100 вопросов к итоговой аттестации по психологии
- Тип работы: Тестовое задание
- Цена: Бесплатно
- 1. Современная психология изучает:
2. К психическим процессам относятся:
3. Приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций – это:
4. Специализированный метод психодиагностического обследования, применяя который можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления – это:
5. Формулы, выражающие собой законы Бугера – Вебера, Вебера – Фахиера и Стивенса являются примерами:
6. Нервные волокна, поступающие в мозг с периферии называются:
7. Древовидные отростки, отходящие от тел нервных клеток называются:
8. Автономная органическая система, обеспечивающая переработку специфической сенсорной информации на всех уровнях ее прохождения через центральную нервную систему
9. Явления условнорефлекторного научения открыл:
10. Понятие концептуальной рефлекторной дуги было предложено:
11. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания явление:
12. »... это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается: сущность... в «эфире» этих отношений... есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества, хотя носителем этого качества является вполне чувственный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами».©А. Н. Леонтьев
13. Потребность персонализации – это:
14. Специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования -
15. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста:
16. В качестве цели деятельности выступает:
17. Элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством
18. Что определяет тип деятельности?
19. Какой вид общения требует развития мимики, жестов, эмоциональности:
20. Назовите виды общения по целям:
21. Вид общения не предполагающий использование звуковой речи, естественного языка:
22. Осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней и внешней среде:
23. Какие ощущения возникают при воздействии электромагнитных волн?
24. Как называется явление, когда под действием одного раздражителя, адресованного природой для одного органа чувств, могут возникать ощущения в другом органе?
25. Способ восприятия предметов относительно постоянными по форме, цвету, величине, ряду других параметров не зависимо от меняющихся физических условий восприятия
26. Подчеркните сложные виды восприятий
27. Что такое аккомодация?
28. Какому свойству внимания относится данное описание:
29. Подчеркните вид внимания, которое складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на предметы:
30. Кто был создателем моторной теории внимания?
31. Какие виды памяти свойственны дочеловеческим организмам?
32. Описание какого вида памяти вам предлагается:
33. Кто из психологов являются приверженцами и продолжателями развития ассоциативной теории памяти:
34. Согласны ли вы с тем, что в смысловой теории памяти утверждается, что работа соответствующих процессов находится в непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминательный материал в более или менее смысловые структуры.
35. Какие виды памяти приобретены в развитии ребенка младшего школьного возраста?
36. Психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. О каком психическом процессе идет речь:
37. Виды какого психического процесса названы: активность, продуктивность, пассивность, репродуктивность.
38. Фантастические видения, не имеющие видимые связи с окружающей человека действительностью, могут быть как результат нарушения психики.
39. К какому виду мышления относится данная характеристика?
40. Какие определения не относятся к операциям мышления:
41. Выделение какой – либо стороны из аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Что это за мыслительная операция?
42. Серия логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание – это:
43. Кто выделял следующие типы людей по характеру мышления:
44. Кто одним из первых изучал, анализировал творческое мышление?
45. Кто предложил теорию развития мышления ребенка («Операциональная теория»)?
46. Совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков это:
47. Кто был создателем теории личности, получившей название теория черт:
48. Интеракционистская теория личности разработана У. Майшелом.
49. Три составляющие структуры личности «ОНО», «Я», «Сверх Я» предложил:
50. К сторонникам гуманистической теории личности относятся:
51. Назовите автора теория развития личности:
52. Какие из видов способностей наиболее социально обусловлены?
53. Что является основой для развития способностей человека?
54. Кто из великих философов первым выдвинул идею о темпераменте?
55. Что брал за основу Гиппократ при создании характеристик темперамента?
56. Кто разделял темперамент на 2 типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности:
57. Кто из психологов предложил психофизическую оценку темперамента по 4 компонентам: энергичность, пластичность, скорость, эмоциональность?
58. Кто был создателем конституционной теории темперамента?
59. Укажите типы темперамента, которые не относятся к конституционной теории:
60. Укажите какие типы высшей нервной деятельности не относятся к классификации Павлова И. И.
61. Найдите несоответствие в описании типов темперамента по Павлову И. И., Г. Айзенку, К. Юнгу и общепринятой классификации:
62. Что является основой индивидуальных различий в нервной деятельности, физиологической основой темперамента?
63. Совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение – это
64. Совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе, проявляющиеся в деятельности и общении и, включающие в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок – это- 65. Кто создал классификацию акцентуаций характеров у подростков?
66. Кто создал данную классификацию:
67. Какие типы характера не относятся к типологии Э. Фромма?
68. Кто первым ввел понятие «воля» в систему категорий науки о душе?
69. Кто автор книги «Выражение эмоций у человека и животных"?
70. Особое мотивационное состояние познавательного характера, которое напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данной момент времени потребностью – это:
71. Характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности – это:
72. Кто автор теории инстинктов?
73. Какие открытия предшествовали развитию поведенческой теории мотивации и теории высшей нервной деятельности:
74. Кто разработал теорию мотивации?
75. В чем актуализируются и удовлетворяются мотивы аффиляции и власти:
76. Какой вид общения возникают между людьми на должностной основе, фиксирующиеся законом, регулирующиеся положениями, утвержденными официально, соответствующими правилами и нормами:
77. Какое общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении:
78. Минимальная величина раздражителя любой модальности, способного вызвать едва заметное ощущение:
79. Кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей:
80. Учение, в котором в качестве предмета психологических исследований рассматривается только поведение человека и изучается его зависимость от внешних и внутренних материальных стимулов. Отрицает необходимость и возможность научного исследования собственно психических явлений:
81. Отрасль психологии, в которой человек рассматривается как высшее духовное существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящееся к ее достижению. Возникла в I половине ХХ века основоположник – Г. Оллпорт, А. Маслоу и К. Роджерс.
82. Метод познания психических явлений путем самонаблюдения, т. е. внимательного изучения самим человеком того, что происходит в его сознании при решении разного рода задач:
83. Способ приобретения знаний, умений и навыков через многократное механическое повторение действий, в результате которых они формируются. Введен американским исследователем Э. Торндайком:
84. К какому виду мышления относится эта характеристика?
85. Область психологии, изучающая необычные, не поддающиеся научному объяснению явления, связанные с психологией и поведением людей.
86. Один из защитных механизмов, посредством которого человек избавляется от переживаний по поводу собственных недостатков за счет приписывания их другим людям.
87. Область, пограничная между медициной и психологией, в которой широко используются психологические средства диагностики и методы лечения.
88. Один из защитных механизмов, выражающейся в поиске разумных и логических объяснений человеком своих отрицательных поступков и действий, рассчитанных на их моральное оправдание и снятие угрызений совести.
89. Приобретенная реакция организма на определенный раздражитель, возникшая в результате сочетания воздействия этого раздражителя с положительным, подкреплением со стороны актуальной потребности.
90. Использование и развитие человеком имеющихся у него задатков, их превращение в способности. Стремление к личному самосовершенствованию. Как понятие введено в гуманистической психологии.
91. Высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.
92. Способность человека к сопереживанию и сочувствию к другим людям, к пониманию из внутреннего состояния.
93. Характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.
94. Приобретение человеком знаний, умений и навыков через прямое наблюдение и подражание наблюдаемому объекту.
95. Один из защитных механизмов в психоаналитической теории личности. Под его воздействием из памяти человека выводятся из сознания в сферу бессознательного сведения, вызывающие у него сильные неприятные эмоциональные переживания.
96. Временная утрата человеком психологических и поведенческих особенностей, характеризующих его как личность.
97. Один из защитных механизмов, представляющий собой подсознательную замену одной, запретной или практически не достижимой цели на другую, разрешенную и более доступную, способную хотя бы частично удовлетворить актуальную потребность.
98. Отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических.
99. Одно из современных направлений исследований в психологии, объясняющее поведение человека на основе знаний и изучающее процесс и динамику их формирования.
