Политология

Поможем написать

Внешняя политика Российской Федерации в 1991-1999 гг.

  • Тип работы: Вопрос-ответ
  • Цена: Бесплатно

Внешняя политика Российской Федерации в 1991-1999 гг.: этапы, стратегические и региональные направления; структура и механизмы принятия решений. СНВ-II.

Распад СССР оказал огромное влияние на систему международных отношений. Окончание «холодной войны» положило конец многолетнему противостоянию двух систем. Россия заняла место, принадлежащее СССР, в Совете Безопасности ООН. Процесс адаптации российской внешней политики к новым реальностям в мире оказался длительным и болезненным.

После поражения СССР в «холодной войне» международные позиции России были резко ослаблены. России было трудно претендовать на роль сверхдержавы.

В начале 1990-х гг. российская дипломатия взяла курс на интеграцию России в западное сообщество и мировые экономические структуры.

Ключевое место во внешней политике России занимали отношения с США. В июне 1992 г. в США состоялась первая российско-американская встреча на высшем уровне в постсоветский период. Президенты Дж. Буш-старший и Б. Ельцин объявили о переходе к новой – партнерской – модели двусторонних взаимоотношений. Затем стратегическое партнерство было подтверждено Клинтоном и Ельциным. Концепция стратегического партнерства России и США предполагала лояльность России в отношении западных ценностей в обмен на помощь Запада в осуществлении либеральных реформ.

Продолжилось сотрудничество с США в области разоружения. В начале января 1993 г. президенты РФ и США подписали Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), предусматривающий взаимное сокращение ядерного потенциала двух стран к 2003 г. до уровня 3,5 тысяч ядерных боеголовок. Важным шагом на пути к безъядерному миру стал подписанный в Нью-Йорке в сентябре 1996 г. договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний.

В начале 1996 г. министром иностранных дел стал Е. М. Примаков – академик РАН, ученый-востоковед, бывший до этого руководителем Службы внешней разведки. Он заявил, что российская дипломатия должна стоять на «защите национальных государственных интересов», а не на «романтизме нового мышления». Внешняя политика России постепенно меняет характер – она становится более державной.

В результате упорных переговоров 27 мая 1997 г. в Париже был подписан основополагающий Акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО. Согласно акту, обе стороны более не рассматривают друг друга как противников. Руководство НАТО официально обещало не размещать на постоянной основе вооруженные силы на территории своих новых членов. Договор Россия – НАТО документально подтвердил окончание «холодной войны» между Востоком и Западом.

Другим важным направлением внешней политики РФ стало расширение связей с Европейским союзом (НС), который в 1990-е гг. выступал как важнейший торгово-экономический партнер России.

В феврале 1996 г. Россия была принята в Совет Европы – организацию, имеющую целью добиваться расширения демократии и защиты прав человека, развития сотрудничества в разных областях человеческой деятельности.

В июне 1997 г. в Денвере (США) Россия была принята в состав «большой семерки» (Англия, Германия, Италия, Канада, США, Франция, Япония), которая превратилась в «большую восьмерку». В сентябре того же года Россия вошла в «Парижский клуб» кредиторов – международную организацию, обслуживающую государственные долги. Став членом этого элитного клуба, Россия получила в руки инструмент воздействия на 25 стран-должников, признающих Парижский клуб.

Политика России на Востоке. По мере охлаждения отношений с США во второй половине 1990-х гг. активизировалась российская восточная политика. Отношения с большинством стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) вышли на новые рубежи. С 1991 по 1999 г. состоялось шесть российско-китайских встреч на высшем уровне, которые проходили поочередно в Москве и Пекине. В апреле 1997 г. во время государственного визита председателя КНР в Москву, была, подписана российско-китайская Декларация о «равноправном и доверительном партнерстве, направленном на стратегическое взаимодействие в XXI веке».

Отношения со странами СНГ. С 1992 г., после распада СССР, во внешней политике Российской Федерации появилось новое направление: отношения с так называемым «ближним зарубежьем», с бывшими союзными республиками. В его рамках выделялись отношения со странами Содружества Независимых Государств (Белоруссия, Украина, Молдова, Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) и со странами Прибалтики (Латвия, Литва, Эстония).

В мае 1992 г. в Ташкенте шесть стран СНГ (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан) подписали договор о коллективной безопасности. В том же году начался вывод российских войск из стран ближнего зарубежья. Некоторые страны (Таджикистан, Грузия, Молдова), где разгорелись военные конфликты, согласились оставить на своей территории российские военные базы в качестве миротворческих сил.

В 1996 г. Е. Примаков объявил приоритетом внешней политики России ближнее зарубежье – страны СНГ. Вскоре Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия подписали договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. В мае 1997 г. был взят курс на создание союзного государства с Белоруссией. Однако реального сближения двух республик не произошло из-за несовпадения экономических моделей двух стран и разногласий по вопросу о форме объединения.

Характер и судьбу СНГ во многом определяли российско-украинские отношения. После многолетних переговоров 31 мая 1997 г. Россия и Украина подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Он стал результатом компромисса: Россия признала Украину в границах 1954 г. с полуостровом Крым в составе республики, Черноморский флот был поделен, российский флот базируется в Севастополе на правах аренды.

Еще статьи

Поможем с курсовой, контрольной, дипломной
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь