Контрольная работа по психологии о восприятии и личности

Тип работы: Контрольная работа
Цена: Бесплатно
(Время чтения: 6 - 11 минуты)

User Rating: 0 / 5

Восприятие как психический процесс. Особенности восприятия. Апперцепция. Восприятие времени, пространства, движения. Иллюзия восприятия

Восприятие, как и ощущение, относится к познавательным процессам. Под восприятием понимают психическое отражение предметов и явлений в целостности, в совокупности их свойств. Восприятие возможно благодаря ощущениям, но оно представляет собой качественно новую ступень познания, не сводящуюся к сумме отдельных ощущений.

В образах восприятия фиксируются многие свойства объектов: их местоположение в пространстве, удаленность, направление движения, длительность воздействия внешнего раздражителя на субъекта восприятия. Восприятие характеризуется модальностью и интенсивностью, благодаря чему становится качественной различение внешних стимулов. Ему присущи свойства, существенно отличающие его от ощущений: предметность, целостность, константность, структурность и даже обобщенность. Когда восприятие включается в процесс решения задач и становится компонентом мышления или сознания в целом, тогда оно испытывает с их стороны регулирующее и организующее воздействие. В результате этих воздействий у восприятия развиваются такие свойства, как избирательность, осмысленность, целенаправленность, категориальность, рефлексивность и др.

Восприятие делает возможным целостное отражение мира, создание интегральной картины действительности, в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности. Итог восприятия – интегральный, целостный образ окружающего мира, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств субъекта[3 с.13].

Основные свойства восприятия:

1. Предметность – способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих специфическими свойствами.

2. Категориальность – восприятие носит всегда обобщенный характер и любой воспринимаемый предмет обозначаем некоторым понятием и относим к определенному классу предметов. Мы воспринимаем любой предмет как часть категории предметов. Пример: для нас вода, молоко, пиво, а собака, кошка и таракан – животные.

3. Константность – способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету, величине и др. независимо от изменяющихся условий восприятия. Пример: с какой стороны мы бы ни посмотрели на кубик, мы всегда видим кубик, хотя с разных ракурсов он выглядит по-разному. Константность – относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его жизненности. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за предметами их размеры, форму, цвет независимо от условий восприятия (расстояние до воспринимаемого предмета, условия освещенности, угол восприятия и т.д.)[3 с.14].

4. Ортоскопичность (правильность) – основано на константности (3); зная признаки предмета, мы воспринимаем предмет правильно.

5. Целостность – при любом дефиците информации субъект (воспринимающий человек) стремиться достроить образ до целостного, опираясь на свой прошлый опыт. Пример: если мы видим мяч, то невольно представляем его прыгучим и упругим, хотя он может быть сделан и из жесткого и из твердого материала, например, из пластмассы.

6. Историчность – человек, принадлежащий к той или иной эпохе, имеет свои особенности восприятия. Это происходит за счет изменения психических процессов в филогенезе (историческом развитии психики). Восприятие зависит от окружающей среды человека. Образование пяти внешних чувств – это работа всей предшествующей всемирной истории. Человеческий слух развился в значительной мере благодаря развитию речи и музыки. По аналогии можно бы, пожалуй, сказать геометрия и изобразительные искусства в известной мере определяют человеческое зрение. В процессе развития современной живописи развивалось современное понимание и восприятие перспективы. Развитие техники перестраивает, далее, зрительное восприятие человека; в него включается «наивная физика», недоступная восприятию обезьяны.

Важнейшим феноменом восприятия является отнесенность предметного образа к реальному миру – феномен проекции (к примеру, человек видит не изображение предмета на сетчатке глаза, а реальный предмет в реальном мире). Этот феномен можно проследить на всех уровнях организации личности[3 с.14].

Восприятие предполагает участие в создании образа окружающих объектов не только ощущений, но и всех других психических процессов. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции.

Апперцепция восприятия — указывает на связь восприятия с личностью, всем прошлым опытом человека, с его "Я". Благодаря этому то, что человека интересует и лично с ним связано, становится в восприятии ярче и интенсивнее. Процесс апперцепции характеризуется также большей отчетливостью и живостью впечатлений, большей напряженностью и активностью, что указывает на связь восприятия при апперцепции с вниманием и волевым усилием.