100. Учение о независимом, самостоятельном существовании тела и души. Берет свое начало в работах древних философов, но полное развитие получило в средние века. Развернуто представлено в работах французского философа Р. Декарта.
1. Современная психология изучает:
• психологические процессы;
• психические свойства;
• социальную среду;
• психические состояния личности;
• социальные роли.
2. К психическим процессам относятся:
• поступки;
• мотивы;
• ощущения;
• память;
• характер;
• мышление.
3. Приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций – это:
• технология;
• методы;
• тесты.
4. Специализированный метод психодиагностического обследования, применяя который можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления – это:
• наблюдение;
• опрос;
• тест.
5. Формулы, выражающие собой законы Бугера – Вебера, Вебера – Фахиера и Стивенса являются примерами:
• обработки данных тестов;
• логического моделирования;
• социометрии.
6. Нервные волокна, поступающие в мозг с периферии называются:
• эфферентными;
• афферентными.
7. Древовидные отростки, отходящие от тел нервных клеток называются:
• аксоны;
• синапсы;
• дендриты.
8. Автономная органическая система, обеспечивающая переработку специфической сенсорной информации на всех уровнях ее прохождения через центральную нервную систему
• кора головного мозга;
• первичные проекционные зоны;
• анализатор.
9. Явления условнорефлекторного научения открыл:
• Сеченов И. М.;
• Павлов И. П.;
• Халл К.
10. Понятие концептуальной рефлекторной дуги было предложено:
• Е. Н. Соколовым;
• П. К. Анохиным;
• Ч. А. Измайловым.
11. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания явление:
• рефлекторная способность;
• способность к коммуникации;
• совместная продуктивная опосредованная речью деятельность людей.
12. »... это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается: сущность... в «эфире» этих отношений... есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества, хотя носителем этого качества является вполне чувственный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами».©А. Н. Леонтьев
• индивидуальность;
• личность;
• человек.
13. Потребность персонализации – это:
• потребность в самоопределении;
• потребность быть личностью;
• потребность в самореализации.
14. Специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования -
• общение;
• деятельность;
• поведение.
15. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста:
• предметная деятельность;
• игра;
• обучение.
16. В качестве цели деятельности выступает:
• мотив;
• продукт;
• навык;
• потребность.
17. Элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством
• навык;
• умение;
• упражнение;
• привычка.
18. Что определяет тип деятельности?
• цель;
• поведение;
• доминирующий мотив.
19. Какой вид общения требует развития мимики, жестов, эмоциональности:
• непосредственное;
• опосредованное;
• вербальное;
• невербальное.
20. Назовите виды общения по целям:
• биологическое;
• материальное;
• политическое;
• непосредственное;
• социальное.
21. Вид общения не предполагающий использование звуковой речи, естественного языка:
• вербальное;
• когнитивное;
• невербальное;
• опосредованное.
22. Осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней и внешней среде:
• восприятие;
• ощущение;
• воображение;
• мышление.
23. Какие ощущения возникают при воздействии электромагнитных волн?
• слуховые;
• зрительные;
• осязательные.
24. Как называется явление, когда под действием одного раздражителя, адресованного природой для одного органа чувств, могут возникать ощущения в другом органе?
• конвергенция;
• апперцепция;
• синестезия.
25. Способ восприятия предметов относительно постоянными по форме, цвету, величине, ряду других параметров не зависимо от меняющихся физических условий восприятия
• целостность;
• предметность;
• константность.
26. Подчеркните сложные виды восприятий
• обонятельное восприятие;
• осязательное восприятие;
• восприятия пространства;
• восприятие времени.
27. Что такое аккомодация?
• это сближение или расхождение осей глаза, которое происходит при восприятии приближающегося или удаляющегося от человека объекта;
• это изменение кривизны хрусталика при настройке глаза на четкое восприятие близких и отдаленных объектов.
28. Какому свойству внимания относится данное описание:
Способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.
• устойчивость;
• переключаемость;
• распределение внимания;
• объем внимания.
29. Подчеркните вид внимания, которое складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на предметы:
• природное внимание;
• социально-обусловленное внимание;
• непосредственное;
• опосредствованное;
• произвольное;
• непроизвольное;
• чувственное;
• интеллектуальное.
