавриленко, С. Д. Гавриленко; Под Ред. д-ра юрид. наук, проф. Д. А. Гавриленко. – Мн.: Амалфея, 2002. – 416 с.
6. Крамник А. Н. Курс административного права Республики Беларусь. – Мн.:Тесей, 2002. – 608с.
7. Крамник А.Н. Административное право и государственное управление в Республике Беларусь. – Мн.: Амалфея, 2001.- 224 с.
8. Сухаркова А. И., Постникова АЛ. Административное право Республики Беларусь.-Могилев.: «Могилевская областная типография», 1999. – 172 с.