Организация спортивной работы в условиях детского оздоровительного лагеря

Тип работы: Курсовая работа
Цена: Бесплатно
(Время чтения: 14 - 27 минуты)

User Rating: 0 / 5

Введение

Летний детский лагерь (городской, сельский, загородный) — это тип оздоровительно-воспитательного учреждения, где воспитательно-оздоровительный процесс осуществляется через разнообразные формы занятости детей.

Целью работы в лагере будет оздоровление, воспитание и развитие детей.

Развитие детей и подростков станет результатом процесса проживания, то есть погружения их в определенную сумму ценностей, отношений, культурных образцов в ходе общения их друг с другом, взрослыми, природой, искусством при непосредственном включении их в разнообразные виды деятельности.

Оздоровлению будет способствовать выполнение инструкций, правил по охране жизни и здоровья детей, выполнение санитарно-гигиенических норм и правил, максимум пребывания детей на свежем воздухе, отрядных полянах, в туристических походах.

Ребенок является основным и главным компонентом воспитательного процесса, его объектом и субъектом, наделенным определенными свойствами и задатками, стремящимся к творческому самопроявлению, удовлетворению своих потребностей, интересов, стремлений, способный к активному освоению педагогических воздействий или сопротивлению им. Именно за период летнего отдыха совершаются большие изменения в личностной структуре детей и подростков[8,с.5].

Содержание процесса воспитания в период летнего отдыха носит веселый, легкий и насыщенный яркими переживаниями характер, свободное общение становится основным каналом трансляции духовной культуры и ценностных отношений. Дети живут в лагере вместе со взрослыми, подчиняясь одним и тем же режимным моментам, одним и тем же правилам; вступая в какие-либо отношения со сверстниками и взрослыми, приобретают социальный опыт, формируют отношение к миру, мировоззрение, вырабатывают направленность своей личности, ведут здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни предполагает выполнение режима дня, режима питания, занятия физкультурой и спортом; выполнение санитарно-гигиенических правил по уходу за собой (телом, одеждой, прической) и помещениями, отказ от вредных привычек: курения, употребления спиртного, наркотиков, от ведения беспорядочной половой жизни.

Трудно объяснить значение воспитания здорового образа жизни человеку, который не ведет такого образа жизни. Человек, который придерживается здорового образа жизни, — это бодрый, энергичный человек, красивый, как правило, оптимист, у которого все органы работают четко, в едином ритме, как в хорошо отлаженном механизме, потому что он ежедневно получает утром хороший заряд сил, здоровья, энергии и поддерживает его в течение дня[8,с.44].

Цель данной курсовой работы заключается в том, что бы рассмотреть методы и формы проведения спортивной работы в условиях летнего оздоровительного лагеря.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

показать специфику проведения спортивной работы в условиях летнего оздоровительного лагеря;

раскрыть задачи, стоящие перед педагогом, ответственным за проведения спортивной работы.

определить основные подходы к организации и проведению спортивной работы в летнем оздоровительном лагере.

Объектом исследования является спортивная работа в условиях летнего оздоровительного лагеря.

Предметом является основные направления, формы и методы спортивной работы в условиях летнего оздоровительного лагеря.

Ι. Планирование спортивной работы в загородном оздоровительном лагере

Спортивная работа в загородном оздоровительном лагере – является частью работы по физическому воспитанию, которая имеет специфические особенности, обусловленные сравнительно коротким периодом пребывания в лагере, разнообразием контингента детей по возрасту, состоянию здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности. Эти особенности следует учитывать при организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.

Физическое воспитание в лагере представляет один из важнейших участков работы с детьми и направлено на решение следующих задач:

  • укрепление здоровья, содействие физическому развитию и закаливанию детей;
  • совершенствование у детей умений и навыков в естественных видах движений (особенно в плавании);
  • привитие интереса и привычки к занятиям физической культурой и спортом;
  • содействие формированию санитарно-гигиенических и организаторских навыков по физической культуре[12,с.33].

Работа по физическому воспитанию в оздоровительном лагере должна способствовать формированию у детей моральных и волевых качеств, воспитанию любви к Отечеству, чувства патриотизма, а также осознание ребенком необходимости здорового образа жизни.

1.1 Основные требования к организации и методике проведения спортивной работы в условиях загородного оздоровительного лагеря

Спортивные мероприятия, проводимые в условиях летнего оздоровительного лагеря прежде всего должны:

  • соответствовать возрасту детей (7-8, 9-10, 11-12, 13-14, 15 лет. Практика показала, что для последней группы целесообразно формировать отдельный отряд);
  • соответствовать состоянию здоровья ребят (основная, подготовительная и специальная медицинские группы), их физическому развитию и уровню физической подготовленности;
  • быть неотъемлемой частью режима лагеря;
  • отвечать здоровым запросам и интересам детей, их любознательности, стремлению к риску и романтике;
  • отражать общепринятый принцип работы детских организаций — содействие всестороннему развитию инициативы и самодеятельности детей;
  • вовлекать в систематические занятия физической культурой и спортом всех детей, отдыхающих в лагере;
  • обеспечивать разнообразие занятий физическими упражнениями, в первую очередь таких, которые затруднительно или невозможно проводить в течение учебного года, особенно в условиях города (плавание, туризм, упражнения и игры на местности, легкая атлетика, подвижные и спортивные игры, преодоление препятствий в естественных условиях);
  • сочетаться с общественно полезным трудом (посильные работы по благоустройству и поддержанию в порядке территории лагеря, мест занятий физическими упражнениями, изготовление и ремонт простейшего спортивного инвентаря и оборудования, очистка от мусора леса, парка) [12,с.34].

