Психология

Поможем написать

Философские и психологические основы педагогики Герберта

  • Тип работы: Реферат
  • Цена: Бесплатно

1. Биографические сведения

Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) родился в Германии, – которая была в это время отсталым, раздробленным государством, оплотом реакции против буржуазных революций.

Гербарт получил образование сначала в латинской классической школе, а затем в Иенском университете. Он ознакомился с учениями представителей немецкой идеалистической философии: Канта, Фихте, но большое влияние оказало на него учение античного философа Парменида о том, что все в мире едино и неизменно.

Окончив университет, Гербарт стал воспитателем детей одного швейцарского аристократа. В 1800 году он посетил Бургдорфский институт Песталоцци. Однако демократическая направленность взглядов великого педагога не была им усвоена.

С 1802 года Гербарт работал в Гёттингенском и Кенигсбергском университетах в должности профессора. В них он развернул широкую педагогическую деятельность: читал лекции по психологии и педагогике, руководил семинарией для подготовки учителей. При семинарии он создал опытную школу, в которой сам преподавал ученикам математику.

Педагогические идеи Гедбарта получили развитие в его книгах:

1. «Общая: педагогика, выведенная из целей воспитания» (1806),

2. «Учебник психологии» (1816),

3. «Психология как наука, основанная на опыте, метафизике и математике» (1824 – 1825),

4. «Всеобщая метафизика с принципами философского учения о природе» (1828-1829),

5. «Письма о приложении психологии к педагогике» (1831),

6. «Очерк лекций по педагогике» (1835)

2. Философские и психологические основы педагогики Герберта

Гербарт предприняв попытку разработать систему педагогической науки ни основе идеалистической философии, главным образом этики и психологии. По своему мировоззрению Гербарт был метафизиком. Он утверждал, что мир состоит из бесконечного множества вечных сущностей – реалов, которые недоступны познанию человека. «Реалы» вступают между собой в различные связи, создавая только впечатление, что мир меняется.

Свое понимание сущности воспитания Гербарт выводил из идеалистической философии, а цель воспитания – из этики. Гербарт разработал крайне метафизическую этическую теорию. Общественная и личная нравственность покоятся, по его утверждению, на определенных нравственных идеях – вечных и неизменных. Эти идеи составляют, но Гербарту, основу некоей внеклассовой, всеобщей морали, которая должна была укреплять господствовавшие в прусской монархии общественные отношения и нравственные нормы.

Гербарт был сторонником ассоциативной психологии, но считал, что превращения ее в науку требует соединения «метафизики» с математикой, философских положений о психических явлениях с математическим расчетом психических процессов.

Следуя за Песталоцци, стремившимся найти во всяком сложном явлении его элементы, Гербарт разложил психическую деятельность человека на составные части и пытался выделить тот элемент, который является самым простым, первичным. В качестве таких «реалов» Гербарт считал представления, а психические процессы (мышление, волю, чувства, воображение и т. д.) рассматривал как отражение в сознании их взаимодействия.

Гербарт подробно разработал математическую «статику» и «динамику» этого взаимодействия, исходя из того, что сознание имеет ограниченный объем и множество представлений теснится за его порогом, стремясь в него проникнуть. Представления взаимодействуют между собой как реальные силы, причем родственные представления объединяются, ассоциируются и усиливают друг друга, а противоположные вытесняют друг друга из сознания или мешают подняться к нему из области бессознательного. Даже новые впечатления могут проникнуть в сознание лишь при условии, что они не только обладают достаточной силой, но и получают поддержку со стороны родственных представлений прошлого опыта. Представления прошлого опыта составляют так называемую апперципирующую массу, соединение которой с новыми впечатлениями, т. е. акт апперцепции определяет отчетливость, правильность и прогрессивность восприятия и усвоения нового. Следовательно, человек понимает, когда предмет или слово вызывает в его сознании известный круг представлений, они остаются непонятными.

Взаимоотношениями представлений объясняются все явления эмоциональной сферы психики, а также область волевых проявления.

Чувства, по Гербарту, есть не что иное, как задержанные представления. Желание, как и чувство, является опять же отражением отношений между представлениями. Воля – это желание, к которому присоединяется представление о достижении поставленной цели.

Гербарт игнорировал своеобразие различных сторон психики человека. Он сводил сложный и многообразный процесс психической деятельности к механическим комбинациям представлений. Воздействуя на представления ребенка, он рассчитывал оказать тем самым соответствующее влияние на формирование его чувств и воли.

