Становление психологии как науки, методы психологических исследований

Тип работы: Контрольная работа
Цена: Бесплатно
(Время чтения: 7 - 14 минуты)

User Rating: 0 / 5

Содержание:

Опишите основные этапы становления психологии как науки и перечислите методы психологических исследований.

В своем развитии психология прошла несколько этапов.

1 этап – донаучный.

Донаучный период заканчивается примерно в VII-VI вв. до н. э., т. е. до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания функций. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами). 

Предмет психологии и его содержание – душа – без раскрытия ее конкретного содержания и функций.

Методов исследования психики в данный период нет.

Основные достижения – общее представление об охранительной и активной роли души.

Второй, научный период начинается на рубеже VII-VI вв. до н. э. – конец XVIII-начало XIX в.

Психология в этот период развивалась в рамках философии, а потому он получил условное название философского периода. Также несколько условно устанавливается и его длительность – до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения собственно психологической терминологии, отличающейся от принятой в философии или естествознании.

В связи с условностью периодизации развития психологии, естественной практически для любого исторического исследования, возникают некоторые разночтения при установлении временных границ отдельных этапов. Иногда появление самостоятельной психологической науки связывают со школой В.Вундта, т.е. с началом развития экспериментальной психологии. Однако психологическая наука определилась как самостоятельная значительно раньше, с осознания независимости своего предмета, уникальности своего положения в системе наук – как науки и гуманитарной и естественной одновременно, изучающей и внутренние и внешние (поведенческие) проявления психики. Такое самостоятельное положение психологии было зафиксировано и с появлением ее как предмета изучения в университетах уже в конце XVIII – начале XIX в.

Предметом психологии и его содержанием в античный период была душа – источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения.

Специальных методов исследования нет, используются методы других наук – философии, медицины, математики – при исследовании содержания и функций души.

Основные достижения – Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности тела, способов регуляции поведения и пределов свободы человека.

Предметом психологии и его содержанием в средневековье были душа, исследование видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира.

Появляется собственно психологический метод интроспекции.

Основные достижения – развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс.

Содержанием психологии Возрождения и Нового времени было сознание – его содержание и пути его формирования.

Методы исследования – интроспекция и частично логика – методы индукции, дедукции, анализа и т. д.

Основные достижения – развитие рационалистического и сенсуалистического (эмпирического) подхода к психике, появление первых теорий эмоций и теории рефлекса, а также первой попытки ввести в предмет психологии бессознательное.

Следующий этап – ассоцианистическая психология, конец XVIII-начало XIX в. – середина XIX в.

Предметом психологии было – сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств. Таким образом, предмет психологии – прежде всего познавательные процессы, а также (в конце этого периода) поведение.

Методы исследования – интроспекция, логика, начало использования методов естественных наук, в частности метода проб и ошибок (при формировании поведения).

Основные достижения – появление первой психологической школы, новых подходов к предмету и методам психологии, концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса, естественно-научного подхода к изучению психики, дальнейшее развитие концепций бессознательного.

Таким образом, правильнее говорить о появлении психологии как самостоятельной науки именно с этого периода, относя к середине XIX в. становление экспериментальной психологии.

Но в любом случае необходимо признать, что время существования психологии как самостоятельной науки значительно меньше, чем период ее развития в русле философии. Естественно, что этот период не однороден, и на протяжении более чем 20 веков психологическая наука претерпела существенные изменения. Изменялись и предмет психологии, и содержание психологических исследований, и взаимоотношение психологии с другими науками.

На протяжении длительного времени предметом психологии была душа, однако в разное время в это понятие вкладывалось разное содержание. В эпоху античности душа понималась как первооснова тела, по аналогии с понятием «архе» – первоосновой мира, основным кирпичиком, из которого состоит все сущее. При этом главной функцией души считалось придание телу активности, так как, по мнению первых ученых-психологов, тело является инертной массой, которую приводит в движение именно душа. Душа не только дает энергию для активности, но и направляет ее, т. е. именно душа руководит поведением человека.

Постепенно к функциям души добавилось познание, и, таким образом, к исследованию активности прибавилось изучение этапов познания, которое в скором времени стало одной из важнейших проблем психологической науки.

В эпоху Средневековья душа была предметом изучения прежде всего для богословия, что существенно сужало возможности ее научного познания. Поэтому, хотя формально предмет психологической науки не изменился, фактически в область исследования в то время входило изучение видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира.