Физкультурно-оздоровительная работа в лагере согласуется с врачом и предусматривает следующие мероприятия:

  • утренняя гимнастика;
  • закаливание: воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, душ, купание;
  • занятия физкультурой в отрядах и звеньях, кружках, командах, секциях, обучение плаванию:
  • общелагерные и отрядные прогулки, экскурсии и походы с играми на местности;
  • спортивные соревнования и праздники;

Распределение на медицинские группы для занятий физкультурой проводятся врачом. Детям основной медицинской группы разрешается участвовать во всех физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях без ограничений.

С детьми подготовительной медицинской группы должны проводиться физкультурно-оздоровительные мероприятия с учетом состоянии здоровья. Разрешается участие в однодневных туристских походах.

1.2 Основные документы планирования и учета работы по физическому воспитанию в оздоровительном детском лагере

Для организации спортивной работы необходимы следующие основные документы:

  • общий план;
  • календарный план физкультурно-спортивных мероприятий;
  • положение об общелагерной спартакиаде (о соревнованиях в масштабе лагеря);
  • протоколы соревнований (отрядных и общелагерных);
  • книга учета рекордов и чемпионов лагеря;
  • журнал (книга) учета детей, имеющих ограничения в занятиях физическими упражнениями, а также временно освобожденных от занятий физической культурой;
  • книга (журнал) учета детей, научившихся плавать;
  • журнал учета спортивного инвентаря и оборудования[12,с.35].

Еще до выезда в детское оздоровительное учреждение надо совместно с врачом, старшим вожатым составить примерный план физического воспитания как один и разделов общего плана воспитательной работы на каждую смену и на весь сезон. На его основе составляют календарный план физкультурно-спортивной работы в лагере на каждую смену, план-график отрядных часов физической культуры, утренней гигиенической гимнастики, отрядных спартакиад, финальной части общелагерной спартакиады, дней здоровья, бегуна, прыгуна метателя, первенства лагеря по футболу, волейболу баскетболу, другим спортивным и подвижным играм. Планируют также отрядные походы, прогулки, туристский слет, физкультурно-спортивные праздники. В дальнейшем, по мере надобности, с учетом желаний ребят, капризов погоды и других обстоятельств, все вышеперечисленные планы, графика, расписания, положения корректируются.

При составлении плана надо иметь в виду следующее:

  • во-первых, обязательно нужно учесть сложившиеся в лагере спортивные традиции. Это не исключает привнесения к план чего-то нового, не проводившегося в лагере. Наоборот, новое мероприятие следует приветствовать, оно разнообразит содержание занятий физическими упражнениями;
  • во-вторых, в плане должна быть предусмотрена оптимальная последовательность проведения физкультурно-спортивных мероприятий — в звене, отряде, лагере. Здесь очень важно, чтобы подготовка к каждому мероприятию, в том числе и неспортивному, и его проведение не совпадали по времени;
  • в-третьих, необходимо сделать так, чтобы каждое мероприятие было продолжением предыдущего и являлось подготовкой к последующему;
  • в-четвертых, в плане должны быть указаны сроки проведения каждого мероприятия и ответственные за отдельные его положения.

У педагога физического воспитания обязательно должен быть отдельный план работы на смену и на каждый день. [12,с.37].

Примерный план работы по физическому воспитанию в детском оздоровительном лагере приводит в своей статье[4] С. Ерёгина (таблица 1)

Таблица 1

Содержание работы

Сроки выполнения

Ответственный

1. Организационная работа

1. Составление календарного плана спортивно-массовых мероприятий отряда на смену
2. Составление положения о спартакиаде отряда
3. Составление плана на ненастную погоду

   

2. Физкультурно-оздоровительная работа

1. Проведение утренней гимнастики
2. Проведение оздоровительных мероприятий (солнечные и воздушные ванны, купание)
3. Организация отрядных физкультурных занятий и занятий с детьми, имеющими ослабленное здоровье
4. Организация прогулок, экскурсий, туристских походов
5. Проведение игр на местности в отрядах и общелагерной игры
6. Проведение вечера аттракционов

 

 

3. Спортивно-массовая работа

1. Проведение спортивных игр отряда
2. Организация в отрядах соревнований по подвижным и спортивным играм, лёгкой атлетике и т.д.
3. Проведение товарищеских встреч с командами
и отрядами соседних лагерей
4. Проведение спартакиад в отрядах и лагере
5. Проведение «Весёлых стартов»

 

 

4. Агитационно-пропагандистская работа

1. Оборудование уголков «Физкультура и спорт» в отрядах
2. Проведение физкультурной викторины по отрядам и между отрядами.
3. Встречи с известными мастерами спорта или спортсменами
4. Показ видеофильмов о спорте
5. Беседы о физической культуре и спорте

 

 

5. Хозяйственная работа

1. Оборудование площадок для игр и мест купания и плавания
2. Приобретение и изготовление спортивного оборудования
и инвентаря
3. Ремонт спортивного инвентаря и т.д.