Нельзя, однако, недооценивать заслуги Гербарта в психологии и педагогике. Его учение об ограниченности объема сознания, о его пороге, о важности учета порога сознания для математического исчисления психических процессов сыграло большую роль в формировании экспериментальной психологии, особенно психофизики.

Введенные Гербартом понятия ассоциация и апперцепция сохранились в современной психологии. Учение Гербарта о роли апперцепции в усвоении новых знаний послужило теоретической основой ряда педагогических принципов (построения урока, последовательности, систематичности обучения и др.)

Таким образом, опираясь на данные философии и психологии, Гербарт сделал попытку теоретически обосновать педагогику. Философия, по Гербарту, указывает цель воспитания, психология – пути достижения этой цели.

 3. Сущность воспитания, его цели и задачи

Установлению цели воспитания Гербарт придавал большое значение. В зависимости от цели должны определяться воспитательные средства. В соответствии со своей этической теорией, основой которой являются нравственные вечные идеи, Гербарт считал, что цель воспитания заключается в формировании добродетельного человека. Рассматривая эту цель как вечную и неизменную, он имел в виду воспитывать людей, умеющих приспособиться к существующим отношениям, уважающим установленный правопорядок, подчиняющимся ему.

Педагог должен поставить перед воспитанником те цели, которые тот поставит сам перед собой, когда сделается взрослым. Эти: будущие цели могут быть подразделены на: 1) цели возможные, 2) цели необходимые.

Возможные цели – это те, которые человек сможет когда-нибудь поставить перед собой в области определенной специальности.

Необходимые цели – это те, которые нужны человеку в любой области его деятельности.

Обеспечивая возможные цели, воспитание должно развить в человеке многообразную, разностороннюю восприимчивость, сделать круг его интересов шире и полнее, что и будет соответствовать идее внутренней свободы и идее совершенства. В отношении же необходимых целей воспитание обязано сформировать нравственность будущего деятеля на основе идей благорасположения, права и справедливости, или, как выражается Гербарт, выработать у него цельный нравственный характер. Усматривая сущность воспитания в том, чтобы обогатить душу ребенка представлениями, Гербарт хочет вселить в нее идеи и мотивы добродетельного поведения и выработать у воспитанника нравственный характер.

Процесс воспитания Гербарт делит на три раздела: управление, обучение и нравственное воспитание.

Основными путями достижения целей воспитания Гербарт считал управление (подавление «дикой ревности» ребенка), воспитывающее обучение и нравственное воспитание.

 3.1. Управление

Управление имеет своей задачей не будущее ребенка, а только поддержание порядка в настоящее время, т. е. в процессе самого воспитания. Оно призвано подавить «дикую резвость», которая, как считал Гербарт, свойственна детям. Поддерживая внешний порядок, управление создает предпосылки для осуществления процесса воспитания. Но оно не воспитывает, а является лишь обязательным условием воспитания.

Первое средство управления – это угроза. Но угрозой не всегда достигается нужный эффект. Сильные дети ставят угрозу ни во что и «дерзают на все», слабые натуры не проникаются угрозой и продолжают действовать, как им подсказывают их желания. Поэтому угроза должна быть дополнена надзором, который, по мнению Гербарта, весьма действен в ранние годы. Однако и самый строгий надзор может не дать нужного результата: надзираемый постоянно ищет лазеек, чтобы избежать надзора. Если надзор усиливается, то и потребность в лазейках возрастает.

Необходимо применять разнообразные приказания и запрещения, которые должны быть точными и конкретными. Для детей нарушающих установленные правила, следует завести в школе штрафную книгу. Гербарт полагает, что и в домашнем воспитании ведение подобной книги иногда полезно. И наконец, большое место среди средств управления детьми Гербарт отводит наказаниям в том числе и телесным. Система различных наказаний была детально разработана Гербартом, она широко применялась в немецких и русских гимназиях, французских лицеях и средних учебных заведениях других стран.

Авторитет и любовь Гербарт считает вспомогательными средствами управления. Он говорит, что эти средства выходят за предёлы управления. Дух ребенка склоняется перед авторитетом, который направляет зарождающуюся волю воспитанника к хорошему, отвращая от дурного. Но воспитатель должен идти своей дорогой и не заботиться об одобрении или неодобрении своих действий со стороны более слабой, т. е. детской, воли.

Управление должно занять время ребенка.

«Основа управления состоит в том, чтобы занять детей, еще вовсе не имея в виду какой-либо пользы для их духовного развития, время их во всяком случае должно быть заполнено с той единственной целью, чтобы они не творили глупостей». Занимая детей, важно отвлечь их от всяких шалостей.