30. Кто был создателем моторной теории внимания?
• П. Я. Гальперин;
• Т. Рибо;
• Д. Н. Узнадзе.
31. Какие виды памяти свойственны дочеловеческим организмам?
• произвольная;
• логическая;
• генетическая;
• механическая.
32. Описание какого вида памяти вам предлагается:
Память, рассчитанная на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком и рассчитан только на решение этой задачи.
• иконическая;
• кратковременная;
• оперативная;
• генетическая.
33. Кто из психологов являются приверженцами и продолжателями развития ассоциативной теории памяти:
• К. Левин;
• Г. Эббингауз;
• Г. Муллер;
• Б. В. Зейгарнин.
34. Согласны ли вы с тем, что в смысловой теории памяти утверждается, что работа соответствующих процессов находится в непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминательный материал в более или менее смысловые структуры.
• да;
• нет.
35. Какие виды памяти приобретены в развитии ребенка младшего школьного возраста?
• аффективное запоминание;
• двигательная память;
• непосредственное запоминание;
• опосредованное запоминание.
36. Психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. О каком психическом процессе идет речь:
• памяти;
• мышлении;
• воображении.
37. Виды какого психического процесса названы: активность, продуктивность, пассивность, репродуктивность.
• мышление;
• воображение;
• восприятие.
38. Фантастические видения, не имеющие видимые связи с окружающей человека действительностью, могут быть как результат нарушения психики.
• грезы;
• сновидения;
• галлюцинации;
• мечты.
39. К какому виду мышления относится данная характеристика?
Это мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имел дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств.
• теоретическое образное мышление;
• теоретическое понятийное мышление;
• наглядно-образное;
• наглядно-действенное.
40. Какие определения не относятся к операциям мышления:
• сравнение;
• абстракции;
• синтез;
• суждение;
• анализ;
• определение.
41. Выделение какой – либо стороны из аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Что это за мыслительная операция?
• конкретизация;
• обобщение;
• абстракция.
42. Серия логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание – это:
• определение;
• суждение;
• умозаключение.
43. Кто выделял следующие типы людей по характеру мышления:
1. Интуитивный тип.
2. Мыслительный тип.
• З. Фрейд;
• Э. Блейер;
• К. Юнг.
44. Кто одним из первых изучал, анализировал творческое мышление?
• Р. А. Гарднер;
• Ф. Г. Паттерсон;
• Дж. Гилфорд
45. Кто предложил теорию развития мышления ребенка («Операциональная теория»)?
• Л. С. Выготский;
• Ж. Пиаже;
• Л. В. Занков.
46. Совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков это:
• язык;
• речь.
47. Кто был создателем теории личности, получившей название теория черт:
• Г. Оллпорт;
• Г. Айзенк;
• Р. Кеттел.
48. Интеракционистская теория личности разработана У. Майшелом.
• да;
• нет.
49. Три составляющие структуры личности «ОНО», «Я», «Сверх Я» предложил:
• К. Юнг;
• Г. Айзенк;
• З. Фрейд.
50. К сторонникам гуманистической теории личности относятся:
• К. Юнг;
• Р. Кеттел;
• А. Маслоу;
• Р. Роджерс.
51. Назовите автора теория развития личности:
• Л. И. Божович;
• Э. Эриксон;
• З. Фрейд.
52. Какие из видов способностей наиболее социально обусловлены?
• общие;
• специальные;
• способности к общению;
• предметно-деятельные;
• теоретические;
• предметно-познавательные.
53. Что является основой для развития способностей человека?
• тип высшей нервной деятельности;
• характер;
• задатки.
54. Кто из великих философов первым выдвинул идею о темпераменте?
• Гален;
• Гиппократ;
• И. Кант.
55. Что брал за основу Гиппократ при создании характеристик темперамента?
• свойства нервной системы;
• стереотипы поведения;
• соотношение жидкостей в организме.
56. Кто разделял темперамент на 2 типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности:
• Аристотель;
• И. Кант;
• И. М. Павлов.