   

Гораздо более подробнее подходит к разработке плана работы А.Г. Трушкин[12]. По его мнению, содержание плана может быть примерно таким:

I Организационная работа.

До выезда в детское оздоровительное учреждение.

1. Проверить и подготовить материально-техническую базу в лагере для работы по физическому воспитанию. Ответственный — инструктор физической культуры (далее сокращенно — ИФК).

2. Разработать план физкультурно-оздоровительной (далее — ФО) и спортивно-массовой (далее — СМ) работы, календарный план физкультурно-спортивных мероприятий (далее — ФС), положение об общелагерной спартакиаде (далее — ПОС), план-график отрядных часов физической культуры (далее — ОЧФК), физкультурно-спортивных праздников (далее — ФСП), график-расписание пользования бассейном. ИФК, начальник лагеря (далее — НЛ), врач, старший вожатый (далее — СВ), инструктор по плаванию (далее — ИПП).

3. Составить отрядные планы физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий (ИФК, отрядный вожатый (далее — ОВ), ИПП).

4. Провести семинар с членами педагогического коллектива по организации отрядных, общелагерных физкультурных и оздоровительных мероприятий (ИФК, СВ, врач, ИПП).

5. Разработать и размножить (для отрядов) правила получения, сдачи и хранения спортивного инвентаря и оборудования в масштабе лагеря, отряда, звена. Составить график эксплуатации спортивных площадок, бассейна и других спортивных сооружений (ИФК, СВ, ИПП, завхоз).

6. С ИФК соседних лагерей составить план-расписание совместных физкультурных мероприятий (ЙФК, СВ, ИПП)

7. Составить примерный план мероприятий в отрядах на случай плохой погоды (ИФК, СВ, ИПП, ОБ врач).

8. Заготовить (купить) грамоты, значки, ленты чем пионов, протоколы, плакаты, диафильмы, схемы, поздравительные открытки, плавательные шапочки, свистки бумагу, краски, клей и др. (ИФК, СВ, ИПП, завхоз).

В детском оздоровительном учреждении, сразу после приезда.

9. На вечере «Давайте познакомимся» рассказать ребятам о примерном плане физкультурно-спортивных мероприятий. Выявить ребят — активистов физической культуры, спортсменов. Предложить план организационных мероприятий в отрядах по физической культуре и спорту (ИФК, ИПП).

10. Провести выборы физоргов отрядов (ОВ).

11. Сбор физоргов отрядов. Выборы председателя совета физоргов и его заместителя. Обсуждение планов работы по физическому воспитанию с учетом желаний ребят (ИФК, ИПП, СВ, врач).

12. Провести семинар активистов-физкультурников, изъявивших желание оказывать помощь ИФК и ИПП в организации и проведении общелагерных физкультурно-спортивных мероприятий (ИФК, ИПП).

13. Провести совещание физоргов отрядов (в дальнейшем — раз в неделю и по необходимости) о ходе выполнения плана работы и организации предстоящих физкультурно-спортивных мероприятий (ИФК, ИПП, СВ).

14. Выбрать редколлегию общелагерной газеты «На старт!» (ИФК, председатель совета физоргов (далее — ПСФ) ).

15. Провести итоговое собрание физкультурного актива и итоговую линейку по подведению итогов физкультурно-спортивной работы за смену, наградить активистов, судей, чемпионов лагеря, лучших вожатых (НЛ, СВ, ИФК, ИПП).

ΙΙ Оздоровительная работа.

1. Составить списки детей, отнесенных по состоянию здоровья к основной, подготовительной и специальной группам (врач, ИФК, ИПП).

2. Составить план-расписание занятий с детьми, отнесенными, к специальной и подготовительной группам (врач, ИФК, ИПП).

3. Составить график проведения утренней гигиенической гимнастики (далее — УГГ) в масштабе лагеря и в отрядах. Составить комплексы физических упражнений УГГ и варианты зарядки с использованием прогулок в лес, купания, танцев и кроссового бега (врач, ИФК, ИПП).

4. Составить график-расписание закаливающих процедур, купания (врач, ИФК, ИПП, ОВ).

5. Организовать еженедельный выпуск санбюллетеня «Наши верные друзья» (врач).

6. Провести цикл бесед: о роли УГГ, о роли физических упражнений для здоровья в условиях загородного лагеря, о роли режима жизни в лагере, о физических нагрузках и их влиянии на здоровье и пр. (врач, ИФК, ИПП).

7. Организовать конкурс «Мое здоровье — моя частная собственность» (разработать условия конкурса, провести его в отрядах) (врач, ОВ, ИФК, СВ, ИПП).

8. Провести день здоровья, праздник «Мойдодыр» (врач, ОВ, ИФК, ИПП).

III Физкультурно-спортивная работа.

1. Проводить ежедневные ОЧФК (ОВ, ИФК, физорги).

2. Проводить занятия кружков, секций по видам спорта, выбранным ребятами (ИФК, ИПП, ОВ).

3. Провести отрядные спартакиады (ИФК, ИПП, ОВ, физорги, физкультурный актив).