Регулятивная функция, волевое поведение, логическое мышление считались прерогативой божественной воли, боговдохновленной, а не материальной души. Недаром эти аспекты душевной жизни не были частями предмета научного изучения в концепциях деизма и томизма (Авиценны, Ф. Аквинского, Ф. Бэкона и других ученых).

В Новое время психология, как и другие науки, избавлялась от диктата богословия. Наука стремилась снова, как и в период античности, стать объективной, рациональной, а не сакральной, т. е. основанной на доказательствах, на разуме, а не на вере. Проблема предмета психологии снова встала со всей актуальностью. В это время еще было невозможно полностью отказаться от богословского подхода к пониманию души. Поэтому психология меняет свой предмет, становясь наукой о сознании, т.е. о содержании сознания и путях его формирования. Это позволило отделить предмет психологии от предмета богословия в исследованиях души и ее функций.

Однако этот переход привел к тому, что уже к XVIII в. фактическим предметом психологии стали познавательные процессы, в то время как поведение, а также эмоциональные процессы, личность и ее развитие не вошли в этот предмет. Такое ограничение области исследования на первых порах имело и положительное значение, так как давало психологии, как уже говорилось, возможность избавиться от сакральности, стать объективной, а позднее и экспериментальной наукой. Это также позволяло ей выделиться в самостоятельную науку, отделив свой предмет, свою область исследования от предмета философии. С другой стороны, такой подход начинал препятствовать развитию психологии, поэтому уже к середине XIX в. он был пересмотрен.

Благодаря развитию биологии, в том числе теории эволюции Ч.Дарвина, работам Г.Спенсера и других исследователей, психология не только отошла от философии, идентифицировав себя с естественными дисциплинами, но и расширила свой предмет, выведя его, как сказал И. М. Сеченов, «из поля сознания в поле поведения». Таким образом, кроме познавательных процессов в предмет психологии были включены поведение и эмоциональные процессы. Важно, что стремление стать объективной наукой не привело еще к появлению новых методов исследования психики, так как до 80-х годов XIX в. ведущей остается интроспекция.

Следующий этап – экспериментальная психология, середина XIX – начало XX в.

Предметом психологии были элементы психики, отождествляемой главным образом с сознанием, их связи и законы.

Методы исследования – экспериментальный метод, а также интроспекция и анализ результатов творческой деятельности как человека, так и народа в целом, появление первых тестов.

Основные достижения – появление экспериментальной психологии, первых теорий «психологии народов», новых данных о психических процессах (прежде всего памяти). Появление новых подходов к психологии, первых симптомов методологического кризиса.

Этот важнейший этап в развитии психологии связан с появлением экспериментальной лаборатории В.Вундта, сделавшего психологию не только самостоятельной, но и объективной, экспериментальной наукой. Однако ассоцианистический подход, на базе которого и выстраивал свою модель психологии В.Вундт, не мог уже объяснить новые факты душевной жизни, не мог быть распространен на изучение структуры личности, эмоциональных переживаний, творческой активности человека. Ограниченным было и применение тех экспериментов и тестов, которые существовали в психологии в начале XX в.

Это заставило ученых искать новый предмет и новые методы исследования психики. Первые школы, зародившиеся в то время (структурализм, функционализм, Вюрцбургская школа), просуществовали недолго. Однако они показали, что среди психологов не существует уже единого мнения о том, что и как должна изучать психология.

Так начался период исканий психологии, адекватной новой ситуации и требованиям времени, который получил название периода методологического кризиса.

Предметом психологии были появление нескольких предметов психологии. Вначале – элементы психики (структурализм), функции психики, «поток сознания» (функционализм). Затем – глубинные структуры психики (глубинная психология), поведение (бихевиоризм), структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология).

Появление новых методов, важнейшие из которых – психоанализ и проективные методы (глубинная психология), экспериментальное изучение процесса научения, формирование связи между истимулом и реакцией (бихевиоризм), экспериментальное исследование познавательных процессов и потребностей (гештальтпсихология), инструментальный метод (советская психология).

Основные достижения – появление первых концепций личности, теории сознания, в том числе и измененного сознания, теорий научения и развивающего обучения, творческого мышления. Появление первых экспериментальных исследований личности, введение в ее исследование культуры и социального окружения как новых парадигм. Развитие отраслей психологии.

Невозможность прийти к единой точке зрения привела к тому, что уже в 10-30-х годах XX в. психология разделилась на несколько направлений, в каждом из которых был свой предмет и свой метод исследования того, что понималось данным психологическим направлением под психикой. Так, в психологии появляются: глубинная психология, бихевиоризм, гештальтпсихология, марксистская психология, а также такие школы, как французская социологическая, или понимающая, психология.

Следующий этап – дальнейшее развитие психологических школ, 40- 60-е годы XX в.

Предмет психологии – появление новых направлений, для которых предмет психологии связывается с внутренней сущностью личности (гуманистическая, экзистенциальная психология), познавательными процессами, развитием интеллекта и этапов переработки информации (генетическая и когнитивная психология).

Метод психологии – появление опросников, новых экспериментальных методов изучения интеллекта, в том числе и искусственного интеллектаю.

Основные достижения – дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем психологии, развитие и совершенствование психотерапевтических технологий.

Во второй половине XX в. возникают новые школы и направления – гуманистическая психология, генетическая (или эпистемологическая) психология, а также когнитивная психология, которая сформировалась уже в 60-е годы. Это последняя из появившихся в XX в. психологическая школа.

Последний этап – современная психология, 60-е годы – конец XX в.

Предмет психологии – развитие предмета психологии в рамках отдельных психологических школ.

Метод психологии – совершенствование методов экспериментального исследования психики, появление разнообразных диагностических методик.

Основные достижения- появление тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ.

Таким образом, можно сказать, что с середины XX в. психология вступила в современный нам этап своего развития, для которого характерно уже не дробление на все новые школы, а тенденция к объединению.

Дайте определение процессам «ощущение» и «восприятие». Перечислите и объясните основные свойства восприятия и приведите примеры к каждому из них

Ощущение – психическое отражение свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие внутренних (состояния организма – голод и др.) или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы.

Отличие восприятий от ощущений:

Это целостный процесс так как строится целостный образ на основе всех органов чувств. Итог ощущения – это чувство, а итог восприятия – целостный образ.

Восприятие жестко не связано с каким либо органом чувств. Нет образа, построенного на одном органе чувств.

Восприятие – не простая сумма ощущений. Оно всегда сложное интегрированное целое, отличное от частей. В построении образа учувствуют все психические процессы.

Таким образом, восприятие – выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и связанный с речью синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов и явлений.

Основные свойства восприятия:

Предметность – способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих специфическими свойствами.

Категориальность – восприятие носит всегда обобщенный характер и любой воспринимаемый предмет обозначаем некоторым понятием и относим к определенному классу предметов. Мы воспринимаем любой предмет как часть категории предметов. Пример: для нас вода, молоко, пиво, а собака, кошка и таракан – животные.

Константность – способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету, величине и др. независимо от изменяющихся условий восприятия. Пример: с какой стороны мы бы ни посмотрели на кубик, мы всегда видим кубик, хотя с разных ракурсов он выглядит по-разному.

Ортоскопичность (правильность) – основано на константности (3); зная признаки предмета, мы воспринимаем предмет правильно.

Целостность – при любом дефиците информации субъект (воспринимающий человек) стремиться достроить образ до целостного, опираясь на свой прошлый опыт. Пример: если мы видим мяч, то невольно представляем его прыгучим и упругим, хотя он может быть сделан и из жесткого и из твердого материала, например, из пластмассы.

Историчность – человек, принадлежащий к той или иной эпохе, имеет свои особенности восприятия. Это происходит за счет изменения психических процессов в филогенезе (историческом развитии психики). Восприятие зависит от окружающей среды человека. Образование пяти внешних чувств – это работа всей предшествующей всемирной истории. Человеческий слух развился в значительной мере благодаря развитию речи и музыки. По аналогии можно бы, пожалуй, сказать геометрия и изобразительные искусства в известной мере определяют человеческое зрение. В процессе развития современной живописи развивалось современное понимание и восприятие перспективы. Развитие техники перестраивает, далее, зрительное восприятие человека; в него включается «наивная физика», недоступная восприятию обезьяны.

Сравните и опишите движущие факторы развития личности с точки зрения теории классического психоанализа, неопсихоанализа, гуманистической психологии

Самые значимые факторы становления личности в классическом психоанализе — это биологическое созревание и способы общения с родителями. Неудачи приспособления к требованиям среды в раннем детстве, травматические переживания в детские годы и фиксация либидо предопределяют глубокие конфликты и болезни в будущем.

Движущими силами поведения выступают инстинкты – психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний. Поведение человека считается зависимым от внутренних психологических конфликтов.

Личность развивается на протяжении всей жизни, проходя восемь основных этапов своего становления, на каждом из которых видоизменяется форма психической энергии (чувство вины, идентичности и т.д.).

Движущие факторы развитие личности с точки зрения неопсихоанализа – в развитии человека проявляется метафизическая схема детерминации развития человека под влиянием двух факторов — среды и наследственности.

В этой схеме свойства человека как индивида рассматриваются как «безличные» предпосылки развития человека, которые в процессе жизненного пути могут стать продуктом этого развития. Социальная среда также представляет собой источник, а не «фактор», непосредственно определяющий поведение человека. Будучи условием осуществления деятельности человека, социальная среда несет те нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков, с которыми сталкивается индивид. Основаниями и движущей силой развития человека выступает совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение человека в мире людей, приобщение его к культуре. Через преобразование в своих поступках и деяниях мира, других людей и себя идет самоосуществление, самореализация и самоперсонализация человека.

Таким образом, движущие факторы развития личности в теории неопсихоанализа меняются на социокультурные.

Гуманистическая психология во многом развивалась как альтернатива психоанализу и неопсихоанализу (бихевиоризму). Один из виднейших представителей этого подхода Р. Мей писал, что понимание человека как пучка инстинктов или собрания рефлекторных схем приводит к потере человеческой сущности.

Низведение человеческой мотивации к уровню первичных, и даже животных, инстинктов, недостаточное внимание к сознательной сфере и преувеличение значимости бессознательных процессов, игнорирование особенностей функционирования здоровой личности, рассмотрение тревоги только как негативного феномена – именно эти психоаналитические воззрения вызывали критику представителей гуманистической психологии. Бихевиоризм, с их точки зрения, дегуманизировал человека, акцентируя внимание только на внешнем поведении и лишая его глубины и духовного, внутреннего, смысла, превращая тем самым личность в машину, робот или лабораторную крысу. Гуманистическая психология провозгласила свой подход к проблеме человека. Она рассматривает личность как уникальную, целостную систему, попять которую посредством анализа отдельных проявлений и составляющих просто невозможно. Именно целостный подход к человеку стал одним из фундаментальных положений гуманистической психологии.

Основными движущими силами и детерминантами личностного развития являются специфически человеческие свойства – стремление к развитию и осуществлению своих потенциальных возможностей, стремление к самореализации, самовыражению, самоактуализации, к осуществлению определенных жизненных целей, раскрытию смысла собственного существования.

Ключевыми понятиями в гуманистической психологии являются: самоактуализация, опыт, организм и конгруэнтность.

Практические задания.

1. Способность к реагированию на воздействие внешней среды и внутренних импульсов и одновременно совокупность всех психических процессов и состояний называется

 А. Раздражаемость

 Б. Психика

 В. Бессознательное

 Ответ Б.

2. Интеллект – это

А. Совокупность умственных способностей человека и высших животных

Б. Уровень образования человека

В. Эрудиция и воспитанность человека

Ответ А.

3. Относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий восприятия называется

А. Целостность

Б. Категоричность

В. Константность

Ответ В.

4. По продолжительности запоминания и сохранения информации память делиться на следующие виды (допишите самостоятельно)

А. Кратковременная

Б. Долговременная

В. Оперативная

Г. Мгновенная

5. Чувства и эмоции человека имеют животное происхождение и по мере развития психики они будут исчезать

А. Верно (да)

Б. Неверно (нет)

Ответ Б – неверно.

6. Как называется ярко выраженное, ьурное эмоциональное состояние, сопровождающееся двигательными проявлениями, нарушениями речи и сужением сознания?

А. Стресс

Б. Аффект 

В. Фрустация

Г. Настроение

Ответ Б.

7. Третья стадия развития стрессовой ситуации по Г. Селье называется

А. Стадией резистенции (адаптации)

Б. Тревоги 

В. Истощения

Ответ В.

8. Выберите тип темперамента, характеризующийся низким уровнем психической активности, быстрой утомляемостью, высокой чувствительностью

А. Сангвиник

Б. Меланхолик

В. Халерик

Г. Флегматик

Ответ Б.

9. Какой термин не является обозначением стиля взаимодействия между людьми:

А. Авторитарный

Б. Промежуточный

В. Либеральный

Г. Демократический

Ответ Б.

10. Чтобы опись порядок удовлетворения человеческих потребностей, Абрахам Маслоу обращается к

А. Иерархии мотивов

Б. Пирамиде потребностей

В. Экзистенциональным ступеням

Ответ Б.

Список использованной литературы:

  1. Асмолов Н. Психология личности. – М., 1988.
  2. Бодалев А. Личность и общение. – М., 1995.
  3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб: Питер, 2002.
  4. Марцинковская Т..Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр Академия, 2001.
  5. Немов Р. Психология. Т.1. – М., 2000.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб: Питер 2002.
  7. Петровский А.В. Психология. – М., 2000.
  8. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. – М., 1998.