57. Кто из психологов предложил психофизическую оценку темперамента по 4 компонентам: энергичность, пластичность, скорость, эмоциональность?
• Теплов Б. М.;
• Русалов В. М.;
• Павлов И. И.
58. Кто был создателем конституционной теории темперамента?
• Клавдий Гали;
• Карл Юнг;
• Кречмер.
59. Укажите типы темперамента, которые не относятся к конституционной теории:
• сангвиник;
• астеник;
• пикник;
• флегматик;
• атлетик.
60. Укажите какие типы высшей нервной деятельности не относятся к классификации Павлова И. И.
• слабый тип;
• холерик;
• эмоциональная нестабильность;
• сильный неуравновешенный;
• экстраверты.
61. Найдите несоответствие в описании типов темперамента по Павлову И. И., Г. Айзенку, К. Юнгу и общепринятой классификации:
• слабый тип – меланхолик – эмоциональная нестабильность;
• сильный неуравновешенный – флегматик – интроверт;
• сильный уравновешенный подвижный тип – сангвиник – экстраверт;
• сильный уравновешенный инертный тип – холерик – эмоциональная стабильность.
62. Что является основой индивидуальных различий в нервной деятельности, физиологической основой темперамента?
• способности;
• характер;
• процессы торможения и возбуждения;
• задатки.
63. Совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение – это
• характер;
• темперамент;
• способности.
64. Совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе, проявляющиеся в деятельности и общении и, включающие в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок – это
• темперамент;
• характер;
• способности;
• задатки.
65. Кто создал классификацию акцентуаций характеров у подростков?
• Кречмер;
• К. Люнгард;
• У. Шелдон;
• А. Е. Личко.
66. Кто создал данную классификацию:
* темпераментный тип;
* дистимный тип;
* циклоидный тип;
* возбудимый тип;
* застревающий тип;
* педантичный тип;
* тревожный тип;
* эмотивный тип;
* демонстративный тип;
* экзальтированный тип;
* экстравертированный тип;
* интровертированный тип.
• А. Е. Личко;
• К. Леонгард.
67. Какие типы характера не относятся к типологии Э. Фромма?
• неустойчивый тип;
• «мазохист – садист";
• разрушитель;
• психоастетический тип;
• конформист – автомат.
68. Кто первым ввел понятие «воля» в систему категорий науки о душе?
• Гиппократ;
• Кант;
• Аристотель.
69. Кто автор книги «Выражение эмоций у человека и животных"?
• У. Джемс;
• К. Лани;
• Ч. Дарвин.
70. Особое мотивационное состояние познавательного характера, которое напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данной момент времени потребностью – это:
• желания;
• намерения;
• интерес.
71. Характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности – это:
• широта мотивационной сферы;
• гибкость;
• иерархизированность.
72. Кто автор теории инстинктов?
• З. Фрейд;
• Д. Уотсон;
• И. П. Павлов;
• У. Макдауголл.
73. Какие открытия предшествовали развитию поведенческой теории мотивации и теории высшей нервной деятельности:
• теория инстинктов;
• эмоциональное учение Ч. Дарвина;
• открытия И. П. Павлова.
74. Кто разработал теорию мотивации?
• А. Маслоу;
• К. Роджерс;
• К. Левин.
75. В чем актуализируются и удовлетворяются мотивы аффиляции и власти:
• в предметной деятельности;
• в общении;
• в обучении;
• в самовоспитании.
76. Какой вид общения возникают между людьми на должностной основе, фиксирующиеся законом, регулирующиеся положениями, утвержденными официально, соответствующими правилами и нормами:
• рациональные межличностные;
• деловые;
• официальные.
77. Какое общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении:
• деятельное общение;
• мотивационное;
• кондиционное.
78. Минимальная величина раздражителя любой модальности, способного вызвать едва заметное ощущение:
• абсолютный порог ощущений;
• высокий;
• низкий.
79. Кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей:
• стресс;
• аффилация;
• аффект.
80. Учение, в котором в качестве предмета психологических исследований рассматривается только поведение человека и изучается его зависимость от внешних и внутренних материальных стимулов. Отрицает необходимость и возможность научного исследования собственно психических явлений:
• неофрейдизм;
• бихевиоризм;
• геншальтпсихология.
81. Отрасль психологии, в которой человек рассматривается как высшее духовное существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящееся к ее достижению. Возникла в I половине ХХ века основоположник – Г. Оллпорт, А. Маслоу и К. Роджерс.
• дифференциальная психология;
• детская психология;
• гуманистическая психология.
82. Метод познания психических явлений путем самонаблюдения, т. е. внимательного изучения самим человеком того, что происходит в его сознании при решении разного рода задач:
• интуиция;
• интроспекция;
• ассоциация.
83. Способ приобретения знаний, умений и навыков через многократное механическое повторение действий, в результате которых они формируются. Введен американским исследователем Э. Торндайком:
• метод семантического дифференциала:
• метод проб и ошибок;
• метод близнецов.
84. К какому виду мышления относится эта характеристика?
Способ решения задач, включающий наблюдение за ситуацией и оперирование образами составляющих ее предметов без практических действий с ними.
• наглядно-действенное мышление;
• наглядно-образное.
85. Область психологии, изучающая необычные, не поддающиеся научному объяснению явления, связанные с психологией и поведением людей.
• патопсихология;
• педагогическая психология;
• парапсихология.
86. Один из защитных механизмов, посредством которого человек избавляется от переживаний по поводу собственных недостатков за счет приписывания их другим людям.
• замещение;
• вытеснение;
• проекция.
87. Область, пограничная между медициной и психологией, в которой широко используются психологические средства диагностики и методы лечения.
• психолингвистика;
• психотехника;
• психотерапия.
88. Один из защитных механизмов, выражающейся в поиске разумных и логических объяснений человеком своих отрицательных поступков и действий, рассчитанных на их моральное оправдание и снятие угрызений совести.
• интеллектуация;
• рационализация;
• компенсация.
89. Приобретенная реакция организма на определенный раздражитель, возникшая в результате сочетания воздействия этого раздражителя с положительным, подкреплением со стороны актуальной потребности.
• условный рефлекс;
• безусловный рефлекс.
90. Использование и развитие человеком имеющихся у него задатков, их превращение в способности. Стремление к личному самосовершенствованию. Как понятие введено в гуманистической психологии.
• самообладание;
• самоактуализация;
• самооценка.
91. Высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.
• совесть;
• сознание;
• рефлексия.
92. Способность человека к сопереживанию и сочувствию к другим людям, к пониманию из внутреннего состояния.
• эмпиризм;
• эмпатия;
• эгоцентризм.
93. Характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.
• подсознание;
• бессознательное.
94. Приобретение человеком знаний, умений и навыков через прямое наблюдение и подражание наблюдаемому объекту.
• социальное научение;
• викарное научение.
95. Один из защитных механизмов в психоаналитической теории личности. Под его воздействием из памяти человека выводятся из сознания в сферу бессознательного сведения, вызывающие у него сильные неприятные эмоциональные переживания.
• замещение;
• аннулирование;
• вытеснение.
96. Временная утрата человеком психологических и поведенческих особенностей, характеризующих его как личность.
• асоциализация;
• деперсонализация;
• обезличивание.
97. Один из защитных механизмов, представляющий собой подсознательную замену одной, запретной или практически не достижимой цели на другую, разрешенную и более доступную, способную хотя бы частично удовлетворить актуальную потребность.
• сублимация;
• замещение;
• отрицание.
98. Отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических.
• индивид;
• индивидуальность;
• личность.
99. Одно из современных направлений исследований в психологии, объясняющее поведение человека на основе знаний и изучающее процесс и динамику их формирования.
• гештальтпсихология;
• когнитивная психология;
• гуманистическая психология.
100. Учение о независимом, самостоятельном существовании тела и души. Берет свое начало в работах древних философов, но полное развитие получило в средние века. Развернуто представлено в работах французского философа Р. Декарта.
• бихевиоризм;
• гилозоизм;
• дуализм.