4. Провести первенства лагеря по футболу, волейболу (пионерболу), мини-баскетболу, настольному теинису, бадминтону, городкам, шахматам, шашкам (для умеющих играть) (ИФК, ИПП, совет физоргов, судейская коллегия).

5. Провести отрядные и общелагерный смотры походной песни (СВ, ИФК, судейская коллегия).

6. Провести отрядные прогулки, однодневный поход (ОВ, ИФК, педагоги-воспитатели (далее — ПВ) ).

7. Провести общелагерный туристский слет (два дня) (ИФК, СВ, ИПП, штаб слета).

8. Провести отрядные игры на местности и одну общелагерную игру (СВ, ОВ, ИФК, ИПП, судейская коллегия).

9. Провести в отрядах и в масштабе лагеря конкурсы «Веселые старты», «Делу — время, потехе — час!» (ИФК, ИПП, СВ, ОВ, физорги, специальная судейская коллегия).

10. Провести физкультурно-спортивный праздник « Физкульт-ура!».

11. Провести спортивный вечер, посвященный окончанию смены (НЛ, СВ, ИФК, ИПП, ОВ, совет физоргов).

12. Провести товарищеские встречи со сборными командами соседних лагерей по видам спорта (по договоренности) (ИФК, СВ).

IV Агитационно-пропагандистская работа.

1. Провести на сборе «Давайте познакомимся» беседу «О роли физкультуры и спорта в жизни ребенка» (ИФК, врач).

2. Оформить лагерный стенд «Спортивная жизнь лагеря» (совет физоргов, ИФК, ИПП, физкультурный актив).

3. Оформить плакатами, лозунгами, наглядной информацией по физической культуре стадион, фойе столовой и клуба, бассейн, комнату совета физоргов (ИФК, ИПП, совет физоргов, физкультурный актив).

4. Оборудовать и оформить отрядные уголки «Спортивная жизнь отряда» (ОВ, физорги, физкультурный актив отрядов).

5. Организовать выпуск общелагерной стенной газеты «На старт!» (ИФК, редколлегия).

6. Выявить и подготовить радиокомментаторов и создать радиоредакцию «Бег» (ИФК, СВ).

7. Провести вечер встречи с ветеранами спорта (СВ, ИФК, ИПП, совет физоргов).

8. Организовать демонстрацию в отрядах диа- и кинофильмов на спортивные темы (не менее двух раз в неделю) (ИФК, ИПП, СВ, ОВ).

9. Провести спортивную викторину «Три С» (сила, смелость, сноровка).

V Хозяйственная работа.

1. Провести инвентаризацию спортивного оборудования, спортивного инвентаря, получить его и разместить в специальном помещении (ИФК, ИПП).

2. Распределить спортивный инвентарь по отрядам (ИФК, ИПП).

3. Закупить недостающий спортинвентарь (завхоз).

4. Проводить текущий ремонт спортивного оборудования и спортинвентаря (ИФК, ИПП, физкультурный актив).

5. Приобрести грамоты, значки, ленты чемпионов, призы, протоколы, бумагу, материал для судейских повязок, клей, краски, карандаши и пр. (завхоз).

6. Закрепить за отрядами спортивные площадки и места занятий спортивными и подвижными играми (ИФК, ИПП, ОВ, совет физоргов).

7. При составлении календарных планов на смену обязательно надо учитывать возраст детей, приезжающих в первую, вторую и третью смены. В первой смене, как правило, преобладают учащиеся начальной школы. Во второй — больше детей средних классов (VII, VIII, IX). В третьей — вновь малыши, а также небольшой процент учащихся средних и, возможно, старших классов. Третья смена самая малочисленная, ибо многие ребята уезжают с родителями, находящимися в отпуске.

8. Очень важно учесть и временные параметры. В августе продолжительность дня на полтора часа меньше, чем в июне.

При составлении плана инструктору по физической культуре необходимо учитывать следующее:

  • направленность плана на достижение определенного педагогического результата – отражение социального заказа на формирование качеств личности;
  • интересы и потребности детей;
  • разнообразие содержания: форм и методов физкультурно-оздо-ровительной деятельности:
  • систематичность, последовательность, преемственность в подборе видов деятельности:
  • реальность планов (по видам деятельности, по срокам):
  • согласованность плана по физическому воспитанию с планом работы ДОЛ.

Также необходимо учитывать, что лучший план работы – план, подсказанный и одобренный детьми. В дальнейшем по мере надобности и с учетом желаний ребят, капризов погоды и других обстоятельств все вышеперечисленные планы, графики, расписания, положения корректируют[5,с.60].

 

ΙΙ Основные формы спортивной работы в загородном оздоровительном лагере

Физкультурно-оздоровительная работа в лагере включает: утреннюю гимнастику (зарядку), купание, прогулки, экскурсии, походы, отрядные занятия физической культурой и спортом, простейшие соревнования.

2.1 Утренняя гимнастика и отрядные занятия физической культурой и спортом

Утренняя гимнастика — ежедневное выполнение непосредственно после пробуждения (через 5-7 мин) комплекса специально подобранных 7-10 упражнений в течение 10-15 мин. Одна из задач утренней гимнастики в лагере, где она считается обязательной и является неотъемлемым элементом режима дня, — привить ребятам устойчивый интерес и привычку продолжать её выполнять дома. Как дисциплинирующее средство зарядка должна способствовать организованному началу дня. А чтобы она решала и такие важные задачи, как укрепление здоровья, закаливание организма, и др., руководителю необходимы определённые знания и опыт её проведения[4].

Начинается зарядка, как правило, с упражнений на дыхание, когда ребята вдыхают воздух, богатый кислородом и фитонцидами (в сосновом лесу). Фитонциды уничтожают болезнетворные бактерии и микробы в организме человека. Утренняя гимнастика – это маленькая разминка, в течение которой все частички человеческого тела обогащаются кислородом, разминаются мышцы, организм готовится к активной работе в течение дня.

Гимнастика включает 8–10 упражнений. Вначале ребят надо построить в колонны, ряды на расстоянии вытянутых рук друг от друга, чтобы всем хватило места выполнить любое упражнение. Для малышей зарядку можно составить из упражнений, описание которых дано в стихотворной форме; ее проведут сказочные герои. Для ребят средних отрядов зарядку можно организовать в круге, в движении по кругу, по лесной тропинке. Для старших ребят – в виде спортивной разминки, где будут и пробежка, и силовые упражнения: подтягивания, отжимания. Ребят старших отрядов можно подготовить для проведения утренней гимнастики у малышей.

При разработке комплекса упражнений надо учесть особенности методики организации и проведения утренней гигиенической гимнастики:

– проводить утреннюю гимнастику на свежем воздухе на спортивной площадке или под навесом (если на улице идет дождь);

– подобрать упражнения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребят отряда;

– проводить упражнения в следующей очередности:

а) упражнения на дыхание;

б) разминка мышц плечевого пояса;

в) разминка мышц поясничной области;

г) разминка мышц ног;

л) комплексные упражнения (разминка нескольких групп мышц);

е) общая нагрузка всему организму в виде пробежки или прыжков;

ж) упражнения на восстановление дыхания;

– учесть материальную базу лагеря и использовать имеющиеся средства и спортивный инвентарь;

– упражнения тщательно продумать (как правильно рассказать – кратко и понятно для ребят) и подготовиться изобразить зеркально;

– обеспечить выход ребят на зарядку в спортивной форме по погоде;

– на зарядке следить за правильным выполнением упражнений ребятами;

– личным примером, бодрым, задорным голосом с самого утра обеспечить приподнятое настроение ребят на целый день[8,с.45].

Для примера можно привести один из комплексов утренней гимнастики (Приложение1).

Отрядный час физической культуры (ОЧФК) — основная форма физического воспитания в загородном детском лагере. Опыт показал, что физической культурой и спортом в летнем лагере детям надо заниматься ежедневно. Следовательно, отрядный час тоже следует проводить каждый день. За исключением субботы и воскресенья, когда, как правило, проходят общелагерные мероприятия. Основу содержания отрядных часов физической культуры составляют упражнения комплексной программы по физическому воспитанию учащихся I-XI классов, а также элементы видов спорта, которым трудно уделять внимание в школе и которые в лагере (исходя из условий) можно провести на достаточно высоком уровне.

Продолжается отрядный час физической культуры ровно 60 минут: но на сам «час» отводится 40 минут, на организационные вопросы в начале занятия — 10 минут, на заключительную часть (как правило, умывание или душ, подготовка к закаливающим процедурам, которые проводят после того, как дети отдохнут после выполнения физических упражнений) — 10 минут.

Исключив из 26 дней каждой лагерной смены день заезда, день отъезда, три субботы и три воскресенья, а также три дня на общелагерный туристский слет, на отрядные часы остается 15 дней. 15 дней физической культуры за смену должен подготовить и провести в своем отряде его вожатый. Ему помогают физорги и их заместители (в отряде лучше избирать двух физоргов — мальчика и девочку и двух их заместителей). Основную помощь вожатым оказывают педагог по физическому воспитанию и инструктор по плаванию. Занятия проводят со всем отрядом или с отдельными группами, составленными соответственно уровню физической подготовленности, состоянию здоровья, а также, если отряд разновозрастный, возрасту детей. Группы могут быть сформированы и по интересам мальчиков и девочек.

Отрядный час физической культуры не должен дублировать школьный урок. Известно, что уроки носят в значительной мере обучающий характер. Отрядный же час проводят в игровой, соревновательной форме. Точнее, спортивно-игровой метод на отрядных занятиях должен доминировать.

Отрядные часы физической культуры проводят в первой половине дня, но обязательно через 1—1,5 часа после завтрака. Занимаются ребята ври температуре до +18°С в тренировочных костюмах и в спортивной обуви, при более теплой погоде — в трусах, майках (теннисках, футболках) и по возможности босиком (если место занятий не засорено острыми предметами).

Свои часы физической культуры отряды проводят в разных местах. Опыт показывает, что занятия физическими упражнениями хорошо проходят на лесных дорожках, лужайках, полянах. Особенно если использовать естественные препятствия, которыми так богат лес.

В дождливую погоду отрядные физкультурные занятия проводятся на верандах под девизом «У природы нет плохой погоды!». В содержание часов, как правило, входят разнообразные потешные конкурсы, соревнования, турниры, «Веселые старты», игры, забавы и развлечения.