Для пояснения процесса апперцепции А.Ф. Лазурский (1925) приводит пример слушания студентом лекции. Речь идет о каком-то сложном материале, который ничего не объясняет из его прошлой жизни, мало его затрагивает, поэтому процесс слушания протекает весьма пассивно, а иногда даже приходят в голову посторонние мысли. Но вдруг лектор начинает говорить о близком для студента предмете, который его всегда интересовал, о котором он сам думал. Тогда "...вы сразу превращаетесь в слух и каждое слово лектора воспринимаете очень ясно и отчетливо, вы сосредотачиваете все ваше внимание на выслушивании слов лектора и старании уяснить их. Психологи скажут, что вначале процесс протекал без участия апперцепции, а во втором случае мы имеем право говорить о наличности апперцепции"[7 с.66].

Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины, а также расстояния до предметов и между ними. Восприятие формы определяется участием трех основных групп факторов:

– врожденная способность первичных клеток коры головного мозга избирательно реагировать на элементы изображений, имеющие определенную насыщенность, ориентацию, конфигурацию и длину;

– законы выделения фигуры на фоне, описанные гештальт-психологами;

– жизненный опыт человека, получаемый за счет движений рук по контуру и поверхности объектов, перемещения человека и частей его тела в пространстве.

Восприятие величины предметов зависит от того, каковы параметры их изображения на сетчатке глаза. В восприятии величины предметов принимают участие мышцы глаз и руки, ряда других частей тела. (Однако если человек в состоянии правильно оценить расстояние до объекта, то в действие вступает закон константности восприятия).

Движения мышц также участвуют в восприятии глубины. Кроме них зрительной оценке глубины способствуют аккомодация и конвергенция глаз.

Имеются случаи, когда наше восприятие мира искажается. Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия. Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зрительного, слухового и др.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т. п., но и физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространстве и др.

Понятие личности в психологии. Структура личности. Основные характеристики личности. Этапы формирования личности.

Понятие «личность» многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т.д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте.

Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек» 2, с.86.

Исходя из различных определений, данных философией, психологией, и другими науками, человека можно определить как биосоциальное существо, обладающее речью, сознанием, мышлением, являющееся частью природы и общества, а также способное создавать материальные и духовные ценности.

Человеческие способности и свойства, такие как речь, сознание, мышление, являются результатом культурного развития, а не врожденными качествами, передающимися по наследству. Человек – это высшее существо, отличающееся от животных способностью к труду, результатом которого являются создаваемые блага, используемые в целях удовлетворения потребностей.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора. Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «индивид» – как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида2.

То есть отсюда следует сделать вывод, что индивидами мы рождаемся.

Мы рождаемся как индивидом, так и человеком, и, безусловно, изначально являемся частью природы и общества. Природа когда-то была дикой, а общества не было вообще, но в процессе эволюции было создано общество, которое оказало существенно влияние на природу. В результате наш мир можно назвать цивилизацией.

Точно так же, подвергаясь стороннему воздействию, эволюционирует индивид и в конечно счете становится личностью.

«Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке неприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития»2, с.88.

Индивид, становясь личностью, занимает определенное место в так называемых социальных группах. Следует отметить, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преобразует, изменяет их. Таким образом, личность начинает выступать носителем комплекса внутренних условий и посредством них изменяет воздействия общества. Эти внутренние условия можно определить как совокупность врожденных, переданных по наследству качеств, так и приобретенных, сформированных под влиянием социальных отношений. По мере формирования личности внутренние условия становятся более глубокими, в результате одно и то же внешнее воздействие может оказывать на разных людей разное влияние. Таким образом, личность не только объект, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания 4, с.88.

Что значит быть личностью? Быть личностью – это значит иметь активную жизненную позицию, с которой можно сказать так: «На том стою и не могу иначе». Быть личностью – это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь2.с,86.

В психологии есть понятие структура личности. Каждая человеческая личность имеет в структуре одинаковые составные части.

Первая часть структуры личности — ее социально обусловленные особенности: интересы, склонности, стремления, идеалы, мировоззрения, убеждения. Формируются эти особенности путем воспитания. Они объединены под общим названием — направленность личности.

Каждой личности свойственно также иметь какой-то запас знаний, навыков, умений и привычек. Этим определяется опыт личности, ее подготовленность к предстоящей профессиональной деятельности, сформированная в процессе обучения. Это вторая часть структуры личности. Чему обучился человек, каков его опыт — по этим признакам можно судить об уровне развития личности, прогнозировать успешность выполнения человеком какой-то работы. Большую роль в этом играет профессиональная подготовленность человека.

Профессиональная подготовленность часто позволяет судить об интересах, запросах, глубине суждений личности. Например, зная профессию покупателя, продавец имеет возможность сориентироваться, учитывая крут его интересов, и соответственно строить консультацию о товаре

Третью часть структуры личности составляют устойчивые особенности отдельных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи, восприятия, воли, эмоций). Эти особенности формируются в упражнении. По тому, как человек организует внимание, каковы его эмоциональные реакции, как он мыслит и рассуждает, насколько он сдержан, судят об особенностях конкретной личности.

Четвертая часть структуры личности — биологически обусловленные ее особенности (возрастные и половые свойства, природные задатки, особенности высшей нервной деятельности). Эти особенности также проявляются при общении человека с другими людьми.)

Формирование личности происходит под воздействием социокультурных программ как систем функционирующих в обществе ценностей. Реализация таких программ составляет содержание воспитания как целенаправленного воздействия на человека, на его практическую деятельность, в которой личность изменяет социальную среду и тем самым себя.

Э Фром считает, что в решающей степени социальный характер обусловлен жизненной практикой соответствующей общности людей, усилиями школ, семьи, религии и т.д.

Формирование личности происходит с момента рождения человека. В этот период жизни главное воздействие на ребенка оказывают родители. Формируется нравственный, моральный стержень, который постепенно совершенствуется или ухудшается под воздействием общества, религии, литературы и т.п.

Самые главные и крупные этапы формирования личности таковы. Согласно А. Н. Леонтьеву, в русле теории деятельности, личность «рождается» дважды. Первое ее «рождение» — в возрасте дошкольном, когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение непосредственных побуждений с социальными критериями — возникает возможность действовать вопреки непосредственному побуждению, соответственно мотивам социальным. Оно знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений нормам социальным. Итак, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.

Второе ее «рождение» — в возрасте подростковом и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания. Выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Эта способность к самосознанию, саморуководству и самовоспитанию отражена во втором критерии личности.

Начальный этап формирования личности является одним из главнейших, и очень важно, по моему мнению, не пропустить ни одного события в жизни человека.

Каждый индивид нуждается во внимании и помощи, даже если он это отрицает, не осознавая важности данного психологического аспекта.

Безусловно, важное значение в становлении личности играет общество. Человек всегда окружен людьми, которые оказывают негативное или позитивное влияние.

Важным фактором в формировании личности является созданная самими человеком картина мира, которая определяется и характеризируется нравственными признаками и критериями. Именно от этой картины мира, его восприятие зависит: станет человек личностью или нет.

Личность воплощает в себе систему отношений, общественных по своей природе, которые вмещаются в сферу бытия индивида как его системное качество. Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть ее жизнь в обществе, ее движение в системе общественных отношений. Для личности общество – не просто некоторая внешняя среда. Как член общества она объективно, необходимым образом включена в систему общественных отношений.

Связь общественных отношений и психологических свойств личности опосредуется множеством факторов и условий. Вся совокупность общественных отношений определяет развитие и формирование конкретной личности.

Таким образом, понятие «формирования личности» употребляется в двух смыслах: формирование личности как ее развития, т.е. процесс и результат этого развития, и формирование личности как ее целенаправленного воспитания.

Список использованной литературы

  1. Марцинковская Т..Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр Академия, 2001.
  2. Общая психология: Курс лекций для первой ступени психологического образования/ Сост. Е.И. Рогов.– М.: ВЛАДОС, 1995.
  3. Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб: Питер, 2002.
  4. Петровский А.В. Введение в психологию. М.: Издательский центр «Академия», 1995.
  5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учебн. заведений. 2-е изд., стереотип. –М.: Издательский центр «Академия»., Высшая школа, 2001.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб: Питер 2002.
  7. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. — М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.