Вся система управления детьми, имеющая своей задачей отвлекать их от беспорядка и нарушений дисциплины, построена у Гербарта на насилии, на дрессировке и муштре. Он полагал, что ребенок не обладает сознанием до тех пор, пока не приобретет путем систематического обучения определенного круга представлений.

Гербарт рассматривал установление дисциплины, только как условие воспитания, тогда как на самом деле дисциплина не только условие, но также средство и результат воспитания.

 3.2. Обучение

Умственному образованию Гербарт придавал большое значение в деле воспитания. Он считал обучение главнейшим и основным средством воспитания; ввел в педагогику термин «воспитывающее обучение». Он говорил, что не представляет «воспитания без преподавания или преподавание, которое не было бы воспитывающим». В процессе воспитывающего обучения развивается многосторонний интерес, имеющий, по Гербарту, шесть видов: эмпирический – к окружающему миру, спекулятивный (умозрительный) – к причинам вещей и явлений, эстетический – к прекрасному, симпатический – к близким, социальный – ко всем людям, и религиозный, направленный на общение с богом. Первым трем интересам, по Гербарту, соответствует преимущественно изучение предметов естественно-математического цикла, остальным – гуманитарным предметов.

Одна из основных задач воспитания у Гербарта в возбуждении многостороннего интереса. Он указывал: «То, что изучается с удовольствием, изучается скоро и основательно усваивается». Основой интереса Гербарт считал внимание и выдвинул поэтому в качестве важнейших дидактических задач возбуждение и поддержание апперцептивного внимания, т. е. усвоение новых представлений на основе имеющегося у учащихся предшествующего опыта.

Гербарт различал следующие виды внимания. Детям сначала присуще примитивное внимание, которое является первым видом непроизвольного внимания. Оно направляется на предмет независимо от воли человека, благодаря силе впечатления, яркости цвета или громкости звука. Вторым видом непроизвольного внимания является апперцептивное внимание, которое как бы высылает подходящие представления, нужные для усвоения и закрепления новых. От непроизвольного внимания он отличал произвольное внимание, которое зависит от заранее принятого намерения, от усилий самого ученика. Гербарт указывает, что развитие у учащихся произвольного внимания, стремления сосредоточивать серьезные усилия на том, что надлежит выучить, является задачей не только обучения, но также управления и нравственного воспитания.

Рассматривая условия, способствующие возбуждению у детей интереса к школьным занятиям, Гербарт указывал на необходимость систематического связного изложения материала учителем, причем изложение не должно быть растянутым, однообразным, излишне упрощенным, т. к. это снижает интерес учащихся и рассеивает их внимание. В преподавании следует широко пользоваться наглядностью. Не следует, однако, слишком долго демонстрировать одно и то же, так как однообразие действует утомительно. Ряд полезных советов высказал Гербарт и в отношении методики заучивания детьми материала наизусть с учетом различных тестов памяти. Наиболее эффективным в борьбе с забыванием заученного материала Гербарт считал упражнение учеников путем постоянного применения заученного материала в связи с тем, что их интересует, что привлекает их внимание.

Ставя выше всего развитие формального мышления учащихся, Гербарт отводил главное место в учебном плане древним языкам и математике, которые якобы лучше всего дисциплинируют ум учащихся. Гербарт предлагал начинать изучение с древнейших периодов истории, считая, что жизнь первобытных людей и античных народов является наилучшим материалом для детей. Он полагал, что человечество проявляло в своей юности те же интересы и занималось теми же видами деятельности, какие свойственны детям и юношам. В связи с этим Гербарт говорил о необходимости до 14 лет обучать в основном языку, литературе и истории античного мира, а также математике и географии.

Вопрос о школьной системе Гербарт решал в соответствии со своими консервативными социальными взглядами. Он предлагал создать следующие типы школ: элементарную, городскую и гимназию. Между ними не было преемственности, каждый из этих типов школ существовал самостоятельно: из первых двух можно поступать лишь в специальные школы, а из гимназии – в высшие учебные заведения. Как видно из этого, Гербарт был противником единой системы образования. Он было горячим сторонником уж отживающего классического образования. В реальной школе, но его мнению, должны учиться те, кто будет заниматься торговлей, промышленностью, ремеслом и другими видами практической деятельности. Для тех же, кто предназначался для умственных занятий, руководства и управления, для избранных, Гербарт рекомендовал классическое образование.

