Этнопедагогика и этнопсихология

Тип работы: Контрольная работа
Цена: Бесплатно
(Время чтения: 7 - 13 минуты)

User Rating: 0 / 5

Введение

Под традиционно закрепившийся в общественных науках понятием «национальный (этнический) стереотип» обычно понимается схематизированный образ своей или чужой этнической общности, который отражает упрощенное (иногда одностороннее или неточное, искаженное) знание о психологических особенностях и поведении представителей конкретного народа и на основе которого складывается устойчивое и эмоционально окрашенное мнение одной нации о другой или о самой себе. Опираясь на свои национальные стереотипы, люди могут делать предвзятые выводы и неверно вести себя по отношению к представителям той или иной этнической общности.

Национальный стереотипы — особый вид стереотипов социальных. Последние представляют собой стандартизированные, устойчивые, ценностно окрашенные и эмоционально заряженные представления об окружающей действительности и других людях, которые формируются под влиянием определенных условий общественной жизни и деятельности или под воздействием других людей и которые распространяются посредством культуры и языка в конкретных социальных группах.

Каждая нация имеет свое национальное сознание, выражающееся в сложной совокупности социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень ее духовного развития. Национальное сознание существует на теоретическом и обыденном уровнях.

Обыденное национальное сознание является главной психологической основой различного рода межнациональных трений и конфликтов, поскольку именно в нем формируются национальные предрассудки, негативные установки, нетерпимость к другим общностям.

Цель данной работы – рассмотреть механизмы формирования национальных стереотипов и предрассудков, их роль в жизни общества.

Национальные стереотипы, как форма национального самосознания

Одним из элементарных психологических образований является стереотип. В психологии это понятие обозначает устойчивое, эмоциональное по своей природе психическое образование, в упрощенной форме отражающее некоторый достаточно сложный факт действительности. Выступая в названном качестве, стереотипы являются чувственно окрашенными социальными образами, которые объединяют в себе социальный и психологический опыт общения и взаимоотношения людей. Психологический механизм возникновения этнического стереотипа в сознании — некритическое усвоение — сам по себе предполагает возможность качественного различия стереотипов, которые могут быть более или менее близкими к истине и могут быть ложными, неузнаваемо искажающими объект своего отражения. Если измерять стереотипы критериями научной истины и строгой логики, то их придется признать крайне несовершенными средствами мышления. И тем не менее стереотипы существуют и широко используются людьми, хотя они и не осознают этого[1 с.119].

Важную роль в межгрупповых отношениях играют социальные стереотипы – упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, характеризующиеся высокой степенью согласованности индивидуальных представлений. Стереотипы усваиваются в раннем детстве – обычно из вторичных источников, а не из непосредственного опыта – и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они принадлежат.

Под социальными стереотипами понимаются некие устойчивые образования, местом локализации которых является бессознательная часть психики людей, но при этом они способны актуализироваться, воспроизводиться в сознании и поведении людей в определенных ситуациях. Понятие "социальный стереотип" было введено Уолтером Липпманом, который рассматривал его как упорядоченный, схематичный, детерминированный культурой образ мира в голове человека[3 с.87].

Стереотип как схематический, устойчивый образ или представление о социальном явлении или объекте, играет существенную роль в социальной жизни. Являясь составной частью установки, социальный стереотип выражает привычное отношение к явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта. Социальные стереотипы и информация, циркулирующая в обществе, неразрывно связаны. В условиях дефицита информации без стереотипов невозможны адекватная оценка происходящего, прогноз. Социальный стереотип позволяет резко сократить время реагирования на изменяющуюся реальность, ускорить процесс познания. Однако, возникая при явном недостатке информации, стереотип часто оказывается ложным, играет консервативную роль, формируя ошибочные представления. Уже сложившиеся стереотипы вынуждают людей осуществлять поиск информации, поддерживающей их, и игнорировать информацию, не согласующуюся с ними. Таким образом, социальный стереотип может служить фактором, деформирующим процесс интерпретации.

С точки зрения социологии можно выделить следующие виды социальных стереотипов: политические, национальные, этнические, экономические, ролевые, гендерные, возрастные, профессиональные, статусные, а также культурные. К последнему виду весьма близко понятие социокультурного стереотипа.

Таким образом, этнические стереотипы являются разновидностью социальных стереотипов и понимаются как относительно устойчивые, уп-рощенные, схематизированные и эмоционально-окрашенные об¬разы и мнения обобщенного характера о той или иной этниче¬ской группе, которые с легкостью распространяются на всех представителей этой группы.

Опираясь на свои национальные стереотипы, люди могут делать предвзятые выводы и неверно вести себя по отношению к представителям той или иной этнической общности.

Национальные стереотипы — особый вид стереотипов социальных. Последние представляют собой стандартизированные, устойчивые, ценностно окрашенные и эмоционально заряженные представления об окружающей действительности и других людях, которые формируются под влиянием определенных условий общественной жизни и деятельности или под воздействием других людей и которые распространяются посредством культуры и языка в конкретных социальных группах[5 с.187].

Возникают стереотипы в силу действия по меньшей мере двух тенденций человеческой психики. Во-первых, это конкретизация — стремление к пояснению абстрактных, трудно усваиваемых понятий через какие-то реальные образы, доступные и вразумительные для индивида и всех членов данной группы. Во-вторых, это упрощение, суть которого сводится к выделению одного или нескольких простых признаков в качестве основополагающих для раскрытия сложных явлений.

Стереотип во многих случаях — примитивное суждение. Приняв его, мы как бы навешиваем популярный «ярлык» на многовариантный в действительности образ.

Социальные стереотипы закрепляются в результате неоднократного смыслового и эмоционального акцентирования сознания людей на тех или иных явлениях и событиях, многократного их восприятия и запечатления в памяти. Стереотипы функционируют на основе спонтанного восприятия по принципу: «Нам говорят об окружающем мире до того, как мы его увидим и оценим». Многие из них возникают стихийно, что обусловлено потребностью в экономии внимания в процессе усвоения опыта других людей и предшествующих поколений, который закреплен в виде привычных представлений. Социальные стереотипы зачастую охватывают не существенные, а наиболее броские, яркие черты явления или события. Оценка их, соответствующая стереотипу, в большинстве случаев принимается без доказательств и считается наиболее правильной, а всякая другая подвергается сомнению.

Стереотип однозначен, он делит мир лишь на две категории: «знакомое» и «незнакомое». «Знакомое» становится синонимом «хорошего», а «незнакомое» — синонимом «плохого».

Стереотипы выделяют объекты таким образом, что слегка знакомое видится как очень знакомое, а мало знакомое воспринимается как остро враждебное.

Социальные стереотипы:

– оказывают непосредственное влияние на поведение и деятельность людей и получение ими нового опыта;

– возникают чаще всего стихийно;

– служат защите сложившихся традиций и представлений;

– несут в себе оценочный элемент в виде эмоционального отношения к объекту, но в то же время однозначны: «да» или «нет», «свой» или «чужой», т.е. или негативны, или позитивны;

– экономят мышление и суммируют исторический опыт;

– не отражают действительность, а являются знаком последней;

– предельно устойчивы, но в то же время и изменяемы;

– не могут быть абсолютно истинными, но могут основываться на близких к действительности представлениях, иногда могут быть абсолютно ложными;

– становятся более отчетливыми и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами[5 с.198].

Социальный стереотип выступает формой наиболее концентрированного проявления социальной установки. Исследования стереотипа показали, что наибольшую устойчивость и действенность он обнаруживает тогда, когда его контуры (при всей их четкости) оставляют человеку определенный простор для индивидуальной «достройки» общепринятого образа, для проявления активности ищущего выхода психологического напряжения, возникающего в результате расхождения образа, фиксированного в социальной установке и складывающегося в конкретных условиях.

Социальный стереотип, не дающий индивиду такой возможности, теряет свой ореол и превращается в простой штамп. «Достройка» стереотипа происходит неосознанно, но если она воссоздает отраженную в ней действительность адекватно, то немедленно начинает распространяться в данной социальной общности и исподволь заполняет старую форму новым содержанием.

Становление социального стереотипа — процесс длительный. В ходе его множество индивидуальных впечатлений, мнений, образов, существующих в сознании различных людей, сливается в единую модель. Необходимо время, чтобы получить достаточное количество разнообразной информации о предмете, отражением которого является стереотип. Нужно, чтобы каждая из образовавшихся установок пустила корни, закрепилась, чтобы эти фиксированные установки сплелись в образ, в высшей степени обобщенный и стандартизированный для множества людей, и закрепили его в системе предрасположенности[4 с.214].

Разновидности этнических стереотипов

Этнический стереотип подразделяется на два вида: автостереотипы и гетеростереотипы.

Автостереотипы — это мнения, суждения, оценки, относимые к данной этнической общности ее представителями. Обычно автостереотипы содержат комплекс положительных оценок.

Гетеростереотипы — совокупность оценочных суждений, выносимых о других народах представителями данной этнической общности.

В отличие от автостереотипов, гетеростереотипы могут быть как положительными, так и отрицательными, в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов. Этнический стереотип содержит в себе устойчивое ядро, определенный комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыках. Другой частью этнического стереотипа, помимо ядра, является ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа Изменчивость оценок этих качеств тесно связана с меняющейся ситуацией в межнациональных и межгосударственных отношениях. Адекватность содержания этнических стереотипов чрезвычайно проблематична. Таким образом, следует полагать, что этнический стереотип — это отражение прошлого и настоящего, негативного и позитивного опыта взаимоотношения народов, особенно в таких сферах деятельности, как торговля, сельское хозяйство, то есть там, где ярче всего проявляются психические особенности межличностных отношений[1 с.124].

Любые стереотипы (как социальные, так и этнические) содержат в себе элементы оценочных суждений, которые могут иметь как положительный (позитивный), так и отрицательный (негативный) оттенки. На основании этих эмоционально окрашенных оценочных суждений выделяются следующие виды стереотипов:

– положительные, под которыми понимаются такие утвержде¬ния, суждения и оценки черт этноса или входящих в его состав отдельных этнических групп, которые имеют положительный, позитивный характер, и на этом основании группе приписыва¬ются позитивные мотивы поведения и деятельности. Иногда в отношении того или иного этноса могут формироваться только позитивные стереотипы;

– отрицательные, под которыми понимается совокупность отри¬цательных оценок, восприятий, суждений и представлений отно¬сительно той или иной этнической группы или этноса в целом, и приписываются негативные мотивы поведения и деятельности. Иногда представление о том или ином этносе может включать только негативные стереотипы;

– амбивалентные, под которыми понимаются такие чувства, оценки и суждения в отношении оцениваемого этноса, которые носят двойной — и отрицательный, и положительный характер. Совокупность негативных и позитивных стереотипов в отноше¬нии одного этноса называется амбивалентной системой этни¬ческих стереотипов и характеризуется тем, что в ситуациях со¬трудничества с этим этносом у стереотипизирующей группы будут преобладать позитивные стереотипы, а в конфликтных ситуациях — негативные.

Под модальными этническими стереотипами понимаются такие стереотипы, которые включены в структуру модальной личности этноса в качестве ее личностных этнических черт, т. е. являются ведущим чертами национального (этнического) характера. Модальные этнические стереотипы имеют следующие особенности:

– включают в себя ряд подвидов, среди которых можно выделить следующие:

– модальные этнические автостереотипы, т. е. ведущие пред¬ставления этноса о себе;

– модальные этнические гетеростереотипы, т. е. ведущие пред¬ставления одной этнической группы или этноса о другой группе или этносе;

– формируются через сравнение своего этноса с другими (как в случае модальных автостереотипов, так и в случае модальных гетеростереотипов) и раскрытие отличий и противоположно¬стей между ними;

– основываются на специфике этнической установки, когда силь¬ная отрицательная установка способствует формированию от¬рицательных модальных гетеростереотипов, а сильная положи¬тельная установка обусловливает формирование положительных модальных автостереотипов, так как это явление очень редко встречается в случае гетеростереотипов[3 с.101].

Под стереотипами поведения понимаются такие стереотипы, которые вырабатываются каждым этносом в процессе его жиз¬недеятельности на определенной территории в конкретных со¬циально-экономических и исторических условиях, и эти стереотипы для каждого этноса уникальны. Стереотипы поведения имеют следующие характеристики:

– выполняют функцию предоставления членам этноса общеприня¬тых моделей поведения в тех или иных стандартных ситуациях;

– являются устойчивыми, регулярно повторяемыми элементами образа жизни, которые, обладая определенной социальной значимостью, тем не менее не несут какого-то событийного ха¬рактера и не осознаются носителями поведения как поступки;

– включают в себя набор типовых программ и схем поведения, ко¬торые нивелируют тенденции к индивидуализации поведения и сдерживают рост его вариативности и тем самым сохраняют этнос как единое целое, а также способствуют формированию этнической идентичности представителей данного народа[3 с.120].

Национальные предрассудки

Национальное сознание существует на уровнях как теоретического, так и обыденного сознания. Если теоретическое национальное сознание представляет собой научно оформленную, систематизированную конструкцию, состоящую из идеологических взглядов, идей, программ, норм, ценностей и т. д., выработанных нацией за длительное время ее существования и определяющих стратегию ее развития, то обыденный уровень национального сознания включает в себя потребности, интересы, ценностные ориентации, установки, стереотипы, чувства, настроения, обычаи и традиции членов этой общности, проявляющиеся в повседневной жизни и деятельности. Все эти компоненты находятся в тесном единстве, они неразрывно взаимосвязаны друг с другом. Следует отметить, что обыденное национальное сознание является главной психологической основой различного рода межнациональных трений и конфликтов, поскольку именно в нем формируются национальные предрассудки, негативные установки, национальная нетерпимость к другим общностям[5 с.114].

Национальные предрассудки представляют собой неадекватные и искажающие действительность установки, вырабатываемые этнической общностью по отношению к другим группам и отличающиеся большой живучестью и консервативностью.

Их основное назначение заключается в формировании определенной предубежденности членов этнической общности в отношении соответствующих объектов.

Функционирование национальных предрассудков способствует сохранению социальной дистанции между этническими общностями. Формируются они под влиянием социально-экономических условий существования этноса, его культуры, образа жизни, поведения.

Именно отрицательный эмоциональный заряд национальных предрассудков обусловливает ту иррациональность, которая характерна для регулятивной функции, выполняемой национальными предрассудками в процессе межнационального общения. Сформирование системы национальных стереотипов является той основой, на которой строится соответствующее поведение по отношению к представителям других этнических групп.

Сам по себе процесс стереотипизации не плох и не хорош; он выполняет объективно необходимую функцию, позволяя быстро, просто и во многих случаях достаточно надежно дифференцировать, упрощать социальное окружение индивида.

Стереотипизация становится «плохой» в том случае, когда имеет своей основой предвзятость, предубежденность по отношению к какому-либо этносу и его конкретным представителям, искажает какие-то особенности и черты людей и поэтому выступает серьезным препятствием для взаимопонимания между представителями разных наций и возникновению националистических психологических установок.

Националистическая психология, в противоположность психологии национальной, — это измененная форма групповой солидарности. Такая солидарность выливается в одностороннюю ориентацию относительно ценностей своей социально-этнической общности и в отрицание однопорядковых ценностей другой этнической группы. Свое реальное выражение психология национализма находит в безоговорочном и бесспорном предпочтении своего этнического или национального при возникновении альтернативы «свое» или «инородное», в функционировании ложных этнических или национальных стереотипов — предвзятых, некритически усвоенных и эмоционально окрашенных, стандартизованных суждений о представлениях других народностей и наций, в существовании этнических предрассудков, — обобщенных установок враждебного отношения к определенным этническим группам, наконец, в националистически окрашенном общественном мнении.

Националистическая психология не возникает сама по себе и независимо от психологии национальной Она базируется на национально-психологических образованиях, которые под влиянием политических интересов становятся предметом абсолютизации и превращаются в совокупность искаженных и упрощенных представлений о людях своей и других наций и народностей, в закрепленное некритически воспринятым опытом негативное отношение к представителям других социально-этнических общностей, в готовность к предвзятому реагированию при восприятии информации, касающейся «своей» и «чужой» этнической общности[1 с.114].

Националистическая психология, в противоположность психологии национальной, — это измененная форма групповой солидарности. Такая солидарность выливается в одностороннюю ориентацию относительно ценностей своей социально-этнической общности и в отрицание однопорядковых ценностей другой этнической группы. Свое реальное выражение психология национализма находит в безоговорочном и бесспорном предпочтении своего этнического или национального при возникновении альтернативы «свое» или «инородное», в функционировании ложных этнических или национальных стереотипов — предвзятых, некритически усвоенных и эмоционально окрашенных, стандартизованных суждений о представлениях других народностей и наций, в существовании этнических предрассудков, — обобщенных установок враждебного отношения к определенным этническим группам, наконец, в националистически окрашенном общественном мнении.

В основе механизмов, превращающих национальные проявления в националистические на социально-психологическом уровне, лежат два элементарных психологических образования — установка и стереотип, а также процесс «перемещения», при помощи которого становится возможным направить эмоциональную реакцию на объект, причинно не связанный с возникновением этой реакции. Эти механизмы чаще всего преднамеренно используются с целью культивации этноцентризма, закрепления этнических предрассудков и побуждения людей к националистическим настроениям.

Внешние признаки националистической психологии проявляются открыто в поведении — в предвзятых высказываниях или поступках ее носителей, обнаруживающих, прямо или косвенно, описанные выше свойства. Эти взгляды и действия означают непризнание прав других наций или народностей, служат установлению и поддержанию неравноправия, выливаются в преследования и дискриминацию представителей других народов. Но эти же признаки могут проявляться и скрыто — прежде всего в готовности потреблять националистически ориентированную информацию[1 с.121].

Список использованной литературы

  1. Баронин А.С. Этническая психология. — Киев: Тандем, 2000. — 264 с.
  2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
  3. Галустова О.В. Этнопсихология: Конспект лекций. – М.: Приориздат, 2005. – 160 с.
  4. Крысько В. Г. Этническая психология. Учебное пособие Серия: Высшее профессиональное образование. – М.: Издательство: Академия 2008 г.
  5. Крысько В. Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций / В. Г. Крысько. – М.: Издательство «Экзамен», 2002. – 448с.
  6. Социальная психология учебное пособие / Отв. Ред. А. Л Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. – 351с.
  7. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. – 320 с.