В Приложении 2 приведено примерное содержание 15 часов физической культуры для детей старших отрядов (14-15 лет).

2.2 Спортивные соревнования и массовые физкультурные праздники

Спортивные соревнования — неотъемлемая часть работы по физическому воспитанию в загородном оздоровительном детском лагере. В процессе их проведения решают следующие задачи:

1) дать каждому ребенку возможность в соперничестве с одногодками проверить и оценить свои знания, умения, физическую подготовленность, приобретенные на уроках физической культуры, на внеклассных занятиях, самостоятельно;

2) помочь ребятам улучшить свою физическую подготовленность, спортивную форму;

3) выявить сильнейших юных спортсменов для комплектования сборных команд лагеря.

Спортивные конкурсы (бегунов, прыгунов, метателей, «силачей» и др.) проводят в течение 20—30 мин. Они должны способствовать закреплению полученных в школе умения и выработке физических качеств. Поскольку упражнения непродолжительны, они не предъявляют высоких требований к нервной системе и физическим силам ребят, но при неоднократном повторении (в несколько туров, с изменением программы и т. д.) они способствуют разностороннему физическому развитию детей[6,с.19].

Есть семь условий, соблюдение которых обязательно для успешного проведения любого соревнования. Вот они:

1) своевременное ознакомление с положением о соревнованиях вожатых, педагогов-воспитателей, детей и всех лиц, ответственных за тот или иной аспект мероприятия;

2) простота организации соревнований и системы зачета, что позволяет привлекать к проведению соревнований не только взрослых, но и (что особенно важно) детей;

3) красочность оформления и своевременность подготовки мест соревнований;

4) быстротечность; длительные соревнования утомляют детей, снижают интерес к ним; продолжаться соревнования должны не более 1 часа;

5) обеспечение квалифицированного судейства: надо предусмотреть заблаговременное проведение судейского семинара;

6) соблюдение участниками соревнований санитарно-врачебных требований, техники безопасности и правил поведения;

7) оперативное подведение итогов с возможно быстрой информацией о результатах в процессе соревнований.

Обязательным документом любого соревнования является положение о нем[12,с.94].

Безусловно, не для всех мероприятий оно составляется в письменном виде. Но подготовка пусть самого простого мероприятия должна вестись именно по его всем пунктам, уяснение которых помогает организатору провести его на должном уровне. И, наоборот, при легкомысленном, пренебрежительном отношении к такой подготовке мероприятие может быть сорвано, не будет достигнута цель.

Крупные мероприятия требуют того, чтобы положение было составлено заблаговременно и сообщено отрядным вожатым и активу лагеря.

1. Цели и задачи. Прежде всего необходимо уяснить, с какой целью проводится мероприятие, какие задачи ставятся перед ним, например: подведение итогов, выяснение сильнейших спортсменов и команд, приобретение навыков участия в соревнованиях и др.

2. Место и время. Точно определяется, где и когда мероприятие проводится. Время проведения должно соответствовать времени, указанному в календарном плане.

3. Руководство. Вопрос о том, кто организует мероприятия в отраде, заранее решен. Подготовка и непосредственное проведение спортивно-массовых мероприятий в отрядах осуществляется вожатым отряда, а в масштабе лагеря инструктором по физической культуре. Для помощи привлекается актив инструкторов из числа детей.

Инструктор то физической культуре обязан оказывать отрядным вожатым помощь в организации мероприятий, контролировать проведение.

Только убедившись, что вожатый с его активом полностью готовы,– разрешать ему проведение.

4. Участники. Кто участвует в соревнованиях? Все ли пионеры или команды от каждого звена? Нужно учесть возраст и пол. Допуск ребят к соревнованиям согласовывается с врачом.

5. Программа. Перед проведением того или иного мероприятия необходимо тщательно продумать упражнения, длину дистанций и т. д., перечень других требований, которые организаторы собираются включить.

Результаты будут зависеть от цели и задач данного мероприятия. К примеру, будет иметь значение, в какое время смены оно проводится: в начале или ближе к ее завершению, когда пионеры получили уже должную подготовку для участия в более сложных и трудных соревнованиях. Нет смысла проводить товарищеские встречи, пока не выяснены силы пионеров, не скомплектованы команды.

6. Условия зачета и определение победителей. Это один из главных разделов положения. Здесь требуется с предельной ясностью оговорить вое моменты, позволяющие выявить победителей и последующие места в личном и командном первенстве.

В зависимости от программы и характера соревнований определяются и условия зачета.

По характеру зачета спортивные соревнования бывают: личные, (командные и лично-командные.

Личные соревнования — это такие, в которых выявляются личные результаты участников и по ним определяются места между пионерами. Например: а) по показанным результатам по легкой атлетике, по плаванию; б) по одержанным победам в городках, настольном теннисе; по шахматам и т. д.; в) по количеству набранных баллов или очков в конкурсах на лучшее выполнение вольных упражнений, пирамид, упражнений на снарядах.

В командных соревнованиях выявляются только места команд и коллективов. Например, каждому звену, отряду лагеря или их командам место выводится:

а) по (сумме очков, полученных зачетным количеством участников (по таблице оценок);

б) по сумме результатов, показанных зачетными участниками;

в) по сумме мест зачетного количества участников;

г) по сумме результатов или очков участников, занявших определенные места.

При организации таких соревнований заранее оговаривается, какое количество результатов от каждого звена (отряда, лагеря) идет в зачет.

К числу командных соревнований относятся типично командные спортивные и подвижные игры: волейбол, ручной мяч, футбол, баскетбол, пионербол и др. Однако соревнования по любому виду можно провести как командные.

К лично-командным соревнованиям относятся такие, в которых выявляются как личные места, т. е. каждого пионера (и соответственно их результатам выводятся места), так и командные, где по сумме очков (результатов, мест) пионеров выводятся соответствующие места звеньев (отрядов, лагерей).

Закон соревнований — это создание одинаковых условий для всех участников.

Говоря об условиях зачета, следует обязательно помнить об этом. Например: в 1-м звене собрались старшие по возрасту ребята, и, конечно, результаты в любом спортивном состязании заведомо предрешены в пользу этого звена. Или в звеньях неодинаковое количество мальчиков и девочек. Ясно, что преимущество будет у звена, где больше мальчиков.

А в общелагерном масштабе, когда спортивные мероприятия проводятся между отрадами или командами отрядов, такие моменты различия возраста и пола, а значит, различия физического развития встречаются постоянно.

Во всех случаях нужно продумать зачет так, чтобы личные и командные результаты были оценены объективно[15,с.91].

Физкультурные праздники обычно посвящают выдающимся событиям в жизни страны, в спорте, знаменательным датам.

Опыт показывает, что праздники особенно успешно проходят, когда их программа предусматривает мероприятия, в которых могут принять участие зрители: простейшие викторины, аттракционы, соревнования.

Начинающему организатору физкультурного праздника в загородном детском лагере нужно прежде всего продумать каждую деталь предстоящего мероприятия. Типичными составными частями любого праздника, особенно физкультурного, являются: торжественное открытие (парад и построение всего лагеря или только участников торжественного шествия); шествие участников — парад; приветственное слово и выступление гостей; литературно-музыкальная композиция, массовые физкультурные выступления; выступления лучших спортсменов лагеря и гостей; запуски моделей и ракет, фейерверк; награждение победителей соревнований, физкультурного актива, судей; торжественное закрытие праздника, марш-парад; костер; танцы, игры, конкурсы, аттракционы.

Успех физкультурного праздника во многом зависит от его тщательной организации. Осуществляет ее оргкомитет или штаб, в состав которых входят все ведущие работники лагеря: начальник, старший вожатый, старший педагог-воспитатель (если такой положен по штатному расписанию), врач, медицинская сестра, завхоз, отрядные вожатые, педагоги-воспитатели (помощники вожатых), педагог по физической культуре, инструктор по плаванию, руководители кружков, музыкальный руководитель и, конечно же, представители предприятия (учреждения), которому подчинен лагерь.

Оргкомитет разрабатывает положение и сценарий праздника, своевременно знакомит с: ним его участников, привлекает к подготовке мест проведения праздника отдельные отряды (в основном старшие), кружки, создает и готовит судейскую коллегию и отдельные судейские бригады на каждый вид соревнований, организует подготовку ребят к показательным выступлениям, проводит репетиции и т. д.

Практика показала, что спортивные праздники не должны продолжаться более 1,5-2 часов. Они могут состоять из одной, двух и даже трех частей. Первую часть проводят, как правило, в первой половине дня (10.00-10.40), вторую — после полдника (17.00-18.00), третью — после ужина. Очень важно организованно закончить третью часть. Здесь необходимы педагогический такт, сдержанность и вместе с тем твердость и требовательность. Правда, возможен и более демократический финал праздника, когда дети вместе со взрослыми проводят короткую летнюю ночь у костра и, встретив рассвет, спокойно и организованно расходятся по корпусам и палаткам (для сна остается еще достаточно много времени).

Для проведения соревнований, конкурсов, игр потребуются различные спортивные площадки, спортивный инвентарь, оборудование, измерительные приборы и инструменты. О подготовке всего надо позаботиться заранее. К выполнению работ следует привлекать как можно больше активистов-физкультурников, членов различных кружков, юных спортсменов. Заметим, что спортивный инвентарь, оборудование, измерительные приборы должны во всех случаях отвечать требованиям, предъявляемым к ним правилами соревнований. До начала состязаний и конкурсов судейские бригады должны проверить, как подготовлены места соревнований, Проверить дистанции, выверить часы, секундомеры, словом, убедиться, что инвентарь и оборудование соответствуют всем предъявляемым к ним требованиям.

Чтобы праздник не омрачался грубыми ошибками, просчетами, оплошностями и неприятными неожиданностями, оргкомитету надлежит обзавестись планом работы со следующими разделами: что необходимо сделать; срок исполнения; ответственный за выполнение.

Все части программы праздника — спортивную, физкультурно-затейную, зрелищную — необходимо соединить в хорошо продуманном сценарном, или, как его иногда называют, режиссерском плане. Этот план должен отвечать на такие вопросы: где, в какое время и что проводится, кто отвечает за проведение отдельных мероприятий или номеров программы, чем заполняют паузы, которые могут образоваться между окончанием одной части программы и началом другой, куда, в какой момент следует переключить внимание зрителей. Другими словами, в сценарном плане праздника должны быть учтены все детали, весь процесс прохождения праздника от его торжественного начала до закрытия[12,с.94].