 3.2.1. Ступени обучения

В буржуазной педагогике XIX – XX вв. большой популярностью пользовалось учение Гербарта о четырех ступенях обучения, которые должны иметь место на каждом уроке независимо от его содержания и возраста учащихся. На первой ступени (называемой им «ясность») осуществляется первоначальное ознакомление учащихся с новым материалом, основанное на широком использовании средств наглядности; на второй ступени («ассоциация») происходит установление связи новых представлений со старыми в процессе свободной беседы; третья ступень («система») характеризуется связным изложением нового материала с выделением основных положений, в выводом правил и формулированием законов; наконец, на четвертой ступени («метод») у учащихся в процессе выполнения упражнений с использованием новых знаний вырабатывается навык применения этих знаний на практике. В этих положениях Гербарта содержится ряд ценных мыслей, однако метафизический подход к этапам процесса обучения, абсолютизация и универсализация раз навсегда данной схемы вели к господству формализма, особенно сильно выраженному у последователей и учеников Гербарта.

 3.2.2. Виды обучения

Гербарт различал три вида обучения: описательное, аналитическое, синтетическое.

Описательное обучение имеет своей целью выявить опыт ребенка и дополнить его. Учитель расширяет знания учащихся путем живого, образного рассказа. Большую роль играют при этом наглядные средства. Целям описательного обучения хорошо служит заучивание учебного и литературного материала наизусть.

Аналитическое обучение имеет своей задачей разлагать «одновременно окружающее» на отдельные вещи, последние – на составные части, а эти в свою очередь – на признаки. Дети приходят в школу с большим количеством представлений, но они беспорядочно нагромождены в их сознании. Задача состоит в том, чтобы эти запасы мысли учеников были расчленены, исправлены и усовершенствованы под руководством учителя.

Придавая большое значение аналитическому ходу обучения, Гербарт подробно останавливается на выяснении того, как и что оно дает разным сторонам многостороннего интереса. К эмпирическому интересу имеет отношение такая форма аналитического обучения, как классификация. Умозрительный интерес стимулируется путем наблюдений и опытов нахождения закономерностей в природе и общественной жизни (в истории). Разлагая «прекрасное на простейшие его элементы, показывая, как сложное целое составляется из отдельных частей, аналитическое обучение стимулирует эстетический интерес. Когда учитель помогает учащимся анализировать состояние собственной души, то этим он подготовляет их к пониманию чувства других людей и этим служит целям симпатического интереса. Равным образом, показывая учащимся, что их существование обусловлено и зависит от общества, аналитическое обучение воспитывает у учащихся общественный интерес.

Синтетическое обучение применяется главным образом в старших классах. Излагая новый материал, учитель не ограничивается его описанием, а делает обобщения, синтезирует в целое то, что известно учащимся по частям, находится в их сознании обособленно друг от друга. Гербарт придавал большое значение синтетическому обучению. Только синтез может, по его словам, «воздвигнуть ту стройную систему мыслей, которую требует воспитание».

Описание, анализ и синтез, по Гербарту, не представляют каких-то обособленных методов обучения, последовательно вводимых в учебный процесс и последовательно сменяющих друг друга. Процесс обучения должен обеспечивать единство этих трех способов обучения.

 3.3. Нравственное воспитание

В отличие от обучения нравственное воспитание непосредственно воздействует на душу ребенка, направляя его чувства, желания, поступки. «Нравственное воспитание не направлено на известное внешнее поведение, а должно вырабатывать в душе питомца понимание с присущей ему волей». В системе нравственного воспитания все методы должны иметь опору в том хорошем, что уже имеется у воспитанника.

Нравственное воспитание должно стремиться «поднять в глазах воспитанника его собственное «я» посредством глубокого проникающего одобрения».

Собственно нравственное воспитание, по Гербарту, как и вся его педагогическая система, строится на пяти нравственных идеях, которые, якобы охватывают все этику. Это идея внутренней свободы, делающей человека цельным, не имеющим душевного разлада; идея совершенства, совмещающая в себе силу и энергию воли, дающая «внутреннюю гармонию», идея благорасположения, заключающаяся в согласовании воли одного человека с волей других людей; идея права, применяемая в случае конфликта двух или нескольких воль; идея справедливости, служащая руководящим началом при суждении о награде тому, кто оказывает услуги обществу, или о наказании того, кто нарушает его законы. Правильно воспитанный человек, осознавший эти идеи, которые с точки зрения идеалиста и метафизика Гербарта является неизменной и незыблемой основой всеобщей морали, не будет вступать в конфликт с окружающими, следовательно, не будет покушаться на изменение существующего строя. Таким образом, нравственное воспитание, предлагаемое Гербартом, служило прежде всего интересам правящих классов, и не удивительно, что гербартианство стало чуть ли не официальной немецкой педагогикой 2-ой половины XIX века.

В качестве средств нравственного воспитания Гербарт указывал: одобрение и порицание, строгий распорядок дня, отвлечение внимания детей от всего, что могло бы подействовать на них возбуждающее, соблюдение раз навсегда установленных правил поведения. Важную роль в нравственном воспитании Гербарт отводил религии.

Религия по Гербарту требует «чувства смирения» и необходима как сдерживающее начало. Учитель обязан решительно призвать к порядку всякого ученика, который позволил бы себе критическое отношение к религии.

 4. Требования к воспитанию

Гербарт постоянно подчеркивал, что педагогическая работа проводится успешнее, если ей предшествует овладение педагогической теорией. От воспитателя Гербарт требует науки и мышления. Первой, но вместе с тем далеко не полной наукой для воспитателя должна быть психология, в которой было бы намечена вся совокупность человеческих побуждений. Педагогика – наука, необходимая для воспитателя лично. Кроме того, он должен знать науки, которые будет преподавать.

Гербарт говорил, что воспитателю нужны широкие философские взгляды, чтобы повседневная педагогическая работа и ограниченный индивидуальный опыт не суживали его горизонта.

«Кто без философии подходит к воспитанию, легко может вообразить, что проводит широкие реформы, лишь немного улучшая методы преподавания».

Искусство воспитания приобретается учителем в повседневной педагогической деятельности, и тем быстрее, чем глубже и основательнее усвоена им теория воспитания. Путем размышления, обдумывания, изысканий и науки воспитатель должен подготовить не столько свои будущие действия по различному поводу, сколько себя самого к правильному восприятию, постижению, чувствованию и оценке явлений, ожидающих его, и положений в которые он будет поставлен. Воспитатель, котором известны существеннейшие пункты и основы своего дела, сможет «предоставить своим питомцам всю свободу, необходимую для жизнерадостности, не забывая при этом никаких обязанностей, не ослабляя дисциплины, не открывая пути для глупости и порока». Воспитатель должен знать немедленно, что нужно делать, и выполнять это правильно и энергично.

Гербарт требовал установления непререкаемого авторитета воспитателя, считал, что этот авторитет всегда заменяет воспитаннику «общее мнение». Гербарт указывал, что надо очень осторожно относится к пребыванию воспитанника в обществе, «поток общественной жизни не должен увлекать ребенка и быть сильнее, чем воспитание». И потому необходимо, чтобы воспитатель имел подавляющий авторитет, рядом с которым воспитанник не ценил бы никакого другого «мнения». Все эти высказывания являются ярким выражением консервативного характера гербартинской теории.

 5. Значение педагогической деятельности Гербарта

Педагогические взгляды Гербарта не получили широкого распространения при его жизни. После разгрома революции 1848 года западноевропейская буржуазия, предавшая трудящиеся массы, заинтересовалась его теорией, утверждавшей непоколебимость установившегося порядка. Идеи Гербарта стали пользоваться большой популярностью в Германии, России, во многих странах Западной Европы. Появился спрос на них и в Америке.

Классическая средняя школа Европы и США в значительной мере строилась на основах гербартианской педагогики. Широкое распространение получила созданная Гербартом система управления детьми, направленная на подавление их инициативы и беспрекословное подчинение взрослым.

В то же время Гербарт много сделал для разработки педагогики как научной дисциплины. Он указал на то, что она имеет свою систему понятий. Но Гербарт исходил из идеалистической системы этики, построенной на религии и метафизике, разработанной им ассоциативной психологии, в которой содержание психической деятельности представлено упрощенно, только как механизм движения представлений. Многое в сознании человека может быть объяснено апперцепцией, и указание Гербарта на большую роль ассоциаций в обучении является ценным.

Большое значение имела разработка Гербартом вопросов дидактики. Его высказывания о многостороннем интересе, систематичности в обучении, о развитии интереса и внимания представляют несомненную ценность. Положительной оценки заслуживают попытки Гербарта определить взаимоотношения между обучением и воспитанием и защищаемый им принцип воспитывающего обучения.

Литература:

  1. Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева История педагогики. Изд. 4-е. М.:«Просвещение», 1974
  2. А. И. Пискунов Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.:«Просвещение», 1971
  3. Педагогическая энциклопедия. Том 1. М.: «Советская энциклоп»., 1964.

Еще статьи

Поможем с курсовой, контрольной, дипломной
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь