Энергетическая проблематика постсоветского пространства
- Тип работы: Вопрос-ответ
- Цена: Бесплатно
Энергетическая проблематика постсоветского пространства. Ресурсная дипломатия великих держав на постсоветском пространстве.
Основными проблемами в энергетической сфере на постсоветском пространстве за последние 15 лет являются противоречия в газовой области между Россией - Белоруссией и Россией - Украиной, а также разногласия по водно-энергетическим проблемам между странами Центральной Азии.
Противоречия в газовой области между Россией - Белоруссией и Россией – Украиной связаны в основном с ценой на поставляемый в эти страны газ.
Что касается энергетических конфликтов в странах Центральной Азии, то одной из главных проблем в регионе является проблема с водными ресурсами.
Основное противоречие заключается в том, что интересы стран-пользователей водными ресурсами не совпадают. Одни страны хотят использовать воду в ирригационном режиме, другие – в энергетическом режиме. В результате этого и возникает конфликтная ситуация.
Оценку внешнеполитического и нефтегазового наследия эпохи Б. Ельцина, доставшегося В.В. Путину в странах СНГ, кратко можно свести к следующим положениям:
- снижение приоритетного статуса СНГ во внешнеполитических и экономических приоритетах России;
- усиление в странах СНГ политического влияния, инвестиционных позиций США, Евросоюза, Китая, а также нефтегазовых ТНК, реализация на территории СНГ ряда трубопроводных нефтегазовых проектов в обход России;
- затухание интеграционных процессов на пространстве СНГ, нарастание
- центробежных тенденций, включая и сотрудничество с Россией в нефтегазовой сфере;
- негативные последствия для двусторонних и многосторонних отношений в сфере нефтегазового сотрудничества между Россией, Азербайджаном, Грузией, Туркменистаном, Узбекистаном, Украиной из - за личных позиций Б.Н. Ельцина, действий руководства «Газпрома»;
- выход из-под политического и финансового контроля государства приватизированных нефтяных компаний (исключение - госкомпания «Роснефть»), осуществлявших самостоятельную внешнеэкономическую деятельность в странах Ближнего и Дальнего зарубежья;
- непрозрачность процессов управления, финансовой экспортной и внутренней отчетности, коррумпированность менеджмента «Газпрома»;
- кровопролитная контртеррористическая война на Северном Кавказе. Близость боевых действий к основным нефтяным и газовым транскавказским маршрутам резко снижала инвестиционную привлекательность российских нефтегазовых проектов в этом регионе.
С таких невысоких позиций началась новая эпоха нефтегазовой дипломатии В.В. Путина после его избрания Президентом России 7 мая 2000 года. Баланс сил не в пользу России на экономическом и политическом пространстве СНГ был серьезно нарушен под воздействием напора мировых центров сил и влияния. В. В. Путин не раз открыто заявлял, что Россия сталкивается в зоне СНГ с растущей политической и экономической конкуренцией со стороны Евросоюза, США, Японии и Китая. Общая стратегическая цель Евросоюза и США - добиться того, чтобы центрально-азиатский газ пошел в Европу через Каспий, Азербайджан, Грузию, Черное море и Украину, то есть в обход российской территории.
Главным приоритетом своей деятельности В.В. Путиным была объявлена национальная безопасность России, которая включала и энергетическую безопасность. Утвержденная им Концепция национальной безопасности определила суть национальных интересов России, перечень угроз национальной безопасности и комплекс мер по их парированию. После этого В.В. Путин утвердил Концепцию внешней политики Российской Федерации217, которая провозгласила, что Россия будет добиваться формирования многополярной системы международных отношений, формирования пояса добрососедства по периметру российских границ, содействия устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах.
Концепция установила, что приоритетным региональным направлением внешней политики России является обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами СНГ, задачам национальной безопасности страны. Исходя из концепции разноскоростной и разноуровневой интеграции в рамках СНГ, Россия будет определять параметры и характер своего взаимодействия с государствами - участниками СНГ в целом и в более узких объединениях, в первую очередь в Таможенном союзе, в Договоре о коллективной безопасности.