Заключение

Таким образом, физическое воспитание в оздоровительном лагере имеет специфические особенности, обусловленные сравнительно коротким периодом пребывания в лагере, разнообразием контингента детей по возрасту, состоянию здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности. Эти особенности следует учитывать при организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.

Физическое воспитание в лагере представляет один из важнейших участков работы с детьми.

Спортивная работа в оздоровительном лагере должна способствовать формированию у детей моральных и волевых качеств, воспитанию любви к Отечеству, чувства патриотизма, а также осознание ребенком необходимости здорового образа жизни.

Еще до выезда в детское оздоровительное учреждение необходимо совместно с врачом, старшим вожатым составить примерный план физического воспитания как один и разделов общего плана воспитательной работы на каждую смену и на весь сезон. На его основе составляют календарный план физкультурно-спортивной работы в лагере на каждую смену, план-график отрядных часов физической культуры, утренней гигиенической гимнастики, отрядных спартакиад, финальной части общелагерной спартакиады, дней здоровья, бегуна, прыгуна метателя, первенства лагеря по футболу, волейболу баскетболу, другим спортивным и подвижным играм. Планируют также отрядные походы, прогулки, туристский слет, физкультурно-спортивные праздники. В дальнейшем, по мере надобности, с учетом желаний ребят, капризов погоды и других обстоятельств, все вышеперечисленные планы, графика, расписания, положения корректируются.

При составлении плана спортивной работы в условиях летнего оздоровительного лагеря инструктору по физической культуре необходимо учитывать следующее:

направленность плана на достижение определенного педагогического результата – отражение социального заказа на формирование качеств личности;

интересы и потребности детей;

разнообразие содержания: форм, методов физкультурно-оздоровительной деятельности:

систематичность, последовательность, преемственность в подборе видов деятельности:

реальность планов (по видам деятельности, по срокам):

согласованность плана по физическому воспитанию с планом работы ДОЛ.

Формы и методы спортивной работы в условиях оздоровительного лагеря достаточно разнообразны, необходимо лишь тщательного готовить намечаемые мероприятия и следить, чтобы они соответствовали приведенным в данной курсовой работе рекомендациям.

Список использованной литературы

1. Булгакова, Н.Ж. Плавание в пионерском лагере / Н.Ж. Булгакова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 128 с. : ил.

2. Демчишин, А.А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков / А.А. Демчишин, В.Н. Мухин, Р.С. Мозола. – К. : Здоровья, 1989. –168 с. : ил.

3. Ерёгина, С. Спортивная жизнь лагеря / С. Ерёгина // Народное образование. – 2004. – № 3. – С. 95-97.

4. Ерёгина, С. Физическая культура в летнем оздоровительном и спортивном лагере / С. Ерёгина // Народное образование. – 2000. – № 4-5. – C. 218-244.

5. Еркомайшвили И.В. , Жукова О.Л. , Серова Н.Б. Пособие практиканта по физической культуре: Учеб.-метод, пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос.гос.проф.-пед.ун-та. 2004. – 130 с.

6. Железный, Д.В. Физкультура и спорт в пионерском лагере / Д.В. Железный, Н.В. Туленков. – Киев : Здоровья, 1988. – 64 с.

7. Николаев, В.Р. К летнему оздоровительному сезону / В.Р. Николаев // Физическая культура в школе. – 2002. – № 3. – С. 62-66.

8. Организация летнею детского отдыха : копилка материалов в помошь воспитателям и вожатым оздоровительных лагерей / [авт.-сост. Г. Л. Шерсш]. — 2-е изд. — Мозырь : ООО ИД «Белый Ветер», 2005. — 224 с.

9. Тармола, Т. Формирование культуры здоровья в летнем лагере / Т. Тармола // Минская школа сегодня. – 2006. – № 7. – С. 30-32.

10. Твое здоровье в твоих руках : пособие для кл. рук. и воспитателей общеобразоват. учреждений / сост.: Л.С. Борисик, А.О. Сахариленко. – Мн. : Бел. навука, 2003. – 167 с.

11. Тимофеев, Ю. Игры в летнем лагере / Ю. Тимофеев // Воспитание школьников. – 2003. – № 5. – С. 38-43.

12. Трушкин, А.Г. Физкультурно-оздоровительная работа в летних лагерях / А.Г. Трушкин. – М. : ИКЦ «МарТ», 2006. – 199 с. – (Серия «Школьный корабль»).

13. Физкультура и ты / сост.: Т.Е. Заводова, В.В. Самодумская. – Мн.: Красико-Принт, 2005. – 176 с. – (Педагогическая мастерская).

14. Филин В. П., Фомин Н. А. Основы юношеского спорта. –М.:Физкультура и спорт, 1980. —255 с, ил.

15. Фридман, М.Г. Спортивно-оздоровительная работа в детских лагерях отдыха : кн. для организаторов внеклас. работы / М.Г. Фридман. – М. : Просвещение, 1991. – 207 с. : ил.